Форма путевого листа легкового автомобиля
Шаблон, по которому все учреждения оформляют путевку ТС (форма 3), принят решением Госкомстата № 78 от 28.11.1997 года еще 20 лет назад. С тех пор было принято немало исправлений. Последние исправления были приняты 21.12.2018 года распоряжением Минтранса № 467, которые начали действовать с 1.03.2019 года.
Данным Постановлением приняты различные бланки путевок, для каждого вида ТС. При этом, предприятие вправе разработать собственный бланк путевки, однако в нем необходимо отобразить обязательные требования, такие как:
- Название формы «Путевой лист легкового автомобиля»
- Номер и дата его выписки.
- Продолжительность действия бланка. Наибольшее время — один месяц.
- Реквизиты владельца ТС. Сейчас требуется отображать ОГРН.
- Реквизиты водителя ТС (Ф.И.О., номер водительских прав (ВУ)).
- Реквизиты ТС (государственный номер, модель).
- Данные спидометра накануне выезда по маршруту и при возврате в гараж.
- Дата и время отправки по маршруту и возврата в гараж.
- Подпись и Ф.И.О. лица, зафиксировавшего показания спидометра, с отображением даты и времени.
- Дата и время медосмотра шофера до и после поездки.
- Штамп, подпись и Ф.И.О. доктора, выполнившего мед. освидетельствование.
- Сведения о техосмотре, с отображением даты и времени.
- Подпись и Ф.И.О. автомеханика, осмотревшего ТС.
- Оформленную путевку подписывает диспетчер и начальник предприятия, либо назначенные начальником лица.
- При наличии в учреждении печати, выписанный бланк заверяется нею.
Путевка выписывается в одном экземпляре и вручается шоферу на руки. По завершению задания шофер обязан вернуть заполненную путевку ответственному работнику под роспись.
Особенности заполнения листа
С введением новых реквизитов в 2022 году компаниям придется дополнять существующие формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года № 78, или разрабатывать собственные. Бланки, которые организация будет использовать, нужно закрепить в учетной политике.
Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).
При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом о). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.
После оформления путевого листа бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).
Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.
Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража. В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.
Важно! В период, на который выписан путевой лист, автомобиль могут использовать несколько водителей. В этом случае можно открыть несколько листов: для каждого водителя на одно ТС.
Для чего необходимо составлять путевые листы
Путевки выписываются для отчета о передвижении ТС, списания израсходованного топлива, начисления шоферу зарплаты, а также начислению бухгалтерией фирмы амортизации и прочих издержек. Кроме этого, если шофера служебного ТС задержит работник ГИБДД, путевка является основанием законности выезда и подтверждением права управления ТС.
При отсутствии путевки, шоферу накладывается штраф согласно ст. 12.13 КоАП РФ.
Для отчета по израсходованному топливу требуются материалы, удостоверяющие заправку, характер маршрута. Если заправка горючего осуществляется по топливным картам, то это отображается в документах поставщика.
Если расчет по топливу осуществляется наличностью, то учет выполняется по чекам АЗС и отчетам шофера. При подключении ТС к электронному контролю, который обеспечивает наблюдение за маршрутом и расходованием ГСМ, то для его списания используются отчеты данной системы (Письмо Минфина № 03-30-06/1/354 от 16.06.2011).
Обязательные реквизиты в путевке
Путевой листок считается бланком строгого учета, поэтому в нем требуется отображать данные, регламентируемые законодательными нормами РФ. Если учреждение желает разработать собственный бланк, необходимо учесть положения по его оформлению.
- На титульной стороне каждого путевого бланка обязаны отображаться:
- Дата действительности путевки. Если путевка выписана не на день, а на некоторый период, надо написать следующим образом (например, 22.07.2019 – 26.07.2019).
- Номер и серия документа. Номер обязан быть уникальным. Серии присваиваются при изготовлении бланков в типографии.
- Реквизиты предприятия и его штамп (название, адрес, контактные данные, коды по ОКУД и ОКПО).
- Реквизиты ТС (модель, марка, номерной знак ТС). Если ТС арендуется, надо отобразить реквизиты арендного соглашения.
- Реквизиты шофера (Ф.И.О., номер и категория ВУ, тип лицензии, если есть).
- Маршрут, с отображением конечного пункта, времени выезда шофера и возврата.
- Подпись диспетчера, выдавшего наряд шоферу.
- Подпись автомеханика, с отображением сведений:
- об исправности ТС, при начале и завершении задания;
- значений спидометра;
- о заправке ГСМ и его остатке;
- о марке топлива;
- о расходе ГСМ, с отображением нормативного и фактического расхода.
- информация о мед. освидетельствовании шофера и техосмотре (ТО) ТС.
О том, что автомеханик обязан обеспечить контроль ТО ТС накануне каждого маршрута, регламентировалось Минтрансом РФ еще с 2014 года. Однако требуемого реквизита в путевке не существовало, что позволяло предприятиям безнаказанно не выполнять установленное требование. В настоящее время этот реквизит стал обязательным. Требуется отображать сведения о владельце ТС, с указанием ОГРН, ИП — ОГРИП. На унифицированных бланках (форма 3), которые утверждены уже не обязательно ставить штамп. Предприятия, которые разрабатывают свои путевые бланки, обязаны включить все требуемые реквизиты согласно распоряжению Минтранса № 467 от 21.12.2018 года.
Надо также отметить, что все медосмотры водителей накануне рейса регистрируются в специализированном журнале. Необходимость медосмотра водителей устанавливается приказом начальника предприятия. Кроме того, является обязательным медосмотр после возврата из рейса для шоферов, выполняющих пассажирские перевозки или транспортировку опасных грузов.
В освидетельствование накануне рейса входит:
- Выслушивание жалоб шофера.
- Внешний осмотр.
- Проверка температуры, давления, пульса.
- Проверка на алкоголь алкотестером.
- Определение принятия психотропных веществ.
По итогам освидетельствования доктор выдает заключение и разрешает выезд, подписав путевку, с отображением даты, времени осмотра.
- Обязательные реквизиты обратной страницы путевки:
- Порядковый номер записи. Каждый маршрут обязан отображаться под уникальным номером.
- Код заказчика.
- Маршрут, с отображением точки выезда и конечного пункта.
- Время отъезда и возврата.
- В поле «Пройдено» заносится пройденная дистанция.
- Подпись водителя.
Путевой бланк всегда вручается в одном экземпляре.
(Видео: “Оформление путевого листа”)
Обратная сторона
На оборотной стороне путевки указывают маршрут (его начальную и конечную точки, временные интервалы). Каждый рейс маркируется индивидуальным номером. В графе «Пройдено» следует указывать пройденную дистанцию. Здесь же пишут код заказчика.
Зачем нужен отрывной талон?
Помимо основного бланка путевой лист содержит отрывной талон. Он заполняется заказчиком и подтверждает для него факт получения услуг по перевозке. В нем в обязательном порядке содержатся показания одометра. Когда предприятие выставляет заказчику счет за услуги, к нему прилагают отрывной талон.
Изменился срок выдачи
Согласно последним поправкам в законодательстве РФ, выдавать одну путевку на множество маршрутов в различные рабочие дни не допускается. Новые правила гласят, что путевой бланк требуется выписывать накануне:
- каждого выезда – если рейс продолжительнее рабочего дня;
- начала первого выезда – если объем задания меньше дня и шофер получает одно или множество заданий.
Форма отображения в путевке времени действия бланка зависит от длительности маршрута. Если его длительность не более рабочей смены, время действия путевки отображается одной датой. Если же длительность маршрута более одной смены, в графе «срок действия» отображается дата начала маршрута и дата его завершения.
Кто заполняет бланк
Ведение путевых листов обычно возлагается на руководителя структурного подразделения, бухгалтера, диспетчера или иного сотрудника (иногда эти документы выписывает сам руководитель организации).
Внимание! Водители к заполнению путевых листов допускаться не должны.
Задача водителя для правильного оформления путевого листа заключается только в том, чтобы поставить подпись о приеме и сдаче машины в конце рабочей смены, а также сделать отметки о совершенных переездах.
Путевой лист выдается водителю под расписку, при этом обязательным условием его получения является сдача документа за предыдущий день.
В некоторых случаях путевой лист можно оформлять не на одну рабочую смену, а на более длительный период (например, при междугородних перевозках).
Срок действия
До 01.03.2019 выдать путевку разрешалось, как на один день, так и на полный месяц. После поправок, отображенных в приказе № 467, путевка выписывается накануне каждой смены или задания. Шоферу вручается путевка накануне выезда. В стандартном бланке имеется возможность изменения времени действия путевки, так как возможна задержка рейса, а передвижение без путевки – это нарушение.
По окончанию времени действия выданной путевки, бланк возвращается под роспись ответственному работнику и далее передается в бухгалтерию для доработки.
Как оформить путевой лист легкового автомобиля
Правила оформления путевки легкового ТС (форма № 3) приняты распоряжением Минтранса РФ от № 152 18.09.2008 года. Оформление осуществляют, в большей части, диспетчеры. На предприятиях, где такой службы в штате нет, а легковое ТС представлено личным автомобилем начальника, заполнять путевку может сам начальник или работающее лицо, назначенное приказом. Если заполнение путевок поручено шоферу (это не запрещается), он обязан заполнять пробег ТС на основании показателей приборов.
Форму № 3 можно оформлять для легковых ТС, как в автотранспортных предприятиях, так и на обыкновенных учреждениях. Особенности оформления данного бланка отображены в письме Росстата № ИУ-09-22/257 от 03.02.2005, где отмечено, что на каждом путевом бланке ставится штамп предприятия (не печать). Также требуется выполнять и прочие нормативы по заполнению путевок.
(Видео: “Как правильно заполнять путевые листы”)
Записывать показания приборов требуется, как накануне выезда, так и при возврате в гараж. Учету подлежат топливный датчик, спидометр и прочие приборы.
Положения по заполнению путевок:
- Осмотреть ТО ТС обязан автомеханик, проставив в бланке свою проспись накануне выезда.
- Проверить здоровье шофера обязан медицинский работник, с отображением даты и времени, личной подписи, а также записывания фразы, что шоферу «проведено медицинское освидетельствование накануне выезда с допуском к работе».
Оформление выписанного бланка осуществляется следующим образом:
- В левом верхнем разделе бланка заполняется:
- Дата начала движения.
- Название фирмы-собственника ТС.
- Сведения о шофере.
- Реквизиты ТС.
- Время выезда из гаража.
- Время возврата в гараж.
- Данные о медосмотре.
- Реквизиты мед. работника, проводившего осмотр.
- В правом разделе бланка заносятся:
- Коды из учредительных материалов фирмы.
- Номер путевки.
- Километраж.
- Сведения об автомеханике, проводящего ТО ТС.
- Вид топлива.
- Объем заправки ГСМ.
- В нижнем разделе бланка проставляется:
- Подпись автомеханика, подтверждающая исправность ТС.
- Подпись шофера.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1: ИП, осуществляющие перевозки, могут иметь в собственности несколько автомобилей. Обязательно ли перерегистрировать эти ТС на ИП?
Ответ: Статус ИП не подразделяет имущество гражданина и того же ИП. Таким образом, ИП вправе использовать свое имущество и в предпринимательской деятельности, и в личных целях. Регистрация ТС в собственности ИП осуществляется в порядке, как и на физ. лиц (не ИП). Так, перерегистрации ТС, принадлежащих физ. лицу, для предпринимательства, не требуется.
Вопрос №2: Нужно ли оформлять путевой лист на руководителя организации, если ТС используется, числящееся на балансе?
Ответ: Руководитель также обязан соблюдать требования по использованию ТС организации, то есть путевой лист оформить нужно обязательно, но его допускается оформить на срок до 1 месяца. Даже для руководителя ТС для служебных целей нужно иметь соответствующие документы.
Порядок хранения документа
Сданные путевки хранятся не менее 5 лет (Распоряжение Минтранса РФ №152 от 18.09. 2008 года).
Ответственность за сохранность бланков возлагается:
- На начальника учреждения.
- На должностных работников (отвечающих за работу ТС).
Проверку путевок вправе проводить:
- Работники ГИБДД.
- Служба ФНС.
- Работники ГИТ.
При отсутствии путевок может накладываться штраф по 200 рублей за каждую неоформленную путевку (ст.12.13 КоАП).
Ответственность за отсутствие путевого листа
Законодательством РФ не разрешается выезд на легковом ТС без путевки. За выезд без данного бланка накладывается штраф в сумме от 500 рублей. Иногда можно ограничится предупреждением. Также, административному штрафу может подвергаться шофер за неправильно заполненную путевку.
Законодательством РФ регламентированы следующие размеры штрафов:
- При отсутствии путевого бланка ТС у шофера, ему накладывается штраф, равный 500 рублей или выносится предупреждение.
- При отсутствии путевого бланка ТС у должностного работника учреждения —штраф равняется 20-ти тысячам рублей.
- Для учреждения такой штраф может накладываться до 100000 рублей.
- В некоторых обстоятельствах могут накладываться все штрафы одновременно.
- ИП полностью отвечает за данное нарушение, даже если он не является юр. лицом. Штраф за выезд без путевки для ИП может достигать до 100000 рублей.