Статья 30 НК РФ. Налоговые органы в Российской Федерации (действующая редакция)


Определение ИФНС

Согласно Постановлению Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. в качестве органа исполнительной власти в области надзора за исполнением законодательства об обязательных сборах выступает Федеральная налоговая служба.

Подразделение ФНС – Инспекция ФНС. ИФНС – это исполнительный орган на определенной территории.

Определение принадлежности конкретного лица к территориальной инспекции выполняется следующими способами:

  1. С помощью идентификационного кода налогоплательщика. Номер подразделения службы – это первые четыре цифры ИНН.
  2. На официальной странице ФНС. В специальном поле необходимо ввести адрес физического лица по месту проживания, адрес регистрации юридического лица либо ИП, и система выдаст реквизиты ИФНС.

В результате реорганизации налоговых органов может измениться код ИФНС. Узнать налоговую по адресу прописке можно на сайте ФНС РФ. Получить информацию можно по известному, ранее присвоенному, коду.

Уровни контроля

Вам будет интересно:Налоговая льгота — это что? Виды налоговых льгот. Налоговая социальная льгота

В России действуют:

  • Общефедеральный фискальный орган. Это Министерство РФ по обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды страны. Его главу назначает президент в соответствии с представлением председателя правительства. Заместители назначаются Высшим исполнительным институтом власти. Министр формирует совещательный орган – коллегию.
  • Структуры субъектов. Региональный фискальный орган – это инспекция ФНС, осуществляющая контроль на территории республики, области/края (автономных в том числе) или города федерального значения. Руководитель структуры назначается начальником руководителем министерства. В региональных инспекциях также формируются коллегии.
  • Местные структуры. Территориальный фискальный орган осуществляет контроль по району или городу. Руководитель назначается начальником вышестоящей структуры.

Структура налоговых органов

Структура и понятие о ФНС РФ определены Постановлением Правительства «Об утверждении положения о ФНС». Подробная схема размещена на веб-странице ФНС.

Кратко она выглядит следующим образом:

  1. Высший налоговый орган в РФ – ФНС, подчиняется Министерству финансов.
  2. Пять межрегиональных инспекций.
  3. Управления налоговой службы по субъектам.

Во главе ФНС стоит руководитель. Предложение о назначении на пост исходит от Минфина РФ. Утверждение на пост и освобождение от должности выполняет Правительство страны. На начальника возлагается персональная ответственность по выполнению порученных ФНС задач и функций.

Управление налоговой службы страны по субъектам включает территориальные инспекции.

Офис ФНС России располагается в Москве по адресу: ул. Неглинная, 23.

Обратиться в госналогслужбу можно различными способами:

  • по телефону;
  • письмом по почте России;
  • с помощью онлайн-сервисов;
  • через отделения по месту жительства.

Вся справочная информация содержится на официальной странице службы в интернете. Для консультаций по общим вопросам открыта единая горячая телефонная линия. Центральный аппарат круглосуточно доступен по телефону доверия +74959130070.

Форма одежды всех налоговых сотрудников содержит отличительный нарукавный знак с гербом. В качестве герба используется эмблема Министерства налогов и сборов. Внешне она схожа с гербом России. Отличие состоит в том, что правой лапой орел держит ключ, а левой – керикион Гермеса.

Фискальная деятельность таможенных органов

Общее руководство работы этих структур осуществляют правительство и президент. Фискальная функция таможенных органов считается одним из ключевых направлений их компетенции. Под ее существенным влиянием находится не только национальная экономика, но и внешнеторговые отношения. В общем виде таможенные платежи являются средствами, которые взимаются с субъектов, участвующих в перемещении объектов через границу страны.

Функции налоговой службы

Для достижения поставленных законом задач, ФНС выполняет функции:

  • по обеспечению строгого исполнения законодательства, выработке порядка управления налоговым производством;
  • по участию в разработке законопроектов и других официальных документов в сфере налогообложения;
  • по оказанию услуг, объяснению прав и обязанностей налогоплательщикам;
  • по осведомлению плательщиков налогов о произошедших законодательных изменениях.

К другим функциям относятся:

  • проведение проверок финансовой деятельности организации в области налогового учета;
  • посредством кредитных организаций возвращение ранее уплаченного превышающего норму налога;
  • работа по анализу статистики в сфере налогообложения, разработка рекомендательных поправок с целью совершенствования налоговой системы;
  • помощь в определении стоимости и продаже изъятого имущества.

Место и роль органов налоговой службы в механизме российского государства

 Федеральная налоговая служба имеет ведущее значение в развитии государства. Органы налоговый службы взаимодействуют с другими государственными структурами и охватывают все сферы. Изучение роли органов ФНС и их места в системе российского государства позволяет выявлять слабые места в правовом регулировании и совершенствовать законодательство.

Ключевые слова: налоговые органы, налоговая служба, ФНС, налоговая система.

В любом обществе для обеспечения нормального функционирования необходима эффективная деятельность различных государственных структур. К ним относятся и налоговые органы. Существование налоговых платежей — один из признаков государства. Налогообложение в России имеет многовековую историю, несмотря на то, что упорядоченной деятельность ФНС на всех уровнях стала после внедрения рыночных реформ [2, с. 21].

Виду вышесказанного можно сделать вывод, что органы налоговой службы существуют с момента образования государства и составляют основу его функционирования.

Процесс становления и формирования органов налоговой службы в России начался почти 500 лет назад и продолжается по сей день. Ежегодно ФНС России реализует политику, способствующую совершенствованию налоговой системы Российской Федерации и преобразованию органов налоговой службы. Цель проводимых преобразований — действенное и результативное функционирование органов налоговой службы, минимизация издержек на их функционирование, сокращение задолженности налогоплательщиков, путем обеспечения для них своевременного информирования об имеющихся начислениях и недоимках, а также создание условий доступности информации и повышение налоговой грамотности.

Большинство ученых придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов. Детализация функций, выделение подфункций представляются рациональными и оправданными, поскольку позволяют уточнить и расширить существующую систему взглядов на механизмы действия налогов [4, с. 50].

ФНС России, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляет контрольную функцию, которая предполагает надзор за соблюдением законодательства и проведение мер, направленных на предотвращение налоговых правонарушений [3]. Контрольная — первостепенная и главная функция налоговых органов [1].

На ряду с контрольной, в перечень функций ФНС по общему правилу входят регулирующая, фискальная и социальная, но некоторые ученые в своих работах дополняют классификацию и рассматривают и иные функции, кроме общепринятых.

Одной из таких функций является стимулирующая. Она выражается в стимулировании технического прогресса как для определенного вида деятельности, так и для экономической системы в целом. Такое разграничение функций носит условный характер, так как они переплетаются и осуществляются одновременно [4, с. 50].

Изучив функции налоговой службы и проведя их анализ, можно сделать вывод, что налоговая система — не отдельная обособленная структура, а часть государственного аппарата, охватывающая все уровни и сферы общественной жизни. Перечисленные функции реализуются для достижения задач, выполнение которых возложено на налоговые органы, и обусловлены они правовым положением ФНС и территориальных органов.

Роль органов налоговой службы в государственном механизме можно оценить через изучение степени и необходимости взаимодействия ФНС не только с налогоплательщиками, но и с государственными структурами.

Налоговые органы активно взаимодействуют с органами внутренних дел МВД России и следственным комитетом, банками, Пенсионным Фондом, Службой судебных приставов, финансовыми, таможенными, судебными органами и органами федерального казначейства, а также с администрацией и другими [].

Такое взаимодействие обеспечивает не только выполнение непосредственных функций, возложенных на каждый государственный орган, но и позволяет обмениваться информацией по соответствующим запросам. Обмен сведениями позволяет выявлять и пресекать правонарушения, в том числе уклонение от уплаты налогов, нарушения законодательства о валютном регулировании, неправомерное возмещение из федерального бюджета, а также позволяет выявлять адреса массовой регистрации, фирмы-однодневки и предотвращать фиктивную миграцию налогоплательщиков.

Важность взаимодействия можно наглядно рассмотреть на конкретном примере. Фиктивная миграция — существенная проблема, ведь за счет нее растет задолженность перед бюджетами всех уровней, что оказывает непосредственное влияние на экономику страны. Поэтому предотвращение уклонения от налогов этим способом — одно из приоритетных направлений осуществления функций ФНС.

С целью пресечения данного вида миграции налоговые органы принимают решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц по причини предоставления недостоверных сведений об адресе регистрации.

Проверка достоверности сведений — сложный процесс, в котором задействованы не только органы налоговой службы, но и другие государственные органы, в которые направляются запросы с целью проверки.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие налоговых органов с другими органами исполнительной власти, а также с судебными органами позволяет в полной мере реализовывать свои функции органам налоговой службы.

Стоит отметить, что в работах многих современных авторов подход к изучению места и роли органов налоговой службы в механизме российского государства различный, но все они сходятся во мнении, что исследование данного вопроса актуально и требует особого внимания.

С развитием налоговой системы перечень обязанностей, возложенных на налоговые органы, растет. Примером может служить администрирование страховых взносов. Поэтому всегда остаются вопросы, изученные не в полной мере, и их разработка будет оказывать огромное влияние на эффективность механизма налогообложения, а значит, на благосостояние государства в целом.

Литература:

  1. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 N 943–1 (последняя редакция). — Текст: электронный // Федеральная налоговая служба. Официальный сайт: [сайт]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/3897370/(дата обращения: 23.10.2020).
  2. Пепеляев, С. Г. Налоговое право: Учебник / С. Г. Пепеляев, Е. В. Кудряшова, И. Ф. Ивлиева и др. — М.: Юристъ, 2003. — 591 c.
  3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 01.08.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». — Текст: электронный // Федеральная налоговая служба. Официальный сайт.: [сайт]. — URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/official_data/3909898/ (дата обращения: 23.10.2020).
  4. Цинделиани И. А., Налоговое право: Учебник / под ред. Цинделиани И. А. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Проспект, 2022. — 704 с.

Межрегиональные и межрайонные инспекции

Межрегиональные и межрайонные инспекции появились в ходе реформирования.

В зоне ответственности межрайонной инспекции лежат:

  • административные районы;
  • крупнейшие плательщики.

Данные о крупнейших плательщиках содержатся в Едином государственном реестре. Межрегиональные подразделения функционируют в рамках конкретной территории.

Права и обязанности налоговой службы

В ст. 31 НК прописаны права налоговой службы.

Основные, закрепленные кодексом, полномочия:

  1. Затребовать от плательщика всю необходимую документацию.
  2. Выполнять проверки.
  3. Проводить изъятие документов при законных обстоятельствах.
  4. С целью получения пояснений вызывать налогоплательщиков.
  5. Ограничивать право собственности либо иное вещное право, временно прекращать операции по счетам налогоплательщиков.
  6. Исчислять налоговые суммы, подлежащие направлению в бюджет.
  7. Заниматься принудительным взиманием недоимок и штрафов.
  8. В зоне действия своих полномочий направлять иски в суды.

Обязанности ФНС даны в ст. 32 НК. К первостепенным относятся:

  • исполнение законодательства;
  • ведение учета плательщиков;
  • предоставление бесплатной информации налогоплательщикам в сфере налогообложения;
  • обеспечение сохранности налоговой тайны;
  • отправление налогоплательщикам документации по оплате налогов, о результатах проверки и принятых решениях;
  • предоставление по запросу справочной информации, выполнение сверки расчетов.

В своей деятельности сотрудники службы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина и действующим законодательством.

Общие задачи

Финансовая политика реализуется посредством выполнения ряда функций. Среди них:

  • Соблюдение законодательства, регулирующего обязательные отчисления.
  • Обеспечение учета плательщиков.
  • Ведение контроля соблюдения обязанными субъектами и прочими участниками финансовых отношений предписаний налогового законодательства.
  • Ведение разъяснительной работы по реализации положений нормативных актов.
  • Осуществление зачета или возврата излишне уплаченных/взысканных налоговых сумм.
  • Соблюдение конфиденциальности сведений.
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]