Статья 210 НК РФ. Налоговая база (действующая редакция)
Между налоговым органом и налогоплательщиками бывают споры о том, облагается ли налогом на доходы физических лиц стоимость проезда от места жительства работника до пункта сбора или до места работы и обратно.
НК РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.
Согласно письму Минфина России от 20.08.2009 N 03-04-06-02/60 в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом РФ. Статьей 302 Трудового кодекса РФ определен перечень гарантий и компенсаций лицам, работающим вахтовым методом. Данный перечень является закрытым. Оплата организацией проезда работников от места их постоянного жительства до места проведения работ и обратно статьей 302 Трудового кодекса РФ не предусмотрена.
Таким образом, по мнению Минфина России, стоимость проезда работников от места их постоянного жительства до места проведения работ и обратно не является компенсационной выплатой и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
В письме от 22.06.2009 N 03-03-06/1/418 контролирующий орган разъяснил, что статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной и натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой выгоду можно оценить, определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ. В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной форме. Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ, признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме. Таким образом, оплата организацией проезда для работников либо возмещение работникам стоимости проезда от места жительства до места сбора или от места жительства до места выполнения работ и обратно при условии, что работники организации имеют возможность самостоятельно приобретать проездные билеты, признается доходом работников, полученным в натуральной форме. Следовательно, по мнению Минфина России, стоимость указанных билетов, оплаченных организацией, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 08.05.2009 N 03-04-06-01/112.
По данному вопросу есть другая позиция.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 22.11.2007 N Ф04-7996/2007(40258-А75-7) пришел к выводу, что организация не обязана исчислять и удерживать налог на доходы физических лиц с сумм, выплаченных работникам в качестве возмещения затрат в связи с проездом к месту отпуска и обратно, а также в связи с проездом вахтовиков от места жительства до места работы, так как данные выплаты не относятся к оплате труда и имеют компенсационный характер.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 11.09.2007 N Ф04-5867/2007(37585-А81-29) пришел к выводу, что компенсационные выплаты, связанные с выполнением работниками ответчика трудовых обязанностей, а именно проезд данных лиц от места жительства до места работы и обратно, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 13.02.2009 N Ф04-482/2009(20348-А81-14), исходя из Положения о вахтовом методе, пришел к выводу, что организация обязана компенсировать проезд работника от места жительства до пункта сбора. Следовательно, возмещение сотрудникам произведенных расходов является компенсацией и не облагается налогом на доходы физических лиц.
Пунктом 3 статьи 210 НК РФ установлено, что доходы, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, подлежат уменьшению.
Уменьшению подлежат налоговые вычеты, а именно: стандартные налоговые вычеты; социальные налоговые вычеты; имущественные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты; налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.
Анализируя пункт 3 статьи 210 НК РФ, финансовое ведомство указало, что социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в отношении доходов, с которых в налоговом периоде (календарном году) налог на доходы физических лиц был фактически уплачен в бюджет по ставке 13 процентов.
Таким образом, если в налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали доходы, облагаемые налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, он не вправе получить указанный социальный налоговый вычет за данный период (см. письмо от 19.11.2009 N 20-14/2/[email protected]).
В письме от 07.04.2011 N 03-04-06/10-81 Минфин России пояснил, что при заключении гражданско-правовых договоров на определенный срок организация, выплачивающая доходы по указанным договорам физическому лицу, является налоговым агентом для данного налогоплательщика только в период действия таких договоров и, соответственно, налоговая база по налогу на доходы физических лиц формируется только в эти периоды.
С учетом изложенного при заключении организацией с физическим лицом гражданско-правовых договоров в отдельные месяцы налогового периода стандартные налоговые вычеты предоставляются данному физическому лицу только за те месяцы, в которых действовали указанные договоры.
Как отметил Минфин России, социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику не в виде возврата суммы, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, а в виде возврата (полностью или частично) уплаченного им налога на доходы физических лиц (см. письмо от 31.03.2011 N 03-04-05/7-203).
В письме от 16.03.2011 N 03-04-05/4-152 Минфин России заметил, что сумма дохода от продажи доли в уставном капитале организации подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и может быть уменьшена на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанного дохода.
В письме от 05.03.2011 N 03-04-05/8-121 Минфин России пояснил, что налоговая база по доходам, полученным физическим лицом по договору гражданско-правового характера, определяется как разница между суммой выплат по договору и суммой фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, понесенных исполнителем при выполнении работ (услуг) по договору.
При этом такие налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту, а при его отсутствии — путем представления в налоговый орган налоговой декларации по окончании налогового периода.
В письме от 18.02.2011 N 03-04-05/10-103 официальный орган указал, что паи членов потребительского кооператива являются имущественными правами их членов, в связи с чем имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ не применяется.
С учетом того, что при реализации паев членов потребительского кооператива имущественные вычеты не применяются, налогообложению налогом на доходы физических лиц подлежит весь доход, полученный налогоплательщиком от такой реализации.
А в письме от 18.02.2011 N 03-04-05/7-106 Минфин России указал, что в случае обращения к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода вычет предоставляется начиная с доходов, выплачиваемых в том месяце, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением.
Абзац 3 пункта 3 комментируемой статьи введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Данный абзац устанавливает, что у налогоплательщиков НДФЛ, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, при отсутствии в налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ.
Анализируя пункт 4 статьи 210 НК РФ, Минфин России пояснил, что, определяя налоговую базу как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, не предусматривает возможности каких-либо вычетов, в том числе вычетов расходов, предусмотренных статьей 220 НК РФ.
Если по итогам налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, у такого физического лица не будет иметься оснований для обращения в налоговые органы в целях получения имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ (см. письмо от 11.10.2010 N 03-04-06/6-248).
Анализируя пункт 5 статьи 210 НК РФ, Минфин России в письме от 25.06.2010 N 03-04-06/6-135 обратил внимание на то, что для целей обложения налогом на доходы физических лиц суточные в иностранной валюте пересчитываются в российские рубли по официальному курсу Банка России на дату фактического получения дохода.
В письме от 09.04.2010 N 03-04-06/2-67 Минфин России указал, что пересчет в рубли рыночной стоимости ценных бумаг, выраженной в иностранной валюте, производится по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату приобретения ценных бумаг, то есть на дату перехода права на указанные ценные бумаги.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 11.09.2013 N 03-04-05/37474 рассмотрен вопрос об учете для целей НДФЛ курсовой разницы в стоимости товаров, приобретенных индивидуальным предпринимателем за иностранную валюту. По данному вопросу Минфин России дал нижеследующее разъяснение.
Расходы индивидуального предпринимателя, в том числе расходы на приобретение товаров, учитываются им на дату их фактического осуществления. В связи с этим курсовая разница в стоимости товаров, приобретенных за иностранную валюту, между датами оприходования товаров на склад и датой их оплаты для целей уплаты налога на доходы физических лиц не определяется.
Налоговая база: порядок определения и начисления
Налоговая база необходима для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложения. Налоговая база нужна для начисления налога, но она сама не является основанием платить налог, то есть не является как таковым объектом налогообложения. В практике налогообложения весьма распространено необоснованное отождествление понятий «объект налогообложения» и «налоговая база», это приводит к неверной классификации действий налогоплательщиков. Сегодня мы подробнее разберемся во всех нюансах Налогового кодекса в отношении налоговой базы, а также расскажем о том, как
СБИСпомогает платить налоги без путаницы в терминологии и без головной боли.
В чем отличия налоговой базы и объекта налогообложения
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику. Наличие объекта налогообложения согласно законодательству о налогах и сборах обязывает налогоплательщика платить налог. Объект налогообложения является одним из обязательных элементов налога. При этом каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налоговая база же – это оцифрованная характеристика объекта налогообложения. Согласно ст. 53 НК РФ «Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов», налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом.
Что считаем в налоговую базу?
Ответ на вопрос дает 54 статья НК РФ, которая разделила налоговую базу по видам налогоплательщиков.
- Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных бухгалтерского учета. Важное уточнение: налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога, относящегося к прошлым налоговым периодам, в том числе и по причине излишней уплаты налога.
- Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ. Правила для организаций и ИП действуют и на налоговых агентов.
- Физические лица исчисляют налоговую базу на основе сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения.
Как считаем налоговую базу?
Порядок определения налоговой базы также регламентирован НК РФ, ст. 376.
Среднегодовая стоимость имущества, признанного объектом налогообложения, рассчитывается по формуле:
Среднегодовая ОС = (Сумма стоимостей ОС на 1 число каждого месяца налогового периода + Стоимость ОС на 31 декабря) /(12 месяцев + 1)
Она равна частному от деления суммы величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. Исключением является имущество, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.
Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации. Также налоговая база определяется отдельно в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.
В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно законодательству, налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно. Однако разобраться во всех тонкостях и хитросплетениях уплаты налогов самостоятельно непросто. Сделать это будет быстрее и надежнее с СБИС . Он проанализирует все уплачиваемые налоги, оценит налоговую базу, проверит систему налогообложения на оптимальность.
Также ваше общение с налоговой облегчит и электронная цифровая подпись (ЭЦП). С ее помощью вы сможете передавать данные на официальный портал Федеральной налоговой службы. Главные преимущества нашей ЭЦП – доступная цена и высокая скорость изготовления.
Обращайтесь к нашим специалистам, используйте сервисы СБИС, платите налоги легко!
Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.
Оцените статью:
Комментарий к Статье 53 НК РФ
Статья 53 НК РФ дает определение налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Стоимостная характеристика выражает денежную оценку, способность иметь определенную цену.
Физическая характеристика может выражать собой параметры в виде объема, цвета, веса, площади, этажности, глубины, технических характеристик.
Иная характеристика объекта налогообложения — количественная характеристика (возможность быть измеренным); такие параметры объекта, как производительность, место расположения и т.п.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на прибыль организации, на доход физического лица, на недвижимое имущество налогоплательщика и т.д.). Чаще всего налоговая ставка выражена в процентах от упомянутой единицы измерения (24% от прибыли, 1% от стоимости имущества и т.д.).
Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам, а также по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом.
Налоговые же ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, устанавливаются:
— по региональным налогам — законами (иными нормативными правовыми актами), принимаемыми представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ, например в Москве — законами, принятыми городской Думой и подписанными мэром г. Москвы;
— по местным налогам — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Однако в г.г. Москве и Санкт-Петербурге налоговые ставки местных налогов устанавливаются законами этих субъектов РФ (п. 4 ст. 12 НК РФ).
В нынешней редакции в п. 1 ст. 53 содержится еще один абзац, который исключается с 1 января 2007 г. Федеральным законом N 137-ФЗ. Данный абзац гласит, что в некоторых случаях ставки федеральных законов могут устанавливаться Правительством РФ.
Глава 21 НК РФ НДС
Статья 153. Налоговая база 1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой и таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке. При передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей главой. 2. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. 3. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, или на дату фактического осуществления расходов. При этом налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в случае расчетов по таким операциям в иностранной валюте определяется в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг). 4. Если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Разницы в сумме налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса.