Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ


Понятие «налог»

Принципы налоговой системы Российской Федерации установлены в Налоговом кодексе РФ, там же указано, каковы обязанности налогоплательщика.
Определение налога дано в статье 8 НК РФ. Под ним понимается обязательный индивидуальный платеж, взимаемый в денежной форме безвозмездно с организаций и физических лиц для обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Уплачивать его — одна из обязанностей субъектов налогового права. Разберем, каковы основные права и обязанности налогоплательщика (кратко).

Статус как реквизит справки 2-НДФЛ

Также может указываться статус налогоплательщика в 2-НДФЛ — справке о доходах физического лица, которая может запрашиваться у работодателя. В данном случае соответствующий реквизит может быть представлен в 3 значениях. Статус налогоплательщика в 2-НДФЛ указывается как 1, если физлицо не является налоговым резидентом РФ, то есть живет в России меньшую половину года. Статус указывается как 2, если плательщик соответствует критериям высококвалифицированного работника, как 3 — если человек является налоговым резидентом РФ.

Таким образом, статус налогоплательщика (физического лица или организации) — это понятие, которое может толковаться разными способами. С точки зрения юридической науки, под таковым понимается совокупность таких элементов, как обязательства, права субъекта и механизмы ответственности. Показатель статуса налогоплательщика — реквизит, фиксируемый в платежных поручениях. Официально — «статус плательщика». Всего их может быть достаточно много — 26. Также есть такое понятие, как статус налогоплательщика НДФЛ. Он может быть зафиксирован в соответствующей справке, подтверждающей доходы человека, в 3 вариантах.

Функции

Выделяют четыре функции налоговых платежей:

  • фискальная;
  • распределительная;
  • регулирующая;
  • контролирующая.

Фискальная функция является основной. Ее суть в том, что поступления от фискальных платежей — одна из статей доходов государства.

Распределительная функция подразумевает перераспределение доходов между различными слоями населения. Сбор налогов с лиц, получающих доход, позволяет направить полученные средства на поддержание незащищенных и необеспеченных слоев населения страны.

Регулирующая функция направлена на формирование наиболее эффективной налоговой системы. Реализуется она через:

  • поддержку отдельных отраслей экономики путем снижения налогового бремени;
  • создание механизмов, препятствующих злоупотреблениям в области установленных законодательством прав и обязанностей налогоплательщика;
  • аккумулирование средств на восстановление потребляемых ресурсов (налог на воду, на добычу полезных ископаемых, пошлины и акцизы на сырьевые ресурсы).

Контролирующая функция заключается в том, чтобы обеспечить полноту и своевременность поступления налогов в бюджет. Направлена она на контроль исполнения обязанностей налогоплательщика.

Должен ли сотрудник самостоятельно уплачивать неудержанную с него сумму НДФЛ?

Физлица, которые являются наемными работниками, самостоятельно налог на доходы не оплачивают. Эта обязанность ложится на налоговых агентов ― их работодателей. Они, в свою очередь, отчитываются по итогам календарного года перед ФНС за удержанные и перечисленные суммы.

Если у налогового агента нет возможности сразу удержать налог с выплаченных работнику средств(доход получен в натуральном виде или как материальная выгода), то он удерживает его с доходов, выплачиваемых в этом же налоговом периоде в более поздние месяцы (не превышая 50% суммы каждой выплаты). С этим согласны и налоговики, что подтверждается письмом ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

Пример 1:

Работника Иванову Ю. Г. по окончании 2-го квартала организация приняла решение поощрить в виде передачи ей натуральной продукции на общую сумму 55 000 руб. Удержать НДФЛ в размере 7 150 руб. по итогам 2-го квартала не удалось. Заработная плата Ивановой Ю. Г. в следующем месяце составила 22 000 руб. На основании сделанного перерасчета была удержана сумма налога в размере 10 360 руб., в том числе 2 860 руб. за текущий месяц, 7500 руб. ― сумма задолженности по НДФЛ.

Если по каким-либо причинам удержать налог в течение налогового периода частично или полностью не удалось, то работодатель обязан сообщить об этом в налоговую до 1 марта следующего года. Сообщение производится по утвержденной форме. Одновременно организация обязана уведомить о сумме неудержанного налога и самого сотрудника.

Окончание налогового периода и передача сведений в инспекцию о факте неудержания НДФЛ прекращает дальнейшую ответственность работодателя как налогового агента. Теперь рассчитаться с бюджетом обязан сам гражданин, которому ИФНС на основании данных, полученных от налогового агента, направит уведомление на уплату налога.

Пример 2:

Организация предоставила работнику Петрову А. С. в ноябре путевку на санаторно-курортное лечение стоимостью 78 000 руб. У Петрова А. С. возникла кредиторская задолженность по НДФЛ в размере 10 140 руб. До конца отчетного периода заработок работника составил 18 500 руб. Поэтому с него была удержана сумма НДФЛ в размере 9 250 руб. (не более 50% от дохода), в том числе текущий налог ― 2 405 руб., НДФЛ за путевку ― 6 845 руб. Оставшуюся сумму налога в размере 3 295 руб. налоговый агент удержать не смог, о чём и сообщил в инспекцию до 1 марта следующего года, уведомив при этом сотрудника. Оплатить оставшуюся сумму задолженности должен теперь сам гражданин Петров А. С. после получения уведомления из ИФНС.

Об ответственности работника и работодателя при выплате «серых» зарплат читайте здесь.

Виды налогов

В системе налогообложения РФ, в зависимости от уровня бюджета, в который перечисляется налог, выделяют различные виды сборов:

  • федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, госпошлина);
  • региональные (налоги транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций);
  • местные (сборы за землю, имущество физлиц, торговый сбор).

Экономическая наука также определяет два типа фискальных платежей:

  • прямые — взимаются с доходов, прибыли, имущества плательщика. К ним относятся налог на прибыль, НДФЛ, имущественные фискальные сборы;
  • косвенные — включаются в цену товара, уплачивает их фактически покупатель. К ним относятся НДС и акцизы.

Нарушение прав плательщиков

В случаях, когда административная защита прав не дала соответствующих результатов, плательщик имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении своих прав.

К примеру, если плательщику пришел для оплаты налог на транспортное средство, которое уже не относится к его имуществу. Это один из самых распространенных видов нарушений среди налоговых органов, выписывающих для оплаты налоги по старым базам данных.

В этом случае плательщик может сначала обратиться в налоговый орган для установления обстоятельств, а в случае неполучения результата – в суд. В качестве документов-доказательств о неправомерности налогов могут служить: договора купли-продажи на транспорт, документ об утилизации, договор мены или дарения.

То есть любой документ, который подтверждает, что имущество плательщику уже не принадлежит. Суд вправе не только удовлетворить такой иск, но и наказать должностные лица в административном порядке.

Любой плательщик, будь то юридическое лицо, физическое лицо или ИП, имеют право обратиться в суд с незаконными постановлениями, решениями, предписаниями, которые были подписаны руководителем налогового органа или должностным лицом. При этом защищать нарушенные права можно всеми законными способами как самостоятельно, так и с привлечением юристов, адвокатов, представителей ФЗПН.

Налоговый орган, который не обеспечил исполнение прав налогоплательщиков, несет как административную, так и уголовную ответственность.

В частности, это касается как уполномоченных лиц, которые обязаны обеспечивать исполнение прав плательщиков, так и отдельных должностных лиц, которые путем подписания должностного внутреннего приказа назначены ответственными за исполнение. Ответственность предусмотрена как дисциплинарная, так и административная/уголовная.

Автор статьи

Виды плательщиков налогов и сборов

Налогоплательщиками признаются физические и юридические лица, на которых возложена обязанность уплаты налога (статья 19 НК РФ). В зависимости от типа фискального платежа, плательщиками могут являться:

  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • иные лица, осуществляющие деятельность без регистрации ИП: самозанятые, практикующие юристы и нотариусы;
  • организации.

Помимо этого, НК выделяет особый вид субъекта в уплате фискальных сборов — налогового агента. Агенты исчисляют и удерживают фискальный платеж у плательщика и перечисляют его в бюджет. Ярким примером являются организации, которые удерживают НДФЛ с зарплаты, выплачиваемой сотрудникам.

Основные группы налогоплательщиков

Всех, кто имеет фискальные обязательства перед государством, можно разделить на две большие группы: организации и граждане.

Напомним, что организацией признаются следующие категории экономических субъектов:

  • юридические лица, которые созданы в соответствии с действующим российским законодательством, то есть российские организации, фирмы и компании;
  • юрлица, созданные в соответствии с законодательными нормативами иностранных государств, иначе — иностранные организации;
  • международные компании и организации;
  • официальные представительства и филиалы иностранных компаний, которые созданы и функционируют на территории нашей страны.

Ко второй группе следует относить исключительно физических лиц. напомним, что физлицами признаются не только российские граждане, но и представители иностранных государств, а также лица, не имеющие гражданства.

Из данной группы плательщиков следует отдельно выделить граждан, имеющих особые статусы. Это индивидуальные предприниматели и частники, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.

Такие определения закреплены в п. 2 ст. 11 НК РФ. Следовательно, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются не только российские компании и граждане, но и представители иных государств, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.

Права налогоплательщиков

Где прописаны права и обязанности налогоплательщиков и в чем они заключаются?

Защита прав плательщиков фискальных сборов закреплена в статьях 21 и 22 НК РФ. Какие установлены законодательством права и обязанности налогоплательщика:

  • получение разъяснений (в том числе в письменном виде) по вопросам применения законодательства РФ в области налогообложения от ФНС и Минфина;
  • использование льгот, установленных законодательством;
  • получение рассрочки или отсрочки при уплате фискальных сборов в трудных ситуациях;
  • зачет и возврат излишне уплаченных сборов, сверку взаиморасчетов с ФНС;
  • присутствие при проведении выездной проверки;
  • присутствие при рассмотрении, дача пояснений и оспаривание результатов проверки;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • возмещение убытков, причиненных незаконными актами контролирующих органов или действием (бездействием) должностных лиц.

Позиция ФНС и Минфина

Минфин России и ФНС России неоднократно разъясняли вопросы процедуры допроса налоговым органом свидетеля с участием его представителя. В настоящей статье приводится подробный анализ таких разъяснений.

О статусе представителя свидетеля

В письмах от 30 октября 2012 г. № АС‑3–2/[email protected] и от 31 декабря 2013 г. № ЕД‑4–2/[email protected] ФНС России разъясняла, что:

  • при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ право каждого на получение квалифицированной юридической помощи;
  • Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе;
  • законодательством по налогам и сборам не ограничены права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса;
  • поскольку правовой статус налогоплательщика и свидетеля, согласно НК РФ, отличаются, доверенность, выданная свидетелем лицу, участвующему в его допросе в налоговом органе, может быть не нотариальной;
  • полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 НК РФ, не могут быть оформлены документами, в которых речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем;
  • допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Участие адвоката в допросе свидетеля – не порок

В письме ФНС России от 10 июля 2022 г. № ЕД‑4–15/[email protected] «О профилактике нарушений налогового законодательства»1 одним из признаков «номинальных» налогоплательщиков (непричастных к ведению финансово-хозяйственной деятельности) был указан и такой: допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов).

После обращения ФПА в Генпрокуратуру РФ2 ФНС РФ с корректировала свою позицию. Письмом ФНС России от 21 сентября 2022 г. № ЕД‑4–15/[email protected] этот негативный признак был удален: слова «допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов)» были исключены.

Такой курьез можно было бы считать опечаткой (техническим сбоем), если бы практика не показывала: допрос свидетеля с участием адвоката реже становится доказательством налогового правонарушения налогоплательщика, чем допрос без него. Если налоговое ведомство имеет интерес в повышении результативности налоговых проверок (в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджет), то попытка опорочить адвоката и его клиента объяснима.

О праве представителя налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля

В письмах Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02–07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2022 г. № ЕА‑4–15/13203 разъясняется, что участие налогоплательщика или его представителя при проведении допроса свидетеля ст. 90 Кодекса не предусмотрено.

ФНС считает неслучайным, что присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса. Так, например, ст. 92, 93, 94, 95 Кодекса предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы. Поскольку в ст. 90 Кодекса прямо не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей, Минфин и ФНС России толкуют это как запрет на такое участие.

Представляется, что правовой пробел в ст. 90 НК РФ не препятствует участию представителя налогоплательщика в допросе свидетеля, если такой допрос проводится в рамках выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Отсутствующее в специальной норме правило, защищающее права налогоплательщика, следует искать в общей норме. В силу подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Если допрос свидетеля проводится в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика, то налогоплательщик вправе присутствовать на нем в лице своих представителей.

То обстоятельство, что выездная налоговая проверка и допрос свидетеля могут проводиться не на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ, п. 4 ст. 90 НК РФ), не может ограничить право представителя налогоплательщика присутствовать при проведении этого мероприятия налогового контроля.

Некоторые общие права налогоплательщика дополнительно обусловлены наличием оснований и порядка, установленных законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Право налогоплательщика участвовать в проведении выездной налоговой проверки такого ограничения не предусматривает (подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Примером законного ограничения прав налогоплательщика в специальной норме может служить подп. 4 п. 7 ст. 95 НК РФ, который прямо указывает, что право проверяемого лица присутствовать при проведении экспертизы может быть ограничено должностным лицом налогового органа (подп. 4 п. 7). Этот пример показывает, что специальная норма может ограничить действие общей нормы, но пробел в специальной норме – не может.

Если продолжить позитивистскую логику ФНС и Минфина России, то отсутствие специальных норм блокирует применение других общих прав налогоплательщика, предусмотренных ст. 21 НК РФ: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах (подп. 1 п. 1); на осуществление совместной сверки расчетов по налогам (подп. 5 п. 1); требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства (подп. 10 п. 1) и т. д. Но такое толкование приводит к абсурду: отсутствие детализации реализации права приводит к лишению права как такового.

Анализ аргументов «против»

Рассмотрим самые популярные аргументы, которыми должностные лица налоговых органов отказывают проверяемому налогоплательщику в ходатайстве пригласить его представителя (адвоката) на допрос свидетелей, допрашиваемых в рамках его выездной налоговой проверки:

  • представитель налогоплательщика (адвокат) – заинтересованное лицо и он может помешать свидетелю дать достоверные показания;
  • свидетель не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика;
  • проверяемый налогоплательщик не вправе знать о доказательствах его правонарушения до оглашения фабулы налогового обвинения (акта налоговой проверки).

Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат – не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.

Второй аргумент противоречит принципу достоверности доказательств. Если свидетель говорит правду для публичных целей, его не должно смущать присутствие заинтересованного лица, которому эта правда может навредить. Если свидетель действительно не желает давать показания в присутствии проверяемого налогоплательщика, то необходимо выяснить причины. Свидетель желает оговорить налогоплательщика или его определенных сотрудников? Свидетеля уже проинструктировал недобросовестный налоговый инспектор (иногда такие встречаются), и свидетель теперь стесняется представителя налогоплательщика? Иные причины? Представляется, что, напротив, присутствие представителя налогоплательщика повысит ответственность свидетеля за свои слова и предотвратит оговор налогоплательщика.

Третий аргумент противоречит принципу открытости мероприятий налогового контроля. Допрос свидетеля – одно из таких мероприятий, которое не может быть для налогоплательщика тайным, негласным. Налоговые проверки, как и налоговые органы, которые их проводят, не подпадают под действие Закона об ОРД3, допускающего тайный сбор информации и доказательств.

Свидетель должен дать правдивую и максимально точную информацию, а налоговый орган – без искажений ее зафиксировать. Достоверность показаний свидетеля может и должна быть проверена судом в случае оспаривания налогоплательщиком результатов налоговой проверки4. Следовательно, и налоговый орган, и допрошенный им свидетель должны быть готовы к такой проверке в присутствии проверяемого налогоплательщика. Но допрос свидетеля судом может произойти спустя длительное время, когда свидетель может забыть часть обстоятельств, что может негативно повлиять на достоверность его показаний.

В этой связи проведение допроса в присутствии проверяемого налогоплательщика должно быть выгодным инспекторам: это страхует их от подозрения налогоплательщика и суда в получении недостоверных показаний (порочных доказательств налогового правонарушения).

Налоговый контроль предполагает сотрудничество и взаимодействие проверяемого и проверяющего: НК РФ презюмирует, что налогоплательщик не будет чинить препятствий в его проверке. С другой стороны, проверяющие имеют законный интерес получить доброкачественные доказательства налоговозначимых событий. Без помощи проверяемого налогоплательщика инспектор рискует отправить повестку по неактуальному адресу либо вызвать на допрос того, кто не имеет отношения к устанавливаемым событиям.

В этой связи участие проверяемого налогоплательщика в допросе свидетеля скорее повысит качество доказательства и снимет налоговый конфликт на досудебной стадии.

Толкование Минфином и ФНС РФ ст. 90 НК РФ противоречит правилу п. 7 ст. 3 НК РФ

Как следует из текста ст. 90 НК РФ, в нем отсутствует регулирование прав налогоплательщика на участие в допросе свидетеля в рамках его выездной налоговой проверки, а подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, напротив, такое участие предполагает.

Письма Минфина России от 22 октября 2015 г. № 03–02– 07/1/60796 и ФНС России от 17 августа 2022 г. № ЕА‑4–15/13203 подготовлены как ответы на запросы налогоплательщиков о толковании налоговых норм. Следовательно, у правоприменителей неоднократно возникали сомнения, связанные с неясностью положений законодательства по данному вопросу.

Если считать такое сомнение в неясности акта законодательства неустранимым5, то в силу п. 7 ст. 3 НК РФ оно должно толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

С учетом законного принципа разрешения подобных правовых коллизий правовой пробел в ст. 90 НК РФ следует толковать наиболее выгодным для проверяемого налогоплательщика образом: если он изъявил желание присутствовать в лице своего представителя (адвоката) на допросах свидетелей, проводимых должностными лицами налогового органа в рамках его налоговой проверки, он вправе реализовать это право, предусмотренное в подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Поскольку добросовестное поведение налогоплательщика презюмируется, а предполагаемые злоупотребления адвоката – представителя налогоплательщика могут быть выявлены и пресечены должностным лицом налогового органа, проводящим допрос свидетеля (см. выше), руководство этой нормой представляется обоснованным.

1 Документ утратил силу.

2 В своем обращении президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ссылался на то, что спорное положение письма ФНС фактически «направлено на ущемление конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь, так как может привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также воспрепятствованию участия адвокатов в допросе».

3 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

4 На основании ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющих право обвиняемого на справедливое судебное разбирательство, ЕСПЧ в постановлении от 22 июля 2008 г. по делу «Ханну Лехтинен против Финляндии» (№ 32993/02) решил, что непосредственное участие свидетелей при рассмотрении судами налоговых споров, включающих вопрос применения налоговых санкций, обязательно, если на этом настаивает налогоплательщик, оспаривающий такие санкции. Прецедентные решения Европейского суда по правам человека являются для российских судов обязательными, поскольку Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней являются составной частью российской правовой системы.

5 Согласно ст. 1, 4 и подп. 2 п. 1 ст. 6 НК РФ органы исполнительной власти не вправе отменять и ограничивать права налогоплательщиков, установленных НК РФ.

Обязанности налогоплательщика РФ с примерами

Экономическая наука выделяет три обязанности налогоплательщика (с примерами):

  1. Вставать на учет в налоговых органах. Ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет незаконно и влечет привлечение к ответственности. В РФ установлен штраф от 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  2. Вовремя и в полном объеме перечислять платежи в бюджет. За неуплату или несвоевременную уплату налогов взыскиваются пени и штрафы.
  3. Предоставлять отчетность в контролирующие органы. По каждому фискальному платежу предусмотрена отчетность, которая позволяет госорганам контролировать правильность исчисления и полноту уплаты фискальных сборов.

Целиком обязанности налогоплательщика — физического лица и организаций в РФ перечислены в статье 23 НК. Например, к обязанностям налогоплательщика относятся:

  • ведение учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • предоставление в контролирующие органы документов и пояснений, необходимых для налогового контроллинга;
  • выполнение законных требований контролирующих органов;
  • обеспечение в течение четырех лет сохранности учетных данных и первичной документации;
  • иные обязанности, установленные налоговым законодательством.

Все взаимоотношения плательщиков и ФНС строго регламентированы НК РФ и иными нормативно-правовыми актами. Вся отчетность предоставляется исключительно по формам, утвержденным уполномоченными контролирующими органами. В качестве примера: все плательщики единого налога на вмененный доход предоставляют декларацию по форме, утвержденной Приказом ФНС от 26.06.2018 № ММВ-7-3/

Права субъекта как элемент статуса

Следующий элемент, который включает в себя налоговый статус налогоплательщика — права соответствующего субъекта. Действительно, физлицо и юрлицо может иметь не только предусмотренные законом обязательства. У них вполне могут быть существенные права. Какие именно?

Одним из важнейших можно назвать право субъекта уплаты налогов и сборов на вычет, то есть на частичное или полное освобождение от обязанностей перечислять в казну государства денежных средств. Данное право может основываться, к примеру, на зачете иных суммы, которые уже уплачены в бюджет, либо на социально ориентированных нормах права. В первом случае соответствующим вычетом может быть уменьшение НДС, поскольку предприятия, которые должны его уплачивать, как правило, успевают перечислить данный налог уже на стадии расчетов с поставщиком. Пример социально ориентированного вычета — возврат НДФЛ, которые могут осуществить граждане, купившие недвижимость, в том числе и с применением ипотечных кредитов.

Еще одна группа прав субъектов уплаты налога имеет отношение к процедурам их коммуникации с государственными органами. В частности, в ходе налоговых проверок гражданин или организация вправе предоставлять ФНС документы, подтверждающие законное выполнение ими своих обязательств по внесению в бюджет необходимых сумм. Либо — источников, свидетельствующих о корректности и своевременности предоставления государству отчетности, предусмотренной законом. Налогоплательщики также имеют право в законном порядке оспаривать представления и требования ФНС, в том числе и посредством судебных исков.

Полный перечень прав, а также обязанностей субъектов уплаты налогов в РФ зафиксирован в статьях 21-25 НК РФ. Можно отметить, что реализация перечня соответствующих прав осуществляется в тот период, когда субъект уплаты налогов вступает в правоотношения с кем-либо из иных участников бюджетных коммуникаций — ФНС либо иными администраторами платежей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]