Налогоплательщики и налоговые агенты: кто есть кто


Кто платит НДФЛ?

НДФЛ, согласно названию этого налога, должны уплачивать физические лица. Налоговый кодекс в абз. 3 п. 2 ст. 11 включает в эту категорию:

  • граждан Российской Федерации;
  • граждан других стран;
  • лиц, не имеющих гражданства.

Некоторые уточнения требуются для несовершеннолетних детей. Они тоже признаются НДФЛ налогоплательщиками с единственным условием: в правоотношениях с налоговой службой от их имени должны выступать законные представители. Как правило, это их родители или опекуны. Данный тезис подробно освещен в письмах Минфина России от 03.05.2012 № 03-04-05/3-586 и ФНС России от 23.04.2009 № 3-5-04/[email protected]

Внутри данного списка находятся еще и индивидуальные предприниматели, которые согласно абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ тоже относятся к физическим лицам. Поскольку статус ИП доступен только гражданам РФ, то и предприниматели в результате находятся внутри первого пункта.

Следует отметить, что плательщиком НДФЛ может быть признано далеко не каждое физическое лицо, а лишь то, которое:

  • является налоговым резидентом РФ;
  • не является налоговым резидентом РФ, но доходы в нашей стране получает.

Такое определение плательщиков данного налога содержится в п. 1 ст. 207 НК РФ.

Другие налоги и сборы

Далее поговорим о других видах налогов, существующих в России. Некоторые из этих налогов относятся только к организациям, другие могут относиться и к физическим лицам. Скорее всего вы не столкнётесь с этими налогами, если не будете заниматься предпринимательской или специализированной деятельностью. Но, на мой взгляд, вам будет полезно знать о них.

Налог на прибыль организаций. Объектом налогообложения по налогу на прибыль является разница между доходами и расходами организации. Налоговая ставка налога на прибыль в общем случае равна 20%. Льготная нулевая ставка 0% предусмотрена для организаций в сфере образования, медицины и сельского хозяйства.

Налог на имущество организаций. Плательщиками налога на имущество являются организации, владеющие недвижимым имуществом, которое учитывается на балансе как основные средства. Не признаётся объектом налогообложения: движимое имущество, земельные участки и др.

Стоимость имущества может рассчитываться как среднегодовая (остаточная) или кадастровая. Ставки этого налога не может превышать 2,2% при использовании среднегодовой стоимости имущества или 2% при кадастровой.

Торговый сбор. Ещё одним налогом для организаций является торговый сбор. Он устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества.

К ним относятся: стационарные торговые объекты (с торговым залом или без него); нестационарные торговые объекты; складские помещения. Плательщиками торгового сбора являются только организации на УСН и ОСН, расположенные в Москве. Другие регионы также имеют право ввести этот налог, но пока им не воспользовались. Подробнее о торговом сборе можно прочитать в Главе 33 НК РФ.

Водный налог. Плательщиками водного налога признаются граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые используют водные объекты, подлежащие лицензированию. Как правило, к плательщикам налога относятся компании, осуществляющие забор воды или использование акваторий водных объектов. Налог рассчитывается за 1 тыс. куб. воды, в зависимости от вида водного объекта.

Налог за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами. Этот налог платят граждане, индивидуальные предприниматели и организации, которые получили специальное разрешение на добычу определенных видов животных. Налогоплательщик обязан платить налог за каждый добытый объект животного мира или тонну объектов водного мира. Сумма сбора может варьироваться от 10 до 30 000 рублей.

Налог на добычу полезных ископаемых. Как понятно из названия, компании платят этот налог, если добывают полезные ископаемые на территории России. Ставки варьируются от 0 до 8%, в зависимости от вида добываемого сырья. Для нефти, газа и угля устанавливаются отдельные сборы за тонну (кубический метр – для газа).

Налог на игорный бизнес. Если организация осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса, то становится плательщиком этого налога. Ставки налога рассчитываются за каждый объект, с которого компания может получать доход. Например, игровой автомат, игровой стол, пункт приема ставок букмекерской конторы и т.д. Ставки налога, как правило, варьируются от 5000 до 125 000 рублей, налоговым периодом является календарный месяц.

Кто такие резиденты и нерезиденты?

В пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса содержится определение, разъясняющее, кого следует считать налоговым резидентом. В эту категорию закон относит физических лиц, находящихся в Российской Федерации не менее 183 дней. Причем этот период должен уложиться в 12 месяцев, идущих подряд.

С помощью этого определения легко узнать, кто же тогда является нерезидентом РФ. К этой категории соответственно относятся лица, находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней, укладывающихся в 12 месяцев, идущих подряд. В разряд нерезидентов включаются трудовые мигранты, иностранные туристы, студенты и т.п.

В этом вопросе есть и частные случаи. Так, например, Минфин России в письме от 24.12.2012 № 03-04-06/6-364 пояснил, что к нерезидентам следует отнести и физических лиц, находящихся в пределах континентального шельфа России. Эту территорию специалисты Министерства финансов, имея в виду налоговые правоотношения, вынесли за пределы РФ.

Особенности определения резидентства

Гражданство РФ не является определяющим условием для установления статуса российского налогового резидента. Это означает, что российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ, и наоборот, налоговым резидентом РФ может быть признан не только иностранец, но даже лицо, не имеющее гражданства. Контролирующие органы не раз высказывались по этому поводу, например, в письмах Минфина России от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1305, ФНС России от 23.09.2008 № 3-5-03/[email protected], УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 № 28-10/019821.

Из всего сказанного следует и частный вывод о том, что для определения статуса никакого значения не имеет место рождения физического лица и его адрес проживания.

Однако есть и лица, на которых согласно п. 3 ст. 207 НК РФ не распространяется временное ограничение в 183 дня. То есть независимо от продолжительности нахождения в РФ налоговыми резидентами страны следует считать:

  • военнослужащих РФ, служащих за рубежом;
  • государственных и муниципальных служащих, а также служащих, находящихся в командировках за границей.

А вот в отношении членов семей государственных служащих налоговый статус следует определять в общем порядке. Это же правило действует и для лиц, работающих в дипломатических и торговых представительствах, консульских учреждениях. Минфин России в письме от 26.08.2009 № 03-04-05-01 отдельно осветил данный вопрос.

Кроме того, Налоговый кодекс в ст. 7 определил: если у РФ есть международные соглашения, в которых установлены иные нормы, нежели в НК РФ, то должны действовать положения из международных договоров. Порядка установления резидентства это тоже касается. Письмо ФНС России от 01.10.2012 № ОА-3-13/[email protected] тому подтверждение. В нем, в частности, присутствуют ссылки на следующие акты:

  • Соглашение от 05.12.1998, заключенное Правительствами Российской Федерации и Республики Кипр об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашение от 08.02.1995, заключенное Правительствами Российской Федерации и Украины об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогов.

О правилах определения резидентства читайте в материале: «Как правильно определить период, необходимый для придания гражданину статуса налогового резидента»

Понятие налогоплательщика и плательщика сбора

Никакой обязательный платеж не может взиматься, если не предусмотрен круг лиц, обязанных его вносить. По этой причине, каждый раздел НК, устанавливающий тот или иной налог и сбор содержит соответствующие положения.

Общие правила, определяющие статус налогоплательщиков, которые занимают центральное место в отраслевом законодательстве, установлены в главе 3 НК РФ.

Определение содержится в ст. 19 НК РФ. Согласно нему, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лика, а также организации, на которых этот документ возлагает обязанности по их уплате.

С 2022 г. будут предусмотрены новые правила. Администрирование и контроль уплаты взносов во внебюджетные фонды передаются налоговым органам, поэтому указанное определение приобретет соответствующие элементы.

В отдельных случаях, налогоплательщиками признаются иностранные структуры, действующие в России без образования юридического лица.

Учитывая понятие, изложенное в ст. 19 НК РФ, законодатель разделяет понятия плательщика налогов и плательщика сборов. С 2017 г. появится плательщик обязательных взносов. Судебная практика пришла к тому, что статус этих субъектов не един.

Права и обязанности налогоплательщиков, касающиеся исключительно их, не распространяются на плательщиков сборов и наоборот.

По каким доходам нерезиденты признаются плательщиками НДФЛ?

Те лица, которые не имеют статуса налогового резидента РФ, НДФЛ налогоплательщиками признаются только в том случае, если их доходы получены из источников, находящихся в Российской Федерации. Это положение содержится в п. 1 ст. 207, ст. 209 НК РФ. Отсюда следует очевидный вывод, что от доходов, имеющих зарубежное происхождение, НДФЛ уплачивать не надо. При этом Минфин в письмах от 15.03.2012 № 03-04-06/6-63 и от 08.12.2011 № 03-04-06/6-341 решает лишний раз подтвердить такое право.

Пример

Иностранный специалист приехал в Москву в один из научных институтов поделиться опытом. За чтение лекций и проведение практических занятий он получил вознаграждение. Несомненно, такой доход имеет источник в РФ, и, следовательно, со всей суммы дохода такому специалисту придется согласно подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ уплатить НДФЛ.

Об особенностях расчета и удержания НДФЛ у работников, часто бывающих за рубежом, можно ознакомиться в материале: «Как посчитать НДФЛ, если ваш исполнитель почти все время за границей»

Как правило, при определении 12 месяцев, необходимых для установления факта, является ли данное лицо резидентом, возникают некоторые вопросы. Приведем их уже с ответами.

Состав налогоплательщиков и плательщиков сборов

Ст. 57 Конституции России предусматривает исполнение обязанности по уплате налогов каждым. Эти положения конкретизируются нормами НК.

Налогоплательщики и плательщики сборов делятся на 2 основные категории: физическое лицо и организация. Каждый указанный тип субъекта имеет свои особенности, предусмотренные нормами ГК и НК.

Дополнительным основанием для деления этих лиц служит их принадлежность к России. Отличают национальных и иностранных налогоплательщиков. Это касается как граждан, так и организаций.

Также налогоплательщики могут делиться на резидентов России (пребывающих на ее территории от 183-х дней на протяжении года) и нерезидентов. Последним могут предоставляться льготы, в том числе, они вправе получить освобождение от уплаты некоторых налогов. Это объясняется тем, что место их жительства расположено за рубежом.

Вопрос № 1: Должны ли являться месяцы календарными?

П. 2 статьи 207 НК РФ не содержит норм, устанавливающих, что 12 месяцев, нужных для определения резидентства, обязательно должны быть календарными. То есть совсем не обязательно, чтобы этот временной промежуток начинался, например, 1 апреля 2022 года, а заканчивался 31 марта 2022 года.

Это утверждение находит подтверждение в письмах Минфина России от 26.03.2010 № 03-04-06/51, от 29.10.2009 № 03-04-05-01/779, ФНС России от 25.06.2009 № 3-5-04/[email protected] и УФНС России по Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/[email protected]

Примечательно, что в данном вопросе существует альтернативная точка зрения, исходящая главным образом от налоговой службы. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 № 20-15/3/[email protected], выпущенном в течение 3 месяцев с момента предыдущего разъяснения на эту тему, уже утверждается, что эти месяцы должны быть календарными. Впрочем, подробно эта тема не детализировалась, и календарные месяцы можно списать на неточность формулировки. Минфин тоже высказывал аналогичную точку зрения, но это было в более раннем письме от 29.03.2007 № 03-04-06-01/94.

Вопрос № 2: Должны ли приходиться на один год эти 12 месяцев?

Пункт 2 статьи 207 НК РФ содержит лишь одно условие к этим 12 месяцам – они должны следовать друг за другом. Иначе говоря, в расчет берется любой непрерывный период, даже если начало его было в одном календарном году, а окончание – в другом.

Подтверждением тому могут служить множественные разъяснения контролирующих органов, содержащиеся, например, в письмах Минфина России от 26.04.2012 № 03-04-06/6-123, от 05.04.2012 № 03-04-05/6-444, УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 № 20-15/3/[email protected]

Пример

Если стоит задача по определению резидентства на 1 апреля 2019 года, следует взять весь период включительно с 31 марта 2022 года по 31 марта 2022 года.

Вопрос № 3: Как определить дату, предшествующую 12-месячному периоду?

Определение даты, которая берется за точку конечного отсчета (ей предшествует 12-месячный период), в зависимости от порядка уплаты НДФЛ может пойти двумя путями:

  • Если НДФЛ удерживает и вносит в бюджет налоговый агент до того момента, когда налоговый период истек, то дата эта будет совпадать с датой получения дохода. Подобный вывод сделан в письмах Минфина России от 14.07.2011 № 03-04-06/6-170, ФНС России от 30.08.2012 № ОА-3-13/[email protected], УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/[email protected] Налоговый статус при этом, как следует из письма Минфина России от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, следует определять в конце года.
  • Если физическое лицо платит НДФЛ самостоятельно по окончании налогового периода, то резидентство определяется в конце налогового периода. В таких обстоятельствах период нахождения физического лица в РФ не учитывается как до начала налогового периода, так и после его окончания. В пользу такого решения говорят письма Минфина России от 25.04.2011 № 03-04-05/6-293 и ФНС России от 30.08.2012 № ОА-3-13/[email protected]

Пример

В работники часто находятся в зарубежных командировках различной длительности. Причем часть из них пребывает за пределами РФ более 183 дней в течение 12-месячного срока.

По итогам первого квартала 17 апреля 2022 года компания выплачивает премию всему персоналу. Поскольку компания в приведенных обстоятельствах выступает в качестве налогового агента, ее бухгалтерии следует разделить всех работников на резидентов, доход которых облагается согласно п. 1 ст. 224 НК РФ по налоговой ставке 13%, и нерезидентов, доход которых облагается согласно п. 3 ст. 224 НК РФ по ставке 30%.

Определение статуса производится на дату выплаты премии, которая считается доходом. То есть компания должна подсчитать число календарных дней, которые каждый работник провел в Российской Федерации в течение 12-месячного непрерывного периода. Начало периода придется на 16 апреля 2022 года, а окончание – на 16 апреля 2019 года.

Ответственность налогоплательщиков

В зависимости от характера, который носит правонарушение, могут применяться различные меры ответственности. Они принадлежат разным правовым отраслям.

В случаях, когда правонарушение связано с налоговыми правоотношениями, ответственность наступает в соответствии с нормами НК. Примером служит непредставление декларации. Даже несданный «нулевой» отчет повлечет проблемы.

Возможна и административная ответственность за правонарушение. В качестве примера подойдут случаи, когда сведения, указывающие место расположения организации (объект недвижимости), не соответствует данным учета (постановка на учет с нарушениями). Эти риски стоит исключить и обозначить актуальное место нахождения юрлица.

Если правонарушение по сокрытию налогов носит преступный характер, то ответственность наступит по нормам УК РФ.

Тогда высоки риски лишиться свободы. Стоимость такого нарушения и связанные с ним проблемы будут существенными.

В ряде случаев ответственность распространяется не на плательщиков, а на налоговых агентов – субъектов, на которых возложено исполнение обязательств по уплате в бюджет, подавать сведения и выполнять другие функции.

Как подсчитать 183-дневный календарный период?

Подсчитывается 183-дневный период несложно: надо просуммировать все календарные дни, в течение которых НДФЛ налогоплательщик находился в РФ, и те дни, которые ему понадобились для кратковременных выездов на обучение или лечение. Подсчет ведется в рамках 12-месячного непрерывного периода. Такой порядок предусмотрен п. 2 ст. 207 НК РФ и разъяснен в письме Минфина России от 22.05.2012 № 03-04-05/6-654.

Статья 207 НК РФ, регулирующая порядок подсчета, не содержит указаний, что эти дни должны следовать подряд. То есть период может прерываться на командировки, отпуска и т.п. Контролирующие органы на это обращали внимание не раз, например, в письмах Минфина России от 06.04.2011 № 03-04-05/6-228, ФНС России от 30.08.2012 № ОА-3-13/[email protected], УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/[email protected]

Пример

Работник , деятельность которого связана с командировками, находился с 16 апреля 2022 года по 16 апреля 2022 года в РФ больше, чем 183 календарных дня. Этот период несколько раз прерывался, в результате чего получился следующий график.

Вне территории РФ он пребывал в следующие сроки:

  • с 12 по 23 мая 2022 года;
  • с 5 по 13 июля 2022 года;
  • с 1 по 20 сентября 2022 года;
  • с 19 по 30 января 2022 года;
  • со 2 по 27 марта 2022 года.

Итого: 79 дней.

На территории РФ он находился:

  • с 16 апреля по 11 мая 2022 года;
  • с 24 мая по 4 июля 2022 года;
  • с 14 июля по 31 августа 2022 года;
  • с 21 сентября 2022 года по 18 января 2022 года;
  • с 31 января по 1 марта 2022 года;
  • с 28 марта по 16 апреля 2022 года.

Итого: 285 дней.

Несомненно, время пребывания на территории РФ больше, чем 183 дня. Поскольку здесь выступает налоговым агентом, то признавать налоговым резидентом данного работника следует на 17 апреля 2019 года. Именно в этот день ему выплатили доход в виде премии.

О важности соблюдения сроков нахождения на территории РФ можно прочитать в материале: «Длительная зарубежная командировка может быть невыгодна работнику с точки зрения НДФЛ»

Виды косвенных налогов в РФ

Выше мы перечислили виды прямых налогов, которые платит каждый работоспособный житель России. Однако, как мы поговорили ранее, существуют налоги, которые мы с вами оплачиваем косвенно, в стоимости приобретаемых товаров и услуг. Разберемся, что это за налоги.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог, который рассчитывается продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Объектом налогообложения НДС являются:

  • Операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ,
  • Ввоз товаров на территорию РФ (импорт),
  • Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления и передача товаров, работ, услуг для собственных нужд.

В настоящее время для организаций и предпринимателей действуют 3 ставки НДС (ст. 164 НК РФ):

  • 0% — для экспортных товаров (вывезенных с территории РФ); товаров свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций.
  • 10% — в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров.
  • 20% — во всех остальных случаях.

От обязанности уплаты НДС освобождаются следующие организации и предприниматели:

  • Применяющие один из специальных налоговых режимов,
  • Участники проекта Сколково,
  • У которых за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности 2 миллиона рублей могут подать уведомление и получить освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на год ( ст. 145 НК РФ) и др.

Одной из особенностей НДС является возможность возместить (принять к вычету) часть уплаченного НДС. Работает это следующим образом: компания-продавец имеет право вычесть из суммы налога, полученной от покупателя, сумму налога, уплаченную своему поставщику. Срок возмещения НДС составляет, как правило, 2-3 месяца.

Впервые НДС был введён в 1958 году во Франции. В России НДС был введен в 1992 году. Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США и Япония, где вместо него действует налог с продаж (в США — по ставке от 0 % до 15 % в зависимости от штата, в Японии — фиксированные 10 %).

Акцизы

Акциз – это косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления (табак, алкоголь и т.д.) внутри страны (в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, т. е. из других стран).

Акциз включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Акцизы служат важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Подакцизными товарами в РФ являются: спиртосодержащая продукция, лекарственные средства, автомобили и мотоциклы, бензин, дизельное топливо, моторные масла, табак, виноград (используемый для изготовления вина) и другие. Сбор может устанавливаться за 1 литр, кг, тонну, штуку и т.д., в зависимости от вида товара. Более подробно про акцизные товары, расчёт налоговой базы и ставок акцизов можно прочитать в Ст. 181 – 191 НК РФ.

Пошлины

Ещё одним видом косвенных налогов можно назвать таможенные пошлины и сборы. В общем, пошлина – это денежный сбор, взимаемый уполномоченными государственными органами при выполнении ими определённых функций, предусмотренных законодательством.

Пошлины бывают разных видов, например, при обращении в суды; при совершении действий по регистрации прав собственности; при получении документов; таможенные пошлины и др. В рамках нашей темы мы рассмотрим только последний вид.

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. К ним можно отнести ввозные пошлины, вывозные (экспортные) пошлины, таможенные сборы и акцизы при ввозе товаров в РФ. Этот вид сборов регулируется Таможенным Кодексом РФ.

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тыс. руб.

В остальных случаях, граждане и организации будут обязаны заплатить пошлину, которые будут различаться в зависимости от таможенной стоимости, типа товара и страны, из которой происходит ввоз (вывоз) товаров. Для некоторых категорий товаров таможенная пошлина может составлять до 20% таможенной стоимости товаров.

Прерывается ли 183-дневный период на обучение или лечение?

Данный период согласно п. 2 ст. 207 НК РФ не прерывается на краткосрочные выезды, если они связаны с обучением и лечением, если они составляют менее 6 месяцев.

Кроме того, закон не ограничивает налогоплательщиков НДФЛ по возрасту, типам учебных заведений, видам лечебных учреждений и типам заболеваний и даже по странам. ФНС России в письме от 23.09.2008 № 3-5-03/[email protected] подтвердила этот тезис. Основное ограничение связано с временным промежутком таких действий – обучение или лечение не должно длиться более 6 месяцев. Превышение данного периода будет засчитываться как нахождение за границей. В результате у налогоплательщика появляется угроза оказаться в рядах нерезидентов. Об этом разъясняет Минфин России в письме от 08.10.2012 № 03-04-05/6-1155.

Контрольные органы в дополнение (письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182, в частности) указывают, что данный срок необходимо подтверждать документально. В этом качестве могут выступать договоры с учебными или лечебными организациями, справки от них с указанным временем обучения или лечения, копии заграничных паспортов с отметками пограничников о пересечении границы.

Пример

Работник проходил обучение за границей в несколько этапов:

  • с 1 по 20 сентября 2022 года (20 календарных дней);
  • с 19 по 30 января 2022 года (12 календарных дней);
  • со 2 по 27 марта 2022 года (26 календарных дней).

В сумме все дни составят меньше 6 месяцев, а значит, налоговым резидентом РФ данный работник станет на 183-й день.

Цели пребывания – обучение или лечение – должны быть обозначены изначально в цели поездки. Если, например, лечение пройдено попутно, то время, потраченное на медицинские услуги за рубежом, в период нахождения на территории РФ не засчитывается. Подтверждение данному тезису по отношению к краткосрочному обучению содержится в письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Пример

Работник заключил на 9 месяцев трудовой контракт с компанией из Бельгии. Приступил он к выполнению обязанностей 1 февраля 2019 года, а через полтора месяца 16 марта там же в Бельгии начал заниматься на 4-месячных курсах усовершенствования профессиональных навыков.

Эти 4 месяца занятий ему нельзя будет включать в период нахождения в Российской Федерации.

Плательщики налогов и их группы. Права плательщиков и их обязанности

Глава 3 НК РФ посвящена налогоплательщикам и плательщикам сборов, а также налоговым агентам. Статья 19 НК РФ определяет субъекты обложения налогами и сборами. В ч. 1 ст. 19 НК РФ речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиками тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (см., например, решение ВАС РФ от 3 февраля 2004 г. N 16125/03). Обособленные подразделения организации, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности организации по уплате налогов и сборов, если это предусмотрено НК РФ. Так, филиалы представляют в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы. Обязанность уплачивать причитающиеся налоги является основным критерием отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права. Физические лица и организации приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием) относительно уплаты установленных налогов или сборов. Налогоплательщики, являясь субъектами налогового права, характеризуются потенциальной возможностью быть участником определенного правоотношения по поводу установления, введения или взимания налогов, осуществления налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности. Таким образом, плательщики налогов и сборов подразделяются на две группы:

  • юридические лица;
  • физические лица.

В налоговом праве понятие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реализации предписаний НК РФ организации подразделяются на два вида:

  • российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  • иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, при условии, что налоговым законодательством на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, поскольку на основании ст. 19 НК РФ они только исполняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения. Налогоплательщиками – физическими лицами могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налогоплательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения. Среди налогоплательщиков – физических лиц выделяются особые категории субъектов – индивидуальные предприниматели и налоговые резиденты Российской Федерации. Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных предпринимателей НК РФ также относит частных нотариусов, частных охранников и частных детективов. Индивидуальные предприниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя. Так, п. 2 ст. 11 РФ указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что не являются индивидуальными предпринимателями.Статья 21 НК РФ регламентирует основные права плательщиков налогов и сборов, при этом необходимо иметь в виду, что перечень их не является исчерпывающим и конкретные права предусматриваются положениями части второй НК РФ (например, право на налоговый вычет). Следует также отметить, что с правами плательщиков налогов и сборов корреспондируют соответствующие обязанности налоговых органов, закрепленные в ст. 32 НК РФ. В соответствии со ст. 21 НК РФ к правам налогоплательщика относятся следующие права:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  • на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

В ст. 23 НК РФ закреплены основные обязанности плательщиков налогов и сборов, при этом их перечень не является исчерпывающим. Так, представление истребованных налоговым органом документов является обязанностью заявителя в силу подп. 9 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 93 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 апреля 2006 г. N А66-6969/2004). Приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г. N ММ-7-6/[email protected] утверждены формы сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных п. п. 2, 3 ст. 23 НК РФ. Следует отметить, что за неисполнение налоговых обязанностей плательщиками налогов и сборов гл. 16 НК РФ предусмотрена ответственность. Так, в соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Кроме вышеперечисленных обязанностей п. 2 ст. 23 НК РФ предусматривает дополнительные обязанности для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики подразделяются на налоговых резидентов и налоговых нерезидентов. Налогоплательщиками как резидентами, так и не резидентами могут являться как физические, так и юридические лица. Для физических лиц статус резидента играет важную роль при применении ставки налогообложения по налогу на доходы физических лиц, которая составляет 13% для налоговых резидентов и 30% для налоговых нерезидентов. Налогоплательщик, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, не имеет права на стандартные, социальные и имущественные вычеты. В соответствии с ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, могут являться: справка с места работы, выданная на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ. Заявления налогоплательщиков по вопросу выдачи подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения могут быть направлены в МИ ФНС России по ЦОД по почте либо переданы непосредственно в экспедицию ФНС России. Налоговыми резидентами юридические лица признаются в том случае, если они зарегистрированы на территории Российской Федерации. Юридические лица, зарегистрированные на территории иностранного государства, считаются налоговыми нерезидентами. Все налогоплательщики – как физические, так и юридические лица – должны обладать налоговой правосубъектностью, которая состоит из правоспособности и дееспособности. Налоговая правоспособность – это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей. Налоговая дееспособность – это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Как учитываются дни приезда и отъезда при подсчете периода резидентства?

Контролирующие органы сформировали свою позицию по этому вопросу, и она очень удобна для налогоплательщиков. Итак, дни приезда и отъезда, по их мнению, следует включать в срок фактического нахождения на территории РФ. Убедиться в этом можно, изучив письма Минфина России от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534, ФНС России от 04.02.2009 № 3-5-04/[email protected]

Пример

Иностранец прибыл в Россию 20 февраля, а убыл 31 марта 2019 года. Согласно разъяснениям контрольных органов, срок пребывания на нашей территории у него начинает отсчет 20 февраля, а заканчивает – 31 марта включительно. В сумме это 40 календарных дней.

Альтернативная точка зрения тоже имеет место, но редко. В частности, в постановлении ФАС Центрального округа от 11.03.2010 № А54-3126/2009С4 содержится вердикт о том, что день прибытия на территорию РФ включать в дни пребывания в России нельзя.

Если следовать логике арбитров, то в приведенном выше примере срок нахождения на территории РФ сократится на 1 день и составит 39 календарных дней.

Если говорить о технической стороне дела, то даты прибытия и убытия определяются по отметкам пограничного контроля или по иным признакам, столь же значимым.

Итоги

Налогоплательщиком НДФЛ признается физлицо — резидент РФ, получивший доходы на территории РФ. При этом не важно является ли резидент гражданином РФ или лицом без гражданства. Он в любом случае должен уплатить налог. Декларировать свои доходы необходимо по окончании календарного года. Если же доход выплачивает работодатель, то он, как налоговый агент, обязан удержать подоходный налог из дохода физлица и перечислить его в бюджет.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Передача самозанятыми чеков

При каждом расчете самозанятые обязаны будут сформировать чек и передавать его покупателю (заказчику). Кассовый аппарат для этого приобретать не придется. Чеки станут формироваться при помощи того же приложения «Мой налог».

Чек должен быть сформирован и передан покупателю в момент расчета. Это касается расчетов наличными денежными средствами, а также банковскими картами. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке (например, при оплате через банк) чек разрешается передать покупателю не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем расчета.

Чек можно будет передать покупателю в электронной форме или на бумажном носителе (распечатать на принтере через мобильное приложение). В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

  • путем направления чека на абонентский номер или адрес электронной почты покупателя;
  • путем считывания мобильным телефоном покупателя QR-кода, содержащегося на чеке.

Новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход» будет реализован в качестве эксперимента пока лишь в четырех российских регионах: в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.

Эксперимент продлится до 31 декабря 2028 года включительно. По итогам эксперимента власти решат, нужно ли распространять данный налоговый спецрежим на остальные регионы РФ или же следует отказаться от этой идеи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]