Статус налогового агента по НДФЛ
Налогоплательщиками по НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 207, ст. 209 НК РФ) являются физлица – налоговые резиденты РФ, получающие доход от источников в РФ и за ее пределами; и физлица – нерезиденты РФ, получающие доходы от источников в РФ. НДФЛ они платят за свой счет.
Налоговый агент по НДФЛ – лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику. Он обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить налог в бюджет (п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговыми агентами по НДФЛ являются, в частности, российские организации и ИП.
Физлица, не зарегистрированные как ИП, выплачивающие доход физлицам, в том числе по гражданско-правовым договорам, не признаются налоговыми агентами. В этом случае обязанность по исчислению и уплате НДФЛ возлагается на самого налогоплательщика – получателя дохода (письмо Минфина России от 13.07.2010 № 03-04-05/3-390).
Несвоевременное перечисление налога
В Письме ФНС России от 26.02.2007 N 04-1-02/[email protected] указано, что налоговый агент подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, независимо от перечисления сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения или исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения). Подлежащую уплате сумму налога налоговому агенту следует уплачивать в установленные сроки. Например, согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды. Соответственно, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, т.е. налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, имеет место при удержании налога у налогоплательщика, а не при его перечислении. По мнению налоговой службы, налоговый агент, удерживая налог у налогоплательщика, но не перечисляя его в установленный срок, осознает противоправный характер своих действий (бездействия), желает либо сознательно допускает наступление вредных последствий таких действий (бездействия), а также заведомо очевидно должен и может это осознавать. Перечисление налоговым агентом сумм налога, удержанного у налогоплательщика, но не перечисленного в установленный срок, в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки, на наличие вины налогового агента не влияет. Между тем согласно арбитражной практике если налог перечислен позже установленного срока, то штраф по ст. 123 НК РФ не применяется (Постановления ФАС Уральского округа от 24.11.2009 N Ф09-9311/09-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2009 N Ф04-7718/2008(17480-А03-29)). Аналогичная позиция существует и в случае, когда налог был перечислен еще до начала налоговой проверки (Постановления ФАС Московского округа от 27.02.2010 N КА-А40/1259-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.07.2009 по делу N А32-10745/2008-33/163). В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.09.2010 по делу N А32-14406/2010-58/215 суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, указал, что под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока. Несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов. Ответственность по ст. 123 НК РФ установлена только за неисполнение указанной обязанности.
Права и обязанности налогового агента по НДФЛ
По общему правилу налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговый агент по НДФЛ обязан (п. 3 ст. 24, ст. 226, п. п. 1, 2, 3 ст. 230 НК РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- правильно и своевременно исчислять, удерживать из доходов налогоплательщиков и перечислять налог в бюджет;
- сообщать налогоплательщику и налоговому органу о невозможности удержать НДФЛ, суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в срок не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, налог с которого не удержан (сообщение подается в виде справки в составе расчета 6-НДФЛ);
- выдавать справку о доходах и суммах налога физлицам, получившим от налогового агента доход, если они обратились с заявлением о ее выдаче;
- вести учет доходов, начисленных и выплаченных физлицам в календарном году, предоставленных им налоговых вычетов, сумм, уменьшающих налоговую базу; исчисленного, удержанного и перечисленного с таких доходов НДФЛ в самостоятельно разработанных формах регистров налогового учета, в том числе по каждому налогоплательщику;
- в установленные сроки представлять в налоговый орган по месту своего учета отчетность по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ за I квартал, полугодие, 9 месяцев, год и сведения о доходах физлиц и суммах исчисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ по итогам года по каждому физлицу в виде справки о доходах и суммах налога в составе расчета 6-НДФЛ);
- представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
- в течение 5 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления НДФЛ;
- нести другие обязанности, предусмотренные НК РФ.
Свои обязанности налоговые агенты должны исполнять безвозмездно: взимание за это с налогоплательщиков вознаграждения не предусмотрено НК РФ (письмо Минфина от 01.02.2011 № 03-02-07/1-31).
Налогоплательщик самостоятельно уплатил налог, подлежащий уплате налоговым агентом
Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что налоговый орган не вправе привлекать налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ, если налогоплательщик самостоятельно исчислил и своевременно уплатил налог. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 26.01.2010 N КА-А40/15099-09 по делу N А40-83081/08-80-312 признано неправомерным доначисление организации НДФЛ, пени и штрафа, поскольку налогоплательщики, получившие доход, уплатили налог самостоятельно. Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 13.05.2009 N Ф09-2909/09-С3 по делу N А76-22171/2008-42-760 рассмотрел следующую ситуацию. Предприниматель по договору аренды выплатил физическому лицу вознаграждение, но не удержал и не перечислил НДФЛ с этой суммы. Однако налог был своевременно исчислен и уплачен физическим лицом. Оценив все обстоятельства, суд пришел к выводу, что привлечение предпринимателя к ответственности по ст. 123 НК РФ в такой ситуации неправомерно. Следует учитывать, что существует и другая позиция. Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-1106/08-С2 суд установил, что организация не перечислила НДФЛ с дохода, выплаченного физическому лицу по договору аренды. При этом налог был уплачен самим налогоплательщиком. В силу прямого указания закона обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с сумм доходов, выплачиваемых физическим лицам, возложена на налогового агента. Следовательно, инспекция вправе привлечь агента к ответственности по ст. 123 НК РФ и начислить пени, даже если налог физическим лицом уплачен самостоятельно.
Уплата НДФЛ за счет средств налогового агента
Может ли работодатель заплатить НДФЛ за своего работника из собственных средств?
До 1 января 2022 года в Налоговом кодексе был прямой запрет на перечисление НДФЛ за счет средств организаций и ИП, которые производили выплаты физическим лицам. С 1 января 2022 года уплата НДФЛ за счет средств налогового агента разрешена в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (п. 9 ст. 226 НК РФ). Указанная норма может применяться в т.ч. и в рамках ст. 226.1 НК РФ.
При этом норма п. 9 ст. 226 НК РФ обратной силы не имеет (п. 2 ст. 5 НК РФ). Поэтому у налоговых органов нет оснований для взыскания с налогового агента сумм доначисляемого НДФЛ, обязанность по удержанию, исчислению и перечислению которого возникла до 1 января 2022 года.
Что такое налоговая ответственность
Согласно НК РФ, налоговый агент обязан сам рассчитывать НДФЛ за каждого работника, удерживать его, а затем уплачивать в бюджет. Это его непосредственная обязанность.
Подоходный налог необходимо рассчитывать и исчислять каждый раз, когда работник получает доход, то есть 2 раза в месяц. А перечислять НДФЛ нужно не позднее того дня, когда в банке получены наличные средства на выплату заработной платы сотрудникам.
Если налоговый агент не выполняет возложенные на него обязанности, то это влечёт за собой ответственность, которая предусмотрена ст. 123 НК РФ. Этой статьёй предусмотрены штрафы за то, что налоговый агент неправомерно удерживает или не удерживает вовсе суммы налога к перечислению в установленный срок.
Налоговым период по НДФЛ является год. Налоговые инспекторы имеют право привлечь налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ ещё до истечения этого срока.
Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой
Не все компании могут платить своим работникам высокие зарплаты. Но при выплате среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ возможно включение организации в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Сам факт выплаты зарплаты ниже средней по региону не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки. Но если налоговый агент соответствует еще каким-то критериям отбора для проведения такой проверки или у налоговой инспекции есть информация и о других его нарушениях, то вероятность проверки высока.
Также налоговые органы могут вызвать компанию-налогового агента по НДФЛ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
А после камеральной проверки инспекция может направить требование о представлении пояснений или внесении исправлений в расчет 6-НДФЛ (п. 3 ст. 88 НК РФ). При установлении факта нарушения после рассмотрения пояснений может последовать решение налогового органа о проведении иных мероприятий налогового контроля с целью выявления возможного занижения налоговой базы (п. 1.7 Приложения к титульному листу № 1.1 к Контрольным соотношениям расчета 6-НДФЛ из письма ФНС России от 23.03.2021 № БС-4-11/[email protected]).
Штрафов или обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ или МЗП в регионе (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Доначисления НДФЛ не зависят от уровня среднестатистической заработной платы. Налог будет доначислен только в случае установления фактов выплаты налогоплательщиком «теневой» зарплаты или выявления каких-либо ошибок, повлекших за собой неполную уплату НДФЛ.
И вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам налоговому агенту теперь не грозит. Письмом ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/[email protected] отменены письма ФНС России от 26.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] и от 19.06.2019 № БС-4-11/[email protected], в которых давались разъяснения о работе комиссий. Ранее налогоплательщиков вызывали для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими НДФЛ и страховых взносов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected], утратившее силу). Предметом рассмотрения комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.
С отменой указанных писем ФНС России в налоговых органах эти комиссии упразднены. Они могут остаться или продолжать формироваться органами местного самоуправления субъектов РФ, поскольку находятся не под руководством налоговых органов.
А налоговые органы перешли на риск-ориентированный подход: деятельность комиссий переведена в форму автоматизированных контрольных соотношений представляемой работодателями отчетности с последующим анализом «налоговых разрывов» и соответствующей работой с налогоплательщиками (налоговыми агентами).
Что делать, если невозможно удержать НДФЛ?
Налоговый агент не всегда не может удержать с налогоплательщика подоходный налог. Это касается таких ситуаций, когда доход выплачен в натуральном виде или в виде материальной помощи.
Если произошла такая ситуация, то налоговый агент должен письменно уведомить налоговые органы о сложившейся ситуации. Кроме того, он должен уведомить и ФНС и самого налогоплательщика о сумме налога, которая не поддаётся удержанию. На этом обязанности налогового агента будет считаться исполненными.
Ни штраф, ни пени к нему применить будет нельзя. Но, невозможность удержать налог должна появиться с момента получения физическим лицом дохода и до окончания налогового периода. То есть, если до конца календарного года налогоплательщик получит доход в денежной форме, то агент должен будет удержать с него ранее не удержанную сумму.
Ответственность налогового агента по НДФЛ
За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей налогового агента по НДФЛ может наступить налоговая, административная и уголовная ответственность.
Налоговая ответственность
Штраф является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой санкцией). Размер штрафа зависит от вида нарушения.
Налогового агента могут оштрафовать за неуплату (неудержание, неполное удержание, неполную и (или) несвоевременную уплату) НДФЛ. Размер штрафа – 20% от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению (п. 1 ст. 123 НК РФ). По решению налогового органа и (или) суда размер штрафа может быть уменьшен как минимум в 2 раза, но не до нуля (п. п. 1, 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).
Налоговый агент может быть освобожден от ответственности при одновременном соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 123 НК РФ, письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/[email protected]):
- расчет 6-НДФЛ представлен в налоговый орган в установленный срок;
- в расчете 6-НДФЛ правильно отражена сумма НДФЛ, которая должна быть удержана и перечислена в бюджет, без занижения;
- налоговый агент перечислил недоимку по налогу и пени до того, как узнал, что налоговый орган обнаружил задолженность или назначил выездную проверку по НДФЛ за тот же период.
Также налоговый агент освобождается от ответственности в следующих случаях:
- при самостоятельном выявлении ошибки и представлении уточненных документов до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (п. 2 ст. 126.1 НК РФ);
- при самостоятельном выявлении несвоевременной уплаты (неполной уплаты) НДФЛ и перечислении задолженности и пеней до завершения камеральной проверки, а также до составления акта по ее результатам (письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/[email protected]).
Налогового агента оштрафуют, если недоимка по НДФЛ возникла из-за грубого нарушения правил учета доходов и/или объектов налогообложения. Штраф составит 20% от суммы недоимки, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ). Привлечь налогового агента к ответственности могут:
- за грубое нарушение правил учета, которое привело к занижению налоговой базы и возникновению недоимки по НДФЛ (п. 3 ст. 120 НК РФ);
- за неуплату (неполную уплату) налога (п. 1 ст. 123 НК РФ).
Оштрафовать налогового агента одновременно по указанным нормам нельзя. В противном случае налоговый агент будет наказан дважды за одно и то же неправомерное деяние, т.к. основным квалифицирующим признаком правонарушения обе нормы называют занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату НДФЛ. Аналогичная позиция дана в Определении КС РФ от 18.01.2001 № 6-О при сопоставлении норм п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ.
Помимо штрафа за неперечисление (несвоевременное перечисление) в бюджет удержанного у налогоплательщика НДФЛ налоговому агенту будут начислены пени (ст. 75 НК РФ, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налога начиная со следующего за установленным законом дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Размер пеней за неуплату НДФЛ рассчитывается исходя из суммы недоимки, количества дней просрочки и ставки для расчета пени. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер самой недоимки.
Административная ответственность
За совершение административных правонарушений предусмотрены, в частности, такие виды наказания, как предупреждение, административный штраф, дисквалификация.
За грубое нарушение правил бухучета, которое привело к занижению суммы НДФЛ не менее чем на 10%, должностное лицо налогового агента может быть привлечено к ответственности в виде (ч. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ):
- при первичном нарушении – штрафа от 5 000 до 10 000 руб.;
- при повторном нарушении – штрафа от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет.
Также должностное лицо налогового агента могут привлечь к административной ответственности за непредставление в установленный срок (отказ от представления в налоговые органы, представление в неполном объеме/искаженном виде) документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (например, расчета 6-НДФЛ, регистров налогового учета для расчета НДФЛ). Размер штрафа – от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
При этом НК РФ не установлена ответственность налогового агента за невыдачу справки о доходах и суммах налога физлицам, получившим от налогового агента доход, если они обратились с заявлением о ее выдаче (п. 3 ст. 230 НК РФ, письмо Минфина России от 21.06.2016 № 03-04-05/36096). Выдача такой справки работнику как документа, связанного с работой, в течение 3 дней со дня получения от него заявления является обязанностью работодателя (ч. 1 ст. 62 ТК РФ, письмо Минфина от 21.06.2016 № 03-04-05/36096). Невыдача работодателем справки работнику может быть расценена инспектором ГИТ как нарушение трудового законодательства, ответственность за которое установлена ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ:
- при первичном нарушении – предупреждение или штраф на должностное лицо от 1 000 до 5 000 руб.; на ИП – от 1 000 до 5 000 руб.; на организацию – от 30 000 до 50 000 руб.;
- при повторном нарушении – штраф на должностное лицо от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; на ИП – от 10 000 до 20 000 руб.; на организацию – от 50 000 до 70 000 руб.
Нарушения и штрафы
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены главами 16 и 18 части первой НК РФ. В главе 16 определены непосредственно виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а в главе 18 — виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.
В пункте 5 ст. 24 НК РФ указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Статья 123 НК РФ предусматривает, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
В соответствии с п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
На основании п. 1 ст. 112 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ), о чем напомнили специалисты Минфина России в письме от 16.02.15 г. № 03-02-07/1/6889.
Обратите внимание! Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 57), предусмотренное ст. 123 НК РФ правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.
В случае, когда денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось и удержание суммы налога оказалось невозможным, налоговый агент на основании п.п. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ обязан исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога и сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика (см. п. 1 Постановления № 57).
Пени по НДФЛ
Если вы удержали НДФЛ, но не перечислили (несвоевременно перечислили) его в бюджет, то помимо штрафа вам начислят пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Далее подробно рассмотрим порядок расчета и уплаты пени по НДФЛ.
Расчет пени по НДФЛ
Налоговый кодекс РФ не предусматривает особенностей начисления пени по НДФЛ. Поэтому сумму пени следует рассчитать в общем порядке.
Размер пени по НДФЛ, сумму которой вы рассчитаете и уплатите, зависит от нескольких условий: размера неуплаченной (недоплаченной при неполной уплате, уплаченной не вовремя) суммы НДФЛ, периода просрочки и действовавшей на тот момент ставки рефинансирования Банка России.
Пример расчета пени по НДФЛ, который уплачен позже установленного срока
5 июня организация выплатила своим работникам зарплату за май. При этом она удержала НДФЛ в сумме 260 000 руб. Удержанная сумма налога перечислена в бюджет 20 июня.
Удержанный НДФЛ организация должна была перечислить в бюджет не позднее 6 июня (п. 6 ст. 226 НК РФ). Следовательно, период просрочки составляет 13 календарных дней.
Ставка рефинансирования Банка России в этом периоде составила 9% (условно).
Расчет пени: 1 014 руб. 00 коп. (260 000 руб. x 9% / 300 x 13).
Уплата пени по НДФЛ
Особого порядка уплаты пени по НДФЛ не установлено, поэтому перечислите ее так же, как и сам НДФЛ.
Так, в первую очередь определите налоговый орган, в адрес которого нужно уплатить пени. При этом учитывайте, что пени уплачиваются в адрес того же налогового органа, что и задолженность, на сумму которой они начислены (п. 11 Приложения N 1 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н). Например, задолженность по НДФЛ по обособленному подразделению вы должны перечислить в тот налоговый орган, где оно состоит на учете (п. 7 ст. 226 НК РФ). В адрес этого же налогового органа и нужно перечислить пени с такой задолженности.
Для уплаты пени по НДФЛ оформите отдельное платежное поручение (п. п. 1, 8 ст. 45 НК РФ, п. 3 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).
Уплатить пени нужно вместе с суммой недоимки по НДФЛ либо после уплаты всей суммы такого налога (п. 5 ст. 75 НК РФ).
Как заполнить платежное поручение на уплату пеней по НДФЛ
Порядок заполнения платежки на уплату пеней схож с правилами заполнения при перечислении самого НДФЛ. Но есть свои особенности (п. п. 4, 5, 7 – 10, 13 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н, Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/):
Пени по НДФЛ нужно уплатить по отдельному КБК – 182 1 01 02010 01 2100 110.
Если пени вы уплачиваете по требованию налогового органа, то:
в реквизите “106” отразите значение “ТР”;
в реквизите “107” укажите срок уплаты пени по требованию;
в реквизите “108” отразите номер требования;
в реквизите “109” укажите дату требования.
Если пени вы уплачиваете добровольно (то есть не по требованию налогового органа и не по акту проверки), то:
в реквизите “106” отразите значение “ЗД”;
в реквизитах “107”, “108” и “109” укажите “0” (ноль).
Если пени вы уплачиваете по акту проверки, то:
в реквизите “106” отразите значение “АП”;
в реквизите “107” укажите “0” (ноль);
в реквизите “108” отразите номер решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения;
в реквизите “109” укажите дату решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Проводки по начисленным пеням по НДФЛ
Начисление пеней отразите проводкой:
Дебет счета 99 – Кредит счета 68, субсчет “НДФЛ”.
Уплату пеней отразите проводкой:
Дебет счета 68, субсчет “НДФЛ” – Кредит счета 51.
Это следует из Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.