Учетная политика учреждения в целях налогового учета.

Налоговое законодательство в некоторых случаях допускает для налогоплательщика возможность выбора способа определения доходов и расходов, метода списания расходов, порядка уплаты авансовых платежей. Эти и другие выбираемые показатели финансово-хозяйственной деятельности должны быть зафиксированы в специальном документе учетной политике для целей налогообложения, к которому многие налогоплательщики совершенно напрасно формально подходят.

Что будет, если такой документ как учетная политика у налогоплательщика отсутствует?

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения, причем в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

Если у налогоплательщика отсутствуют регистры налогового учета, которые статьей 314 НК РФ предписано устанавливать приложениями к учетной политике, то наступает ответственность по статье 120 НК РФ (штраф от 10 тысяч рублей).

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, просто не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации и т.д.

Как применять учетную политику в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок в ней?

В этом случае нужно исчислять налоги без учета такого рода положений и внести коррективы в учетную политику. В качестве основания их внесения следует указать изменение законодательства о налогах и сборах. Срок, когда поправки по данному основанию должны быть внесены в учетную политику, НК РФ не устанавливает. Статья 313 НК РФ предусматривает только, что начало действия таких изменений в учетной политике не может быть раньше начала действия нового законодательства, т.е. они могут вводиться в течение налогового периода и иметь обратную силу.

Метод начисления амортизации

В учетной политике по НУ для амортизируемых объектов необходимо установить один из методов начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ):

  • линейный метод;
  • нелинейный метод.

Переход с одного метода на другой можно осуществлять раз в 5 лет с начала очередного налогового периода.

Для зданий, сооружений, передаточных устройств и НМА, входящих в 8-10 амортизационные группы, всегда применяется линейный способ начисления амортизации вне зависимости от данной настройки (п. 3 ст. 259 НК РФ).

В отличие от БУ, способ начисления амортизации в НУ задается только в настройках учетной политики, без возможности его изменения в документе ввода амортизируемого имущества в эксплуатацию.

Изучить подробнее Амортизация ОС

Как следует подходить к составлению учетной политики?

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.

Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога. В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Когда и как нужно изменить налоговую политику в течение года?

Чтобы понять, в каких случаях можно и нужно внести изменения в принятую на год учетную политику по налогам, рассмотрим таблицу ниже.

ситуациячто внести в налоговую учетную политику
компания стала вести принципиально новые виды деятельностидополнение
изменилось в рамках текущего года законодательство, влекущее за собой обязанность компаний прописать в НУП метод учета активов или обязательств, для которых ранее в законодательстве был прописан единый вариант учета или его не было совсемдополнение
среди года был введен новый налог и/или сбор, по которому предусмотрены варианты выбора учета для налогоплательщиковдополнение

Как видно из данной таблицы, в середине года возможно только внести дополнение в НУП предприятия по веским основаниям. А изменения в нее любая компания вправе предусмотреть при разработке способа налогового учета со следующего года путем издания нового приказа.

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.

Рекомендации при формировании налоговой политики организации

При разработке налоговой политики советуем соблюдать здоровый баланс между:

  • целесообразностью выбора тех или иных методов учета и стремлением максимально сблизить показатели бухгалтерские и налоговые;
  • оптимизацией налогов и трудоемкостью на такую оптимизацию со стороны компании.

Пример #2. Как снизить налог на прибыль организации? Что предпринять

Организация, перед принятием решения о создании резервов по сомнительным долгам, на предстоящие отпуска и ремонт ОС с целью снижения текущего налога на прибыль, провела анализ, чем такое решение может обернуться для компании. Что было проанализировано показано в таблице ниже.

ожидаемое событиечто потребуется предпринять
расчет резервов, снижение текущей налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, высвобождение оборотных средствнанять нового бухгалтера, начислять ему зарплату и страховые взносы и уплачивать их ежемесячно, а, следовательно, часть или все высвобожденные оборотные средства будут израсходованы на содержание дополнительной штатной единицы
часть резервов останется не использованной в течение годавосстановить неиспользованный резерв
увеличение налогооблагаемой прибыли по итогам годадоначисление налога на прибыль

Таким образом, если у предприятия значительные объемы по реализации, много сотрудников, большой парк основных средств, хорошие показатели рентабельности и велики ожидания получения большой налогооблагаемой прибыли, то формирование резервов вполне может себя оправдать с точки зрения трудоемкости процесса и материальных затрат на его обеспечение.

Для предприятий с небольшими объемами реализации, малой численностью работающих, незначительным количеством ОС и низкой рентабельностью, скорее всего, будет нецелесообразным, с точки зрения, даже трудоемкости процесса формировать вышеперечисленные резервы, даже если бухгалтерия в прежнем составе примет на себя дополнительную нагрузку по их учету.

Что это значит?

Например, Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщик вправе определять норму амортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. Эти положения целесообразно в учетной политике зафиксировать утвердительно: «общество определяет норму амортизации», «общество определяет срок полезного использования данных основных средств как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником» и т.д.

Рекомендуется в учетной политике подтверждать учет налогоплательщиком убытков: «Налоговая база текущего отчетного (налогового) периода уменьшается на всю сумму полученного Обществом в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах убытка (убытков) или на часть этой суммы».

Можно попытаться закрепить в учетной политике какую-нибудь универсальную формулировку о принятии расходов в максимальных пределах, установленных Налоговым кодексом, если речь идет, например, о нормируемых расходах.

Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?

Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.

Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).

Учетная политика предприятия: общие требования к оформлению

Учетная политика составляется по правилам, установленным законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011, а также ПБУ 1/2008. Кроме того, в каждой отрасли могут действовать свои нормы, влияющие на ее содержание.

В составе учетной политики две части: бухгалтерская и налоговая. Их можно оформить в виде единого документа, состоящего из двух разделов, либо сделать два отдельных положения.

Применение учетной политики организации ведется непрерывно из года в год, а обоснованные изменения в нее могут быть внесены только с начала отчетного года. Приказ об учетной политике утверждает руководитель, не позднее 90 дней после регистрации компании. Например, учетная политика 2022 г. должна была быть принята до 31.12.2019 г., а документ, утвержденный в 2022 г., вступит в силу лишь с 01.01.2021 г.

Учетная политика организации должна отражать методы учета только по реально имеющимся активам, операциям, обязательствам. В тексте документа целесообразно закреплять те моменты учета, по которым есть выбор из нескольких вариантов, либо закон по ним не содержит однозначного толкования. Например: какие способы амортизации применяются, как создаются резервы и т.п. Переписывать однозначные положения ПБУ, или Налогового кодекса, не предлагающие выбора, бессмысленно.

Что может быть включено в общую часть учетной политики?

В общие положения рекомендуется включать основы порядка ведения налогового учета: форма и способ его ведения.

Иными словами, ведется ли учет с использованием регистров бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета с дополнительными реквизитами и (или) регистров налогового учета. Ведутся ли такие регистры на бумажных носителях и (или) в электронной форме. Осуществляется ли ведение учета и исчисление налогов бухгалтером или специализированной организацией. При этом учетная политика не должна превращаться в регламент взаимодействия структурных подразделений общества.

Что такое учетная политика для целей налогообложения и зачем она нужна

Налоговое законодательство регулирует не все вопросы, а иногда разрешает налогоплательщикам выбирать удобные для них способы и методы учета. УП нужна, чтобы зафиксировать в ней способы определения и признания доходов и расходов, оценки активов, обязательств и распределения. Грамотная учетная политика не только стандартизирует учет, но и помогает снизить налоговую нагрузку
В каждой организации должно быть две учетные политики (далее — УП): одна для бухгалтерского учета, другая — для налогового. И если бухгалтерская нужна только организациям, то налоговую заводят даже ИП.

УП можно оформлять отдельными документами или выделить два раздела в одном документе. Утвердите УП в течение 90 дней с момента создания фирмы и затем утверждайте ее на каждый следующий год до 31 декабря текущего года.

Какие позиции в части НДС нужно отразить в учетной политике?

Может быть и никакие, если организация осуществляет только облагаемые по ставке 18% операции и не имеет обособленных подразделений.

Если организация совершает операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то содержанием учетной политики должны стать: правила ведения раздельного учета, правила принятия к вычету либо учета в стоимости предъявленных продавцами сумм налога, правила распределения сумм налога, если в налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины таких совокупных расходов. При формулировании правил раздельного учета учитываются нормы статьи 170 НК РФ.

Также, если общество совершает операции, облагаемые по ставке 0%, то в учетную политику включается порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%.

Объект налогообложения «доходы»

Если фирма считает единый налог с доходов, то в учетной политике ей следует закрепить:

  1. Объект налогообложения. Фирма вправе самостоятельно его выбрать, а также ежегодно изменять (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
  2. Величину налоговой ставки. Дело в том, что до 2016 года для данного объекта налогообложения была установлена только одна налоговая ставка – 6%.

С 2016 года законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Особые условия предусмотрены для «упрощенцев» Республики Крым и Севастополя, а также для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. Для них региональными законами налоговая ставка может быть снижена до 0%.

Если «упрощенец» хочет воспользоваться таким правом, он должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.

  1. Способ ведения книги учета доходов и расходов. Фирма может вести книгу учета доходов и расходов на бумажных носителях или в электронном виде (п. 1.4 приложения № 2 к Порядку заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. № 135н)).

Отметим, что по ныне действующим правилам все «упрощенцы» ведут книгу учета доходов и расходов в обязательном порядке. В письме от 13 ноября 2015 года № 03-11-11/65814 Минфин России высказался против ведения этого документа добровольно, по желанию. Свою позицию финансисты объясняют так.

Поскольку в книге учета отражаются все доходы и расходы «упрощенца», ее ведение необходимо, прежде всего, для расчета налогооблагаемой базы по единому налогу.

Кроме того, одними из критериев, дающих возможность применения УСН, являются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ):

  • величина дохода. По итогам отчетного (налогового) периода она не должна превышать 60 млн. рублей с учетом коэффициента-дефлятора;
  • остаточная стоимость имущества. По данным бухгалтерского учета она не должна быть больше 100 млн. рублей (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в течение отчетного (налогового) периода доход «упрощенца» превысит 60 млн. рублей с учетом индексации, или стоимость основных средств, рассчитанная для целей бухучета, окажется выше 100 млн. рублей, он утрачивает право на применение спецрежима.

Следовательно, помимо необходимости ведения книги учета для расчета «упрощенного» налога, этот документ целесообразно вести для соблюдения в течение отчетного (налогового) периода ограничения по доходам и остаточной стоимости основных средств. Таким образом, добровольный порядок ведения книги учета доходов и расходов в Минфине не приветствуется.

  1. Порядок принятия к вычету взносов на обязательное социальное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. В Налоговом кодексе такой порядок детально не описан. Фирма должна разработать его самостоятельно с учетом мнений контролирующих органов. Для удобства бухгалтера рекомендуем разработать отдельный налоговый регистр по уменьшению единого налога на сумму страховых взносов, больничных пособий и платежей по договорам добровольного личного страхования.

Добавим, что устанавливать в учетной политике объект налогообложения и способ ведения книги учета доходов и расходов должны не только организации, исчисляющие единый налог с доходов, но и фирмы, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы».

Какие положения в учетной политики следует посвятить амортизации?

Во-первых, помимо уже упомянутой амортизации основных средств, бывших в употреблении, это, прежде всего, выбор метода амортизации: линейный или нелинейный.

Во-вторых, срок амортизации нематериальных активов: исключительное право на изобретение, промышленный образец, полезную модель, на использование программы для ЭВМ, базы данных (подпункты 1–3, 5–7 абзаца третьего пункта 3 статьи 257 НК РФ). По таким нематериальным активам срок полезного использования может составлять два года.

В-третьих, амортизационная премия. Целесообразно закрепить включение в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере 10% (30% – в отношении основных средств, относящихся к третьей–седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также 10% (30% – в отношении основных средств, относящихся к третьей–седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

В-четвертых, применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации.

Отдельно нужно отметить, как затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, включаются в состав материальных расходов: в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию или нет. Это связано с тем, что с 2015 года организация на основе экономически обоснованных показателей может предусмотреть более длительный срок списания стоимости затрат на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым (более одного отчетного периода).

База распределения расходов по видам деятельности

В данном разделе осуществляется настройка базы для распределения так называемых «общих» расходов при совмещении следующих видов деятельности:

  • Для организаций — совмещение общей системы налогообложения (ОСНО) и ЕНВД. Настройка доступна при включении флажка ЕНВД на вкладке Система налогообложения. PDF
  • Для ИП — совмещение общей системы налогообложения (ОСНО) и ЕНВД (ПСН). Настройка доступна при включении флажка ЕНВД и (или) флажка Патент на вкладке Система налогообложения. PDF

Согласно п. 9 ст. 274 НК РФ и п. 7 ст. 346.26 НК РФ (п. 6 ст. 346.53 НК РФ), налогоплательщики обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности на ОСНО и деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД (ПСН).

При совмещении нескольких видов деятельности расходы организации можно разделить условно на три группы:

  • расходы по деятельности на ОСНО — учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (для ИП — НДФЛ) в полном объеме;
  • расходы, которые можно полностью можно отнести к деятельности на ЕНВД (ПСН), — не учитываются при исчислении налога на прибыль;
  • «общие» расходы, которые прямо не отнести к какому-либо виду деятельности, связаны одновременно с деятельностью на ОСНО и на ЕНВД (ПСН).

«Общие» расходы не могут быть прямо отнесены на ОСНО или ЕНВД (ПСН) и должны распределяться пропорционально доле доходов от конкретной деятельности в общем доходе по всем видам деятельности.

В программе порядок распределения расходов по видам деятельности настраивается непосредственно в каждой статье затрат справочника Статьи затрат.

Если в Статье затрат в разделе Статья для учета затрат организации переключатель установлен По разным видам деятельности, такие расходы будут распределяться по видам деятельности ОСНО и ЕНВД (ПСН) пропорционально базе распределения в процедуре Закрытие месяца.

При этом нет единства в том, учитываются ли внереализационные доходы при определении базы для распределения. ФНС придерживается мнения, что внереализационные доходы не должны участвовать при распределении расходов (Письма ФНС РФ от 24.03.2006 N 02-1-07/27, от 28.09.2005 N 02-1-08/[email protected], Письмо УФНС РФ по г. Москве от 28.10.2005 N 20-12/78737).

Мнение Минфина России неоднозначно: так, в Письмах от 18.02.2008 N 03-11-04/3/75 и от 14.03.2006 N 03-03-04/1/224 говорится, что внереализационные доходы участвуют в определении пропорции, а в Письме от 17.03.2008 N 03-11-04/3/121 и от 28.06.2007 N 03-11-04/3/237 даются иные разъяснения.

Каждый налогоплательщик должен самостоятельно указать в учетной политике базу для распределения «общих» расходов — с учетом внереализационных доходов или без них.

В программе доступны два варианта распределения расходов:

  • Только доходы от реализации;
  • Доходы от реализации и внереализационные.

В операции Расчет долей списания косвенных расходов процедуры Закрытие месяца в графе ЕНВД отразится доля, в соответствии с которой распределяемые расходы будут отнесены на ЕНВД (ПСН).

Только доходы от реализации

При выборе способа распределения Только доходы от реализации база по ОСНО рассчитывается как выручка, отраженная по кредиту счета 90.01.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения» за минусом сумм НДС по дебету счета 90.03 «Налог на добавленную стоимость».

База по ЕНВД (ПСН) равна выручке, которая отражена по кредиту счета 90.01.2 «Выручка по отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения».

В данном случае доля «общих» расходов, приходящихся на ЕНВД, будет определяться по формуле:

Доходы от реализации и внереализационные

При выборе способа распределения Доходы от реализации и внереализационные к базе по ОСНО добавляются еще и внереализационные доходы: оборот по кредиту счета 91.01 «Прочие доходы» за вычетом НДС по дебету счета 91.02 «Прочие расходы».

Тогда доля «общих» расходов, приходящихся на ЕНВД, будет определяться по формуле:

«Общие» расходы, которые относятся к разным видам деятельности, распределяются пропорционально расчетной доли в процедуре Закрытие месяца:

  • в операции Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 общехозяйственные расходы, распределенные на: ОСНО — списываются в дебет счета 90.08.1 «Управленческие расходы по деятельности с основной системой налогообложения»;
  • ЕНВД — списываются в дебет счета 90.08.2 «Управленческие расходы по деятельности с основной системой налогообложения» (при методе распределения директ-костинг).
  • в операции Закрытие счета 44 «Издержки обращения» коммерческие расходы списываются:
      ОСНО — на счет 90.07.1 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения»;
  • ЕНВД — на счет 90.07.2 «Расходы на продажу по отдельным видам деятельности с особым порядком налогообложения».
  • На какие еще расходы следует обратить внимание в учетной политике?

    Нужно решить, будут ли создаваться в налоговом учете резервы. К ним относятся резервы под предстоящие ремонты основных средств, по сомнительным долгам, предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и некоторые другие. Если да, то следует установить порядок их формирования.

    Необходимо обратить внимание и на порядок определения суммы расходов на производство и реализацию для налогоплательщиков, оказывающих услуги. На основании учетной политики организация сможет относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. При отсутствии данных положений следует определить перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

    Учетная политика организации (ООО): пример-2022

    Учетная политика организации (ООО) — пример 2022 года можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Есть образцы и у нас: по НДС, для УСН и др. Однако искать идеально подходящий бесполезно. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.

    учетной политики на 2022 год можно и на нашем сайте, кликнув по картинке ниже:

    Учетную политику можно сформировать и в «1С:Бухгалтерии». Как правильно это сделать, узнайте из типовой ситуации от «КонсультантПлюс». Там же вы найдете примеры оформления учетной политики для каждой из систем налогообложения. А если у вас нет доступа к К+, оформите временный демодоступ. Это бесплатно.

    Нужно ли предусматривать способ нормирования процентов по долговым обязательствам?

    С 1 января 2015 года статья 269 НК РФ не будет предусматривать для налогоплательщиков привычных способов отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам. В учетную политику могут быть включены только положения об использовании для признания процентов в доходах и расходах по контролируемой сделке, одной из сторон которой является банк, интервала предельных значений ставок, содержащегося в пункте 1.1 статьи 269 НК РФ. Отсутствие данных положений может влечь автоматическое использование рыночных цен по сделкам.

    Наряду с этим, следует оговорить особенности определения размера убытка при уступке (переуступке) права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации (долговым обязательством) срока платежа. Какой показатель для расчета убытка будет использоваться:

    • максимальная ставка процента, установленная для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ;
    • ставка процента, подтвержденная методами, установленными разделом V.1 НК РФ.

    Ставки налога

    Стандартная налоговая ставка по налогу на прибыль, установленная НК РФ, составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ):

    • 3% — в федеральный бюджет;
    • 17% — в региональный бюджет.

    Законами субъектов Российской Федерации может быть определен пониженный процент налога, подлежащий перечислению в региональный бюджет, но до 12,5 %.

    Соответствующие ставки налога на прибыль по бюджетам необходимо указать в полях:

    • Федеральный бюджет;
    • Региональный бюджет.

    В соответствии с указанными ставками программа осуществляет автоматический расчет налога на прибыль при выполнении процедуры Закрытие месяца. Рассчитанная сумма налога по уровням бюджета отражается в Листе 02 Декларации по налогу на прибыль: PDF

    • стр. 140 — общая ставка;
    • стр. 150 — ставка в федеральный бюджет;
    • стр. 160 — ставка в региональный бюджет.

    Налоговым кодексом предусмотрено использование методов оценки ранее произведенных расходов…

    Да, и во всех случаях, когда такая оценка предусмотрена, в учетной политике должен быть заявлен выбранный метод оценки. В числе методов оценки сырья и материалов при списании их в производство, стоимости покупных товаров при их последующей реализации, действуют:

    • метод оценки по стоимости единицы запасов (товара);
    • метод оценки по средней стоимости;
    • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

    Не лишним будет подтвердить учетной политикой, что при реализации имущества и (или) имущественных прав, общество уменьшает доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

    Будьте внимательны, с 2015 года метод ЛИФО в налоговом учете не применяется.

    Кроме того, не смешивайте понятия бухгалтерского и налогового учета при описании методов учета расходов.

    Налоговая УП на ОСНО и спецрежимах

    УП для целей налогообложения чаще всего формируют налогоплательщики на ОСНО, потому что в их бухгалтерском и налоговом учете больше всего отличий, а сам налоговый учет имеет множество вариаций. Им нужно предусмотреть разделы по всем налогам, которые они платят. Это минимум три: НДС, налог на прибыль и налог на имущество.

    У спецрежимников учетная политика встречается реже. Ведь порядок признания доходов и расходов строго регламентирован и выбирать не из чего. Но все меняется, если начать совмещать несколько налоговых режимов. В этом случае в УП надо предусмотреть раздельный учет операций, имущества и обязательств. Мы уже рассказали об учетной политике при совмещении патента и УСН.

    Какие положения должна содержать учетная политика в части порядка уплаты налога на прибыль?

    Традиционно в учетную политику включают положения о способе уплаты авансовых платежей и показателе расчета доли прибыли для распределения налога между головной организацией и обособленными подразделениями (среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда).

    Организация может производить исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

    Вторым вариантом является выбор в качестве отчетных периодов по налогу первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года.

    Обратите внимание, что независимо от изменений в учетной политики, изменение системы авансовых платежей требует уведомления налогового органа не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором предполагается применять новый порядок уплаты (пункт 2 статьи 286 НК РФ).

    Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

    Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

    Шаг 1

    Составление перечня налогов и сборов.

    В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

    Шаг 2

    Анализ путей оптимизации налогов.

    Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

    На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

    • списаний износа различных категорий ценностей;
    • переоценки основных средств;
    • формирования запасов ТМЦ;
    • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

    Шаг 3

    Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

    Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

    Шаг 4

    Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

    Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

    Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

    • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
    • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
    • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

    Шаг 5

    Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

    Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]