Учетная политика ЕСХН
ЕСХН — специальный налоговый режим, поэтому, начиная разговор об учетной политике (УП) для применяющих ЕСХН коммерсантов, необходимо исходить из общих требований Налогового кодекса.
ВАЖНО! В соответствии со ст. 313 НК РФ в своей УП для целей налогообложения налогоплательщик устанавливает правила ведения налогового учета при осуществлении своей деятельности.
При этом от коммерсанта потребуется:
- разработать УП еще до начала своей работы;
- утвердить УП приказом руководителя;
- применять последовательно из периода в период;
- корректировать УП в необходимых случаях (при изменении законодательства, при осуществлении новых видов деятельности и др.).
Формируя УП и определяя правила налогового учета, спецрежимнику-сельхозтоваропроизводителю необходимо учесть требования ст. 346.5 НК РФ.
В п. 8 указанной статьи сформулировано основное требование к форме налогового учета сельхозкоммерсантов на ЕСХН. Необходимую для расчета сельхозналога информацию они обязаны отражать следующим образом:
- фирмы на ЕСХН — на основании данных бухучета с учетом требований гл. 26.1 НК РФ;
- ИП на ЕСХН — в специальной книге учета доходов и расходов ИП, утвержденной приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н.
Таким образом, применяющие ЕСХН фирмы должны формировать УП двух видов:
- для целей бухучета;
- налоговую УП.
При разработке учетной политики для бухгалтерского учета, учтите следующие нововведения, обязательные к применению всеми налогоплательщиками с 01.01.2022:
- Утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Подробнее о них читайте здесь.
Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Сориентироваться в нововведениях ФСБУ 6/2020 вам поможет этот материал, по ФСБУ 26/2020 — эта статья. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.
- Станет обязательным к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот».
Подробности см. в материале «Как работать по-новому ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете»».
- Операции по аренде должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н.
Как организации перейти на учет аренды (лизинга) по новому ФСБУ 25/2018, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Оформить их можно в виде утвержденных руководителем двух отдельных документов или в форме единой УП, в которой нюансам бухгалтерского и налогового учета отведены отдельные разделы.
Для ИП на ЕСХН, отражающих доходы и расходы в специальной книге, форма и порядок заполнения которой утверждены законодательно, УП для целей бухучета не нужна — им позволено этот вид учета не осуществлять (п. 2 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете).
Однако УП для целей налогового учета ИП лучше оформить. Скачать учетную политику вы можете бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Для чего же нужна учетная политика? Расскажем в следующем разделе.
Образец учетной политике для с/х предприятия
Ниже приведен примерный образец учетной политике для с/х предприятия – плательщика ЕСХН.
Общество с ограниченной ответственностью «Хлебодар»
ПРИКАЗ № 143-18/4 об утверждении учетной политики для целей налогообложения
г. Краснодар | 26.11.2016 |
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить учетную политику для целей налогообложения.
- Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Хвостова Г.Н.
- Срок вступления в силу учетной политики – 01.01.2017.
Приложение к приказу – учетная политика для целей налогообложения.
Директор Шишкин Н.Д.
С приказом ознакомлен Хвостов Г.Н.
Приложение к приказу от 25.11.2016№ 143-18/4 |
Учетная политика для целей налогообложения
Режим налогообложения
1. Утвердить ООО «Хлебодар» в качестве плательщика единого сельхоз налога (ЕСХН).
Объект налогообложения
2. Для расчета ЕСХН использовать объект налогообложения, определяемый как разницу между полученными доходами и понесенными расходами.
Организация учета
3. Налоговую базу для расчета ЕСХН определять на основании данных Книги учета доходов и расходов, которая ведется автоматизированно с помощью ПО «1С». Данные в Книгу вносить на основании первичных документов отдельно по каждой операции.
Учетная политика ИП на ЕСХН
На первый взгляд, требование к оформлению УП для предпринимателя на ЕСХН кажется избыточным по той причине, что гл. 26.1, посвященная вопросам ЕСХН, не предусматривает многовариантности способов и методов учета доходов и расходов, а переписывать в УП один к одному нормы НК РФ законодательство не требует.
Однако в действительности все не совсем так. Дело в том, что ст. 313 НК РФ предусматривает, что данные налогового учета должны подтверждаться:
- первичными учетными документами;
- аналитическими регистрами налогового учета;
- расчетами налоговой базы.
Это означает, что ИП в своей УП обязаны предусмотреть следующие важные аспекты:
- формы применяемых для оформления хозяйственных операций первичных документов;
- алгоритмы документооборота и процедуры обработки учетной информации;
- иные важные для целей налогового учета решения.
Поскольку ИП на ЕСХН вправе вести учет своих доходов и расходов как на бумаге, так и в электронном виде, избранный способ также необходимо закрепить в УП.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы составили учетную политику для ИП на ЕСХН. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Кроме того, любой коммерсант заинтересован в сохранности своего имущества, поэтому в УП должны найти отражение вопросы проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также аспекты внутреннего контроля за учетным процессом.
Другим важным нюансом, требующим непременного отражения в УП, является детализация такой учетной процедуры, как раздельный учет — если ИП совмещает ЕСХН с другим режимом налогообложения.
ВАЖНО! На основании п. 1 ст. 346. 1 НК РФ применяющие ЕСХН налогоплательщики вправе совмещать данный спецрежим с иными (предусмотренными НК РФ) режимами налогообложения.
А совмещение режимов — это необходимость ведения раздельного учета, регламент которого в законодательстве не описан. Его необходимо разработать самостоятельно и отразить в УП.
ВАЖНО! Основное требование к применяемому коммерсантом способу раздельного учета — возможность однозначного отнесения тех или иных показателей к разным видам предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-11-11/296).
О составлении учетной политики при УСН читайте в этой статье.
Учет расходов на приобретение объектов основных средств и нематериальных активов
Для плательщиков ЕСХН предусмотрен отдельный порядок признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и расходов на приобретение (создание) нематериальных активов.
В состав объектов основных средств и нематериальных активов включаются активы, которые признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 НК РФ. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов в период уплаты ЕСХН учитываются при определении налоговой базы в полном объеме с момента ввода основных средств в эксплуатацию и принятия на бухгалтерский учет нематериальных активов независимо от их срока полезного использования (пп. 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ). Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов, осуществленные до перехода на уплату ЕСХН, учитываются равномерно (пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ):
— в течение первого календарного года применения ЕСХН (для объектов, имеющих срок полезного использования до 3 лет включительно);
— в течение первого года использования режима налогообложения в виде ЕСХН — 50%, второго — 30%, третьего — 20% стоимости основных средств или нематериальных активов (для объектов, имеющих срок полезного использования от 3 до 15 лет включительно);
— в течение первых 10 лет применения ЕСХН (для объектов, имеющих срок полезного использования свыше 15 лет).
Определение срока полезного использования объектов основных средств производится исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Срок полезного использования объектов основных средств, не указанных в Классификации, устанавливается исходя из технических условий или рекомендаций организаций-изготовителей. Срок полезного использования нематериальных активов определяется по правилам п. 2 ст. 258 НК РФ.
Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств и приобретение (создание) нематериальных активов учитываются только по тем основным средствам и нематериальным активам, которые используются при осуществлении деятельности, переведенной на уплату ЕСХН, и в течение налогового периода принимаются равными долями по итогам каждого отчетного периода (Письмо Минфина России от 02.02.2009 N 03-11-09/30).
Аналогичный порядок учета расходов действует в случае достройки, дооборудования и реконструкции объектов основных средств (пп. 1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Подпунктом 1 п. 4 ст. 346.5 НК РФ установлено, что расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств должны учитываться с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Признание расходов на приобретение (сооружение, изготовление) объектов основных средств не зависит от того, за счет каких средств (собственных или заемных) приобретались основные средства (Письмо Минфина России от 28.06.2007 N 03-11-04/1/18).
В Письме от 28.01.2009 N 03-11-06/1/04 Минфин разъяснил, что оборудование стоимостью свыше 20 000 руб. со сроком полезного использования более 12 месяцев при условии использования его в предпринимательской деятельности также относится к основным средствам, расходы на приобретение которых учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН.
Внимание! Существует вероятность спора с налоговыми органами при включении в состав расходов для целей исчисления ЕСХН остаточной стоимости продуктивного скота, сформированной при переходе с обычной системы налогообложения на уплату ЕСХН, так как до 01.01.2008 амортизация по данному виду основных средств в налоговом учете не начислялась. Однако суды встают на сторону налогоплательщиков, указывая, что рабочий, продуктивный и племенной скот (за исключением молодняка) в соответствии с гл. 25 НК РФ является амортизируемым имуществом и согласно Классификации относится к основным средствам со сроком полезного использования от пяти до семи лет. Следовательно, расходы в виде остаточной стоимости скота относятся к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по ЕСХН (Постановления ФАС ЗСО от 12.02.2009 N Ф04-562/2009(20516-А03-29), от 18.06.2008 N Ф04-2939/2008(4907-А45-42)).
Если плательщики ЕСХН реализуют приобретенные основные средства и нематериальные активы до истечения трех лет (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет) с момента учета расходов на их приобретение в составе затрат для исчисления ЕСХН, то они обязаны пересчитать исчисленную налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов до даты реализации с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени. К сожалению, положения ст. 346.5 НК РФ не уточняют, что понимается под моментом учета расходов — дата начала или окончания списания затрат. Полагаем, что контролирующие органы под указанной датой будут понимать дату, на которую расходы по объекту основных средств будут учтены полностью.
Учетная политика фирмы на ЕСХН
Фирмам на ЕСХН (в отличие от ИП) вести бухучет обязательно, поэтому все нюансы своего бухгалтерского и налогового учета им необходимо отразить в УП.
«Налоговую» УП они могут формировать с учетом рекомендаций, описанных в предыдущем разделе.
ВАЖНО! Правила формирования «бухгалтерской» учетной политики определены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
ПБУ 1/2008 предписывает фирмам закреплять в УП следующие аспекты:
- рабочий план счетов;
- формы первичных документов;
- регламент и частоту проведения инвентаризаций;
- график документооборота;
- иные необходимые для организации бухучета решения.
В «бухгалтерской» УП должны найти отражение разнообразные учетные моменты, касающиеся специфики деятельности фирмы.
К примеру, если ее работники выезжают в служебные поездки, в УП можно прописать:
- организационный регламент «командировочной» процедуры;
- размер суточных;
- перечень отчетных документов по возвращении из служебной поездки;
- иные «командировочные» нюансы.
В своей УП фирме необходимо не только отразить учетные нюансы, но и детализировать отчетные особенности. В частности, если фирма применяет упрощенные формы отчетности, что позволено субъектам малого предпринимательства, информацию о применяемых отчетных формах необходимо отразить в УП.
Какие особенности учета имущества коммерсанта на ЕСХН отразить в учетной политике?
Применение ЕСХН отличается строгой регламентацией доходов и расходов, учитываемых при расчете сельхозналога. В том числе это касается и учетных тонкостей в отношении используемого в сельхоздеятельности имущества.
Однако и в таких строгих условиях остаются отдельные вопросы, требующие самостоятельного решения (в том числе отражения в УП) со стороны применяющего ЕСХН коммерсанта.
Рассмотрим, например, нюансы отражения в УП алгоритма учета стоимости земельных участков. Действия коммерсанта при покупке земли регламентированы п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ и предусматривают учет стоимости земли в расходах:
- после фактической оплаты «земельных» прав;
- при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на госрегистрацию указанного права;
- равномерно в течение определенного периода (не менее 7 лет).
Законодатель установил минимальную временную границу в 7 лет, и с ее учетом сельхозтоваропроизводитель в УП прописывает свой временной период. Он может быть равен как минимально разрешенному, так и любому временному отрезку, превышающему эту границу (8, 9, 10 и более лет).
Помимо земельных участков, в УП могут найти отражение особенности установления сроков полезного использования ОС и НМА сельхозкоммерсанта.
Это актуально для следующих сельхозтоваропроизводителей на ЕСХН:
- перешедших на ЕСХН с иного налогового режима;
- имеющих на момент перехода ОС и НМА с остаточной стоимостью.
Поскольку списание указанного имущества не может производиться единовременно, а зависит от сроков полезного использования ОС и НМА, в УП необходимо закрепить порядок его определения — если в общеприменяемой классификации (утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1) такая информация отсутствует.
Общий механизм оформления УП см. в материале «Как составить учетную политику организации ?».
Характерные особенности учётной политики предприятия сельского хозяйства
«Подъём» отрасли сельского хозяйства является одним из наиболее перспективных направлений экономического развития Омской области. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить такие как: удобное географическое положение, высокая плодородность почв, благоприятные климатические условия летнего сезона. В данной статье рассматривается один из неотъемлемых компонентов, без которого является невозможным функционирование ни одного предприятия, в том числе и сельскохозяйственного – бухгалтерский учёт, а именно учётная политика. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного и непрерывного документального учёта всех хозяйственных операций [7].
В сельском хозяйстве объектами бухгалтерского учёта выступают [6, с.11]:
- собственный капитал;
- имущество предприятия;
- хозяйственные операции, изменяющие состав имущества и обязательств;
- дебиторская и кредиторская задолженности.
Главной целью бухгалтерского учёта на предприятиях сельского хозяйства являются анализ и использование экономической информации для выявления тенденций в результатах деятельности, выбора пути развития и принятия управленческих решений.
Учётная информация применяется на всех уровнях управления.
Бухгалтерский учёт помимо информационной выполняет контрольную функцию, сводящуюся к предотвращению нерационального использования ресурсов и к сохранению ресурсов предприятия.
Бухгалтерский учёт в соответствии с законодательством Российской Федерации позволяет предприятиям отрасли сельского хозяйства решать задачи:
- формировать полную и достоверную информацию о деятельности предприятия и его имущественном положении;
- выявлять и мобилизовать хозяйственные резервы для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;
- осуществлять оценку использования выявленных резервов;
- предотвращать негативные побочные результаты в финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- предоставлять информацию контролирующим органам для соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, движении имущества и обязательств, использовании ресурсов согласно утвержденным нормам.
На сельскохозяйственных предприятиях бухгалтерский учёт имеет ряд отличительных признаков, характерных для отрасли: производственный процесс непосредственно связан с землёй и живыми организмами; в сельском хозяйстве возможны различные организационно-правовые формы предприятий.
К особенностям бухгалтерского учёта на предприятиях сельского хозяйства относятся следующие проблемы и задачи [6, с.13]:
- Специфика бухгалтерского учёта в данной сфере возникает из-за разной природы отраслей сельского хозяйства: растениеводства, животноводства, вспомогательного производства.
- Основным производственным средством в сельском хозяйстве является земля, поэтому существует необходимость бухгалтерского учёта земельных угодий и финансовых вложений в них.
- В сельском хозяйстве применяется разнообразная техника – требуется достоверный учёт всех машин и механизмов.
- Бухгалтерский учёт должен учитывать и отражать сезонность работ, затрат и доходов.
- Получение продукции может занимать более календарного года – по некоторым сельскохозяйственным культурам и животным затраты осуществляются в текущем отчётном году, а продукцию получают только в следующем.
- Часть продукции поступает на внутрихозяйственное потребление: продукция растениеводства – на семена и корм скоту; продукция животноводства – на удобрения в растениеводстве. Поэтому необходимо отражение движения продукции на всех этапах внутрихозяйственного оборота.
- От одной культуры или одного вида скота получают несколько видов продукции, что порождает необходимости разграничения затрат в бухгалтерском учёте.
Таким образом, система бухгалтерского учёта аграрных предприятий зависит от организации производства, организационно-правовой формы и специализации; но при этом ей присущи общие, характерные для любой отрасли народного хозяйства, черты: учёт строится по унифицированному Плану счетов с использованием типовые регистров и форм, а также методов проведения учётных работ.
Основным документом, закрепляющим порядок и способы ведения учёта при отражении хозяйственных операций на предприятии, является учётная политика. Согласно ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [2].
Организация формирует учётную политику, опираясь на свою структуру, отрасль, в которой функционирует, и другие особенности деятельности. При формировании учётной политики предприятие имеет право определить методы оценки незавершённого производства; методы списания материалов, сырья и инвентаря в производство; возможности применения ускоренной амортизации; варианты формирования фондов и так далее.
Задачей учётной политики сельскохозяйственного предприятия является разработка комплексной системы инструкций, положений и методов, позволяющих:
- упорядочить, унифицировать и регламентировать учёт;
- создать схему документооборота и систему оценки активов;
- сформировать отчётность, отражающую имущественное положение хозяйства.
Учётная политика разрабатывается главным бухгалтером организации и утверждается руководителем.
В учётной политике утверждаются [2]:
- формы первичных документов, применяемые для отражения хозяйственной деятельности, по которой не предусмотрены типовые формы первичных документов;
- рабочий план счетов бухгалтерского учёта, включающий в себя синтетические и аналитические счета;
- технологии документооборота и обработки учётной информации;
- правила контроля над хозяйственными операциями;
- порядок и методы проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- другие решения по организации бухгалтерского учёта.
Методология бухгалтерского учёта предполагает использование Плана счетов – унифицированного информационного списка, отражающего имущественное положение организации и источники его формирования. Для придания учёту в организации большей эффективности составляется рабочий план счетов: в нём указываются необходимые для организации рабочие субсчета и аналитические счета в рамках унифицированных счетов.
Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 при формировании учётной политики должен быть утверждён рабочий план счетов [2]. В случае отсутствия в Плане счетов статей, необходимых для деятельности организации, допускается ввод дополнительных синтетических счетов через свободные коды. Введение дополнительных счетов должно быть согласовано с Министерством финансов Российской Федерации.
Все хозяйственные операции оформляются первичной документацией, использование которой позволяет избежать разнобоя и облегчает внедрение компьютерного учёта.
На аграрных предприятиях применяется множество форм первичной документации, что вызвано зависимостью от вида производимой продукции, способов учёта, дифференциации производства. Поэтому раздел формирования перечня первичных документов здесь является очень актуальным. Министерством сельского хозяйства России разработан общий перечень форм первичных документов, утверждённых бывшим Госкомстатом России (нынче Федеральная служба государственной статистики) [5].
Обращение документов на предприятии происходит в соответствии с утвержденным графиком документооборота – движением документов с момента их составления или получения до сдачи в архив после обработки и систематизации [7].
В графике документооборота указываются сроки составления и представления, а также порядок обработки первичных документов, регистрации и группировки учётных данных с указанием ответственных лиц. Данный график составляется главным бухгалтером и после утверждения руководителем становится обязательным для исполнения.
В документе должны быть обязательные реквизиты [1]:
- наименование документа;
- наименование организации;
- содержание хозяйственной операции;
- дата составления;
- должности и подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность оформления;
- величина натурального и (или) денежного измерения.
После систематизации и накопления первичных документов осуществляются соответствующие записи в регистры синтетического учёта. Под регистром в бухгалтерском учёте принято понимать различные виды таблиц, содержащих данные первичной документации.
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» регистры предназначены для накопления и систематизации данных из принятых к учёту первичных документов, для их отражения на счетах учёта и в бухгалтерской отчётности.
Перечень регистров зависит от формы бухгалтерского учёта в организации. Под формой учёта полагается система учётных регистров с конкретным порядком и способом записи в них. Министерством финансов России рекомендованы к применению следующие формы:
- журнально-ордерная;
- мемориально-ордерная;
- с использованием вычислительной техники;
- другие формы.
В отрасли сельского хозяйства наиболее широкое распространение получила журнально-ордерная форма бухгалтерского учёта: данные первичных документов заносят в журнал-ордер или предварительно группируют в накопительных ведомостях. Журналы-ордера применяют в течение месяца для отражения операций по конкретному синтетическому счёту либо группе связанных счетов, они являются регистрами синтетического и хронологического учёта. Итоги журналов-ордеров переносят в Главную книгу, которая используется для отчётности.
Корректно организованный бухгалтерский учёт позволяет пользователям информации получать данные, объективно отражающие положение сельскохозяйственного предприятия.
Способ ведения бухгалтерского учёта подразумевает в своём составе определение способов амортизации основных средств, нематериальных и прочих активов; методов оценки производственных запасов, незавершённого производства и готовой продукции, признания прибыли и так далее.
Аграрное предприятие имеет право выбрать и закрепить в учётной политике один из способов амортизации нематериальных активов:
- линейный;
- метод уменьшаемого остатка;
- пропорционально объёму продукции (работ, услуг).
Для основных средств учётная политика предусматривает возможность выбора способа учёта в следующих случаях:
- Стоимость основных средств, представленных к учёту, не превышает 40 000 руб.
- Способ начисления амортизации. Сельскохозяйственные предприятия имеют множество фондов, составляющих большую часть активов в балансе и представленных различными группами основных средств, что создаёт сложности при определении способов амортизации отдельно взятой группы. Предприятие может выбрать один из следующих способов начисления амортизации [4]:
- линейный;
- метод уменьшаемого остатка;
- пропорционально объёму продукции (работ, услуг);
- по сумме чисел лет срока полезного использования.
- Переоценка основных средств. Предприятие может раз в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по восстановительной стоимости.
Учёт материально-производственных запасов (МПЗ) является одним из важнейших разделов учётной политики, что обусловлено сложностью и различием способов оценки и списания МПЗ, контролем над сохранностью и формированием себестоимости сельскохозяйственной продукции и затрат на производство. Порядок учёта МПЗ регламентируется ПБУ 5/01 [3].
Оценка МПЗ может осуществляться одним из следующих способов, закреплённых в учётной политике организации:
- по себестоимости каждой единицы;
- по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ;
- по средней себестоимости.
В учётной политике обязательно должны быть отражены следующие элементы:
- Состав прямых расходов, включаемых в себестоимость продукции;
- Способ оценки незавершённого производства.
- Перечень резервов предстоящих платежей, нормативы отчислений в резервы.
- Порядок определения предельной величины расходов по долговым обязательствам.
Закреплённые учётной политикой способы и формы ведения учёта дают возможность упорядочить и унифицировать бухгалтерский учёт предприятия.
Раздел, регламентирующий осуществление инвентаризации на предприятиях сельского хозяйства, является одним из важнейших разделов учётной политики. Инвентаризации подлежат:
- Активы: основные средства, нематериальные активы, производственные и прочие запасы, товары и готовая продукция, финансовые вложения, денежные средства и другие финансовые активы.
- Обязательства: кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризацию можно классифицировать на обязательную и инициативную.
Проведение инвентаризации обязательно [4]:
- перед годовой бухгалтерской отчётностью;
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- при смене материально ответственных лиц;
- в чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;
- при выявлении фактов хищения или порчи имущества;
- при реорганизации или ликвидации предприятия;
- при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Сроки и порядок проведения инициативной инвентаризации определяются руководителем организации.
Инвентаризация относится к способам ведения бухгалтерского учёта, поэтому порядок её проведения входит в перечень приложений к учётной политике.
По инициативе руководства в учётную политику могут быть включены различные положения, которые актуальны только для предприятия.
Адекватно, грамотно и объективно сформированная учётная политика является важнейшим аспектом эффективности ведения бухгалтерского учёта.
Итоги
Фирмы и ИП на ЕСХН при составлении учетной политики должны исходить из основных требований НК РФ и ПБУ 1/2008.
Основное предназначение учетной политики для коммерсантов на ЕСХН — закрепить применяемые учетные способы, позволяющие достоверно сформировать налогооблагаемую базу по сельхозналогу и рассчитать его.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.