Что должно быть отображено
В шапке документа должно содержаться следующее:
- полное название организации;
- дата, когда был составлен приказ;
- регистрационный №;
- заголовок;
- формулировка: «На основании отчетных документов, предоставленных… (здесь пишется полное ФИО сотрудника) ПРИКАЗЫВАЮ»;
- текст;
- подпись лица, несущего ответственность за исполнение приказа, и ее расшифровка;
- подпись директора и ее расшифровка;
- подпись сотрудника (которому необходимо возместить расходы) и ее расшифровка в графе ознакомления.
В самом тексте должна быть указана следующая информация:
- ФИО сотрудника, которому надо возместить затраты.
- Структурное подразделение, в котором работает сотрудник, а также его должность, разряд, класс, квалификация.
- Формулировка: «Выплатить в качестве возмещения расходов сверх аванса, полученного в связи с нахождением в … с… по… год …руб….коп…(сумма прописью)».
- Основание и перечисление подтверждающих документов.
- Формулировка: «Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на … (должность и ФИО ответственного лица)».
Содержание служебной записки
Таблица №1. Структура служебной записки.
Пункты документа | Что содержат | |
Преамбула | Кому адресована | Сверху в правом углу прописывается наименование организации, фамилия, имя и отчество руководителя, к которому обращается работник. |
От кого | ФИО и должность лица, составившего прошение. | |
Основной текст | Название документа | На странице посередине прописывается фраза «Служебная записка» с указанием подвида: о компенсации расходов. |
Номер и дата регистрации | Могут быть указаны после названия или слева в углу страницы. | |
Цели, на которые потрачены деньги | Подробно описываются обстоятельства совершения трат, например, на обучение или на медкомиссию, с указанием точных дат и сроков прибытия и отбытия. | |
Сумма возмещения | Прописывается точная сумма, подлежащая компенсации, которая устанавливается в ходе переговоров или фиксируется в трудовом договоре/доп. соглашении к нему. | |
Заключение | Данные работника | Фамилия, имя и отчество с расшифровкой, должность и подпись заявителя. |
Записку следует сопроводить документами, подтверждающими затраты (билеты, в том числе электронные, выписки с банковских карт, чеки, квитанции, договоры).
После визирования документ направляется в бухгалтерию для произведения расчетов и перечисления компенсации.
Гарантии для кадров организации
В статье 167 ТК РФ прописаны немаловажные моменты, на которые стоит обратить внимание, когда составляется приказ. Если компания решила отправить своего работника в командировку, то за ним в обязательном порядке сохраняются должность и среднемесячная оплата труда, кроме того, организация должна компенсировать все затраты.
Из вышесказанного следует, что для кадров организации (которые были отправлены в служебную командировку) установлены следующие гарантии:
- Сохраняется рабочее место.
- Сохраняется прежний оклад.
- Директор организации покрывает все расходы на нахождение в командировке.
Документальное оформление выдачи денег в подотчет на карточку сотрудника
К авансовому отчету подотчетное лицо в обязательном порядке прикладывает документы, подтверждающие сумму и характер произведенных расходов.
Если подотчетные суммы будут возмещены работнику в отсутствие оправдательных документов, следует учитывать налоговые последствия данной операции (см. таблицу 3).
Таблица 3. Возмещение подотчетному лицу расходов в отсутствие оправдательных документов
Перечисленные на карту сотрудника подотчетные денежные средства проверяющие инспекторы из ФНС, ПФР и ФСС могут легко отнести к его заработной плате. Итогом станет доначисление зарплатных налогов, страховых сборов и штрафных санкций. Чтобы избежать этих неприятностей, необходимо изначально зафиксировать в документальной форме обоснованность выдачи подотчета на карту сотрудника.
«Выдача денежных средств под отчет может производиться как в наличной, так и в безналичной форме.
При безналичной форме расчетов с подотчетными лицами денежные средства перечисляются на их зарплатные или личные карты с расчетного счета организации.
Возврат неиспользованных подотчетных средств может быть осуществлен в безналичной форме — в виде перевода с карты подотчетного лица на расчетный счет организации — или в наличной форме — в виде передачи наличных денежных средств в кассу организации».
Затем нужно ввести в действие приказ о подотчетных лицах и зафиксировать в нем список должностных лиц, которые могут получить денежные средства в подотчет. При небольшом рабочем штате удобнее будет указать просто перечень должностей без личных данных сотрудников. В таком случае не придется переделывать приказ при смене сотрудников.
С образцом приказа можно ознакомиться в нашей статье «Составляем приказ о подотчетных лицах – образец 2019-2020».
Следующим документальным обоснованием предоставления подотчетных средств на карту будет личное заявление сотрудника или приказ руководителя о выдаче денежных средств под отчет. Законодательство разрешает оформлять только один из этих документов.
Подробнее о действующих правилах выдачи денег под отчет читайте здесь.
К обязательным реквизитам заявления (приказа) о выдаче подотчета на карту относятся:
- цель получения подотчетных денег;
- сумма запрашиваемого подотчета;
- банковские реквизиты карты, на которую производится выдача подотчета;
- период, на который предоставляются подотчетные деньги;
- разрешительная подпись руководителя (или лица, которое может подписывать подобные документы по доверенности от руководителя);
- подпись подотчетного лица;
- дата составления.
Ниже представлены готовые образцы заявления и приказа на выдачу подотчета на карту.
Какие расходы должна компенсировать организация
Опираясь на статью 168 ТК РФ, организация, решившая отправить кого-либо из своего рабочего персонала в командировку, должна в обязательном порядке компенсировать:
- Транспортные расходы:
- если сотрудник использовал свою личную машину;
- если сотруднику пришлось взять в аренду собственность, например, автомобиль;
- если сотруднику пришлось ездить на общественном транспорте или воспользоваться услугами такси.
- Расходы на снятое жилое помещение по договору найма.
- Суточные (затраты работника на личные нужды, например, питание).
- Другие расходы:
- мобильная связь;
- интернет;
- обмен валюты.
Обратите внимание! Приказ о возмещение расходов должен оформляться только после того, как сотрудник приехал из командировки.
Порядок компенсации расходов по заявлению работника
В соответствии со ст. 168 ТК РФ работник имеет право на возмещение затрат на командировочные расходы. Суммы, которые он потратил в поездке из своих личных средств, не будут относиться к подотчетным. Для их возмещения сотруднику необходимо подать ходатайство с просьбой компенсировать фактические издержки.
Составленное и подкрепленное документально заявление визирует генеральный директор с указанием суммы и срока возмещения. После этого бухгалтерия обрабатывает документ и выдает средства работнику.
Об оплате однодневных поездок прочитайте в материале «Как оплачивается командировка на один день?».
Максимальных сроков выплат по подобному документу нет.
Затраты должны быть подтверждены документально. При выполнении этого условия они признаются при УСН после оплаты (ст. 346.17 НК РФ), а при ОСНО — на дату утверждения заявления (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Какие документы подтверждают командировочные расходы? Ответ от «КонсультантПлюс»: Расходы на проезд: — поездом — распечатка электронного билета (Письмо Минфина от 14.04.2014 N 03-03-07/16777); — самолетом — … Полный перечень см. в К+.
Сколько лет хранится документ в архиве
В архиве любой организации приказы хранятся:
- 5 лет;
- 75 (50) лет.
В первом случае хранятся те приказы, в которых сотрудники были отправлены директором в международные командировки и командировки по РФ, срок которых составляет не более 10 дней. А что касается второго случая, то столько времени хранятся такие приказы о возмещении расходов, в которых было указано, что сотрудник отправляется:
- в командировку по РФ на срок от 10 до 60 дней;
- в международные командировки на срок от 10 до 60 дней.
Можно ли вернуть подотчётную сумму на расчётный счёт организации
Законодательство не запрещает сотрудникам возвращать неизрасходованную часть подотчётных средств на расчётный счёт организации. Но безналичные расчёты этого типа не урегулированы.
Руководитель организации должен утвердить в учётной политике или отдельном приказе порядок выдачи, использования и возврата подотчётных средств безналичным способом.
Скачать файл можно здесь.
Ошибки, которые допускаются во время заполнения документа
Чаще всего, заполняя приказ, специалист может допустить такие ошибки:
- неправильно написать название организации;
- не проставить или написать неправильно дату составления документа;
- не указать регистрационный номер;
- не написать компенсируемую сумму прописью;
- неправильно написать ФИО сотрудника, которому необходимо возместить расходы;
- не указать должность;
- не указать ответственное лицо;
- внести поправки простым карандашом или ручкой другого цвета;
- написать текст неразборчивым почерком;
- сделать много исправлений в документе;
- сделать орфографические ошибки;
- неправильно указать сумму, которую необходимо возместить;
- искусственно состарить документ;
- затереть ластиком текст.
Общие правила в 2022 году
Ключевая обязанность всех страхователей — своевременное начисление и уплата страхового обеспечения в пользу трудящихся граждан. За счет взносов ВНиМ формируются средства Фонда социального страхования, за счет которого оплачиваются больничные, декретные и иные категории социальных пособий.
Первые три дня больничного листа оплачивает наниматель, остальное — траты внебюджетного фонда. Это правило действует исключительно при заболевании самого работника. Например, при начислении декрета или ежемесячного пособия по уходу за детьми суммы выплат полностью компенсирует Соцстрах.
ВАЖНО!
В 2022 году все регионы РФ перешли на систему прямых выплат (ПП РФ № 2375 от 30.12.2020). Это означает, что соцвыплаты и пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам оплачивает Фонд социального страхования. Работодатель перечисляет средства только за первые 3 дня болезни. Зачетная система больше не действует: Соцстрах не возмещает деньги работодателю, а рассчитывается с застрахованными лицами самостоятельно.
Но есть и исключения. В 2022 Фонд социального страхования продолжает компенсировать страхователям расходы на выплату пособия на погребение и оплату дополнительных выходных по уходу за ребенком-инвалидом.
Как исправить допущенные ошибки
Если в документе была обнаружена ошибка, то необходимо выполнить следующее:
- Переписать/перепечатать документ. Воспользоваться таким способом можно, если ошибка была замечена:
- до того, как была поставлена подпись руководителя;
- в момент подписания.
- Издать новый приказ. Но перед тем как приступить к изданию нового, необходимо создать приказ, аннулирующий приказ, в котором присутствуют различного рода ошибки. В нем должно содержаться следующее:
- регистрационный №;
- дата, когда он был составлен;
- название документа;
- начало текста, начинающееся со слов: «Признать утратившим силу» или «Считать недействительным»;
- основания для отмены;
- кто несет ответственность за исправления;
- подпись.
Итоги
При организации учета подобных нестандартных операций следует принимать во внимание и их существенность. Если в организации было пару случаев покупки, например, канцтоваров без получения аванса и потраченная сумма незначительна, стоит задуматься, эквивалентна ли стоимость времени бухгалтера на организацию документооборота для этих операций сумме возможной ошибки. Если же, напротив, такие операции являются особенностью деятельности компании или их сумма значительна, то стоит придерживаться всех рекомендаций оформления, данных в нашей статье. Также хотим отметить, что сотрудникам лучше избегать покупок для нужд организации на собственные средства, дабы не было разногласий в части одобрения или неодобрения расходов руководством, а также для уверенности при налоговых проверках.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Пример возмещения перерасхода по авансовому отчету
Бухгалтером ООО «Компания» Ивановым И.И. были закуплены канцтовары для бухгалтерии. Для этого ему было выдано 2000 рублей 15 марта. Однако, при покупке канцтоваров, Иванов потратил больше денег сумму, а именно – 2800 рублей. На все потраченные средства бухгалтер предоставил авансовый отчет и подтверждающие документы. В качестве подтверждающих документов им были представлены: кассовый и товарный чеки, с выделенными НДС. Счет-фактура предоставлен не был. Авансовый отчет Иванова был проверен, утвержден директором, после чего по нему был выдан перерасход в размере 800 рублей.
В бухгалтерском учете будут проведены следующие операции:
Хозяйственная операция | Проводка |
Иванову из кассы под отчет выдано 2000 рублей | Д71 К50 |
Получены канцтовары, купленные Ивановым | Д10 К71 |
Учтен НДС по приобретенным канцтоварам | Д19 К71 |
НДС списан за счет собственных средств | Д91.2 К19 |
Иванову компенсированы расходы сверх суммы, выданной ему авансом под отчет в размере 800 рублей | Д71 К50 |
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос: Можно ли запись о возмещении перерасхода подотчетных денег внести в авансовый отчет уже после того, как он будет утвержден.
Ответ: Да, законодательством не ограничен период времени, в течение которого работнику должен быть компенсировать перерасход. Поэтому запись о погашении задолженности может вносится уже после того, как авансовый отчет будет утвержден.
Вопрос: Кто должен заполнять авансовый отчет – работник или бухгалтер?
Ответ: Авансовый отчет заполняется работником, которым в подотчет были выданы денежные средства авансом. Бухгалтер только проверяет правильность заполнения документа, а также наличие всех перечисленных в отчете подтверждающих документов. Но при необходимости заполнить авансовый отчет можно и за работника.