Заполнение платежного поручения в 2022 — 2022 годах — образец


Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, — один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Кто платит, кто не платит и особенности уплаты водного налога

Все водоемы принадлежат государству. На праве собственности оно может передать только водный объект небольшого размера, не имеющий влияния на общую водяную систему страны. Так, нельзя продать кому-либо реку или море (можно лишь получить разрешение на их использование), а вот пруд или карьер с водой вполне можно купить.

Водный налог – федерального значения, является прямым.

С 2005 года он заменил собой налог «На пользование водными объектами», который утратил силу. Теперь уплата за использование водоемов на договорной основе отнесена к неналоговым платежам. А водный налог должны платить те физлица и юрлица, которые по лицензии занимаются:

  • забором воды из водоемов (учитывается объем);
  • лесосплавом (налог зависит от объема древесины и расстояния, на которое она сплавляется);
  • гидроэнергетикой (рассчитывается объем полученной электроэнергии);
  • эксплуатацией акватории (используемая площадь).

За пользование какими водоемами берется налог?

Водные запасы страны и их ресурсы, используемые предпринимателями подлежат налогообложению за производимую с ними деятельность. К таким водоемам закон относит:

  • моря и их части (проливы, бухты, лиманы);
  • реки;
  • озера;
  • болота;
  • родники;
  • ледники;
  • гейзеры.

Кому не надо беспокоиться

Не относятся к базе плательщиков водного налога предприниматели, чья деятельность:

  • неотъемлема от водной стихии (рыболовство, судоходство, разведение рыбы, орошение. Купание, катание на водном транспорте и т.п.);
  • подпадает под другой налог (например, использование полезных ископаемых);
  • имеет отношение к водоохране;
  • может претендовать на льготы (оборонные нужды, отдых детей, инвалидов и др.).

Если вода берется для полива, тушения пожара или ликвидации других стиийных бедствий, конечно, о налоге речь не пойдет.

Обратите внимание: льгот по водному налогу нет.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Способы уплаты налогов

Порядок перечисления налоговых платежей в бюджет зависит от категории налогоплательщика. Физические лица могут заплатить налоги:

  • в банке (оплата наличными или картой, а также по штрих-коду через терминал) – для этого нужна полученная от налогового органа квитанция на уплату налога;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • с помощью интернет-системы «Сбербанк-онлайн» (через вкладку «Платежи и переводы»);
  • иными способами (через мобильный телефон – отдельные банки предоставляют эту услугу, региональные порталы госуслуг и др.).

С 30.11.2016 НК РФ допускает возможность уплаты налога за третьих лиц. Подробнее об этом – в материале «Разрешена уплата налогов за третьих лиц».

Подробнее о том, как заполнить платежное поручение онлайн и какие для этого есть сервисы, читайте в этой публикации.

В отличие от физического лица компания налоги должна платить только в безналичном порядке — на это указывает разъяснение Минфина.

Для уплаты налогов и страховых взносов составляется платежное поручение — распоряжение банку перечислить в бюджет определенную сумму. Для верного перечисления денежных средств в бюджет нужно указать КБК, статус плательщика, вид платежа, ОКТМО и другие реквизиты. Если вы неверно заполните платежное поручение, то налоговики не получат деньги или не смогут их идентифицировать. А налогоплательщик будет считаться должником.

Чтобы этого не произошло, прочтите эту статью-инструкцию.

Как оформить платежное поручение для уплаты страховых взносов узнайте из публикации.

Сформировать платежку можно не только в бухгалтерской программе, но и на сайте ФНС — в таком случае часть реквизитов сразу будет внесена в соответствии с типом оплачиваемого налога, а вам нужно будет только указать сумму, назначение платежа и налоговый период.

Подробнее о том, как заполнить платежное поручение на сайте налоговой инспекции, читайте здесь.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

КБК для уплаты пени по водному налогу

ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫКБК
Пени, проценты, штрафы по водному налогупени182 1 07 03000 01 2100 110
проценты182 1 07 03000 01 2200 110
штрафы182 1 07 03000 01 3000 110

ФАЙЛЫ

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Минфин обновил справочник кодов платежей в бюджет

На сайте Минфина размещен Справочник кодов платежей в бюджет с 1 января 2022 г. (далее – справочник).

Коды платежей необходимо указывать при оформлении платежных документов, предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в банк при перечислении налогов, сборов (пошлин), штрафов, пени, таможенных и иных платежей, различных отчислений в республиканский и местные бюджеты, во внебюджетные фонды.

Платежные документы на проведение платежей в бюджет оформляются в соответствии с законодательством <*>.

Так, в поле «Код платежа» записывается пятизначное число формата «ХРРПП», где «Х» – вид платежа, «РРПП» — код раздела и подраздела классификации доходов бюджета <*>. Коды раздела и подраздела приведены в рассматриваемом справочнике. Виды платежей имеют следующие значения:

Вид платежа
0основные платежи
1пени
2штрафы и суммы, доначисленные по актам проверок
3проценты за пользование налоговым кредитом
4возврат платежей
5проценты за предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате платежей, проценты, взимаемые в соответствии с таможенным законодательством
6платежи по налоговому кредиту
7платежи по отсрочке (рассрочке)
9распределение регулирующих доходов и средств государственных целевых бюджетных фондов

Значения вида платежа «2», «3», «6», «7» не применяются при уплате таможенных платежей <*>.

Информация о кодах платежей в справочнике Минфина представлена в Excel-таблице. В ячейках таблицы «галочками» отмечено, куда необходимо производить тот или иной платеж. Например, налог на прибыль может уплачиваться как в республиканский, так и в местный бюджет (в зависимости от того, какая организация его уплачивает). При этом коды платежей будут разными:

РазделПодразделНаименованиеРеспубликанский бюджетМестный бюджет
0201Налог на прибыль, уплач. организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, а также организациями, являющимися участниками холдингов, в уставных фондах управляющих компаний которых 50 и более процентов акций (долей) наход. в республиканской собств. и передано республик. органам госуправления и иным госуд. организациям, подчин. Правительству Республики Беларусь в управл. V
0202Налог на прибыль иных организацийV

Отметим, данный справочник составлен с учетом последних обновлений в классификации доходов бюджета, вступивших в силу с 18 января 2022 г. <*>. В частности, уточнены наименования платежей по нескольким позициям (кодировка раздела и подраздела по ним не изменилась):

РазделПодразделНаименование
Было до 18.01.2018Стало с 18.01.2018
5204Возмещение вреда, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательстваВозмещение вреда, причиненного лесному хозяйству нарушением законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов
5307Средства, дополнительно получаемые системой органов принудительного исполнения судебных постановлений при принудительном исполнении судебных постановлений и иных исполнительных документов <**>Принудительный сбор <**>
5517Прочие поступления в инновационные фонды областных и Минского городского исполнительных комитетовПрочие поступления в местные инновационные фонды
Подстрочное примечание <**> к коду платежа «5307» осталось прежним. Принудительный сбор применяется в отношении средств государственных органов (их территориальных органов), остающихся в их распоряжении в соответствии с законодательством, средств иных бюджетных организаций, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности (внебюджетных средств), а также в виде безвозмездной (спонсорской) помощи от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добровольных перечислений (взносов, пожертвований) от физических лиц, средств государственных внебюджетных фондов, средств, формирующих внебюджетные централизованные инвестиционные фонды, централизованные фонды в соответствии с законодательством.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

Автор статьи

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]