Как ведется учет листов нетрудоспособности?
Медицинских организаций обеспечиваются бланками листов нетрудоспособности Фондом социального страхования (Приказ ФСС РФ № 18, Минздрава РФ № 29 от 29.01.2004).
Бланки листков нетрудоспособности подлежат систематическому бухгалтерскому учету за балансовым счетом. Должен производиться контроль за их количеством и расходованием.
Для учета бланков больничных листов в медицинской организации используются следующие регистры:
- Книга получения бланков листов нетрудоспособности медицинской организацией. Заполняется при получении бланков от органов управления здравоохранением. Фиксирует, какое количество документов было получено от ФСС.
- Книга распределения бланков листов нетрудоспособности медицинской организацией. Заполняется при передаче бланков врачам медицинской организации, ответственным за экспертизу временной нетрудоспособности пациентов.
- Книга учета испорченных, утерянных, похищенных бланков листов нетрудоспособности. Заполняется в случае порчи, утраты, хищения бланков. В конце года сведения передаются в ФСС и размещаются на сайте ведомства. Это позволяет проверять сомнительные листы нетрудоспособности на подлинность.
- Журнал регистрации листов нетрудоспособности. Заполняется при выдаче листа нетрудоспособности пациенту.
Лечащие врачи медицинских организаций и иные сотрудники, назначенные ответственными за больничные листы, получают прошитые бланки под отчет и после использования документов сдают корешки.
Ежеквартально проводится сверка поступления и распределения бланков листов нетрудоспособности.
Инструкция по заполнению журнала регистрации
Начало заполнения журнала осуществляется после оформления титульной страницы. Особенность внесения данных:
- Заполнение журнала на бумажном носителе производится чернилами темного цвета.
- Все записи должны хорошо читаться, при допущении ошибок корректируемая информация должна быть изменена в установленном порядке.
- Запись данных осуществляется на отдельной строке в хронологическом порядке.
- Данные в журнал регистрации вносятся из больничных листов. В бланках не разрешено менять нумерацию, вносить дополнительные данные, кроме заполняемой работодателем части.
Основным отличительным признаком документа ЛН является уникальный номер. Новые формы бланков не содержат серии. Номер листка нетрудоспособности составляет 12 цифр, размещенных в правом углу под штрих-кодом.
Зачем нужен журнал учета больничных листов?
Учет листов нетрудоспособности необходим для контроля за движением бланков. В целях отслеживания информации по каждому бланку используется Журнал учета листов нетрудоспособности.
Благодаря ведению журнала решаются следующие задачи:
- фиксируется, кому выдан лист нетрудоспособности;
- отслеживается лимит дней нетрудоспособности, подлежащих оплате;
- отслеживается срок, на который открыт больничный лист;
- осуществляется поиск больничных листов;
- контролируется сохранность больничных листов.
Следует знать! Медицинская организация отдельно ведет бухгалтерский учет бланков листов нетрудоспособности. С этой целью ведутся Книги получения и распределения. Также фиксируются факты порчи, утраты и хищения документов. Систематизированная информация позволяет контролировать количество и движение документов, следить за тем, какие номера бланков получены, использованы и утрачены по каким-либо причинам.
Как отметить больничный в табеле учета рабочего времени
Дубликат больничного листа — для чего нужен и как его получить
Порядок заполнения журнала регистрации
Несмотря на отсутствие требований к ведению журнала и указаний по его заполнению при оформлении и внесении учетных записей необходимо придерживаться общих правил ведения регистрационных книг. Предприятие может разработать форму самостоятельно, использовать журналы, предлагаемые кадровыми ресурсами. Журнал должен иметь титульный лист, нумерацию страниц, содержать данные об ответственном лице, периоде ведения.
★ Книга-бестселлер «Расчет больничного и страховые взносы в 2018» для чайников (пойми как рассчитывать страховые взносы за 72 часа) куплено 3000+ книг |
Титульный лист содержит общую информацию о журнале:
Состав данных | Пояснения |
Наименование учетного журнала | Название позволяет идентифицировать назначение журнала |
Название предприятия | Вносят полное название организации или ИП, осуществляющих ведение журнала |
Страховой номер | Указывают номер страхователя в ФСС |
Даты ведения журнала | Указывают дату начала ведения журнала (число, месяц, год), при окончании – день последней записи |
Ответственное за ведение информации лицо | При заполнении документа несколькими лицами в журнале целесообразно ввести колонку для отражения данных о работниках, ведущих учет |
Срок хранения журнала | Заполняется после внесения последней записи |
Номер по номенклатурному учету | Вносится при условии ведения номенклатурных дел |
Ведение журнала может осуществляться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Учет данных позволяет сократить время на подготовку сведений для ФСС при проведении камеральной проверки.
При использовании электронной формы документ может быть распечатан в любое время и использован для формирования реестра проведенных в заданном периоде листков нетрудоспособности с предъявлением в ФСС. Систематизация данных позволяет исключить возникновение ошибок в учете.
Кто должен вести журнал учета больничных листов?
Журнал регистрации листов нетрудоспособности (форма 036-У) ведется медицинскими организациями, наделенными правом проводить экспертизу временной нетрудоспособности и выдавать больничные листы на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Решение о необходимости регистрации больничных листов принимается руководителем по своему усмотрению. Обычно издается приказ о назначении лиц, ответственных за листы нетрудоспособности.
Нужно помнить! Помимо медицинской организации учет больничных листов может вести работодатель. За регистрацию поступивших документов отвечает кадровая служба или бухгалтерия. Учет ведется для табелирования сотрудников и расчета пособия по временной нетрудоспособности. В целях регистрации больничных листов используется журнал в произвольной форме.
Зачем нужен документ
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует разобраться в том, зачем нужны собственно больничные листы.
Каждый заболевший работник обязан обратиться в поликлинику или любой другой медицинский центр для того, чтобы официально подтвердить свое состояние. Свидетельством болезни будет являться листок нетрудоспособности.
Без него отсутствие сотрудника на рабочем месте будет приравниваться к прогулу.
На основе листка работнику в дальнейшем выплачивается пособие по нетрудоспособности и одновременно этот же документ служит основанием для возмещения работодателю части выплаченного пособия из средств ФСС (организация оплачивает работнику только три дня – все остальное идет за счет государственного внебюджетного фонда).
Журнал учета листков нетрудоспособности выполняет сразу несколько функций:
- систематизирует хранение данных документов;
- помогает оперативно отыскать тот или иной листок нетрудоспособности при выездных налоговых проверках или по требованию работниками ФСС;
- позволяет отследить срок предъявления работником больничного листа;
- дает возможность контролировать лимит оплачиваемых больничных дней.
Большую помощь журнал учета оказывает и специалистам кадровых отделов: информацией из него они пользуются при необходимости подсчета отпускных дней, которые следует продлить, если срок болезни работника приходится на отпускной период.
Как заполняется журнал учета больничных листов?
Форма Журнала регистрации листов нетрудоспособности утверждена только для медицинских организаций. Для работодателей унифицированный бланк не предусмотрен. На практике ведется журнал, разработанный самостоятельно с учетом общепринятой практики.
Медицинской организацией
Лечебные учреждения приобретают готовую книгу регистрации листов временной нетрудоспособности (форма № 036-у), прошнуровывают, пронумеровывают, заверяют печатью и подписью руководителя.
В Журнал вносят следующие сведения:
- номер больничного листа;
- ФИО пациента;
- возраст пациента;
- адрес проживания пациента;
- место работы и выполняемая работа пациента;
- диагноз;
- ФИО врача;
- с какого по какое число месяца сотрудник освобожден от работы;
- количество дней больничного листа;
- отметку о направление пациента в другую медицинскую организацию.
Записи делаются четко и разборчиво без зачеркиваний и исправлений. В случае ошибок вносятся исправления, которые должны быть заверены печатью учреждения и подписью руководителя.
Форма книги учета листов временной нетрудоспособности
Важно! Ежемесячно проводится проверка правильности ведения книги регистрации листов временной нетрудоспособности. Анализируется заболеваемость, продолжительность болезни. Фиксируется, сколько бланков испорчено, утеряно или похищено.
Работодателем
Работодатели самостоятельно разрабатывают форму журнала регистрации листов нетрудоспособности с учетом своих потребностей. Для них учет больничных листов необязателен.
В журнал регистрации вносятся следующие сведения:
- наименование организации (на титульном листе);
- номер листа нетрудоспособности;
- наименование медицинского учреждения, оформившего больничный;
- должность и ФИО сотрудника;
- период временной нетрудоспособности;
- основание выдачи больничного;
- сведения о нарушении режима лечения;
- дата поступления больничного листа работодателю.
Помимо наименования организации может быть указан ИНН, ОГРН, юридический адрес, лицо, ответственное за ведение журнала.
Форма журнала учета листов временной нетрудоспособности (для работодателя)
Образец журнала
Следует знать! После регистрации листа нетрудоспособности его передают бухгалтеру, который производит расчет пособия по временной нетрудоспособности. Далее больничный передается в ФСС. Работодатель с ближайшим авансом или зарплатой переводит сотруднику денежные средства за первые три дня временной нетрудоспособности. За оставшиеся дни пособие оплачивается фондом.
Ведение журнала учета листков нетрудоспособности
Правовое регулирование этого вопроса обеспечивают следующие нормативно-правовые акты:
- Трудовой кодекс РФ – определяет уважительные причины для временного отсутствия служащего на работе, а также правила подтверждения таких обстоятельств.
- Письмо Министерства здравоохранения и социального развития от 11.01.2007 № 79.
- Приказ Минздрава № 1030 от 04.10.1980.
Оформление книги не является обязательным, но помогает систематизировать информацию обо всех больничных и работниках, временно отсутствующих на рабочем месте по причине своего недуга. Также учет листков временной нетрудоспособности необходим для реализации следующих целей:
- правильный расчет трудодней;
- защита от наказания за прогулы;
- выявление виновных лиц, допустивших нарушение в производственном процессе (больничный формуляр подтверждает временное отсутствие на работе).
Если принято решение организовать ведение журнала на предприятии, то нужно учесть некоторые правила его заполнения. Документ должен быть обязательно зарегистрирован с присвоением инвентарного номера. Внесение сведений осуществляется ручкой одного цвета (черной или синей). Не допускаются зачеркивания или исправления в журнале: возле каждой правки должна стоять подпись и фамилия должностного лица, внесшего изменения.
Нужно ли вести учет электронных больничных листов?
При оформлении электронного больничного листа бумажный бланк документа не заполняется. Все сведения о случае временной нетрудоспособности заполняются в системе ФСС.
Медицинская организация заполняет свою часть листа нетрудоспособности и сообщает пациенту его номер. Работодатель через личный кабинет организации в системе ФСС на основании сведений о номере электронного больничного заполняет вторую часть.
Медицинские организации и работодатели имеют доступ ко всем электронным листам нетрудоспособности в личном кабинете сайта ФСС. При необходимости достаточно авторизироваться с помощью ЭЦП и получить необходимые сведения. При этом у них нет полномочий на удаление из системы уже заполненного больничного листа.
Таким образом, вести Журнал регистрации электронных листов нетрудоспособности нецелесообразно, поскольку они автоматически учитываются в онлайн-сервисе социального страхования.
Ответственность за неведение журнала
Законодательно закрепленные требования к ведению журнала учета отсутствуют. Руководители каждого предприятия или лица, ответственные за учет, самостоятельно определяют потребность систематизации информации по учету листов нетрудоспособности.
Соответственно, административная или иная ответственность за отсутствие на предприятии журнала регистрации отсутствует. Инспекторы ФСС не имеют законодательной возможности запрашивать журнал к предъявлению или применить санкции.