Отличие эффективного контракта от трудового договора
Президент РФ в 2012 году поручил указом № 597 утвердить программу, которая поможет оптимизировать алгоритм оплаты труда сотрудников бюджетных организаций. В развитие поручения правительство РФ разработало и приняло распоряжением от 26.11.2012 № 2190-р программу для совершенствования систем оплаты. Цель программы — повысить эффективность работы контрактного управляющего, других работников, стимулировать сотрудников-бюджетников повысить качество услуг через введение эффективного контракта.
Использование документа предполагает, что в рамках трудовых договоров происходит качественное улучшение трудовых отношений. По каждому сотруднику уточняют:
- трудовую функцию;
- критерии эффективности;
- сумму вознаграждения;
- объем поощрения по итогам коллективных результатов в работе.
В соответствии с ТК РФ, трудовой договор — единственная форма установления трудовых правоотношений, поэтому введение в действие документа предполагает оптимизацию трудовых отношений в рамках трудовых соглашений.
Сравнение двух вариантов выглядит так:
Таким образом, отличия незначительны: в контракте обозначены конкретные критерии оценки эффективности деятельности контрактного управляющего, которые определяют размеры стимулирующих выплат.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как перейти на эффективный контракт. Используйте эти инструкции бесплатно.
Оформление
Перевод сотрудников на эффективный Трудовой Договор является, по сути, изменением условий трудового договора, и оформляться контракт должен по общим правилам. Поэтому изменения условий необходимо проводить при соглашении сторон. На это ясно указывает 72 статья Трудового Кодекса.
Если работник отказывается от изменения условий контракта, то возникает довольно сложная ситуация. Работодатель имеет право менять трудовой договор, если на это существуют технологические или же организационные основания (74 статья ТК). Перевод на эффективный контракт не подразумевает таких оснований.
Пример уведомления сотрудника о переходе на эффективный трудовой договор:
Поэтому самым лучшим решением является убеждение сотрудника в том, что эффективный договор будет выгоден ему — вырастет уровень оплаты труда и улучшаться условия работы. Наглядней всего для этого использовать цифры, показать расчёты его возможной зарплаты.
Эффективный контракт можно оформлять отдельно или как дополнительное соглашение к уже существующему ТД. Для новых сотрудников, конечно, договор оформляют отдельно, как совершенно новый документ. Но уже занятым на предприятии работникам, можно оформлять эффективный ТД в виде приложения.
Все формулировки остаются идентичны обычному трудовому договору. Различия, как уже говорилось выше, находятся в разделе «Оплата труда». Приблизительная формулировка доп. соглашения к трудовому договору о переходе на эффективный контракт должна содержать следующую информацию:
За исполнение должностных обязанностей, которые предусматривает настоящее соглашение, сотруднику устанавливается заработная плата в следующем размере:
- Должностной оклад в размере 20 000 рублей в месяц;
- Стимулирующие выплаты; — в этом пункте вставляют таблицу, со списком вознаграждений (указывают наименование, размер, периодичность, условия).
- Компенсации.- аналогичная таблица, но идёт описание компенсационных выплат.
Таким образом, чтобы соглашение можно было назвать эффективным контрактом, пункт «стимулирующие выплаты» следует подробно расписать, используя при этом систему ключевых показателей. Расторжение договора происходит в том же порядке, что и при обычном контракте. А для того, чтобы грамотно составить соглашение читайте статью «Дополнительное соглашение к трудовому договору».
Контрактные управляющие: эффективный контракт или трудовой договор
Программа, которая установила алгоритм совершенствования системы оплаты труда в государственных организациях, действовала с 2012 по 2018 год. Она определяла, что со всеми работниками госучреждений до окончания 2022 года следует заключить названные соглашения. Контрактные управляющие — не исключение. Это значит, что документ обязателен для этой категории сотрудников.
ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ предполагает создание контрактных служб или назначение контрактных управляющих на базе всех госучреждений. В системе госучреждений появилась новая должность контрактного управляющего с особенным функционалом, требованием профподготовки высокого уровня и серьезной ответственностью.
На контрактного управляющего возложено множество обязанностей, включая:
- разработку планов закупок;
- определение цены контракта;
- размещение сообщений о закупках;
- проведение процедур;
- разработку претензионных материалов.
Объем ответственности установлен разными разделами КоАП РФ (ст. 7.29 – 7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2) и УК РФ (ст. 200.4).
Учитывая значительные суммы штрафов, достигающие 50 000 рублей, актуальной становится проблема качественного исполнения функций. Если надежда лишь на наказание, итогом станет текучесть кадров.
В организации следует установить систему денежного стимулирования контрактного управляющего как альтернативу мерам наказания. Должностная инструкция помогает определить, какие критерии по стимулированию контрактного управляющего включать в документ.
Минтруд приказом от 26.04.2013 № 167н установил виды выплат (стимулирующих и компенсационных):
- за интенсивность и высокие результаты;
- за качество;
- за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- премиальные по итогам деятельности;
- за тяжелые работы, с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- за работу в особенных климатических условиях;
- за условия, отклоняющихся от нормальных;
- за работу с гостайной.
Включение в контракт названных финансовых условий дает управляющему понимание, что качественная работа влечет значительные материальные плюсы.
В итоге эффективный контракт с контрактным управляющим, содержащий четкие показатели эффективности качества работы контрактного управляющего, позволяет:
- повысить престижность должности;
- оплачивать работу в соответствии с качеством оказания госуслуг;
- повысить квалификацию;
- повысить качество закупаемых товаров, работ, услуг;
- разработать понятный механизм оплаты за работу.
Работодатели уточняют, работает ли контрактный управляющий по договору ГПХ или по эффективному контракту? Минфин РФ в письме от 09.06.2017 № 24-03-08/36084 пояснил: ФЗ № 44 определяет функции и полномочия заказчика в процессе проведения закупки. Эти функции от лица заказчика исполняет должностное лицо, которое работает на основании локальных распорядительных документов заказчика. Одновременно закон о контрактной системе не расшифровал понятие «должностное лицо». В итоге заказчик в самостоятельном режиме устанавливает распределение функционала, полномочий, устанавливает обязанности по должности и ответственность исполнителя.
Показатели эффективности для сферы культуры
Для внедрения эффективного контракта необходимо разработать критерии эффективности, которые бы могли быть применимы к конкретной организации. Для этого нужно разработать образец заполнения эффективного контракта с работниками культуры.
При разработке важно обратить внимание на следующие параметры:
- согласованность параметров эффективности от федерального уровня до конкретной организации и работника;
- выполнение целевых показателей деятельности, которые определены в «дорожных картах»;
- выполнение показателей по соотношению средней заработной платы работников и средней заработной платы по субъекту РФ;
- рост доходов от оказания платных услуг, по сравнению с предыдущим периодом;
- объем деятельности, в том числе количество граждан, которые воспользовались услугами;
- расширение (обновление) перечня предоставляемых населению услуг.
Составляя эффективный контракт с руководителем учреждения культуры, рекомендуется учитывать в том числе:
- изменение квалификации работников;
- как заполняется штат в течение года;
- расходы на повышение квалификации сотрудников;
- использование современных технологий.
Для основных категорий работников важными будут следующие параметры:
- как используется рабочее время;
- есть ли претензии со стороны руководителя к исполнению должностных обязанностей;
- есть ли претензии от потребителей услуг;
- инициативность в работе, обмен опытом, а также другие критерии эффективности работы.
Министерством культуры РФ в «Методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных культурных учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников», утвержденных приказом № 920 от 28.06.2013, разработан примерный перечень показателей эффективности по видам учреждений.
Например, театрам рекомендуется использовать:
- число новых и возобновленных спектаклей;
- количество спектаклей на основной сцене и арендованных площадках, а также на гастролях по России и за рубежом;
- число показов спектаклей для детей и юношества;
- объем проданных билетов;
- средняя заполняемость зала;
- количество новых постановок спектаклей по произведениям современной российской драматургии (написанным не ранее 1992 года) (для театров драмы);
- число новых постановок спектаклей по произведениям современных композиторов (написанным не ранее 1960 года), а также постановок современных хореографов (для театров оперы и балета).
Кроме того, в тех же Рекомендациях приводятся и общие показатели эффективности, в том числе:
- насколько зрители удовлетворены качеством предоставленных им услуг в сфере культуры;
- доля мероприятий, рассчитанных на детей и подростков, пенсионеров, людей с ограничениями жизнедеятельности и т. п.;
- число изданных каталогов, научно-исследовательских трудов, альбомов, буклетов, путеводителей, краеведческой и иной литературы по профильной деятельности;
- есть ли собственный сайт, поддерживается ли он в актуальном состоянии;
- количество фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, научных конференций и других подобных мероприятий, проведенных своими силами;
- проведение самостоятельной творческой работы в зависимости от специфики (программы, встречи, проекты и др.);
- как построена работа с удаленными пользователями (дистанционное информационное обслуживание, интернет-конференции, интернет-конкурсы, интернет-проекты и др.);
- результаты участия в конкурсах, получение грантов;
- публикации и освещение деятельности в СМИ.
Как составить и внедрить
Эффективный контракт для контрактного управляющего имеет особенности в части оплаты за работу и описания обязанностей.
При оформлении эффективного контракта следует уточнить и конкретизировать в отношении каждого сотрудника следующие позиции:
- Трудовая функция. Конкретизировать обязанности по должности, виды работ.
- Показатели и критерии оценки эффективности деятельности. Установить, исходя из задач, поставленных сотруднику.
- Размер денежного содержания и поощрения. Установить конкретные критерии для стимулирующих выплат специалиста по закупкам, оценки его деятельности, не допускающие двойного толкования.
Для ввода в действие контракта следует:
- Создать рабочую группу в учреждении (администрация, сотрудники, профсоюз).
- Разработать документы, которые определяют критерии для оценки результативности работников, содержание функционала.
- Изменить ПВТР, положения по оплате, премированию, иным выплатам.
- Разработать шаблон контракта.
- Заключить контракт с вновь принимаемым управляющим или допсоглашение для контрактного управляющего при оформлении документа с действующим сотрудником.
Ведение расчетов и учета с помощью CRM-систем и обычных бухгалтерских программ
Бухгалтерские программы позволяют вести учет расчета заработной платы и иных выплат в пользу работников, но для ведения ЭК готовые решения отсутствуют — приходится дорабатывать имеющиеся программы. Причем последние используются в виде тяжеловесных десктопных решений, неприспособленных к решению инновационных задач и повышенной нагрузке.
Мало того, если мы говорим об ЭК, а не его фикции, то должны констатировать, что информация об исполнении работником тех или иных показателей может и должна передаваться со стороны его непосредственного (функционального) руководства.
Следовательно, для ввода показателей необходимо предоставить доступ к системе многим пользователям (в крупнейших учреждениях это сотни «рабочих мест» — руководители отделений и т.д.), что вызывает активное сопротивление работников бухгалтерии, а поддержка как техническая, так и методологическая у программистов, обслуживающих подобные системы, сильно хромает.
CRM-системы (кстати говоря, крайне редко используемые в госучреждениях) позволяют учитывать разнообразные критерии, внедрять оценку эффективности работников, но требуют наличия методологии. Мы не знаем применения методологий в области ЭК у владельцев CRM.
Обязанности
ФЗ от 05.04.2020 № 44-ФЗ определяет персональную ответственность контрактного управляющего за соблюдение законодательства в сфере закупок, выполнение показателей эффективности.
Функции контрактного управляющего разнообразны и включают следующие задачи:
- разрабатывать план закупок;
- вносить в него корректировки;
- размещать план на едином информационном ресурсе;
- разрабатывать план-график, изменять его;
- определять начальную максимальную цену контракта;
- размещать на общей платформе извещения о закупках, документацию;
- проводить процедуру закупки;
- готовить претензионные материалы;
- проводить консультации при необходимости.
Как мотивировать
Наиболее важными становятся критерии эффективности, связанные с видами деятельности. Исходя из содержания ФЗ № 44-ФЗ, сильные внешние показатели в работе контрактного управляющего следующие:
Показатели эффективного контракта | Критерии | Оценка |
Обоснованные жалобы отсутствуют | Жалоб нет | Оценку проводят:
|
План закупок, план-график закупок разработан и размещен в определенные законодателем сроки | Замечания отсутствуют | |
Изменения в план и план-график закупок вносят вовремя | Замечания отсутствуют | |
Закупки проводят своевременно | Замечания отсутствуют |
В организации комиссия по доплатам:
- считает баллы каждого сотрудника в учетном периоде;
- устанавливает сумму баллов по всем сотрудникам;
- определяет вес одного балла в рублях;
- определяет сумму стимулирующей выплаты.
Установленная законодателем форма заключения о работе комиссии по выплате по эффективному контракту отсутствует, поэтому учреждение определяет собственный шаблон.
Об авторе этой статьи
Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта Практикующий бухгалтер. Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
- 2022.02.28Контроль закупокМинфин разъяснил, предоставлять ли одновременно преимущества организациям инвалидов и УИС
- 2022.02.28Контроль закупокИнструкция по составлению отчета о закупках у СМП и СОНО по 44-ФЗ
- 2022.02.25Контроль закупокКак Казначейство санкционирует операции со средствами участников казначейского сопровождения с 2022 года
- 2022.02.25Документы заказчикаПланируют изменить правила составления планов ФХД в учреждениях