Проверок налоговой инспекции боятся даже самые добросовестные бизнесмены, потому что двоечтения в законодательстве позволяют, при желании, выписывать штрафы практически каждому предпринимателю. Причем денежные санкции являются меньшим злом, ведь при ряде нарушений могут вообще запретить торговать и даже привлечь к уголовной ответственности.
Единственный способ избежать визита налоговой или отсрочить его на несколько лет – не попадать вообще в фокус внимания ФНС.
В сегодняшней статье освещены 12 основных признаков предпринимательской деятельности, наличие которых резко повышает риск проведения плановой или внеплановой проверки. Перечисленные маркеры могут присутствовать и при добросовестном ведении бизнеса, поэтому порядочные бизнесмены также должны быть начеку.
Но ознакомившись с сегодняшним материалом, предприниматели смогут откорректировать свою деятельность в нужном направлении и вывести бизнес из-под прицела налоговиков.
Относительно низкие налоговые отчисления
Налоговая инспекция, за счет использования онлайн-касс, отслеживает валовую выручку по каждой торговой компании. И если в среднем собственник магазина при доходе 1 млн. в квартал платит 30 тыс. рублей налогов, а анализируемый ИП при аналогичной выручке – 10 тыс. рублей, то вероятность проведения у такого налогоплательщика проверки резко возрастет. Ведь у ФНС возникают подозрения в сокрытии прибыли.
Скупой предприниматель платит дважды: налоги и штрафы по итогам проверки
Средние показатели налоговой нагрузки по разным отраслям приведены в приложении № 3 Приказа ФНС №ММ-3-06/333 от 30.05.2007 г.
Например, для обычной розничной торговли ставка составляет 3,6%. То есть государство ожидает, что на каждые прошедшие по онлайн-кассе 100 тыс. рублей предприниматель заплатит 3600 рублей налогов. Если это показатель будет сильно отклоняться в меньшую сторону, то следует ожидать в ближайшее время налоговую проверку.
Как оценить риск налоговой проверки: 12 критериев
Разбираем 12 критериев риска налоговых проверок. Показываем, как провести анализ критериев в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны следить за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Формой такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика, право на проведение которой закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.
Основным документом для проведения выездных налоговых проверок служит Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
.
При планировании выездных проверок налоговики руководствуются значениями общедоступных критериев, которые автоматически отображаются у них в программе. Всего критериев 12. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям риска, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Чтобы не привлекать к своей компании повышенное внимание налоговых органов, бухгалтеру или руководителю целесообразно самостоятельно контролировать данные критерии.
Не хотите читать? Смотрите видео на 15 минут.
На вебинаре Ольга Славнина, ведущий специалист линии консультаций, рассказала, как самостоятельно оценить риск налоговой проверки по 12 критериям.
Смотреть видео
12 критериев оценки налоговых рисков
Критерий № 1
. Налоговая нагрузка у налогоплательщика является более низкой, чем средний уровень налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в выбранной отрасли (в выбранном виде экономической деятельности).
Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности, изложен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]
Налоговая нагрузка вычисляется как соотношение суммы уплаченных налогов (по данным отчетности налоговых органов) и оборота (выручки) организаций (по данным Росстата).
Критерий № 2
. В течение 2-х и более лет организация в своей бухгалтерской и налоговой отчетности отражает убыток.
Критерий № 3
. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость превышает или равна 89% за период 12 месяцев. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН).
В целом для Российской Федерации на конец 2022 года обновленные показатели на текущую дату представлены в таблице:
Рис. 1 (нажмите, чтобы увеличить)
Актуальные данные для Свердловской области:
Рис. 2 (нажмите, чтобы увеличить)
Критерий № 4
. Рост расходов опережает рост доходов. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН).
Критерий №5
. Заработная плата работника выбранной организации ниже, чем ее средний уровень по аналогичному виду деятельности в регионе.
Критерий № 6
. Неоднократное (более 1 раза) приближение к крайнему значению таких показателей, как выручка, численность сотрудников, остаточная стоимость ОС, которые дают право применять специальный режим (УСН). Во внимание берется приближение на 5 % и менее.
Критерий № 7
. Предприниматель за год в книге учета доходов и расходов отражает суммы расходов, максимально приближенные к сумме доходов.
Критерий №8
. Построение бизнеса на базе заключения хозяйственных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
Критерий №9
. Игнорирование требований налоговых органов: непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и/или непредставление налоговому органу запрашиваемых документов и т. д.
Критерий №10
. Многократное снятие с учета в одном налоговом органе и постановка на учет в других налоговых органах налогоплательщиком в связи с изменением места нахождения (частое перемещение между налоговыми органами).
Критерий №11
. Уровень рентабельности продаж и активов (по данным бухгалтерской отчетности) отличается более чем на 10 % от уровня рентабельности продаж и активов аналогичных предприятий той же сферы деятельности (по данным статистики).
Критерий №12
. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с повышенным налоговым риском.
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с взаимоотношениями с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
- отсутствие прямых личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства компании (уполномоченных должностных лиц);
- отсутствие информации о фактическом адресе нахождения контрагента, а также о нахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о контрагенте в открытых источниках (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.);
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
Наличие данных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного или «однодневки», а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Проверьте надежность контрагентов с помощью сервиса 1СПАРК Риски
. Бесплатный тестовый период – 7 дней. Узнать подробности
Оценка рисков в программе 1С
В программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 вы можете самостоятельно проанализировать и оценить вероятность налоговой проверки. Программа берет усредненные данные по 12 показателям в вашей отрасли (например, средняя з/п) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей компаниями.
Для этих целей предназначен отчет «Оценка риска налоговой проверки», который расположен на закладке «Отчеты». С помощью отчета проводится анализ по двенадцати критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным, которые содержатся в базе и по данным созданной ранее регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
Найти отчет можно в меню Отчеты
—
Анализ учета
—
Оценка риска налоговой проверки
.
Рис. 3 (нажмите, чтобы увеличить)
Выберем период для оценки риска проверки, организацию (если в информационной базе ведется учет по нескольким организациям) и нажмем кнопку «Выполнить проверку».
Для получения подробной информации по каждому пункту, раскроем его по знаку «плюс».
Отчет можно распечатать по кнопке «Печать».
Рис. 4 (нажмите, чтобы увеличить)
Проблемные критерии помечены красными восклицательными знаками. Например, для нашей организации это третий критерий – есть значительные вычеты по НДС:
Рис. 5 (нажмите, чтобы увеличить)
Развернув пункт, мы видим, что превышена безопасная доля вычета НДС (89%), значит, есть основание для дополнительной проверки. Также в данном примере возникли вопросы по критерию №11 – рентабельность ниже предельной по отрасли:
Рис. 6 (нажмите, чтобы увеличить)
А вот с зарплатой (критерий №5) все в порядке:
Рис. 7 (нажмите, чтобы увеличить)
Часть критериев проанализировать по данным программы бывает невозможно – в таком случае они помечены оранжевыми кружками с вопросительными знаками и содержат пояснение.
Рис. 8 (нажмите, чтобы увеличить)
Если вы еще не работали с этим отчетом, рекомендуем с ним познакомиться и проанализировать показатели вашей организации. Данные для анализа будут учитываться по итогам ранее созданной отчетности. Обращаем внимание, что данная оценка является приблизительной и не является гарантом исключения проверок.
«Успешной работы в программах 1С. Пусть налоговые проверки обходят вас стороной! » Славнина Ольга, ведущий специалист линии консультаций ООО «Центр сопровождения», автор статьи. Заказать консультацию |
Вместе с этим читают:
- Как обезопасить себя при налоговой проверке
- Проверить контрагента и вести бизнес без рисков
Непропорциональный рост доходов
Если декларируемые доходы предпринимателя систематически растут, а уплачиваемая в бюджет прибыль остается на одном уровне, то избежать налоговой проверки не получится. В этом случае ФНС считает, что в целях оптимизации налогообложения налогоплательщик завышает расходы.
С ростом доходов прибыль должна увеличиваться
Подобная ситуация часто наблюдается при расширении бизнеса, но налоговые органы будут разбираться в ситуации уже непосредственно при проверке.
Избежать визита налоговиков и быстро нарастить прибыль при открытии нового магазина поможет программа складского учета ЕКАМ. Она способна анализировать продажи и выявлять наиболее рентабельные позиции ассортимента, что позволяет увеличивать чистый доход пропорционально выручке. Это снизит внимание налоговиков к предприятию.
Кроме того, программа складского учета помогает создавать точные налоговые отчеты, обеспечивая беспроблемное проведение возможных проверок ФНС.
Низкая зарплата работников
Несоблюдение трудового законодательства также может привести предпринимателя к налоговой проверке. При этом ФНС учитывает как прямые доказательства нарушений, так и косвенные. К прямым относят сообщения, жалобы работников и контролирующих органов о несоблюдении законов о труде, несвоевременной выплате зарплаты, её выдаче в «конвертах» и т.п.
О зарплате в конверте может заявить в ФНС любой обиженный работник
А к косвенным признакам нарушения трудового законодательства относят как раз низкую зарплату. Если предприниматель официально платит своим работникам только МРОТ, то это повод для ФНС проверить такого налогоплательщика. Ведь это странно, когда средняя зарплата продавца в регионе 20 тыс. рублей, а люди работают в довольно успешном магазине всего за 12 тыс. рублей.
Предприниматели могут и самостоятельно мониторить средний уровень заработной платы в регионе, на который опирается ФНС. Эти сведения регулярно размещаются на региональных сайтах Росстата. Поэтому в интересах бизнесменов платить работникам достойную официальную зарплату. Это один из способов, как избежать налоговой проверки.
АГБ ~ Агентство гарантий
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
— отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
— отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
— отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
— отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
— контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
— наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
— отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
— приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
— отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
— выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
— существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
— исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
— уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]) (далее — Пояснительная записка).
В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.
Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленными к ним Пояснительной записки, дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.
Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.
В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверке принимается только после предварительного согласования с ФНС России.
Относительно низкая рентабельность
Налоговая инспекция отслеживает рентабельность деятельности каждого предприятия и предпринимателя, сравнивая её со среднестатистическими показателями. Если бизнес показывает прибыль выше средней по отрасли, то проверки ФНС ему не грозят. В противном случае налоговики, скорее всего, проверят компанию в плановом порядке.
Предприниматели могут сами просмотреть рентабельность различных видов деятельности в приложении № 4 Приказа ФНС №ММ-3-06/333 от 30.05.2007 г.
Рентабельность магазина сильно зависит от ассортиментной политики
Естественно, получать прибыль выше среднерыночной способны не все. И привилегии для успешных бизнесменов являются лишь стимулом для других лучше работать. Поэтому избежать налоговых проверок по этому критерию можно только обеспечивая высокую рентабельность бизнеса.
Помочь в росте прибыли может программа складского учета ЕКАМ. Она позволит оптимизировать ассортимент, увеличить рентабельность оборотных средств, упростить учет и создать программу лояльности для клиентов. В комплексе это даст хороший прирост прибыли и позволит избежать налоговых проверок.
Критерии налогового риска: актуализация
Актуализацию показателей, при которых задействуются рассматриваемые критерии оценки налоговых рисков, ФНС осуществляет ежегодно. В числе ключевых типов таких показателей — налоговая нагрузка и рентабельность в среднем по отрасли. Налогоплательщик может сравнить их со своими показателями, и если заметит расхождения, у него появятся основания ожидать повышенного внимания со стороны налоговиков.
Информирование налогоплательщиков о факте актуализации тех или иных показателей по критериям оценки рисков ФНС осуществляет, как правило, по завершении года — по которому и собирается среднеотраслевая статистика. Критерии налоговых рисков (выездной налоговой проверки, как следствие) по итогам 2022 года еще готовятся. Но в достаточной степени актуальными правомерно считать ранее исчисленные показатели для 2022 года. Доступны они на сайте ведомства в виде таблицы Excel.
Можно загрузить данные и по предыдущим годам. Статистика, подготовленная ФНС по отраслям, оформлена в виде приложений к приказу № ММ-3-06/[email protected] Таким образом, всякий раз актуализируется по существу сам нормативный акт, устанавливающий критерии налоговых рисков.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Миграция между налоговыми органами
Как ни странно, избежать налоговой проверки можно, сменив место регистрации. Если предприниматель «убегает» от налоговиков неоднократно, это является основанием для проведения срочной внеплановой проверки.
Изменение места регистрации предприятия должно иметь четкое обоснование
В первую очередь под подозрение попадает «миграция» между различными структурными подразделениями ФНС. Таким образом, смена места регистрации субъекта хозяйствования в рамках одного налогового округа не вызовет подозрений.
Также нежелательным является изменение регистрационного адреса в преддверии планового визита налоговиков. Это расценивается, как явная попытка избежать налоговой проверки. Поэтому такие ситуаций лучше не создавать.
Работа с подозрительными контрагентами
Налоговая служба постоянно ищет и выявляет фиктивные , создаваемые для отмывания денег и незаконного занижения налогооблагаемой базы. Причем в прицел попадают не только сами подозрительные компании, но и их контрагенты. Поэтому денежные расчеты предпринимателей с являются прямым основанием для проведения проверки.
За осознанную работу с фиктивными фирмами предусмотрена административная ответственность
Также подозрение налоговиков вызывают поставки товаров через цепочку посредников, особенно если они зарегистрированы по одному адресу или на одного собственника. Ведь такая схема работы часто используется для ухода от налогов. Поэтому чтобы избежать налоговой проверки, нужно тщательно проверять своих поставщиков.
Деятельность с высоким уровнем налогового риска
Суд над фиктивными предприятиями часто заканчивается признанием их сделок фиктивными с налоговой точки зрения. Таким образом, все оплаты этим фирмам не должны учитываться в составе валовых расходов, а суммы полученного НДС – в составе налогового кредита. Подобная ситуация приводит к необходимости пересчета в большую сторону уплаченных налогов у всех контрагентов фиктивных компаний.
Сотрудничество с фиктивными фирмами – неоправданный риск
Кроме того, наличие длительных финансовых взаимоотношений с нечистоплотными фирмами рассматривается, как деятельность с высоким налоговым риском. И это большая проблема, потому как в таком случае избежать налоговой проверки не удастся никому.
Исключить подобные ситуации могут только добросовестные налогоплательщики, дотошно проверяющие всех своих контрагентов. С этой целью каждый предприниматель может самостоятельно оценить уровень налогового риска компании по критериям, описанным в п. 12. приложения № 2 Приказа ФНС №ММ-3-06/333 от 30.05.2007 г. Если по результатам анализа появляется подозрение в фиктивности фирмы, лучше отказаться от сотрудничества с ней.
Дюжина критериев как «гарант» стабильности
С точки зрения штатного работника бухгалтерии, неискушенного в общении с контролирующими органами, скорее всего, следует, что соблюдение всех правил ведения хозяйственной деятельности станет залогом положительных отношений с ними. Как бы не так.
- Налоговая нагрузка должна равняться или же превышать среднеотраслевые показатели в регионе.
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких лет
- Налоговые вычеты за текущие 12 месяцев «зашкаливают»
- Растущие расходы и уменьшающиеся доходы с реализации товаров, работ и услуг
- Зарплаты сотрудников ниже среднего показателя по региону
Другими словами, налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов к обороту (выручке) по показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности. В большинстве своем, этот критерий применим к компаниям, применяющим ОСНО. Если показатель будет ниже среднеотраслевого, то ФНС это будет принято к сведению и, вполне возможно, инспекторы нагрянут именно к вам. Возможно, вас заинтересуют предельные величины отклонений, на которые
Налоговая может «закрыть глаза»? Скажем так, они существуют, но знает их только избранный круг людей из числа сотрудников ФНС. Дело в том, что эти показатели не опубликованы в открытом доступе по понятным причинам, ибо велик соблазн хозяйствующим субъектам ориентироваться только на них. Эта ситуация чем-то схожа с правилами ПДД, в которых прописан скоростной режим в населенных пунктах. Так, разрешенные 60 км/ч (среднеотраслевое значение) могут быть превышены без наказания не более чем на 20 км/ч (показатель предельно допустимого отклонения). Отличие в том, что про 20 км/ч знают многие, чего нельзя сказать о величине отклонений.
Этот критерий можно признать, как верный повод посетить именно вашу компанию. С точки зрения ФНС может показать весьма подозрительным, что организация осуществляет свою хозяйственную деятельность «в минус» на протяжении нескольких лет. Между прочим, в эти 2 и более года не входит 2008 год, если бесприбыльная деятельность организации имеет под собой объективные причины. Странно то, что тот самый кризис длился еще и в 2009 году, однако, его Налоговая служба все равно проверяет.
Если быть точными, то речь идет о 89% вычетов по НДС к сумме начисленного налога. Многие компании активно применяют практику возврата НДС с организациями, применяющими ОСНО, что позволяет вернуть им до 18% своих затрат с каждого проведенного платежа. К сожалению, если эта практика имеет место быть в вашей компании, то выездной налоговой проверки будет не избежать с наибольшей долей вероятности.
В данном случае проблема может усугубиться, если налоговая отчетность будет иметь несоответствия с вашей финансовой отчетностью. Скажем прямо – именно это допущение может стать поводом для серьезных разбирательств в вашей хозяйственной деятельности. Если же у и она проводит у себя структурные изменения (например, ищет новые рынки сбыта, а для этого ей требуется больших штат сотрудников, но пока «много не заработали», поэтому и траты существенно превышают доходы), то для налоговых инспекторов потребуются документальные подтверждения этим процессам.
В данном случае, речь идет о каждой отдельно взятой должности. К примеру, бухгалтер в вашем регионе получает в среднем 25000 рублей в месяц, а в вашей компании по едва ли объективным причинам – 18000 рублей в месяц, то налоговая инспекция имеет право усомниться в «порядочности» фирмы. Разумеется, несоответствие в уровне заработных плат должно носить массовый характер по всей компании, а не выплаты для отдельных сотрудников. Ответственное лицо, в чьем ведении находится установка этого уровня, может получить достоверную информацию о среднестатистических показателей по региону из разных источников. Перечислим их:
- Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
- Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат);
- Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);
- По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
- Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.
- Обороты организации, применяющей спецрежим, граничат с максимально допустимым пределом.
- Критерий для ИП: соотношение расходов и доходов от ведения хозяйственной деятельности.
- Построение «сложных» схем хозяйственной деятельности
- Игнорирование обращений ФНС
- Частые смены инспекций
- Существенные отклонения рентабельности продаж или активов от среднеотраслевых показателей
- Ведение хозяйственной деятельности с высоким уровнем риска
Для недопущения налоговой проверки по данному критерию потребуется освежить в памяти сведения о максимальном объеме денежного оборота в вашей организации. К примеру, если вы применяете УСН, то с 2022 года его максимальный уровень составляет 20 млн. рублей против 6 млн., которые имели место до вступления в силу соответствующих изменений. Следовательно, тем, кто был вынужден перейти на менее выгодный ОСНО еще в 2016 году, смогут при желании вернуться на «упрощенку». Не стоит забывать, что если ваши обороты при УСН приближаются к 20 млн., то как раз по этой причине вашу фирму может посетить инспектор для проверки финансовой документации.
Для ФНС будет важно понимать, сколько денег заработал индивидуальный предприниматель и сколько он потратил. Момент: доля профессиональных налоговых вычетов, поименованных в ст. 221 НК РФ, в общей сумме доходов не должна превышать 83%.
Сотрудники Налоговой инспекции могут узреть намек на «отмывание денег» или уклонение от уплаты налогов еще и в том случае, если ваша организация выстраивает так называемые «цепочки контрагентов» без очевидной на то причины. Речь идет в данном случае о перекупщиках.
Если в вашу организацию неоднократно поступали письма от ФНС или прочих уполномоченных органов, и они остались с вашей стороны без ответа, то вероятность внеплановой выездной налоговой проверки возрастает в разы.
При образовании юридического лица ваша организация была зарегистрирована в ИФНС. В случае, когда смена территориального органа происходила более двух раз, к вам могут нагрянуть сотрудники Налоговой, ибо сам факт этих «миграций» для фискального органа выглядит более, чем сомнительным.
С показателями рентабельности можно ознакомиться в Приложении №4 описываемой нами Концепции. Имейте в виду, что максимальное отклонение этого показателя не должно превышать 10%.
Достаточно понятно и наглядно «высокорискованную» хозяйственную деятельность описали на сайте ФНС в 2015 году. Данный критерий априори применим к вашей организации, если такая деятельность имеет место.
Приближение к предельным показаниям спецрежимов
Каждый из спецрежимов – ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН – имеет свои предельные показатели по денежном обороту, количеству работников и прочим критериям. При их превышении налогоплательщик обязан выбрать более хлопотные и затратные режимы налогообложения. Поэтому многие предприниматели стараются не выходить за установленные рамки, зачастую нарушая при этом законодательство. Но они допускают ошибку, так как в таком случае не избежать налоговой проверки.
Налоговые спецрежимы созданы преимущественно для малого бизнеса
ФНС отслеживает предпринимателей, которые в течение года неоднократно приближаются на 1-5% к граничным критериям работы на спецрежимах. У налоговиков возникает подозрение, что в какой-то момент времени предприниматель перестает показывать доходы или нанимать работников официально. Для проверки этих выводов и назначаются налоговые проверки.
Поэтому при расширении бизнеса предпринимателям рекомендуется своевременно переходить на соответствующие налоговые режимы и не пытаться обмануть ФНС.
Налоговый вычет по НДС выше 89%
Одним из крупнейших налогов является НДС, поэтому предприниматели пытаются уменьшить его сумму самыми разнообразными способами. Следует отметить, что легальных инструментов для минимизации НДС довольно мало, поэтому некоторые компании используют для занижения налогооблагаемой базы фиктивные операции.
Высокий естественный налоговый вычет по НДС может быть у экспортеров
Но увлекаться сокращением НДС не стоит, потому что налоговая инспекция акцентирует свое внимание на налогоплательщиках, у которых доля вычетов за год с начисленного налога более 89%. Если у предприятия данный показатель выше, значит к нему в ближайшее время придут налоговые инспектора с проверкой.
Критерии самостоятельной оценки налоговых рисков: действующий перечень
ФНС, ориентируясь на общедоступные критерии, с высокой вероятностью назначит выездную проверку в отношении хозяйствующего субъекта — ИП или юрлица, если:
- Его налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой (или по виду деятельности).
Под соответствующей нагрузкой ФНС понимает соотношение суммы перечисленных в бюджет налогов и выручки предприятия.
- В бухгалтерской или налоговой отчетности в течение 2-х и более лет показаны убытки.
- Налогоплательщик отразил в налоговых отчетах за период значительные объемы вычетов.
Так, по НДС налоговиками определена критичная доля вычетов (относительно исчисленного налога) в величине 89% и более.
- Темпы роста расходов превышают темпы роста доходов от реализации товаров, работ или услуг.
В приказе ФНС отдельной строкой выделено, что соотношение доходов и расходов определяется по налогу на прибыль. По аналогии можно предположить, что подобным образом сопоставляются показатели по УСН «доходы минус расходы».
- Среднемесячная зарплата (в расчете на одного работника) ниже, чем по отрасли в соответствующем субъекте РФ.
Официальные данные об уровне зарплат в регионе можно найти на сайте Росстата. Налоговики также учитывают наличие информации о выплате налогоплательщиком «серых» зарплат, неоформлении официально трудовых отношений и т.п.
- Хозяйственные показатели субъекта оказываются на пределе лимитов, при которых разрешено применять специальные налоговые режимы.
Критичным считается приближение на 95% к таким лимитам дважды и более в течение года. Отдельные критерии в приказе прописаны для плательщиков ЕСХН, УСН, ЕНВД.
- Хозяйствующий субъект — ИП, отразивший годовые расходы, максимально близкие к доходам.
Обращается особое внимание на расходы, включенные в профессиональный вычет ИП по НДФЛ, если они составляют более 83%.
- Налогоплательщик применяет много «цепочек контрагентов» без наличия объективных оснований (без «деловой цели»).
В такую цепочку могут входить различные посредники, перекупщики — без которых, по оценке ФНС, налогоплательщик может обойтись.
- ИП или компания без объективных причин не предоставили в ИФНС разъяснения по запросам.
Поводами для подобных запросов могут быть в т.ч.:
- ошибки в декларации;
- противоречия в отчетных документах;
- необходимость проверки документов, дополняющих отчетные.
10. Хозяйствующий субъект — юрлицо, которое часто меняет свою налоговую инспекцию.
Критичным считается 2 и более случая перерегистрации юрлица в связи со сменой его адреса и, соответственно, налоговой инспекции, которая осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении между инспекциями).
- Налогоплательщик имеет показатели рентабельности, значительно отличающиеся от среднеотраслевых.
Так, по налогу на прибыль критичным считается рентабельность, отличающаяся в меньшую сторону на 10% и более относительно среднеотраслевых показателей.
- ИП, компания ведет деятельность, характеризующуюся высоким налоговым риском.
В данном случае можно говорить о налоговых рисках, определяемых в том числе в контексте правоприменительной практики. То есть, необязательно обнаруживаемых по тем критериям, что отражены в приказе № ММ-3-06/[email protected] Налоговики смотрят решения судов (как и документацию по досудебному урегулированию споров), анализируют результаты контрольной работы ФНС и выявляют типичные способы ведения деятельности, при которых вероятно уклонение хозяйствующего субъекта от уплаты налогов и получение необоснованной налоговой выгоды (наличие среди контрагентов, найм работников-инвалидов, реализация недвижимости и др.).
Приведенные выше критерии могут быть, таким образом, как общими для ИП и юрлиц, так и специфичными для соответствующих организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Также учитывается специфика налогового режима.
Приказ, определяющий рассматриваемые критерии, был принят довольно давно. Но он до сих пор действует, и ФНС в установленном порядке производит актуализацию тех нормативных положений, что им предусмотрены.
Регулярные убытки
Если предприниматель на протяжении двух или более лет показывает в налоговой отчетности убытки, то ФНС расценивает данный факт, как попытку уйти от налогообложения. Особенно это касается торговой сферы. Действительно, какой смысл торговать себе в убыток на протяжении столь длительного периода?
Грамотный предприниматель в целях оптимизации затрат всегда будет показывать минимальную прибыль. Главное делать это при помощи легальных налоговых инструментов без нарушения законодательства. И лучше не уходить в зону убытков, иначе налоговики сразу нацелят на вас свое внимание.
Как понять, что к вам придут
Перед каждой налоговой проверкой инспекторы заранее собирают информацию о налогоплательщике и проводят предпроверочный анализ. Основной документ, которым пользуются налоговики — концепция системы планирования выездных налоговых проверок. В ней выделено 12 критериев, по которым каждый налогоплательщик может сам проанализировать свою финансово-хозяйственную деятельность и определить риск попасть под проверку. Чем больше налоговики найдут совпадений, тем выше вероятность проверки.
Разберем подробнее, что значит каждый критерий:
Критерий | Категория налогоплательщика | Примечания |
Низкая налоговая нагрузка | Для всех организаций и ИП | Общая налоговая нагрузка — соотношение суммы уплаченных налогов к выручке в пределах одного года. Если это соотношение ниже среднего уровня по отрасли, это вызовет подозрение у налоговиков. |
Убыточная деятельность на протяжении двух и более лет | Для всех организаций и ИП | Налоговиков заинтересуют убытки как в бухгалтерской, так и в налоговой отчетности. |
Значительные суммы вычетов по НДС | Для организаций и ИП на общей системе налогообложения | Если вычетов по НДС за 12 месяцев превышает 89%, это может стать поводом для налоговой проверки. 89% – это общий показатель. Дополнительно по каждому субъекту РФ рассчитывают отдельные средние показатели, отклоняться от которых опасно. |
Расходы растут быстрее чем доходы | Для организаций на общей системе налогообложения | Нужно сравнить темпы роста расходов и доходов от реализации по данным налоговой и бухгалтерской отчетности. Сюда же относятся ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, или если доходы падают, а расходы растут. |
Среднемесячная зарплата на одного сотрудника меньше отраслевого показателя в регионе | Для всех организаций и ИП | Информацию о среднем уровне зарплаты по региону можно найти на сайтах территориальных отделений Росстата. |
При спецрежиме — неоднократное приближение к предельным значениям | Для организаций и ИП на спецрежимах | У инспекторов вызовет подозрение, если два или более раза за год вы приблизились к лимиту дохода по спецрежиму и разница между вашим фактическим доходом и лимитом менее 5%.. Проверяющие могут посчитать, что вы специально занижаете показатели, чтобы не.«слететь» со спецрежима. |
Доходы ИП почти равны расходам | Для ИП на общей системе налогообложения | Также предпринимателя могут заподозрить в махинациях, если вычеты по НДФЛ будут выше 83% от доходов. |
Деятельность через цепочку контрагентов | Для всех организаций и ИП | Работа с перекупщиками, посредниками без обоснованных экономических причин, привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и прочее. |
Игнорирование запросов ФНС | Для всех организаций и ИП | Внимание налоговиков вызывают случаи, когда компания не дает пояснений об ошибках, выявленных при камеральных проверках; не сохранила документы, необходимые для расчета и уплаты налогов. |
Деятельность с высоким налоговым риском | Для всех организаций и ИП | Работа с фирмами-однодневками, вывод части средств в оффшоры, обналичивание денег — эти действия приведут к тому, что инспекторы будут подозревать вас в получении необоснованной налоговой выгоды. |
Миграция между налоговыми инспекциями | Для всех организаций и ИП | Инспекторы обратят внимание на налогоплательщиков, который два и более раза после регистрации меняли адрес местонахождения. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок. |
Низкий уровень рентабельности | Для организаций на общей системе налогообложения | Для сравнения инспекторы возьмут два показателя: рентабельность продаж и активов по данным бухгалтерского учета. |
Критерии, по которым проводится выездная налоговая проверка
Игнорирование требований налоговиков
Предприниматели регулярно подают в налоговую инспекцию декларации и отчеты. Все чаще это делается через электронный кабинет налогоплательщика.
Предпринимателям рекомендуется регулярно проверять личный кабинет на сайте ФНС
При наличии несоответствий в предоставленной отчетности, ФНС может отправить предпринимателю электронное сообщение с целью исправить или разъяснить выявленные нарушения. Отсутствие реакции на это со стороны налогоплательщика в течение 5 рабочих дней является основанием для проведения у него внеплановой проверки.
Свои уведомления ФНС может отправлять и по обычной почте. В любом случае предприниматель должен отреагировать на них и предоставить ответ в 5-дневный срок. Только так можно избежать налоговой проверки.
Расходы ИП идут вровень с доходами
Минимальная систематическая прибыль может вызывать подозрение у налоговиков. Например, если предприниматель ежеквартально на протяжении 1-2 лет показывает чистый налогооблагаемый доход в сумме 1-2 тыс. рублей. Ведь все понимают, что существуют сезонные всплески и спады продаж, случаются форс-мажорны. Поэтому постоянно обеспечивать естественным образом столь маленький зазор между доходами и расходами невозможно.
Синхронность роста доходов и расходов вызывает подозрительность
Проблема в том, что и постоянные убытки также привлекут внимание налоговой инспекции и могут стать причиной проверки. Чтобы избежать этого, следует показывать в отчетности реальные показатели. Честность – лучшая прививка от штрафов по итогам налоговой проверки.
Подытоживая, можно сказать, что ФНС знает обо всех уловках предпринимателей, не желающих делиться доходами с государством, и постоянно работает над новыми методами выявления таких налогоплательщиков. Поэтому лучше работать честно, не волнуясь о проверках и их возможных последствиях. В долгосрочной перспективе это обеспечит компании хороший имидж как среди клиентов, так и среди контролирующих органов.
Кто может попасть под выездные налоговые проверки: новые критерии оценки
Консультация эксперта
Налоговая служба опубликовала новые статистические данные о среднеотраслевых показателях за 2022 год, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Они нужны для оценки рисков по возможным проверкам. Наш эксперт Сергачева Татьяна рассмотрела в статье основные вопросы, связанные с вероятностью назначения контрольных мероприятий в зависимости от таких критериев, как налоговая нагрузка и рентабельность.
***
На сайте ФНС опубликована информация о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки и рентабельности за 2022 год. Сведения размещены в подразделе «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» раздела «Контрольная работа» и обновляются ежегодно. В связи с этим внесены дополнения в приложения 3 и 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Организация контрольной работы налоговых органов основана на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с учётом критериев риска. В настоящее время действует концепция планирования выездных налоговых проверок, которая разработана и утверждена Федеральной налоговой службой Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] Согласно концепции, планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Налогоплательщик, который соответствует таким критериям, с наибольшей долей вероятности подлежит включению в план выездных налоговых проверок.
В последнее время ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском – один из наиболее распространённых элементов при включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Основными признаками ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды является отсутствие:
- личных контактов руководства компании-поставщика и руководства компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
- государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
- способа получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнёров или других лиц, нет сайта контрагента и т. п.).
Наличие вышеназванных признаков говорит о высокой степени риска квалификации такого контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершённые с таким контрагентом, расцениваются как сомнительные.
В список критериев, которые налоговики применяют для отбора кандидатов на проведение выездной налоговой проверки, есть несколько сравнительных и достаточно спорных, но с точки зрения самопроверки очень полезных. Речь идёт о налоговой нагрузке (критерий № 1) и уровне рентабельности бизнеса (критерий № 11).
В ходе проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика проверяющие сравнивают налоговую нагрузку компании с показателями среднего уровня налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). А также сопоставляют показатели рентабельности фирмы по данным бухучёта с уровнем рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Числовые показатели обновляются из года в год. Оценить свои риски можно по специальным таблицам, которые формируются на основании информации, имеющейся в ФНС и Росстате.
Обратите внимание, ФНС России уже утвердила данные по налоговой нагрузке и рентабельности за 2022 год.
Низкая налоговая нагрузка (критерий № 1)
Налоговая нагрузка является одним из важнейших показателей, который может стать основанием вызова на комиссию по легализации налоговой базы. Его также учитывают, когда определяют необходимость выездной проверки. Чтобы сопоставить налоговую нагрузку организации со среднеотраслевыми показателями, рассчитайте её по формуле:
Данные для расчёта общей суммы налогов возьмите из налоговых деклараций. При этом не учитывайте суммы: ввозного НДС; страховых взносов; налогов, которые вы уплатили как налоговый агент (кроме НДФЛ) (письма Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС России от 29.06.2018 № БА-4-1/12589, от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026).
Выручку определите по данным бухучёта без НДС и акцизов. Включите в неё доходы от реализации и прочие доходы. В расчёт включайте данные по всей организации, то есть по головному и по всем обособленным подразделениям.
Рассчитать налоговую нагрузку также можно с помощью интернет-сервиса налоговой службы «Прозрачный бизнес». Но нужно учесть, что сервис не включает в расчёт суммы НДФЛ.
ФНС рассчитала фискальную нагрузку и по страховым взносам за 2020 год. Однако в общий расчёт нагрузки этот показатель ФНС не включила. Поэтому, когда рассчитывается налоговая нагрузка по организации, страховые взносы не учитываются. Полученный результат сравните со средним уровнем по своему виду деятельности. Если он ниже средних показателей, то у вас низкая налоговая нагрузка. А это значит, что ИФНС возьмёт организацию на контроль. При налоговой нагрузке ниже среднеотраслевого показателя инспекторы могут вами заинтересоваться. Особенно если вы попадаете под другие критерии отбора для выездной проверки.
На практике сначала вас могут попросить пояснить причины низкой налоговой нагрузки. Подать такие пояснения ваше право, а не обязанность (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Рекомендуем воспользоваться им. Если в пояснениях вы укажете на объективные причины, то, возможно, избежите дальнейших неблагоприятных последствий. Если вы не представите пояснения, то вас могут включить в план выездных проверок (разд. 4 приложения 1 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]).
Если налоговая нагрузка по виду деятельности не установлена, нужно взять среднюю по России. За 2022 год она составила 10 %.
Значительное отклонение рентабельности по данным бухгалтерского учёта от среднеотраслевой (критерий № 11)
Ещё одним поводом для назначения налоговой проверки является низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более чем на 10 %). Налоговики контролируют два показателя – рентабельность продаж товаров и рентабельность активов.
Рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг — это соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг с учётом коммерческих и управленческих расходов.
Если сальдированный финансовый результат от продаж отрицательный, то имеет место убыточность.
Формулу расчёта рентабельности продаж можно представить следующим образом:
РП = (ПП / СТ) × 100 %,
где РП — рентабельность продаж товаров, продукции, работ, услуг;
ПП — прибыль (убыток) от продаж, отражаемая по строке 2200 отчёта о финансовых результатах;
СТ — себестоимость продаж (с учётом коммерческих и управленческих расходов), представляющая собой сумму строк 2120, 2210, 2220 отчёта о финансовых результатах.
Рентабельность активов — это соотношение сальдированного финансового результата и стоимости активов организации.
Если сальдированный финансовый результат отрицательный, то имеет место убыточность.
Формула расчёта рентабельности активов имеет следующий вид:
РА = (ПН/СА) × 100 %,
где РА — рентабельность активов;
ПН — прибыль (убыток) до налогообложения, отражаемая по строке 2300 отчёта о финансовых результатах;
СА — стоимость активов (строка 1600 бухгалтерского баланса организации).
Полученный результат сравните со средним уровнем по своему виду деятельности. Если он меньше средних показателей хотя бы на 10 %, то у вас низкая рентабельность. Это может означать, что налоговики будут требовать пояснения по данному поводу. Низкая рентабельность проданных товаров и активов также может быть основанием для выездной проверки.
***
Соответствие организации только одному критерию налоговых рисков не является основанием для автоматического включения её в план проверок. Деятельность организации рассматривается всесторонне и комплексно. Однако при наличии критериев риска и отказе налогоплательщика от самостоятельного пересмотра налоговых обязательств – условия для включения организации в план выездных проверок, а наличие или отсутствие налоговых нарушений выясняется уже во время налоговой проверки.
Подробнее о проверках и других вопросах налогообложения вы можете узнать на нашем семинаре.
Ранее мы писали о том, что делать, если в процессе камеральной проверки от налоговой приходят требования о предоставлении документов и пояснений.