Административно-управленческий персонал (АУП), его состав и задачи

По итогам периода бухгалтерия компании формирует отчет о финрезультатах. Он показывает все доходы и расходы бизнеса и прибыль или убыток от деятельности. Заполнение отчета — важная задача, так как им интересуются не только налоговики, но и учредители, инвесторы, банки и другие лица, которые хотят видеть реальные показатели бизнеса.

Изменения в отчете о финансовых результатах с 2022 года

В 2022 году были внесены изменения в ПБУ 18/02, и это повлияло на отражение информации о налоге на прибыль в отчете о ФР. Изменения коснулись следующих моментов:

  • строка 2410 теперь состоит из суммы строк 2411 (сумма берется из строки 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль) и строки 2412 (общее изменение показателей отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства);
  • строка 2460 — здесь указывают прочие доходы и расходы, которые сразу относили на счет 99;
  • формула расчета чистой прибыли теперь выглядит так: стр. 2400 = стр. 2300 — стр. 2410 — стр. 2460;
  • ввели строку 2530, которую используют при дооценке активов.

Расходы на административно-управленческий персонал

Расходы относятся к затратам управляющих компаний и организаций. Административные и управленческие расходы включают в себя:

  • заработную плату АУП;
  • отчисления из заработной платы на счета внебюджетных фондов;
  • амортизация основных средств, используемых в работе (компьютеры, принтеры, сканеры и др);
  • расходы на бухгалтерские программы и справочно-правовые системы;
  • командировочные расходы;
  • офисные, почтовые и телефонные расходы;
  • расходы на пассажирские перевозки;
  • текущие расходы на содержание и ремонт инвентаря и зданий АУП;
  • расходы на повышение квалификации специалистов;
  • расходы на охрану и т.д.

Величина административно-управленческих расходов в основном определяется численностью административно-управленческого персонала компании.

Меры, направленные на упрощение структуры управления, сокращение численности административно-управленческого персонала предприятия, улучшение организации и технической оснащенности их работы, способствуют снижению административно-управленческих расходов.

Расшифровка отчета о финансовых результатах

Отчет о ФР призван показать пользователю — то есть налоговому инспектору, банку или собственнику — порядок формирования четырех видов прибыли:

  • валовая прибыль;
  • прибыль от продаж;
  • прибыль до налогообложения;
  • итоговый показатель — чистая прибыль.

Отчет заполняйте в тысячах рублей. Отрицательные показатели, например, расходы или убыток показывайте в круглых скобках. Напротив каждого показателя есть графа «Пояснения». Здесь указывайте номер пояснения, которое подробно раскрывает информацию по этой строке.

Порядок расчета показателей — в таблице ниже.

Код строкиПоказатель
2110Выручка (без НДС)
2120 (Себестоимость)

Формируется следующими проводками: Дт 90.Себестоимость продаж Кт 21/23/29/41/43/45

2100Валовая прибыль Стр. 2100 = Стр. 2110 — Стр. 2120
2210 (Коммерческие расходы)

Формируется следующими проводками: Дт 90.Расходы на продажу Кт 44

2220 (Управленческие расходы)

Формируется следующими проводками: Дт 90.Управленческие расходы Кт 26

2200Прибыль от продаж Стр. 2200 = Стр. 2100 — Стр. 2210 — Стр. 2220
2310 Доходы от участия в других организациях (дивиденды, продажа долей в УК других юрлиц)

Формируется следующими проводками: Дт 76.Расчеты по дивидендам Кт 91.1

2320 Проценты к получению (проценты от депозитов, выданных займов)

Формируется следующими проводками: Дт 73/76 Кт 91.1

2330 (Проценты к уплате (уплаченные проценты по кредитам и займам))

Формируется следующими проводками: Дт 91.2 Кт 66/67

2340Прочие доходы (продажи неиспользуемого сырья, сдача имущества в аренду, рибейты, если эти виды деятельности не относятся к основным)
2350(Прочие расходы)
2300Прибыль до налогообложения Стр. 2300 = Стр. 2200 + Стр. 2310 + Стр. 2320 — Стр. 2330 + Стр. 2340 — Стр. 2350
2410Налог на прибыль, в т.ч.
2411 (текущий налог на прибыль)

Сумму рассчитывайте по формуле: Строка 2411 = Оборот по счету 99 +/- Разница между кредитовыми и дебетовыми оборотами по счету 99 +/- Разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счету 09 +/- Разница между кредитовыми и дебетовыми оборотами по счету 77

По счету 99 используйте аналитику в разрезе учета условного дохода/расхода по налогу.

2412 отложенный налог

Сумму рассчитывайте по одной из двух формул:

  1. строка 2412 = Остаток по счету 09 на отчетную дату отчетного периода — Остаток по счету 09 на 31 декабря предыдущего года + Остаток по счету 77 на 31 декабря предыдущего года — Остаток по счету 77 на отчетную дату отчетного периода;
  2. строка 2412 = Дебетовый оборот по счету 09 — Кредитовый оборот по счету 09 + Дебетовый оборот по счету 77 — Кредитовый оборот по счету 77
2460Прочее
2400Чистая прибыль Стр. 2400 = Стр. 2300 — Стр. 2410 +/- Стр. 2460

Важно! Показатель прибыли может быть отрицательным, тогда это убыток. Его указывайте в скобках.

Организации, ведущие упрощенный бухучет и не применяющие ПБУ 18/02, в строке 2411 указывают сумму налога на прибыль в соответствии с проводкой Д99 К68. Компании, применяющие ПБУ 18/02, рассчитывают ОНО и ОНА и указывают их по строке 2412.

Спецрежимники, например, плательщики УСН, в строке 2411 указывают сумму налога в соответствии со своим режимом налогообложения.

Кроме того, в отчете о ФР есть блок с дополнительной информацией.

Код строкиПоказатель
2510 Переоценка внеоборотных активов

Прочие операции, не включенные в чистую прибыль

2520 Налог на прибыль с операций, приведенных строке 2520

Рассчитывается по формуле: Строка 2520 * Ставка налога на прибыль

2500Чистая прибыль с учетом корректировок по показателям из строк выше
2900 Прибыль на одну обыкновенную акцию

Для расчета разделите сумму прибыли на количество акций

2910Разводненная прибыль на акцию, то есть показатель снижения прибыли на одну акцию, которое может произойти в будущем

Отчет — один из основных источников информации для финансово-экономического анализа компании. Например, только после полного анализа документа банки выдают кредит, а инвесторы решают вопрос о вложении денег.

Состав административно-управленческого персонала

В большинстве случаев принадлежность к административно-управленческому персоналу (АУП) определяется как наличием или отсутствием производственной функции, так и необходимостью выполнения деятельности работника предприятия для нормальной деятельности организации. В состав общего управленческого персонала входят:

  1. Генеральный директор и менеджеры всех уровней.
  2. Работники, замещающие руководителей, выполняют свои прямые обязанности по мере необходимости и поэтому также входят в состав административно-управленческого персонала организации.
  3. Сотрудники во главе структурных подразделений в компаниях.
  4. Главный бухгалтер и другие бухгалтерские работники. Главный бухгалтер является ответственным лицом и считается должностью первого звена в управлении. Хотя деятельность бухгалтерии не имеет прямого отношения к управлению в целом, учитывая ее абсолютную необходимость для хозяйственной деятельности и отсутствие производственной составляющей, главный бухгалтер и все работники бухгалтерии являются административно-управленческим персоналом.
  5. Финансовый персонал.
  6. Сотрудники отдела кадров. Работники отдела кадров также не участвуют в производстве товарно-материальных ценностей или непосредственном оказании услуг клиентам, за которые хозяйствующий субъект будет получать прибыль. Однако наличие кадровых работников необходимо для компании, что относит кадровиков к структуре административно-управленческого персонала.
  7. Сотрудники планово-экономического отдела.
  8. Юристы. Юристы считаются производственным персоналом только тогда, когда они оказывают услуги клиентам организации. Если юристы работают только на саму компанию и в ее интересах, то они входят в состав административно-управленческого персонала.
  9. Другие категории сотрудников. К таким работникам организации относятся делопроизводители и другие работники, осуществляющие административную деятельность, обеспечивающую нормальную работу предприятия.

Взаимоувязка бухгалтерского баланса и отчета о финрезультатах

Отчет о ФР и бухбаланс связывают показатели нераспределенной и чистой прибыли. Для проверки правильности заполнения отчета о ФР используйте следующее равенство:

Нераспределенная прибыль отчетного года = Нераспределенная прибыль предыдущего периода + Чистая прибыль отчетного периода

Однако данное равенство может не соблюдаться при распределении дивидендов, в таком случае уместно другое равенство:

Нераспределенная прибыль отчетного года = Нераспределенная прибыль предыдущего периода + Чистая прибыль отчетного периода — Выплаченные дивиденды

Налоговики всегда проверяют соблюдение этого равенства. В случае, если есть расхождения, ФНС может запросить разъяснения, например, решение учредителей о распределении дивидендов.

Административно-хозяйственный персонал: кто это?

Административно-хозяйственный состав формируется каждой компанией индивидуально. Законодательством не урегулирован вопрос о том, что такое административно-хозяйственный персонал, кто к ним относится. В общем виде в состав хозяйственного персонала входят работники, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации.

Состав может регулироваться отдельными нормативными актами на муниципальном или региональном уровне или локальными нормативными актами каждой компании. В состав могут входить сиделки, лаборанты. В некоторых организациях к хозяйственно-управленческому персоналу относятся кассиры, экономисты, то есть те работники, которые непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности предприятия, но обеспечивают хозяйственный контроль.

Работаем с данными


Предприятия, ведущие деятельность в сфере производства продукции, предоставлении услуг и осуществлении работ используют следующий способ: на счет № 90 (продажи) списываются все траты на реализацию, что отражены в № 26. Рассмотрим ситуацию с производством. Так, предприятие может списать что-либо на 20, 23 или 29-й счета. Для строительных компаний, к примеру, подойдёт только 20 и 23.

И только когда конечная продукция будет уже реализована, можно переносить на 90-й счёт. Для компаний, осуществляющих розничную торговлю, можно сразу переносить на счет 90. Сказать что-то конкретное и одновременно универсальное для всех проблематично, поскольку ситуации бывают разные. И в зависимости от того, чем занимается предприятие, какой характер имеет, и нужно принимать решения. При этом необходимо не только обеспокоиться отображением расходов, но и иметь представление о будущих тратах.

Ведь если не будет бюджета, то об административных расходах следует забыть. Не будет средств на их осуществление. Для простоты оценки будущих периодов можно ориентироваться на конкретные подразделения компании. При этом нужно следовать правилу максимальной информированности. При этом следует соблюдать золотую средину. Так, информация должна быть одновременно и детализированной, и своевременной, и не затратной. Для получения такого результата используется программное обеспечение, которое используется для сортировки данных, анализа и контроля.

РОЛЬ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

Если экономист, работающий над бюджетом, знает, что компания развивается, планируется открытие представительств в регионах, выход на новые рынки, он должен получить график приема персонала на работу, график открытия торговых точек. От таких графиков напрямую зависит, в какие месяцы запланировать увеличение ФОТ, затрат на оборудование новых рабочих мест, на аренду, связь, канцелярию, обучение. Это оказывает влияние на значение бюджетных показателей, на итоговое финансово-экономическое состояние компании.

Если планируется закрыть филиал, сократить по каким-либо причинам штат сотрудников, то экономисту нужен график сокращения персонала (перевод на другую работу, перевод на другое юридическое лицо и т. п.) и график закрытия представительств.

График приема персонала на работу — 2016 год

Структура Должность Количество человек Плановая зарплата в месяц, руб. Месяц приема
оловной офис Программист 2 60 000,00 Август
Начальник отдела по работе с розничными сетями 1 86 000,00 Январь
Специалист по договорам 1 35 000,00 Февраль
Экономист 1 36 000,00 Февраль
Менеджер по продажам 2 42 000,00 Февраль
Мерчандайзер 2 25 000,00 Май
Водитель-курьер 2 20 000,00 Май
Филиал в Краснодарском крае Директор филиала 1 80 000,00 Февраль
Менеджер по продажам 5 40 000,00 Апрель
Бухгалтер 1 35 000,00 Апрель
Итого 19

Директор по персоналу: Казанцев А. Л. ___________

Как же вести учет?


Итак, у нас есть административные расходы предприятия, и их необходимо отобразить. Что нужно делать? Первоначально следует определиться, с чем имеем дело. Допустим, предприятие несёт административно-хозяйственные расходы на обслуживание компании и финансирование управления. То есть всё то, что идёт на содержание имеющихся активов, что находятся за пределами товарооборота и имеют общехозяйственное значение.

В качестве примера можно привести аренду, коммуналку, ремонт оборудования, транспорт, аудит, консультацию, охрану, помощь юриста. В таком случае в дебете обращаются к счету № 26. А вот в кредите – это счета № 02, 05, 10, 23, 25, 60, 68, 69, 70, 71, 76, 94, 97. Почему так много здесь счетов? А этот момент зависит от ситуации. Со всеми счетами сразу работать не нужно, но некоторые из них пригодятся. Как же вести учёт? Можно включить издержки в себестоимость товаров или услуг или отображать как траты предприятия, которые возникли в текущем периоде.

Общая информация


При создании и развитии производства неизбежным является наличие трат, которые направлены на приобретение ряда определённых преимуществ. Официально они именуются «расходы по административному делу». Что же они собой представляют? Административные расходы – это затраты, которые идут на удовлетворение управленческих, офисных и иных потребностей компании, не связанных с операционной (производственной) деятельностью. В качестве примера можно привести следующее:

  1. Плата сотрудникам, не задействованным в производстве или реализации товаров и услуг.
  2. Коммунальные платежи.
  3. Плата за аренду офиса.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]