Статья 93 НК РФ: для кого она?
Все плательщики налогов (а с 2022 года к их числу относятся и плательщики страховых взносов) сталкиваются с налоговыми проверками, которые не обходятся без запроса документов со стороны проверяющих. Если проводится камеральная проверка и в декларации не выявлены расхождения и противоречия, то вопросов у налоговой не будет и представлять ей в качестве пояснений и документов ничего не нужно. Но если контролеры обнаружат в декларации ошибки и противоречия, запрос документов последует обязательно. Не обойтись без запросов и при выездных налоговых проверках.
Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок».
Исходя из этого, статья 93 НК РФ предназначена в первую очередь для всех налогоплательщиков, так как ее положения содержат информацию о том, в какие сроки нужно представить документы (п. 3 ст. 93 НК РФ), а также в какой форме и каким способом (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Но и налоговики должны руководствоваться положениями этой статьи: она регулирует их действия по продлению сроков представления документов (абз. 5, 6 п. 3 ст. 93 НК РФ) и регламентирует способы вручения требования (абз. 2, 3 п. 1 ст. 93 НК РФ).
Эта же статья предоставляет контролерам определенные права и устанавливает запреты:
- право на выемку документов при отказе налогоплательщика их представить (абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ);
- право на ознакомление с подлинниками представленных копий (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ);
- запрет на повторный запрос истребованных документов (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Узнать, как складывается судебная практика по вопросу правомерности истребования налоговиками документов и представления или непредставления бумаг налогоплательщиком, можно с помощью подборки от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Далее рассмотрим наиболее волнующие налогоплательщиков вопросы, ответы на которые они ищут в сети интернет по запросам «Ст. 93 НК РФ», «НК 93» и др.
Могут ли инспекторы запросить документы по ст. 93 НК РФ, если налоговая проверка не проводится?
Если в отношении налогоплательщика не проводится камеральная или выездная налоговая проверка, то выставлять требование о представлении первички и пояснений по ст. 93 НК РФ налоговики не вправе (постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № А40-71892/13). Если требование все же поступило, его можно оспорить.
В п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 судьи пришли к выводу, что контролеры имеют право требовать документы только в период проведения налоговой проверки или дополнительных мероприятий налогового контроля.
UrDela.ru
ч. 1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
ч. 2. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
ч. 3. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
ч. 4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
Пункт 5 статьи 93 вступил в силу с 1 января 2010 года и применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2010 года.
ч. 5. В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
‹ Статья 92 (НК РФ). Осмотр Вверх Статья 93.1 (НК РФ). Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках ›
Как накажут компанию за непредставление документов и можно ли этого избежать?
Обязанность проверяемого лица представлять контролерам документы в 10-дневный срок после получения требования (20-дневный — для консолидированной группы, 30-дневный — для иностранной организации) закреплена в п. 3 ст. 93 НК РФ. Если этот срок нарушен, налоговики вправе наказать налогоплательщика по ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Важно! Если документы не были представлены, при определении меры ответственности налоговики обязаны учесть наличие смягчающих обстоятельств (п. 4 ст. 112 НК РФ) и обстоятельств, исключающих вину (п. 1 ст. 111 НК РФ). Если такие обстоятельства имели место, штраф может быть снижен в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ) или отменен совсем (п. 2 ст. 111 НК РФ). Это подтверждено судами (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 № А12-19285/2008 и др.).
Если компания не успевает подготовить документы в полном объеме в установленные НК РФ сроки, ей следует своевременно обратиться к налоговикам с просьбой о продлении этого срока (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Если инспекция неправомерно отказала компании в продлении срока, штраф возможно оспорить в судебном порядке. Примерами положительных решений служат постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2011 № А45-12306/2010, Волго-Вятского округа от 30.07.2007 № А29-8736/2006.
При незначительном опоздании с документами штраф тоже можно оспорить (постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КА-А41/10782-09 и др.).
Пример судебной практики
В судебных актах статья чаще всего упоминается в силу того, что непредоставление или несвоевременное предоставление документов влечёт за собой ответственность по ст. 126 НК РФ, что и пытаются оспорить налогоплательщики. Однако сделать это не так просто, даже при возникновении обстоятельств, которые могут быть истолкованными в качестве того, что они влекут за собой освобождение от ответственности. Примером можно назвать дело № 306-КГ16-2522, определение по которому было вынесено 12.04.2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ.
Суть его в том, что налоговая инспекция для проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации № 1 по НДС за 4 квартал 2013 г. адресовало ему требование на различные документы, связанные с финансовой отчётностью, в общей сложности 17 штук. Получатель должен был их предоставить, однако этого не произошло.
До этого момента налоговый орган занимался камеральной проверкой первичной налоговой декларации, что с момента получения декларации № 2 делать перестал и начал камеральную налоговую проверку уточненной. В обществе сочли, что это достаточное основание для того, чтобы забыть про ответственность за непредоставление документов. Однако налоговый орган всё же подверг его штрафу, что оно попыталось опротестовать. Суды же нашли, что прекращение камеральной налоговой проверки одной декларации и начало новой не является основанием для освобождения от ответственности. С ними согласился и высший суд, в результате чего не дал ход кассационной жалобе общества.
Когда налоговики производят выемку документов?
Выемка документов возможна только при выездной налоговой проверке и производится на основании п. 3 ст. 31 НК РФ с соблюдением процедуры, описанной в ст. 94 НК РФ.
Право на выемку документов закреплено в абз. 1, 2 п. 4 ст. 93 НК РФ: в случае, когда налогоплательщик отказался их представить.
При этом если контролеры нарушили установленные НК РФ процедуры по истребованию документов или их выемке, решение по итогам проверки можно оспорить в суде (постановление АС Уральского округа от 29.07.2015 № Ф09-4467/15).
Подробнее о том, законно ли требование о представлении документов без печати налогового органа, читайте статью «Требование без печати инспекции — это норма».
В рамках выездной проверки могут запрашиваться любые документы.
Пункт 12 статьи 89 НК РФ содержит лишь одно ограничение: они должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов. В Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», налоговая служба описывает то, какие документы и информация могут интересовать проверяющих, не намного подробнее:
«в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки
».
Какого-либо исчерпывающего перечня таких документов нет, соответственно, объем и состав запрашиваемых документов и информации фактически не ограничен.
Когда могут истребовать документы по ст. 93.1 НК РФ?
В отличие от ст. 93 НК РФ ст. 93.1 применяется при истребовании документов вне налоговых проверок в отношении самого налогоплательщика. Сведения могут запрашиваться контролерами в связи с проведением проверки его контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), а также если при рассмотрении материалов налоговой проверки руководителем налогового органа принято решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий.
Кроме того, если вне процедуры налоговых проверок у контролеров возникает необходимость в получении информации (документов) по конкретной сделке, они вправе запросить их у участников этой сделки и иных лиц (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Подробнее о запросах документов по правилам ст. 93.1 читайте в материале «Истребование налоговой документов по правилам ст. 93.1 НК РФ».
Важно! При истребовании документов налоговики обязаны соблюдать положения пп. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ.
Как показывает практика, налоговики нередко злоупотребляют своим правом истребования документов в рамках ст. 93.1 НК РФ: не указывают конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, не приводят в требованиях информацию о том, в рамках какого мероприятия налогового контроля требуются документы, и др.
Такие действия контролеров признаются судами необоснованными и незаконными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12 и др.).
Истребование документов по сделке вне налоговой проверки
Материал подготовлен экспертом по налоговому праву Юлией Шиляевой.
В п. 2 ст. 93.1 НК РФ говорится: «Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки». Под участниками сделки здесь можно понимать в том числе стороны сделки, к которым относится налогоплательщик. Но рассмотрим вопрос более детально.
Налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) по сделке вне проверки:
- у налогоплательщика по сделке с контрагентом;
- у контрагента по сделке с налогоплательщиком.
При этом должно быть соблюдено документирование мероприятия истребования документов (информации) о сделке вне проверки (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
Вот необходимые документы:
- Поручение об истребовании;
- Требование об истребовании.
Выделяют два условия для действительности Требования об истребовании документов (информации) вне проверки.
- Расшифровка обоснованной необходимости.
Внимание! Верховный суд РФ в своём определении от 19.09.18 г. №37-КГ18-1438 указал, что отсутствие в Требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля носит формальный характер. По определению же ВС РФ от 23.09.20 г. №А56-51770/2019, требование должно быть мотивированным.
- Конкретизированность сделки – это название, стороны и период сделки (реквизиты договора необязательны).
Истребование всех первичных документов по сделке у налогоплательщика о нём же самом вне проверки недопустимо!
Проверить документы налогоплательщика можно только в рамках налоговой проверки (ст. 93 НК РФ) или дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). Требование вне проверки – незаконно.
Требование налогового органа будет незаконным, если:
- контрагент получил неполный комплект документов (полный комплект – это Поручение и Требование);
- не указана причина, цель истребования документов;
- не идентифицирована конкретная сделка;
- давность истребования документов – более 5 лет.
Срок исполнения Требования: 10 дней со дня получения Требования о представлении документов о конкретной сделке.
Ответственность – п.1 ст. 129.1. НК РФ (за невыполнение п. 2 ст. 93.1, выразившееся в несообщении (несвоевременном сообщении) сведений (документов) о сделке вне проверки).
Внимание! На «встречные мероприятия» распространяется гарантия ст. 93 НК РФ о невозможности повторного истребования налоговыми органами документов, которые ранее были представлены налогоплательщиком (контрагентом).
Форма Требования о предоставлении документов (информации)
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Кодекса истребуемые документы должны быть:
- представлены в (наименование налогового органа и его место нахождения или наименование и место нахождения территориально обособленного подразделения налогового органа, приемные дни, часы, кабинет, окно);
- направлены по почте заказным письмом в (наименование налогового органа и его место нахождения (адрес) или наименование и место нахождения (адрес) территориально обособленного подразделения налогового органа)
или
- переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Алгоритм работы с Требованием, полученным вне налоговой проверки:
- установите способ вручения Требования («рассылка» налогового органа не обязывает налогоплательщика реагировать на Требование);
- определите форму Требования (форма должна быть утверждена ФНС);
- установите дату вручения Требования;
- установите верные ссылки на статьи НК РФ – п. 2 ст. 93.1 НК РФ (недопустимы ссылки на ст. 31 НК и ст. 93 НК РФ);
- установите обоснованную необходимость (причины, цели, мотивы и т.п.) истребования документов (информации);
- установите, конкретизирована ли сделка (стороны сделки, предмет, номер и дата договора, период и т.п.) и относятся ли заявленные документы и информация к сделке;
- установите период истребуемых документов – не более 4-х лет (п. 5-6 образца Требования);
- установите наличие Поручения на истребования документов (информации);
- подготовьте ответ и/или уточнение Требования.
Общие рекомендации:
- изучите список контрагентов, с которыми образовались «разрывы», определите степень надёжности контрагентов, оцените реальность операций (доказательства);
- выясните природу «разрывов» и размер разрыва (увеличивает риск проведения тематической выездной налоговой проверки);
- не поддавайтесь страху и давлению налогового органа по поводу представления уточнённой налоговой декларации (объективных причин для её сдачи может и не быть).
Юлия Геннадьевна выступит одним из спикеров на мероприятии 10 декабря «Зимний российский форум бухгалтеров. Рекомендации экспертов по сдаче годового отчёта за 2022 г. Памятка по подготовке к проверкам ФНС». Регистрируйтесь, чтобы узнать больше о проверках и лёгкой сдаче годовой отчётности