Федеральные, региональные и местные налоги в 2022 году

Обновлено 24 июля 2022 314 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Жить в правовой стране – это значит не только быть защищенным государством и иметь социальные гарантии, но и выполнять обязанности по отношению к нему.

К таковым относится и уплата налогов. Что это такое, для чего они нужны, и как классифицируются – об этом расскажем в статье.

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.
Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги

В этом типе классификации (по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения) различают три вида, схематично показанных и кратко описанных на расположенном ниже рисунке:

Рассмотрим на примерах, как исчисляются указанные виды налогов:

  1. Пропорциональный вид – тарифная ставка неизменна:
    доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода
    100001010000,1
    200001020000,1
    300001030000,1

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Она пропорциональна доходу. Пример: НДФЛ с единой ставкой 13 % (кроме выигрышей).

  2. Регрессивный вид – налоговая ставка уменьшается с увеличением дохода:
    доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода
    100001515000,15
    2000012,525000,125
    300001030000,1

    Вывод: чем выше доход, тем меньше соотношение суммы налога и дохода. В качестве примера можно привести страховые отчисления в Пенсионный фонд: 22 % — если налогооблагаемая база не превышает 1150000 руб., 10 % нужно уплатить при превышении указанной суммы.

  3. Прогрессивный вид – налоговая ставка возрастает с увеличением дохода:
    доход (руб.)налоговая ставка (%)сумма налога (руб.)Соотношение суммы налога и дохода
    100001010000,1
    2000012,525000,125
    300001545000,15

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Причем увеличивается и соотношение суммы налога и дохода (сравните с пропорциональным принципом налогообложения).

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Налоговые льготы

Особое место в налоговых ставках и налоговом регулировании занимают налоговые льготы. Научно обоснованные, чрезмерно высокие ставки снижают интересы предпринимателей, приводят к снижению производства и снижению доходов государственного бюджета. Есть и обратная сторона таких налоговых льгот. Из истории развитых стран по налоговым ставкам можно заметить следующее:

  • если размер налога превышает 50 процентов дохода налогоплательщика, то это приводит к прекращению производства;
  • если размер налога охватывает от 45 до 50 процентов дохода налогоплательщика, то это просто приведёт к обычному воспроизводству;
  • если размер налога составляет от 35 до 40 процентов от дохода налогоплательщика, то это приведёт к увеличению производства.

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Обратите внимание! С 2022 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Виды налогов

Налоги делятся на:

  • прямые – взимаемые на доход или имущество налогоплательщика (например, подоходный налог, земельный, наследство);
  • косвенные – налагаемые на предмет потребления (например, НДС, акцизы) – их в конечном счёте платит потребитель.

К основным примерам налогов можно отнести:

  • подоходный;
  • на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • подоходный налог от юридических лиц;
  • обязательные взносы на социальное страхование;
  • налогообложение недвижимости;
  • сельскохозяйственный (земельный);
  • лесной;
  • на наследство и дарение;
  • налоги, взимаемые с товаров и услуг;
  • на добавленную стоимость (НДС);
  • акциз – налог, взимаемый в основном от производства некоторых товаров, включённый в цену товара;
  • таможенные пошлины – налоги от перевозки товаров из-за границы, которые в конечном счёте платит потребитель (они осуществляются в виде разрешения на ввоз или вывоз товаров);
  • с транспортных средств и др.

Также налоги делятся по территориальному признаку:

  • региональные;
  • местные;
  • федеральные.

По размеру налоговой ставки:

  • пропорциональные, ставка которых всегда одинаковая и не изменяется от повышения или понижения самого облагаемого дохода (например, вне зависимости от размера зарплаты, все платят 13 % подоходного налога);
  • прогрессивные, ставка которых прямо пропорциональна размеру полученного дохода (например, при повышении доходов повышается и налог);
  • регрессивные, ставка которых обратно пропорциональна размеру дохода (при повышении дохода процентная ставка налога снижается, и наоборот).

По типу целевого применения:

  • маркированные, направленные на целевые нужды (например, на пенсионный фонд, или на ремонт дорог);
  • немаркированные, которые расходуются по решению правительства.

Чем отличается налог от сбора

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Расчет и удержание подоходного налога с зарплаты

Обязанность работодателя — рассчитать, удержать и уплатить налог в бюджет. Порядок действий прописан в ст. 226 НК РФ.

Исчисление налога происходит ежемесячно нарастающим итогом, с зачетом удержанных ранее сумм. Последний день месяца считается днем получения зарплаты (неважно, рабочий это день, выходной или праздничный). В обычном и самом простом случае НДФЛ удерживают один раз в месяц при расчете зарплаты в последний день месяца. Работодатель удерживает рассчитанный налог, только после этого из зарплаты вычитаются другие удержания — алименты, погашение кредита и пр.

Если сумма вычетов превышает налогооблагаемую базу в этом месяце, то по расчетам нарастающим итогом с начала года НДФЛ в месяце может быть нулевым или отрицательным. Тогда излишне удержанный налог можно зачесть в следующем месяце или вернуть работнику по его заявлению. Перенос стандартных и социальных вычетов с одного месяца на другой возможен только в пределах календарного года. А вот излишек имущественных вычетов переносится на новый год, и тогда работник должен написать новое уведомление о праве на вычет.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

  • УСН;

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Рассмотрим виды налогов и сборов в РФ.

Что такое налог

Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.

Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.

Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.

Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.

Налоговая система государства – это совокупность следующих компонентов:

  1. законодательной базы, регламентирующей сбор налогов;
  2. непосредственно налогов;
  3. форм, методов и принципов установления, взимания и корректировки ;
  4. системой контроля за всеми этапами налогообложения.

Основной документ, который регулирует все взаимоотношения в рамках налоговой системы России (исчисление, уплата налогов, наказание за нарушения) – это Налоговый Кодекс (НК) РФ.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2022 году (таблица)

Вид налога Налог Налогопла-тельщики Объект Ставки
Федеральные налоги НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143 Ст. 146 Ст. 164
Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179 Ст. 182 Ст. 193
НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207 Ст. 209 Ст. 224
Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246 Ст. 247 Ст. 284
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Ст. 333.1 Ст. 333.2 Ст. 333.3
Налог на добычу полезных ископаемых Ст. 334 Ст. 336 Ст. 342
Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8 Ст. 333.9 Ст. 333.12
Госпошлина Ст. 333.17 Ст. 336.16 Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Ст. 373 Ст. 374 Ст. 380
Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Ст. 357 Ст. 358 Ст. 361
Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Ст. 365 Ст. 366 Ст. 369
Местные налоги Налог на имущество физических лиц Ст. 400 Ст. 401 Ст. 406
Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Ст. 388 Ст. 389 Ст. 394
Торговый сбор Ст. 411 Ст. 412 Ст. 415

Содержание

  • 1 Доктринальные определения налога
  • 2 Признаки налога
  • 3 Виды налогов 3.1 Прямые и косвенные
  • 3.2 Аккордные и подоходные 3.2.1 Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные
  • 4 Основные функции налогов
  • 5 Налоговая нагрузка, налоговое бремя
  • 6 Показатель «налоговая нагрузка» в России
  • 7 Влияние налогов на экономику
      7.1 С точки зрения макроэкономики
  • 7.2 С точки зрения финансового менеджмента
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки
  • Страховые взносы

    С 2022 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

    Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.

    Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».

    Функции налогов

    Всего различают 4 функции заложенные в налоговые сборы, которые схематично показаны на приведенном ниже рисунке и подробно расписаны чуть ниже.

    Фискальная функция налогообложения является основной. Ей отводится главная роль – наполнение государственной казны денежными средствами.

    Фискалить – это значит, собирать сведения и передавать их.

    Налоговые органы контролируют налогоплательщиков и накладывают санкции на нарушителей, тем самым стимулируя своевременную и в полном объеме уплату налогов.

    Распределительная функция состоит в том, чтобы разделять денежные средства, полученные при налогообложении физических и юридических лиц. Поступив в казну, деньги выделяются на различные социальные и прочие государственные проекты. Вот как будут распределены средства государственного бюджета в 2019 году:


    *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

    Контрольно-учетная функция налогообложения позволяет вести контроль и учет хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, выявлять источники доходов и расходов. Кроме того, надежный контроль не дает возможности криминализации экономики.

    Стимулирующая функция налогов заключается в поддержке некоторых видов хозяйственной деятельности через применение налоговых льгот. Это касается сельского хозяйства, малого бизнеса, самозанятых граждан (кто это?).

    Итоги

    Классификация налогов и сборов в РФ заключается в их группировке по определенному признаку. Основным из таких признаков является их группировка по уровням бюджета. Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

    Источники: Налоговый кодекс РФ

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Виды и классификации налогов

    Классификация налогов зависит от фактора классификации. Традиционно их принято разделять по таким критериям:

    1. по определению налогооблагаемой базы: прямые,
    2. косвенные;
  • по отношению к доходам налогового агента:
      аккордные,
  • подоходные;
  • по субъекту-получателю налогов:
      федеральные,
  • региональные,
  • местные;
  • по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения:
      прогрессивные,
  • регрессивные,
  • пропорциональные.
  • Далее проанализируем каждый вид налогов немного подробней.

    Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

    Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

    Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

    Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

    Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций. В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника. Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

    Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

    Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

    Понятие и признаки сбора

    Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК. Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

    Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

    • индивидуальная безвозмездность;
    • свобода выбора;
    • компенсационный характер;
    • состав элементов ограничен;
    • разовый характер;
    • предварительный характер уплаты;
    • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
    • отсутствие штрафов.

    Элементы налога

    Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

    Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

    К элементам налога относятся:

    • налогоплательщик;
    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • единица обложения;
    • налоговые льготы;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления;
    • налоговый оклад;
    • источник налога;
    • налоговый период;
    • порядок уплаты;
    • срок уплаты налога.

    Понятие налоговой системы

    Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

    В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

    Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

    • принцип справедливости;
    • принцип определенности;
    • принцип удобства;
    • принцип экономии.

    То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

    Налоговая нагрузка, налоговое бремя[ | ]

    Ян Массейс, Мытарь
    Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). ОЭСР публикует данные уровня налогообложения в странах.
    Налоги как доля ВВП в странах ОЭСР, в процентах, 2007[12]

    СтранаПолный налогНалоги на доходы, прибыль, прирост капитала и т. д.Социальные взносы и пенсииНалоги на имущество (в % от кадастровой стоимости)Налоги на товары и услугиПрочие налоги
    Канада33,316,64,83,37,90,7
    Мексика18,05,02,80,39,50,4
    США28,313,96,63,14,70,0
    Австралия30,818,20,02,78,21,5
    Япония28,310,310,32,55,10,1
    Южная Корея26,58,45,53,48,30,9
    Новая Зеландия35,722,50,01,911,30,0
    Австрия42,312,714,20,611,73,1
    Бельгия43,916,513,62,311,00,1
    Чешская республика37,49,416,20,411,10,3
    Дания48,729,01,01,916,30,1
    Финляндия43,016,911,91,112,90,2
    Франция43,510,416,13,510,72,8
    Германия36,211,313,20,910,60,2
    Греция32,07,511,71,411,40,0
    Венгрия39,510,012,90,814,90,9
    Исландия40,918,53,12,516,50,3
    Ирландия30,812,14,72,511,10,4
    Италия43,514,713,02,111,02,7
    Люксембург36,512,910,23,69,90,0
    Нидерланды37,510,913,61,211,20,6
    Норвегия43,621,09,11,112,40,0
    Польша34,98,012,01,213,30,4
    Португалия36,49,411,71,413,70,2
    Словакия29,45,811,70,411,30,2
    Испания37,212,412,13,09,50,2
    Швеция48,318,712,61,212,92,9
    Швейцария28,913,26,72,46,50,1
    Турция23,75,65,10,911,30,9
    Великобритания36,114,36,64,510,50,2

    Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка в 2012 году составила 34,99 %[13], что соответствует среднему уровню по ОЭСР (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [1]).

    Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Часть экономистов считает, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже «точки перегиба», исходя из концепции кривой Лаффера отображающей зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками, подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство[14].

    Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

    • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
    • пользователь объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования[15].

    Влияние налогов на экономику[ | ]

    Этот раздел не завершён.

    Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

    Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

    С точки зрения макроэкономики[ | ]

    Снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения[16].

    Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос[16]. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику

    , то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно,
    сдерживающая экономическая политика
    подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики»[16].

    Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара[16]. В общем, сокращение предложений фирм ведёт к сокращению совокупного предложения[16]. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»)[16].

    С точки зрения финансового менеджмента[ | ]

    Налоговое бремя влияет на величину финансового левериджа самих бизнес-систем двумя путями: прямым и косвенным[17]:

    1) Прямое влияние формируется на уровне расходов, исчисляемых в уменьшение налогооблагаемой базы самим хозяйствующим субъектом. Если в данную сумму можно включать высокий процент расходов на погашение платежей по заемным средствам хозяйствующим субъектом — то это будет стимулировать рост предприятий, применяющих агрессивную финансовую стратегию развития и, соответственно, вытеснение с рынка предприятий, применяющих консервативную финансовую стратегию развития; снижение данного процента со стороны налогового законодательства приведет к росту банкротств хозяйствующих субъектов с агрессивной финансовой стратегией развития и умеренному процветанию, особенно в краткосрочной перспективе, субъектов, применяющих консервативную финансовую стратегию развития[17].

    2) Косвенное влияние формируется за счет увеличения или уменьшения налоговой нагрузки для поставщиков заемного капитала: соответственно, увеличение налоговой нагрузки приведет к удорожанию стоимости заемного капитала для бизнес-систем и, соответственно, к сдерживанию развития предприятий, применяющих агрессивную стратегию развития (в данном случае бенефициаром выступят компании с консервативной стратегией развития); снижение налоговой нагрузки приведет к удешевлению стоимости заемного капитала при условии наличия на рынке нормальной конкуренции, что приведет к росту процветания компаний с агрессивной финансовой стратегией развития и, соответственно, будет стимулировать угасание компаний с консервативной финансовой стратегией развития[17].

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]