Условие проведения: обязательное и инициативное
Регламент проведения определяется самим хозяйствующим субъектом, за исключением случаев, когда проведение такой проверки является обязательным. Случаи проведения обязательной проверки приводятся, например, в п. 27 Приказа Минфина № 34н. Так, в обязательном порядке состав и стоимость активов и задолженностей компании следует проверить:
- перед началом подготовки годовой бухгалтерской отчетности;
- в случаях хищения или порчи имущества, подозрений на злоупотребления;
- при смене материально-ответственного лица (далее — МОЛ);
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в случае стихийных бедствий (пожар, наводнение и другие случаи форс-мажора) и т.д.
Для подтверждения сохранности имущества, а также для сверки фактического наличия с данными, отраженными в учете, руководство организации может в любой момент инициировать проведение мониторинга в интересах собственника. Особенно актуально это для производственных и торговых компаний, случаи хищения на которых, к сожалению, не редки.
Образец приказа по результатам инвентаризации
Если вам нужно написать приказ по результатам инвентаризации, а вы никогда раньше его не делали, примените приведенные выше рекомендации и посмотрите пример документа – с его помощью вы без труда сформируете нужное вам распоряжение.
- Вначале все как обычно: напишите название предприятия, номер и наименование приказа, поставьте дату и место его составления.
- Ниже внесите ссылку на документы, в соответствии с которыми издается распоряжение и впишите причину для его создания.
- Затем идет основной блок. Здесь первым делом дайте распоряжение об утверждении результатов проведенной инвентаризации, затем – в зависимости от обстоятельств, включите указания на дальнейшие действия, в том числе, если выявлены факты недостач, установление виновников, а также меры для возмещения понесенного ущерба.
- Обязательно следует вписать необходимость внесения итогов инвентаризации в учет — налоговый и бухгалтерский и мероприятия для предотвращения дальнейших хищений и злоупотреблений.
- В конце назначаются сотрудники предприятия, ответственные за исполнение данного распоряжения и собираются все нужные подписи.
Объекты, подлежащие проверке
При проведении сличения данных может анализироваться наличие абсолютно разных активов и обязательств компании. Вот наиболее распространенные объекты (обязательства):
- основные средства (здания, сооружения, оборудование, транспорта, инвентарь и т.п.);
- нематериальные активы (исключительные права на программные продукты, товарные знаки и т.п.);
- товары;
- комплектующие и материалы;
- продукция;
- денежные средства (наличные, на счетах в кредитных организациях);
- размер и сроки задолженностей и обязательств.
За сохранность материальных объектов отвечают МОЛ: кладовщики на складах, кассиры, прочие ответственные лица. С такими работниками при приеме на работу подписывают договор о полной материальной ответственности за вверенное им имущество.
Инвентаризация как метод бухгалтерского учета
Согласно п. 6 ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н) бухотчетность должна давать полное и достоверное представление о финансовом состоянии компании. Для соблюдения данного требования в бухучете используется такой метод контроля — инвентаризация.
Инвентаризация — процедура сопоставления фактического наличия ценностей фирмы и ее обязательств с данными бухучета. Также в ходе инвентаризации дается оценка состояния активов компании.
Порядок проведения инвентаризации строго регламентирован следующими нормативными актами:
- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финобязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49);
- Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
- законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Компания должна проводить инвентаризацию по собственному, взятому в аренду или на ответственное хранение имуществу, а также по ценностям, полученным для переработки.
Фирма, согласно п. 27 Положения по ведению бухучета, обязана провести инвентаризацию в следующих случаях:
- перед составлением годовой бухотчетности — за исключением имущества, которое уже было проверено после 1 октября текущего отчетного года;
- при смене матответственных лиц;
- при обнаружении хищений, злоупотреблений и испорченного имущества;
- при передаче активов на продажу, в аренду или для выкупа;
- при преобразовании компании, а также при ее ликвидации — до формирования ликвидационного баланса;
- при наступлении чрезвычайных ситуаций.
Если матответственность коллективная, то инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива, выбытии из коллектива более 50% участников или по требованию одного или нескольких членов коллектива.
Итак, по общему правилу инвентаризация активов и обязательств фирмы проводится как минимум 1 раз в год. Исключения: ОС разрешено проверять 1 раз в 3 года, библиотечные фонды — 1 раз в 5 лет, а в районах Крайнего Севера (и приравненных к ним территориях) инвентаризацию ценностей на 10-м и 41-м счетах можно проводить в период наименьших остатков.
Пошаговую инструкцию проведения инвентаризации вы найдете в «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Путеводитель по бухгалтерской отчетности.
Порядок проведения
Решение о проведении сличения данных в любом случае принимает руководство организации. Это решение оформляется приказом, где указывается информация о проводимой проверке:
- объекты;
- сроки;
- участок (дислокация);
- участники инвентаризационной комиссии;
- председатель.
Бланк приказа можно скачать ниже.
Перед началом проверки МОЛ передают в бухгалтерию расписку о том, что все документы, подтверждающие приход и расход вверенного им имущества, переданы полностью (пункт 2.4 Приказа Минфина № 49). В процессе проведения составляются инвентаризационные описи, которые затем передаются в бухгалтерию для сверки фактических данных с учетными. При обнаружении расхождений между фактическими и учетными данными выявляются причины расхождений. К ним могут относиться:
- пересортица товаров;
- не списанный своевременно брак;
- отклонения от технологических норм списания (при нормативном методе учета);
- ошибки при принятии и списании с учета;
- хищения, в т.ч. кражи.
По итогам проверки принимается решение об учете выявленных недостач, излишков. Выявленные излишки принимаются на учет, а недостачи либо взыскиваются с виновных лиц, либо, при невозможности списать с виновных, списываются на убытки.
Как создать акт инвентаризации?
Перейдите в раздел Склад
—
Акты инвентаризации
и нажмите
Создать
в верхней части экрана.
Откроется окно создания акта. Заполните в нем следующие поля:
- Дата и время
, в которые проводится инвентаризация на складе. Акт можно создать как за прошедшую дату, так и за будущую. - №
— номер акта инвентаризации. - Склад
, на котором проводится инвентаризация. - Комментарий
к акту. Заполнять необязательно.
Заполнив поля в окне создания акта, нажмите Создать
.
После создания акта инвентаризации его необходимо заполнить — добавить в него продукты.
Документальное оформление результатов проверки
В процессе проведения проверки фактического наличия объектов (обязательств) составляются документы контроля, различающиеся в зависимости от объекта. Организация вправе самостоятельно разработать формы документов контроля либо применять унифицированные формы, утвержденные Постановлением 88 Госкомстата.
Результаты оформляются:
- инвентаризационными описями, где отражается фактическое наличие и количество;
- сличительными ведомостями, где указываются расхождения между фактом и учетными данными.
Контроль ТМЦ, основных и денежных средств
Образец акта инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных и Образец акта инвентаризации основных средств (незаконченных ремонтов) вы сможете скачать в конце статьи.
Наличные денежные средства рекомендуется инвентаризировать чаще, в случае значительного движения средств. Для этого используется бланк акта проверки денежных средств в кассе.
— акт инвентаризации кассы можно в приложении к статье. Там же — образец заполнения акта инвентаризации наличных денежных средств.
Контроль задолженности
Проверка обязательств проводится для определения текущей, просроченной задолженности, задолженности, нереальной к взысканию, среди:
- покупателей и поставщиков;
- кредиторов (дебиторов) и прочих лиц.
Результаты оформляются в письменном виде — см. Образец акта инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.
Подробнее о нереальной к взысканию задолженности ликвидированных контрагентов, а также задолженности, по которой истек срок исковой давности, можно прочитать в ответе Минфина.
Контроль нематериальных активов
Происходит с оформлением формы ИНВ 1-а. Если будут выявлены расхождения по результатам проверки, составляется сличительная ведомость ИНВ-18.
Завершение
Для фиксации итогов контрольных проверок правильности проведения мониторинга оформляют отчет о результатах. Чтобы узнать правила его заполнения — см. Образец заполнения акта о результатах инвентаризации.
Приказ об инвентаризации
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных
Акт инвентаризации основных средств (незаконченных ремонтов)
Акт инвентаризации денежных средств в кассе (бланк)
Акт инвентаризации наличных денежных средств (образец заполнения)
Акт инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности
Форма ИНВ 1-а
Форма ИНВ-18
Акт о результатах (бланк)
Акт о результатах инвентаризации: особенности оформления
Форма № 0504835 составляется на основе оформленных инвентаризационных описей. Состоит акт из трех частей:
- заголовка с наименованием и кодом документа, названием субъекта, оформившего акт, дата составления;
- содержательной части, где фиксируется блок сведений о проведенной инвентаризации. В нем перечислены члены комиссии, объекты проверки и ее итоги;
- оформляющей части, т. е. подписей членов инвентаризационной комиссии с расшифровкой подписей и указанием должностей.
Составленный документ передается для утверждения руководителю учреждения или госоргана. Акт о результатах инвентаризации – достаточно удобная и понятная форма, обобщающая полученные итоги.
ЦЕЛИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НЗП
Цели проведения инвентаризации незавершенного производства следующие:
- проверить фактическое наличие незавершенного производства и оценить его состояние;
- сопоставить фактическое наличие НЗП с данными бухгалтерского учета;
- проверить данные оперативного учета движения узлов и деталей между подразделениями и общую сумму затрат в незавершенном производстве;
- проконтролировать полноту, своевременность сдачи готовой продукции на склад и документальное оформление такой сдачи;
- проконтролировать комплектность необходимой технической документации на готовые изделия;
- проверить правильность распределения затрат по видам продукции и уточнить себестоимость выпущенной продукции;
- определить фактическую комплектность заделов, обеспеченность сборки деталями;
- предотвратить хищения, сокрытие брака и другие злоупотребления;
- проверить корректность оформления выработки и начисления сдельной оплаты труда.
Проведение акта инвентаризации
Чтобы остатки и себестоимости продуктов на складе пересчитались с учетом созданного акта инвентаризации, его необходимо провести.
После проведения акта инвентаризации для внесенных в него продуктов на выбранном складе установится значение остатков, указанное в колонке Факт. остаток, ед. изм.
Чтобы провести акт инвентаризации, выберите его, а затем нажмите Провести
.
Акт будет проведен и недоступен для редактирования.
Чтобы отредактировать проведенный акт, выберите его и нажмите Отменить проведение
.
После распроведения акта инвентаризации складские остатки внесенных в него продуктов изменят значения на те, которые были до инвентаризации, а сам акт можно будет отредактировать или удалить.