Новые стандарты бухучета в 2022 году
Минфин ежегодно вводит новые правила. ФСБУ, или федеральный стандарт бухгалтерского учета — это нормативный документ, который устанавливает требования к ведению бухучета и допустимые способы ведения бухгалтерии в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2022 году — были введены первые пять ФСБУ. В 2022 году ввели вторую пятерку стандартов, а с 1 января 2022 действует еще семь стандартов.
Новые стандарты бухучета обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.
Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2022 года для госсектора следующие:
- Выплаты персоналу (приказ Минфина № 184н от 15.11.2019).
- Нематериальные активы (Пр. № 181н от 15.11.2019).
- Непроизведенные активы (Пр. № 34н от 28.02.2018).
- Затраты по заимствованиям (Пр. № 182н от 15.11.2019).
- Совместная деятельность (Пр. № 183н от 15.11.2019).
- Информация о связанных сторонах (Пр. № 277н от 30.12.2017).
- Финансовые инструменты (Пр. № 129н от 30.06.2020).
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
С 1 января 2022 года вся страна перейдет на новый ФСБУ 27/2021. Раньше не было стандарта, который регулировал бы вопросы оформления, изменения и хранения документов, но серьезных изменений в сравнении с действующим законодательством нет.
Вот основные из них:
- Компании смогут использовать оправдательные документы (кассовые чеки, договоры, квитанции об оплате) в качестве первичных. Но есть условие — в документах должны быть обязательные для первички реквизиты.
- Периодичность составления первичных документов по длящимся и повторяющимся фактам организация сможет определять самостоятельно.
- В первичном документе может быть указано несколько дат — день подписания и дата факта хозяйственной жизни.
- Перевод первичного документа не обязателен, если он должен быть на иностранном языке по законам страны, в которой компания ведет деятельность.
- Документы нужно хранить строго в том виде, в котором они были составлены. Бумажные — на бумаге, электронные — в виде электронных документов.
Читать подробнее — «Новый ФСБУ 27/2021 про документы в бухучете: что изменилось»
Выплаты персоналу
Новые стандарты бухгалтерского учета бюджетных учреждений с 2021 года предусматривают единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценке обязательств организации перед служащими и другими получателями выплат. Подробную информацию о бухучете выплат необходимо раскрывать в отчетности.
По новым правилам выплаты делятся на две группы:
- текущие (зарплата);
- отложенные (отпускные).
Порядок оценки и учета перечислений зависит от группы. Все текущие выплаты учитываются в составе принятых обязательств по оплате труда и зарплатным начислениям. Отложенные фиксируются как резерв будущих расходов по выплатам персоналу по счету 0 401 60 000.
В учетной политике на 2022 год необходимо предусмотреть порядок начисления резерва по пенсионным и аналогичным выплатам. В этот резерв входят суммы государственного пенсионного обеспечения и выплаты по коллективному договору учреждения (локальному зарплатному акту) в момент достижения работником пенсионного возраста или конкретного стажа.
Бухгалтерский учет труда и заработной платы у упрощенцев
Учет зарплаты на ОСН и УСН производится одинаково, за тем исключением, что не все упрощенцы смогут уменьшить свои доходы на сумму затрат по оплате труда. Такое право сохраняется лишь для тех упрощенцев, которые выбрали объект упрощенного налогообложения «доходы за вычетом расходов».
Как учесть расходы на оплату труда при УСН, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.
Нематериальные активы
Введенные в 2022 году федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора регулируют учет нематериальных активов. Теперь к НМА относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».
Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:
- неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
- неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.
После проведения годовой инвентаризации необходимо перераспределить программные продукты, права пользования по новым группам учета. Аналитический учет нематериальных активов следует вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам и отражать эти сведения в инвентарной карточке (инструкция № 157н).
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
С 1 января 2022 года необходимо применять ФСБУ 25/2018. Некоторые компании уже начали применять его в добровольном порядке.
Арендатор больше не будет делить аренду на операционную и финансовую, а учитывать в дебете активного счета начнет не само имущество, а право пользования активом (ППА), на которое и будет начисляться амортизация. По кредиту для равновесия указывается обязательство по аренде, которое постепенно погашается.
Будущие платежи по обязательствам нужно будет дисконтировать независимо от срока аренды. Ставка дисконта определяется арендатором самостоятельно.
Арендодатели оставят разделение аренды на финансовую и операционную — от этого будут зависеть проводки. При этому случаи, которые относятся к финансовой аренде, прописали в стандарте. Все доходы от финансовой аренды арендодатель признает как проценты по новому виду актива — «инвестициям в аренду». Для операционной аренды нужно по-прежнему учитывать периодические поступления.
Сложнее всего будет разобраться с тем, как применять новые правила.
Читать подробнее — Как меняется учёт аренды: анализируем ФСБУ 25/2018
Непроизведенные активы
Новые правила бухгалтерского учета в 2022 году изменяют порядок отражения прав на земельные участки в отчетах. Тем, кто впервые применит ФСБУ «Непроизводственные активы», необходимо переоценить земельные участки на балансе (земля, внесенная в ЕГРН) до кадастровой стоимости. Во время годовой инвентаризации земли и других непроизводственных активов надлежит уточнить дополнительные сведения для аналитического учета этих объектов (инструкция № 157н).
Затраты по заимствованиям
Принятые бухгалтерские изменения на 2022 год устанавливают единые правила признания затрат по государственным и муниципальным долгам публично-правовых образований и заимствованиям бюджетных и автономных учреждений. Определены общие требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской отчетности.
Затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений по новому ФСБУ делятся так:
- процентные расходы по долгосрочным обязательствам;
- прочие затраты по долговым обязательствам.
Расходы учитывают обособленно по каждой категории. Изначально прочие затраты признаются в составе расходов будущих периодов — по счету 0 401 50 000. Затем их включают в состав капитальных вложений или относят к расходам текущего периода.
Какие федеральные стандарты бухучёта для бизнеса действуют сейчас
Для коммерческих компаний сейчас действует один федеральный стандарт бухучёта — ФСБУ 5/2019 «Запасы». Этот стандарт Минфин России утвердил приказом №180н от 15 ноября 2022 года, обязательным для применения он стал с 1 января 2022 года. Не применять этот стандарт могут только микропредприятия, имеющие право на упрощённый учёт. Они признают стоимость запасов в составе расходов в момент приобретения. Также можно не применять стандарт к запасам для управленческих нужд.
Согласно ФСБУ 5/2019 «Запасы» — это активы, которые используются в течение обычного операционного цикла компании или в течение 12 месяцев. Этот стандарт установил новый порядок учёта товаров, готовой продукции, незавершённого производства, и отнесения активов к запасам. Также стандарт отменил отдельный учёт спецпредметов, они учитываются в общем порядке. Все нюансы того, как применять ФСБУ «Запасы» указаны в приказе на сайте Минфина РФ, ознакомиться с ним можно по этой ссылке.
Индивидуальные предприниматели могут не вести бухучёт, если отчитываются в налоговую службу по всем правилам. Поэтому им не нужно применять стандарты бухучёта. Но если ИП хочет вести полную бухгалтерскую отчётность, это не запрещено.
Информация о связанных сторонах
ФСБУ определяет правила раскрытия в годовой отчетности информации о физических и юридических лицах, которые влияют на работу учреждения госсектора или на деятельность которых оказывают влияние бюджетные организации. К связанным сторонам относят:
- аффилированные лица (члены наблюдательного совета автономного учреждения);
- лица, заинтересованные в сделках бюджетного учреждения;
- лица, влияющие на хозяйственную деятельность организации по учредительным документам, соглашениям;
- лица, на действия которых влияет бюджетная организация.
Финансовые инструменты
Минфин ввел новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2021 года: они затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:
- денежных средств;
- дебиторской задолженности;
- долговых требований;
- активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
- активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
- активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).
В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.
Стандарты 2022 года
Стандарты прошлого года:
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
- События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
- Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
- Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
- Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).
Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в приказе Минфина № 132н. Чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2022 года: что важно знать бюджетникам и НКО».
Положения по бухгалтерскому учету
- Главная
- Справочник
ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»
Утверждено приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
Вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.10.2008 № 116н
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
В ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2007 № 147н
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н Примечание: Действует с бухгалтерской отчетности 2000 года. Предыдущее ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 8 февраля 1996 года №10, утратило силу.
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н Примечание: вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2002 года, с этого же момента утрачивает силу предыдущее Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98).
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н. Вместо него ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
ПБУ 7/98 «Cобытия после отчетной даты»
Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 56н
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н Вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.
ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»
Утверждено приказом Минфина от 28.11.2001 №96н Примечание: вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2002 года, с этого же момента утрачивает силу Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98)
ПБУ 9/99 «Доходы организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г. Примечание: Действует с 1 января 2000 года.
ПБУ 10/99 «Расходы организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н, с изменениями от 30 декабря 1999 г. Примечание: Действует с 1 января 2000 года.
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
Утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»
Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. №11н Примечание: Действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год.
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №92н
ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
Приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 № 153н
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
В ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н
ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
В ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
В ред. Приказа Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
В ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N116н, от 27.11.2006 N 156н. N 126н
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
В ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
Утверждено приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г. Примечание: Действует с 1 января 1999 года. Предыдущее ПБУ «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина от 28 июля 1994 года №100, утратило силу.
ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина от 20 декабря 1994 года №167 Примечание: Действует с 1 января 1995 года.
ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. №2н Примечание: Действует с бухгалтерской отчетности 2000 года.
ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. №5н Примечание: Действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год.
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №91н Примечание: Действует с 1 января 2001 года.
- Назад
- 1
- 2
- Вперед
- Все
Учетная политика
Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Этот приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.
Так, ФСБУ определил следующие аспекты:
- Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
- Готовый документ необходимо сделать общедоступным. Учетная политика подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
- Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
- Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.
Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год».
События после отчетной даты
Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.
Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.
Действующие ПБУ
В настоящее время положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) «исполняют роль» федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) до момента их утверждения (ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Эти ПБУ были утверждены еще до вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ.
Вот какие ПБУ действуют в настоящее время для коммерческих организаций:
№ | ПБУ | Наименование ПБУ | Утверждено документом |
1 | ПБУ 1/2008 | «Учетная политика организации» | Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н |
2 | ПБУ 2/2008 | «Учет договоров строительного подряда» | Приказ Минфина России от 24.10.2008 № 116н |
3 | ПБУ 3/2006 | «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» | Приказ Минфина России от 27.11.2006 № 154н |
4 | ПБУ 4/99 | «Бухгалтерская отчетность организации» | Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н |
5 | ПБУ 6/01 | «Учет основных средств» (утрачивает силу с 2022 года) | приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н |
6 | ПБУ 7/98 | «События после отчетной даты» | Приказ Минфина России от 25.11.1998 № 56н |
7 | ПБУ 8/2010 | «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» | Приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н |
8 | ПБУ 9/99 | «Доходы организации» | Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н |
9 | ПБУ 10/99 | «Расходы организации» | Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н |
10 | ПБУ 11/2008 | «Информация о связанных сторонах» | Приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н |
11 | ПБУ 12/2010 | «Информация по сегментам» | Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н |
12 | ПБУ 13/2000 | «Учет государственной помощи» | Приказ Минфина России от 16.10.2000 № 92н |
13 | ПБУ 14/2007 | «Учет нематериальных активов» | приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н |
14 | ПБУ 15/2008 | «Учет расходов по займам и кредитам» | Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н |
15 | ПБУ 16/02 | «Информация по прекращаемой деятельности» | Приказ Минфина России от 02.07.2002 № 66н |
16 | ПБУ 17/02 | «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» | Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 115н |
17 | ПБУ 18/02 | «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» | Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н |
18 | ПБУ 19/02 | «Учет финансовых вложений» | Приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н |
19 | ПБУ 20/03 | «Информация об участии в совместной деятельности» | Приказ Минфина России от 24.11.2003 № 105н |
20 | ПБУ 21/2008 | «Изменения оценочных значений» | Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н |
21 | ПБУ 22/2010 | «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» | Приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63н |
22 | ПБУ 23/2011 | «Отчет о движении денежных средств» | Приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н |
23 | ПБУ 24/2011 | «Учет затрат на освоение природных ресурсов» | Приказ Минфина России от 06.10.2011 № 125н |
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» предусматривает, что в ситуациях, неурегулированных ПБУ, разрешается использовать способы и методы МСФО.
Доходы
Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2022 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.
Стандарты по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.
Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.
Влияние изменений курсов иностранных валют
Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта отражается в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют ФСБУ.
Новый стандарт устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.
Стандарты бухучета 2022 года
С января 2022 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:
- Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
- Основные средства (№ 257н).
- Аренда (№ 258н).
- Обесценение активов (№ 259н).
- Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).
Программа внедрения нового учета регламентирована приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н.
Что такое федеральные стандарты бухучёта
Федеральные стандарты бухгалтерского учёта (сокращённо ФСБУ) — это нормативные документы, которые регулируют бухучёт, так гласит федеральный закон №402-ФЗ от 6 декабря 2011 года. Утверждает ФСБУ Минфин России.
Федеральные стандарты в России сначала утвердили для бюджетной сферы, а теперь процесс добрался и до коммерческих компаний. Этот процесс тянется несколько лет, его цель — подтянуть российские правила бухучёта под международные стандарты финотчётности. Сейчас ФСБУ заменяют собой положения о бухгалтерском учёте (ПБУ), которые используют бухгалтеры сейчас. Другие ФСБУ просто начинают регулировать сферы, для которых стандартов не было, например, документооборот в бухучёте.
Ирина Смирнова, управляющий партнёр и генеральный директор ООО «Ваш Бухгалтер», основатель Лиги Защиты Бизнеса
Федеральные стандарты бухгалтерского учёта Закон N 402-ФЗ определяет, как основные документы в области регулирования бухгалтерского учёта, подлежащие обязательному применению. Утверждение ФСБУ относится к компетенции Минфина России, а их разработкой для организаций коммерческой сферы вправе заниматься любой негосударственный регулятор бухгалтерского учёта. Федеральные стандарты для организаций госсектора разрабатывает сам Минфин России. Такое же правило касается и случая, если для организаций коммерческой сферы разработку соответствующего ФСБУ не взял на себя ни один из субъектов негосударственного регулирования.
Основные средства
В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.
ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.
С 2022 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.
Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.
100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.
Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация рассчитывается по-новому. Используют три метода:
- линейный;
- уменьшаемого остатка;
- пропорционально объему произведенной продукции.
Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.
Отчетность
Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.
Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.
Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:
- уместность (релевантность);
- достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
- верификация;
- своевременность;
- существенность;
- сопоставимость;
- понятность.
Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций
Отчетность бюджетных, автономных и казенных учреждений регулируется отдельными нормативными актами. Она отличается от отчетности коммерческих компаний. Более того — для разных типов бюджетных учреждений эта отчетность тоже разная, хотя и имеет схожие принципы и черты.
Бюджетные и автономные учреждения составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
Казенные учреждения при составлении отчетности руководствуются другим документом — Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н.
Общие требования к отчетности для бюджетных, автономных и казенных учреждений таковы:
- Отчетность составляется по итогам календарного года.
- Данные, отраженные в отчетности, должны быть подтверждены результатами проведенной инвентаризации активов и обязательств.
- Отчет должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером и может быть сдан как на бумаге, так и в электронном виде.
Отчетность необходимо сдавать по следующим формам:
- Баланс учреждения (форма 0503730 — для бюджетных и автономных, форма 0503130 — для казенных учреждений)
- Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503710 — для бюджетных и автономных, форма 0503125 — для казенных учреждений)
- Справка по заключению счетов бюджетного учета (форма 0503725 — для бюджетных и автономных, формы 0503110 и 0503111 — для казенных учреждений)
- Отчет об исполнении плана/бюджета (форма 0503737 — для бюджетных и автономных, формы 0503127, 0503317 и 0503117 — для казенных учреждений)
- Отчет о принятых учреждением обязательствах (форма 0503738 — для бюджетных и автономных, форма 0503128 — для казенных учреждений)
- Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503721 — для бюджетных и автономных, форма 0503121 — для казенных учреждений)
- Пояснительная записка (форма 0503760 — для бюджетных и автономных, форма 0503160 — для казенных учреждений)
- Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184 — только для казенных учреждений)
- Баланс исполнения бюджета (форма 0503120 — только для казенных учреждений)
- Отчет о движении денежных средств (форма 0503123 — только для казенных учреждений)
- Отчет о кассовом поступлении и выбытии денежных средств (форма 0503124 — только для казенных учреждений)
- Разделительный баланс (форма 0503230 — только для казенных учреждений)
- Консолидированный отчет о финансовых результатах (форма 0503321 — только для казенных учреждений)
- Консолидированный отчет о движении денежных средств (форма 0503323 — только для казенных учреждений)
Аренда
Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом. Чтобы правильно отразить операции в учете, необходимо определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).
Имущество, полученное по неоперационной сделке, учитывают в составе основных средств бюджетного учреждения. Одновременно к учету принимают и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.
Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.