Для чего нужен налоговый учет и как его определить?
Главная задача налогового учета в 1С – расчет налога на прибыль, точнее налоговой базы для него.
Определение базы по налогу на прибыль достаточно простое. Это разница между доходами и расходами.
Сложность заключается в том, что доходы и расходы признаются в разных видах учета по-разному. Часть доходов и расходов может быть признана только в одном из видов учета. В результате появляются постоянные и временные разницы.
«Дружба» бухгалтерского и налогового учета выражается формулой, состоящей из четырех значений:
БУ = НУ + ПР + ВР,
где
- БУ – сумма по бухгалтерскому учету
- НУ – сумма по налоговому учету,
- ПР – постоянная разница,
- ВР – временная разница.
Что такое налоговый учет
Определение налогового учета дано в статье 313 Налогового кодекса. Так, налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.
Как видно из определения, налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.
Главная задача налогового учета – сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) требует организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы с его помощью можно было определить налогооблагаемую прибыль.
Однако оно не освобождает фирму от ведения налогового учета.
Обратите внимание
С 2012 года в Налоговый кодекс введено понятие «консолидированная группа налогоплательщиков». Если фирма является ответственным участником группы, то она обязана вести налоговый учет по всей группе. Однако это не означает, что остальным членам группы учет можно не вести. Они ведут налоговый учет и предоставляют его данные ответственному участнику группы.
Из данных налогового учета должно быть ясно:
- как предприятие определяет доходы и расходы;
- как предприятие определяет долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;
- какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;
- как предприятие формирует сумму резервов;
- каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.
Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, расчет налоговой базы, аналитические регистры налогового учета.
Учет расчетов по налогам и сборам
Предназначен для того, чтобы отразить расчеты по налогам и сборам, счет 68 Плана счетов бухучета, утвержденного Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Счет 68 является активно-пассивным. Начисление налогового платежа отражается по кредиту. Его уплата или применение налогового вычета — по дебету. Кредитового сальдо демонстрирует наличие задолженности по фискальным сборам перед бюджетом, дебетовое показывает сумму переплаты.
К счету 68 для учета расчетов по разным видам фискальных сборов открываются отдельные субсчета. Кроме того, в разрезе каждого субсчета удобно обеспечить аналитический учет в разрезе непосредственно налоговых платежей, а также налоговых санкций: пеней и штрафов.
Кроме того, при формировании проводок применяются следующие синтетические счета:
- 19 — при отражении входящего НДС;
- 76 — для учета НДС с авансовых платежей;
- 99 — при расчете платежей в бюджет с прибыли;
- 09 и 77 — для отражения отложенных налоговых активов и обязательств.
Что такое регистры налогового учета
Регистры налогового учета – это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). Она берется из первичных документов или регистров бухгалтерского учета.
Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу об учетной политике для целей налогообложения.
Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:
- наименование;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.
При разработке регистров налогового учета можно воспользоваться рекомендациями МНС России (ныне ФНС России) «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».
Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронной форме на компьютере. Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.
Как встать на налоговый учет и получить свидетельство о постановке на учет
Есть несколько способов, как будет выполнена постановка на налоговый учет налогов:
- Онлайн-запись на сайте налоговой;
- Отправка документов заказным письмом;
- Обращение в близлежащее МФЦ;
- Личное посещение ФНС, чтобы стать на учет в налоговом органе.
Самый быстрый способ обращения – лично. Получив документы, их проверят, запросят подтверждение данных. Когда все подтвердится, поставят на учет в налоговом органе и выдадут свидетельство.
Как вести налоговый учет
Налоговым кодексом организации предоставлено право выбрать вариант формирования регистров налогового учета.
Существует два способа:
1. Наиболее целесообразно строить налоговый учет на основе бухгалтерского. Для этого прежде всего нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются. Подробнее об этом смотрите раздел «Налог на прибыль».
Затем нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т. д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут одновременно участвовать в расчете налога на прибыль.
Однако не забывайте: сближать налоговый и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Так, например, если фирма выбирает единый для бухгалтерского и налогового учета метод начисления амортизации – линейный, то начисленные суммы по сравнению с другими методами уменьшаются, в результате сумма налога на имущество увеличивается.
Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты.
2. Можно организовать отдельный налоговый учет, то есть построить независимую систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета.
Расчеты по налогам и сборам: проводки
Постоянные разницы в бухгалтерском и налоговом учете
Постоянные разницы возникают из-за части прибыли, которая относится только на бухгалтерскую или только на налогооблагаемую прибыль. То есть, если в вашей организации фактические и налогооблагаемые доходы или расходы отличаются, то возникают постоянные разницы. Так появляются постоянные налоговые обязательства (ПНО) или активы (ПНА). Из-за ПНО налог на прибыль, который вы отразите в отчетном периоде, возрастет, а ПНА уменьшает платежи. В балансе ПНО и ПНА не отражайте, так как они признаются в периоде, когда возникли постоянные разницы.
Однако ПНО и ПНА нужно показать в отчете о финрезультатах, а именно в строке 2421. Для их учета используют счета 68 и 99.
Начислено ПНО: Дт 99 Кт 68 Начислен ПНА: Дт 68 Кт 99
Объекты и методы бухгалтерского учета
Мы уже выяснили, что бухгалтерский учет ведется в отношении любого и каждого факта хозжизни организации. Но это не единственный его объект. Также бухгалтерский учет занимается:
- активами фирмы;
См., например, эту статью об учете МПЗ.
- ее обязательствами;
Об учете кредиторской задолженности узнайте из этого материала.
- источниками формирования активов;
О таком источнике, как нераспределенная прибыль, можно прочесть здесь.
- доходами и расходами.
Метод бухгалтерского учета — это те способы и приемы, с помощью которых собственно и осуществляется бухгалтерский учет. Они всем хорошо известны, в частности это:
- документирование;
- использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи;
- инвентаризация и др.
Налоговый учет (НУ): какие его функции?
Постановка на учет в налоговом органе — это необходимость, которая несет определенные функции:
- Фискальную. Пополняется бюджет государства, которое помогает вести бизнес.
- Информационную. Способствует своевременному поступлению информации от налогоплательщика к налоговой и наоборот. Обычно эта информация касается правильности отчислений, взносов и сборов.
- Контрольную. Контролирует учет налогов, чтобы показатели были сопоставимы.
Выполнение этих функций способствует нормализации работы всей системы.
Получить юридическую помощь по вопросам налогового учета можно на нашем сайте.
Базовые принципы бухгалтерского учета
Понятие «принципы» можно определить как руководящие положения, основные правила, которые лежат в основе чего-либо, задают рамки.
Применительно к бухгалтерскому учету принципы раскрываются в перечне допущений и требований к учетной политике и учету в целом, представленных в ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Они следующие:
- Принцип имущественной обособленности — означает, что имущество организации существует отдельно от имущества других лиц, в том числе от имущества ее собственников.
- Допущение непрерывности деятельности — предполагается, что организация продолжит работать в обозримом будущем, не планирует сворачивание деятельности или закрытие.
- Последовательность применения учетной политики, стабильность принятых правил бухгалтерского учета из года в год.
О том, как составить учетную политику, читайте здесь.
- Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности — так сложно назван всем нам известный принцип начислений, т. е. привязка фактов к тому периоду, к которому они относятся, независимо от оплаты.
О методе начисления рассказывает этот материал.
Это были допущения. Теперь назовем требования к бухгалтерскому учету:
- Требование полноты — отражаем в учете все состоявшиеся хозфакты, без изъятий.
- Своевременность отражения фактов в бухгалтерском учете и отчетности — отражаем сразу, как только факт совершился, или в самое ближайшее время.
- Требование осмотрительности — с большей готовностью признаем в бухгалтерском учете расходы и обязательства, чем возможные доходы и активы, не допускаем создания скрытых резервов.
- Приоритет содержания перед правовой формой — исходим прежде всего из экономической сути операции, а не из того, как назван договор.
- Требование непротиворечивости — следим за тождеством аналитического учета синтетическому, сопоставляем аналитику с оборотами и остатками по счетам бухгалтерского учета на последний день каждого месяца.
- Рациональность ведения бухгалтерского учета — при выборе учетных правил учитываем масштабы бизнеса. Пример реализации этого принципа — право на упрощенные учет и отчетность у небольших компаний.
Помимо указанных выше требований и допущений в качестве ключевых правил бухгалтерского учета также называют:
- непрерывность — ведение учета от создания до закрытия организации;
- денежное измерение;
- двойственность: актив (что это?) — пассив (откуда взялось?);
- сплошное документирование и др.
В соблюдении последнего вам поможет подборка материалов из рубрики «Документы бухгалтерского учета».