Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура


Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА

НАЛО́ГОВАЯ СИСТЕ́МА, c эко­но­ми­чес­кой точ­ки зре­ния – сис­те­ма эко­но­мич. от­но­ше­ний ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом, с од­ной сто­ро­ны, и его гра­ж­да­на­ми и хо­зяй­ст­вую­щи­ми субъ­ек­та­ми – с дру­гой, в свя­зи с пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем час­ти ва­ло­во­го внут­рен­не­го про­дук­та в поль­зу го­су­дар­ст­ва; c пра­во­вой точ­ки зре­ния – ор­га­нич­но свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой сис­те­ма на­ло­го­вых пла­те­жей (со­во­куп­ность на­ло­гов, сбо­ров, по­шлин и дру­гих обя­за­тель­ных, при­рав­нен­ных к на­ло­гам пла­те­жей, взи­мае­мых на тер­ри­то­рии ли­бо все­го го­су­дар­ст­ва, ли­бо его отд. адм. об­ра­зо­ва­ний в по­ряд­ке, ут­вер­ждён­ном на­ло­го­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом) и на­ло­го­вый ме­ха­низм (со­во­куп­ность всех спо­со­бов и ме­то­дов на­чис­ле­ния, взи­ма­ния и рас­пре­де­ле­ния на­ло­го­вых до­хо­дов по уров­ням бюд­жет­ной сис­те­мы). Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие Н. с. объ­ек­тив­но свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем го­су­дар­ст­ва, с реа­ли­за­ци­ей им ря­да об­ществ.-по­ли­тич. функ­ций, что по­тре­бо­ва­ло соз­да­ния фи­нан­со­вых ре­сур­сов и ин­ст­ру­мен­тов их фор­ми­ро­ва­ния в ви­де взаи­мо­свя­зан­ных на­ло­гов.

Н. с. ба­зи­ру­ет­ся на про­филь­ных за­ко­но­дат. ак­тах го­су­дар­ст­ва, ко­то­ры­ми ус­та­нав­ли­ва­ют­ся эле­мен­ты на­ло­го­об­ло­же­ния, кон­крет­ные на­ло­го­вые ме­ха­низ­мы. К ос­нов­ным «уз­лам» на­ло­го­вых ме­ха­низ­мов, на­ря­ду с сис­те­мой на­ло­го­вых пла­те­жей, ко­то­рые со­дер­жа­тель­но ха­рак­те­ри­зу­ют Н. с., от­но­сят­ся: субъ­ект на­ло­га (на­ло­го­пла­тель­щик) – ли­цо, на ко­то­рое за­ко­ном воз­ло­же­на обя­зан­ность пла­тить на­лог (че­рез ме­ха­низм цен на­ло­го­вое бре­мя им мо­жет быть пе­ре­ло­же­но на дру­гое ли­цо); но­си­тель на­ло­га – ли­цо, ко­то­рое фак­ти­че­ски уп­ла­чи­ва­ет на­лог (мо­жет сов­па­дать или не сов­па­дать с субъ­ек­том на­ло­га); объ­ект на­ло­га – до­ход, иму­ще­ст­во или ус­лу­га, на ко­то­рые на­чис­ля­ет­ся на­лог (при­быль, за­ра­бот­ная пла­та, не­дви­жи­мое иму­ще­ст­во, цен­ные бу­ма­ги и т. д.); ис­точ­ник на­ло­га – сред­ст­ва или до­ход, за счёт ко­то­рых уп­ла­чи­ва­ет­ся на­лог (напр., при уп­ла­те транс­порт­но­го на­ло­га на ав­то­мо­биль, ко­то­рый на­хо­дит­ся в соб­ст­вен­но­сти гра­ж­да­ни­на, объ­ек­том на­ло­га вы­сту­па­ет стои­мость ав­то­мо­би­ля, а ис­точ­ни­ком на­ло­га – до­ход или иные де­неж­ные сред­ст­ва вла­дель­ца дан­но­го ав­то­мо­би­ля); на­ло­го­вая ба­за – стои­мо­ст­ная, ко­ли­че­ст­вен­ная или иная ха­рак­те­ри­сти­ка объ­ек­та на­ло­го­об­ло­же­ния (напр., вы­руч­ка от реа­ли­за­ции про­дук­ции или ус­луг, при­быль от эко­но­мич. дея­тель­но­сти, до­ход фи­зич. ли­ца, стои­мость дви­жи­мо­го или не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва) (объ­ект на­ло­га и на­ло­го­вая ба­за мо­гут сов­па­дать, напр. при на­ло­го­об­ло­же­нии до­хо­да, и не сов­па­дать, напр. при на­ло­го­об­ло­же­нии иму­ще­ст­ва); на­ло­го­об­ла­гае­мая ба­за – часть на­ло­го­вой ба­зы, ос­таю­щая­ся по­сле всех за­ко­но­да­тель­но ус­та­нов­лен­ных льгот­ных вы­че­тов, на ко­то­рую не­по­сред­ст­вен­но при­ме­ня­ет­ся на­ло­го­вая став­ка; на­ло­го­вые льго­ты – час­тич­ное или пол­ное ос­во­бо­ж­де­ние от уп­ла­ты на­ло­га, пре­дос­тав­лен­ное на­ло­го­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом, а так­же иное смяг­че­ние на­ло­го­во­го бре­ме­ни для на­ло­го­пла­тель­щи­ка; на­ло­го­вая став­ка – ве­ли­чи­на на­ло­га на еди­ни­цу об­ло­же­ния (напр., на еди­ни­цу де­неж­но­го до­хо­да, зе­мель­ной пло­ща­ди, из­ме­ре­ния то­ва­ра) [раз­ли­ча­ют твёр­дые (ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в аб­со­лют­ной сум­ме на еди­ни­цу об­ло­же­ния, не­за­ви­си­мо от раз­ме­ра до­хо­да, напр. на тон­ну неф­ти или га­за), про­пор­цио­наль­ные, про­грес­сив­ные и рег­рес­сив­ные на­ло­го­вые став­ки]; на­ло­го­вый пе­ри­од – ка­лен­дар­ный год (ме­сяц, квар­тал), по окон­ча­нии ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ет­ся на­ло­го­вая ба­за и ис­чис­ля­ет­ся сум­ма на­ло­га, под­ле­жа­щая уп­ла­те.

Для ка­ж­дой стра­ны ха­рак­тер­ны свои ме­то­ды фор­ми­ро­ва­ния Н. с., ино­гда зна­чи­тель­но от­ли­чаю­щие­ся друг от дру­га. Это свя­за­но с ус­та­но­вив­шим­ся по­ряд­ком рас­пре­де­ле­ния на­ло­го­вых до­хо­дов по уров­ням бюд­жет­ной сис­те­мы, с тра­ди­ция­ми, а так­же с кон­крет­ной со­ци­аль­но-эко­но­мич. си­туа­ци­ей в стра­не, с те­ми за­да­ча­ми, ко­то­рые ре­ша­ет нац. на­ло­го­вая по­ли­ти­ка в тот или иной пе­ри­од. Тем не ме­нее мож­но вы­де­лить не­сколь­ко осн. прин­ци­пов фор­ми­ро­ва­ния нац. на­ло­го­вых сис­тем.

Боль­шин­ст­во стран с уни­тар­ной сис­те­мой гос. уст­рой­ст­ва (напр., Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия, Фран­ция и Шве­ция) име­ют двух­уров­не­вые Н. с., в ко­то­рых чёт­ко раз­гра­ни­че­ны об­ще­го­су­дарств. и ме­ст­ные на­ло­ги. Со­от­вет­ст­вен­но пер­вые из них фор­ми­ру­ют на­ло­го­вые до­хо­ды цен­траль­но­го, а вто­рые – ме­ст­ных бюд­же­тов. При этом сле­ду­ет от­ме­тить, что в дос­та­точ­но боль­шом чис­ле стран су­ще­ст­ву­ет прак­ти­ка пе­ре­рас­пре­де­ле­ния на­ло­го­вых до­хо­дов по­сред­ст­вом от­чис­ле­ний от гос. на­ло­гов в ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные бюд­же­ты и на­обо­рот.

Стра­ны с фе­де­ра­тив­ной и кон­фе­де­ра­тив­ной сис­те­ма­ми гос. уст­рой­ст­ва име­ют трёх­уров­не­вые Н. с., в рам­ках ко­то­рых раз­гра­ни­че­ны гос., ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные на­ло­ги. В ря­де стран с ука­зан­ны­ми сис­те­ма­ми гос. уст­рой­ст­ва ка­ж­дый из уров­ней управ­ле­ния име­ет не толь­ко собств. бюд­жет, но и собств. на­ло­го­вую сис­те­му. Так, в США па­рал­лель­но со­су­ще­ст­ву­ют фе­де­раль­ная на­ло­го­вая сис­те­ма, на­ло­го­вые сис­те­мы шта­тов и на­ло­го­вые сис­те­мы му­ни­ци­па­ли­те­тов. По­это­му ка­ж­дый амер. на­ло­го­пла­тель­щик уп­ла­чи­ва­ет на­ло­ги и в фе­де­раль­ный бюд­жет, и в бюд­жет шта­та, и в бюд­жет му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, где он про­жи­ва­ет и ра­бо­та­ет.

Су­ще­ст­ву­ют так­же фе­де­ра­тив­ные го­су­дар­ст­ва, в ко­то­рых, на­ря­ду со спе­ци­аль­ны­ми фе­де­раль­ны­ми, ре­гио­наль­ны­ми и ме­ст­ны­ми на­ло­га­ми, ис­поль­зу­ют­ся наи­бо­лее круп­ные и зна­чи­мые ис­точ­ни­ки на­ло­го­вых до­хо­дов, фор­ми­рую­щие сра­зу бюд­же­ты разл. уров­ней. К та­ким стра­нам от­но­сит­ся и Рос­сия. Об­щие прин­ци­пы по­строе­ния Н. с. в Рос­сии оп­ре­де­ле­ны Кон­сти­ту­ци­ей РФ и На­ло­го­вым ко­дек­сом РФ. Здесь функ­цио­ни­ру­ет трёх­уров­не­вая Н. с., вклю­чаю­щая так­же и на­ло­ги, при­ме­няе­мые в рам­ках спе­ци­аль­ных на­ло­го­вых ре­жи­мов.

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Определения и общая характеристика налоговой системы РФ

Итак, что такое налоговая система, определение кратко: налоговая система — это совокупность норм, обязательств, налогоплательщиков и государственных органов.

Иными словами, это не только фискальные платежи, зачисляемые в государственный бюджет в соответствии с действующими законодательными актами, это еще и все категории и виды налогоплательщиков, подпадающих под фискальное обременение, а также государственные органы, контролирующие правильность и полноту перечислений в бюджет.

Сущность налоговой системы РФ (кратко) — это гарантия поступления платежей в бюджеты, а следовательно, это важнейший и основной источник дохода государства, позволяющий качественно и постоянно выполнять ключевые государственные функции и задачи.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Налоговая система

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»): налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода; время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика; каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков. Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговый механизм включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления через рычаги, звенья и элементы.

Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии:

— разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

— практическое применение налогового механизма;

— проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;

— анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. С научной точки зрения, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии (см. § 8.7 настоящего пособия), показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов. Оптимальный размер налогового бремени — центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги — тем выше экономика.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»): налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных; размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода; время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика; каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков. Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Налоговый механизм включает в себя формы и методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного и качественного проявления через рычаги, звенья и элементы.

Создание налогового механизма является последовательным процессом, включающим следующие стадии:

— разработку налогового механизма, то есть определение налоговых отношений, обеспечивающих выполнение задач и целей налоговой политики на современном этапе;

— практическое применение налогового механизма;

— проверку соблюдения установленных форм и методов налоговых отношений, сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью определения положительных и отрицательных сторон действия налогового механизма;

— анализ действующей налоговой системы, ее оценку и разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем налоговых льгот, долю изъятия части ВВП посредством налогов в бюджет, уровень собираемых налогов и т.д. С научной точки зрения, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве экономической категории, то есть как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Категория налогового бремени применительно к уровню конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Как правило, расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации. Иногда для более точного расчета в состав фискальных платежей включаются платежи во внебюджетные фонды.

Одним из способов государственного регулирования налогового бремени плательщиков-предприятий предлагается использовать так называемое правило красной черты. Так, П. Мостовой считает, что, согласно этому правилу, общая сумма налоговых и аналогичных им изъятий у промышленных предприятий должна быть ограничена определенным процентом от их оборота. Применяться это правило должно в течение 3-5 лет, а за его рамки могут выходить только рентные платежи и некоторые фискальные акцизы. Данное мероприятие, введенное на нормативном уровне, по мнению П. Мостового, будет способствовать приведению российских цен в соответствие с реальным уровнем спроса и предложения.

В некоторых зарубежных странах для расчета налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки, которая представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. Налоговые ставки, используемые при расчете методом сложной прогрессии (см. § 8.7 настоящего пособия), показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов. Оптимальный размер налогового бремени — центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и в публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства: чем меньше налоги — тем выше экономика.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2022 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Общие сведения о налогах

В связи с существованием государства и необходимости выполнения им ряда функций возникает необходимость в привлечении финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных органов. А поскольку государство фактически является объединением людей, проживающих на определенной территории, то в качестве главного источника этих ресурсов обычно рассматривают те активы, которые находятся в собственности граждан и организаций данного государства.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Исторически сложившейся формой взимания у граждан и организаций финансовых ресурсов в пользу государства является налог. К данному моменту налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который взимается налоговыми органами с физических и юридических лиц в форме отчуждения средств, принадлежащих им на праве собственности, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог – это одна из самых древних и распространенных в мире форм экономических взаимоотношений. Он был предметом различных научных исследований на протяжении многих столетий, поэтому к сегодняшнему дню сложилось полное представление о сущности и содержании налога.

Идентифицировать налог среди других обязательных платежей можно по следующим признакам:

  • налог имеет императивно-обязательный характер, что означает отсутствие у граждан и организаций права на отказ от уплаты налога, т.е. исполнения конституционно установленной налоговой обязанности;
  • налог имеет публичный и нецелевой характер, т.е. его предназначение заключается в финансовом обеспечении деятельности органов публичной власти, которые вправе распорядиться им любым законно установленным способом;
  • налогу присуща индивидуальная безвозмездность, т.е. уплата гражданином налога не порождает у него каких-либо дополнительных прав по отношению к государству, у которого, в свою очередь, не возникает какая-либо встречная обязанность;
  • налог представляет собой исключительно денежный платёж, т.е. он взимается в национальной валюте в наличной или безналичной форме; натуральные формы налога не предусмотрены.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Налоговая система государства. Налоги и их виды 400 ₽ Реферат Налоговая система государства. Налоги и их виды 280 ₽ Контрольная работа Налоговая система государства. Налоги и их виды 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2022 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают суммы 112,5 млн руб., скорректированной на коэффициент-дефлятор (согласно последним разъяснениям Минфина в 2022 году для перехода на УСН с 2022 года с учетом индексации она равна 123,3 млн руб.).
  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог ООО ИП
Налог на прибыль 20%
НДФЛ 13%
НДС 10 или 20% от суммы наценки в зависимости от вида товаров
Акцизы Ставка зависит от вида продукции
Налог на имущество Ставка устанавливается региональными властями
НДПИ Ставка зависит от вида ископаемых
Транспортный налог Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС
Водный налог Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основной — УСНО.

  1. УСНО

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы, с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами, с которой следует перечислить государству 15%.
Плюсы Минусы
Доходы (6%) Доходы минус расходы (15%) Доходы (6%) Доходы минус расходы (15%)
Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости) Закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить полученные за год доходы
В ФНС подается одна декларация по итогам года При убытке уплачивается минимальный налог в размере 1% от величины доходов
Бухучет ведется в упрощенном варианте
Сумму налога можно уменьшить на сумму перечисленных страхвзносов Недоступно открытие филиалов

Чтобы решить какой вид УСН выбрать, нужно изучить величину документально подтвержденных расходов. Если она составляет не менее 60% от суммы доходов, то выгоднее УСН 15%, если менее, то лучше выбрать УСН 6%.

Нюансы применения УСН см. в разделе «УСН».

Практические рекомендации по выбору оптимальной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей дают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ и переходите в Готовые решения по указанным ссылкам.

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]