Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2021-2022?


Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Для организаций, занятых в сфере образования и/или медицины, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

  1. Организация должна заниматься деятельностью, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с предоставлением услуг санаторно-курортного лечения, не входит в «льготный» список – на это обращено внимание налогоплательщиков в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-03-06/1/252.
  2. Указанная деятельность должна осуществляться на основании лицензии.
  3. Деятельность, попадающая под льготы, должна обеспечивать не менее 90% от всех поступающих доходов.
  4. В течение года штат предприятия не должен сокращаться ниже 15 сотрудников. Кроме того, для медучреждений важно придерживаться нормы, чтобы у 50% штатных работников были оформлены действующие сертификаты специалистов.
  5. Предприятие не может совершать сделки при помощи векселей либо пользоваться фининструментами срочных сделок.

Льготами могут воспользоваться предприятия образования (медицины) вне зависимости от формы собственности (государственные или частные). Льгота применяется ко всей налоговой базе налогоплательщика. Срок действия льготы – налоговый период (календарный год).

Кто еще вправе применять специальные ставки по налогу на прибыль узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

См. также статью «Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов».

Наличие лицензии

Подпунктом 1 п. 3 ст. 284.1 НК РФ установлено, что для применения нулевой ставки по налогу на прибыль плательщик должен иметь соответствующую лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

В настоящее время отношения, возникающие между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от N 99-ФЗ, в ч. 1 ст. 12 которого приведен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Образовательная и медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями, находящимися на территории инновационного ) поименованы в данном перечне в п. п. 40 и 46 соответственно.

Примечание. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (вступил в силу 03.11.2011 по истечении 180 дней со дня его официального опубликования в «Российской газете» от 06.05.2011 (N 97), за исключением положений, для которых ст. 24 данного Закона установлены иные сроки начала действия). Данный Закон пришел на смену Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

В целях реализации норм данного Закона Правительство РФ утвердило положения о лицензировании конкретных видов, в которых содержатся исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ). Положение о лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением «сколковцев»), утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, о лицензировании образовательной деятельности — Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174.

Отметим, что порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован также Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (это предусмотрено п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 99-ФЗ). Особенности лицензирования данного вида деятельности изложены в ст. 33.1 названного Закона.

К сведению. В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 99-ФЗ лицензии предоставляются на неопределенный срок, то есть действуют бессрочно. При этом лицензии, выданные до изменения законодательства о лицензировании (несмотря на указание в них срока действия), также становятся бессрочными со дня вступления в силу названного Закона, то есть с 03.11.2011. Причем их переоформление по истечения срока действия не требуется, за исключением двух случаев: если в «старой» лицензии отсутствует перечень работ (услуг), которые выполняются (оказываются) в составе лицензируемого вида деятельности, и если изменилось наименование лицензируемого вида деятельности. Согласно ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 99-ФЗ в указанных случаях «просроченные» лицензии подлежат переоформлению в порядке, установленном ст. 18, где перечислены все обстоятельства, при наступлении которых лицензия должна быть заменена на новую.

Контролирующие органы обращают внимание, что оформленная надлежащим образом лицензия должна быть у налогоплательщика на дату окончания налогового периода. Столичные налоговики в Письме от 30.01.2012 N 16-12/[email protected] отметили: если образовательная организация на конец налогового периода не имеет действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности, она не может применить в налоговой декларации по налогу на прибыль нулевую ставку. Соответственно, если условие о наличии лицензии не будет выполнено и в следующем году, в декларациях за отчетные периоды этого года (до даты оформления новой лицензии) налоговая ставка 0% заявляться не должна.

Льготы для сельхозпроизводителей

Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).

Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.

Новые расходы для инвествычета

С 1 января 2022 года расходы на инфраструктуру можно включить в состав инвестиционного вычета.

Речь идёт о расходах на создание (приобретение, сооружение, доведение до пригодного состояния) объектов:

  • транспортной и коммунальной инфраструктур – максимум 100%;
  • социальной инфраструктуры – максимум 80%.

Инвествычеты по инфраструктуре можно заявить, если компания создала их в рамках обязательства по договору о комплексном освоении территории в целях строительства обычного жилья. Вдобавок, законом субъекта РФ должен быть четко прописан порядок вычета.

Инвествычет уменьшит налог на прибыль в периоде передачи объекта в государственную или муниципальную собственность.

Это новая редакция положений ст. 286.1 НК РФ (внесли подп. «б», «д», «е», «ж» п. 10 ст. 1 Закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

Напомним, что такой вычет по налогу на прибыль появился в НК РФ с 2022 года.

Также см. «Новый инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль».

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  1. Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  2. В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  3. Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  4. В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.

Новые возможности инвествычета

С 1 января 2022 года можно заявить инвестиционный вычет по налогу на прибыль в отношении объектов 8, 9 и 10 амортизационных групп (ранее – только с 3 по 7 группу). Исключение составляют:

  • здания;
  • сооружения;
  • передаточные устройства.

Новое правило распространяется на объекты, которые организация приобрела или изготовила после 1 января 2022 года. Дату определяют по акту приема-передачи основного средства формы № ОС-1.

Это новая редакция первого абзаца п. 4 ст. 286 1 НК РФ (внёс подп. «д» п. 10 ст. 1 Закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

Льготы для IT-предприятий

С 2022 года власти решили поддержать предприятия и ИП IT отрасли, а также стимулировать их развитие. Поэтому для них установлены льготные ставки:

  • 3% — в федеральный бюджет;
  • 0% — в бюджет региона.

Условия для применения пониженных ставок не сложные:

  1. Предприятие или ИП включены в специальный реестр и получен документ о гоаккредитации.
  2. Среднесписочная численность сотруников не менее 7 человек.
  3. Доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов.

Льготы для бизнеса IT-отрасли предусмотрены не только по налогу на прибыль, но и по другим налогам и сборам. Подробнее о них узнайте из Обзорного материала от КонсультантПлюс. Для этого достаточно лишь оформить пробный демо-доступ к справочно-правовой системе К+. Это бесплатно.

Расходы на соцобъекты стали менее спорными

С 1 января 2022 года претензий к расходам на строительство объектов социальной инфраструктуры у налоговиков станет меньше благодаря дополнениям, которые сделали п. 5 и 6 ст. 1 Закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ.

Дело в том, что наконец-то в НК РФ введена специальная норма – новый подп. 19.4 п. 1 ст. 265. Согласно ей, во внереализационных расходах можно учитывать затраты на строительство объектов социальной инфраструктуры, если их передают безвозмездно в государственную или муниципальную собственность.

При этом новый подп. 11 п. 7 ст. 272 НК РФ гласит, что эти расходы можно признавать на дату передачи объектов.

Отметим, что до 2022 года застройщикам получалось списывать данные расходы, ссылаясь только на официальные разъяснения (см. письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-03-РЗ/39299).

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2022 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2022 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2022 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2024годах.

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%).

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  1. Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  2. Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  3. Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  4. Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  5. Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  6. Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  7. Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  8. Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.

Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2022 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

Структура доходов

В силу пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ право на льготное налогообложение имеют организации, у которых за налоговый период доходы от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо если они за налоговый период не имеют доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

Важно отметить, что положения названной правовой нормы не устанавливают требования по округлению доли доходов от упомянутых видов деятельности до целых единиц. Если, например, рассматриваемый показатель будет равен 89,8%, организация не вправе претендовать на применение нулевой ставки по налогу на прибыль. Такая позиция высказана финансовым ведомством в Письме от 23.05.2012 N 03-03-06/4/46.

Московские налоговики в Письме от 20.06.2012 N 16-15/[email protected] обратили внимание на то, что невыполнение условия, установленного пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, по итогам отчетных периодов не влияет на право использования нулевой ставки по налогу на прибыль. Контролеры отметили: из названной правовой нормы следует, что для применения ставки 0% хозяйствующему субъекту необходимо соблюсти процентное соотношение доходов от льготируемых видов деятельности в общей сумме доходов только по итогам налогового периода.

Напомним, что доходы организации в целях гл. 25 НК РФ определяются в соответствии с положениями ст. 248, которые состоят из доходов от реализации (ст. 249) и внереализационных доходов (ст. 250).

Не следует забывать, что при определении доходов от ведения финансово-хозяйственной деятельности часть доходов не должна учитываться в силу положений ст. 251 НК РФ. Для медицинских и образовательных организаций это могут быть, например, доходы в виде:

  • имущества, безвозмездно полученного от учредителя организации, доля участия которого в уставном капитале составляет более 50%, при условии, что это имущество в течение одного года со дня его получения (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (пп. 11 п. 1);
  • имущества, полученного в виде целевого финансирования, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования (пп. 14 п. 1);
  • имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности, при условии наличия соответствующей лицензии (пп. 22 п. 1).

Кроме того, в силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

По мнению специалистов финансового ведомства, при определении процентного соотношения доходов, позволяющего организации применять нулевую ставку по налогу на прибыль, должны учитываться только доходы от деятельности, входящей в Перечень. Причем они определяются за минусом сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком покупателю (Письма Минфина России от 01.11.2012 N 03-03-06/4/105, от 14.12.2011 N 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 N 03-03-06/1/580).

Налоговики при расчете указанного соотношения рекомендуют руководствоваться не только названным Перечнем, но и Классификатором ОК 029-2007 (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2013 без отмены ОКВЭД). Так, в Письме от 11.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected] ФНС России рассмотрела вопрос об отнесении к доходам от образовательной деятельности доходов от реализации услуг по предоставлению за плату мест для проживания в общежитии. Налоговое ведомство подтвердило, что в Перечень видов образовательной деятельности включена в том числе деятельность по реализации дополнительных образовательных программ. Однако ОК 029-2007 установлено, что такой вид деятельности, как дополнительное образование, предусмотрен в составе вида экономической деятельности «Образование» (группировки 80.1, 80.2, 80.3), а деятельность по предоставлению мест для временного проживания в общежитиях для студентов — в составе вида экономической деятельности «Гостиницы и рестораны» (группировка 55.23.5). Таким образом, доходы от реализации услуг по предоставлению жилья в общежитии за плату к доходам от реализации образовательных программ, в том числе и дополнительных образовательных программ, не относятся, соответственно, при определении доли дохода от осуществления образовательной деятельности в целях применения ставки налога на прибыль не учитываются.

Важно помнить, что общая сумма полученных доходов, от размера которых зависит право хозяйствующего субъекта на льготное обложение налогом на прибыль, включает в себя и внереализационные доходы (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-03/[email protected]). В качестве таковых Минфин России признает, например, суммы, полученные образовательными или медицинскими организациями от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг и услуг связи (Письмо от 30.05.2012 N 03-03-06/4/55). При этом, по мнению чиновников, не имеет значения, что рассматриваемые доходы четко не поименованы в составе внереализационных, главное, чтобы они не были указаны в ст. 251 НК РФ.

Пример 1. Негосударственное образовательное учреждение, осуществляющее на основании лицензии вид деятельности, включенный в Перечень, в 2012 г. получило доходы в общей сумме 4 438 000 руб., в том числе: 2 500 000 руб. — целевые поступления на содержание учреждения (по смете доходов и расходов); 1 450 000 руб. — доходы от оказания лицензируемых платных образовательных услуг; 250 000 руб. — доходы от сдачи имущества в аренду; 88 000 руб. — возмещение стоимости потребленных арендаторами коммунальных услуг; 150 000 руб. — средства целевого финансирования на проведение капитального ремонта кровли здания учреждения. Имеет ли право организация применять ставку 0% при исчислении налога на прибыль? В соответствии со ст. ст. 248 — 251 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль составит 1 788 000 руб. (1 450 000 + 250 000 + 88 000). Доля доходов от образовательных услуг будет равна 81,1% (1 450 000 / 1 788 000). Поскольку критерий, установленный пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, составляет менее 90%, образовательное учреждение не вправе в 2012 г. при исчислении налога на прибыль применить ставку 0%.

Другие льготы

Участникам региональных инвестпроектов

В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  1. Включение в реестр участников региональных инвестпроектов.
  2. Обеспечение дохода в размере не менее 90% от реализации товаров в рамках выполнения регионального инвестпроекта.

С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).

С 2022 года право на применение аналогичной льготы (но с учетом своих особенностей) получили и участники инвестпроектов, не требующих включения в реестр таких участников (подп. «в» п. 1 ст. 2 закона РФ «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 144-ФЗ). Одновременно в НК РФ введена ст. 284.3-1, посвященная особенностям применения этой льготы. Срок ее действия также установлен до начала 2029 года, а в некоторых случаях – до начала 2031 года (пп. 4, 5 ст. 284.3-1 НК РФ).

Участникам проекта «Сколково»

После того как участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение его от обязанностей налогоплательщика по условиям, указанным в абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, он имеет право воспользоваться налоговой льготой в виде нулевой ставки по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

О еще 1 способе снижения налога на прибыль, доступном с 2018 года, читайте в материале «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».

Предельный минимум работников

На применение льготного налогообложения в силу пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ могут рассчитывать только те образовательные и (или) медицинские организации, в штате которых в течение налогового периода непрерывно числятся не менее 15 работников. К сожалению, НК РФ не содержит положений о том, каким образом следует определять этот показатель, поэтому обратимся к разъяснениям контролирующих органов.

Финансовое ведомство в уже упоминавшемся Письме от 23.03.2012 N 03-03-06/1/154 для расчета критериев, установленных пп. 3 и 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, рекомендовало использовать методику, применяемую для определения среднесписочной численности работников. С 01.01.2012 данный показатель рассчитывается на основании Приказа Росстата от 24.10.2011 N 435, которым, в частности, утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (далее — Указания). Налоговики, развивая эту тему, разъяснили, какие конкретно положения Указаний следует использовать. Так, в Письме от 28.08.2012 N 16-15/[email protected] столичное УФНС отметило, что п. 77 Указаний предусмотрено, что средняя численность работников организации включает в себя среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В соответствии с п. 79 Указаний в списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В п. 80 Указаний приведен перечень категорий работников, которые не включаются в списочную численность. Это прежде всего принятые на работу совместители из других организаций (пп. «а») и лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера (пп. «б»). Данные работники не участвуют в формировании среднесписочной численности, следовательно, не учитываются при определении критериев, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ.

Как видим, установленный п. 3 ст. 284.1 НК РФ перечень условий, предоставляющий медицинским и образовательным организациям право на льготный режим налогообложения прибыли, является исчерпывающим. Причем для реализации такого права необходимо, чтобы все установленные критерии выполнялись непрерывно в течение всего периода использования нулевой ставки. В противном случае организация утрачивает возможность ее применения. Причем в силу п. 4 ст. 284.1 НК РФ она обязана пересчитать и уплатить налог на прибыль по ставке 20% с начала налогового периода, в котором лишилась права на применение ставки 0%, а также начислить и уплатить соответствующие пени. Вновь получить освобождение от уплаты налога на прибыль такая организация сможет только по истечении пяти лет, что закреплено в п. 8 ст. 284.1 НК РФ. Отметим, что в соответствии с п. 7 указанной статьи образовательные или медицинские организации могут в добровольном порядке возвратиться на общий режим обложения налогом на прибыль.

Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2021–2022

В общих случаях для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо подать заявление не позже чем за месяц до начала нового налогового периода в местную ИФНС. К заявлению необходимо приложить подтверждающую документацию (в заверенных копиях) о том, что у заявителя есть право на применение налоговых преференций.

Заявление составляется в свободной форме. Образец такого заявления можно скачать по ссылке ниже.

Вместе с налоговой декларацией, которая подается по окончании налогового периода, налогоплательщик должен подать документы, которые подтверждают выполнение им условий, дающих право на льготы. В частности, требуется предоставить отчет с расчетом доли доходов, полученных от деятельности, на которую распространяется льгота.

Если условия не выполнены (сведения не представлены)

Выполнение условия о доле доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР в общей сумме доходов определяется в целом за налоговый период (то есть календарный год).
Другие условия применения налоговой ставки в размере 0 % (наличие соответствующих лицензий, численность работников организаций, квалификационные требования к ним, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок) должны выполняться непрерывно в течение налогового периода.

По окончании каждого налогового периода, в течение которого организации применяли налоговую ставку в размере 0 %, в налоговый орган ими представляются сведения, содержащие информацию о выполнении установленных НК РФ условий.

Согласно п. 4 и 6 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организацией хотя бы одного из условий, установленных п. 3 данной статьи, или непредставлении указанных выше сведений с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение условий (или за который не представлены сведения), применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 284 НК РФ (20 %). При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу). Кроме того, организация должна представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общеустановленным ставкам.

Разъяснения по этому вопросу даны в письмах Минфина России от 30.08.2017 № 03‑03‑06/1/55615, от 28.12.2012 № 01‑02‑03/03‑482.

Организации должны тщательно следить за соблюдением срока представления сведений. В противном случае даже недельная задержка может привести к тому, что сумма налога на прибыль будет пересчитана по общей ставке за весь предшествующий налоговый период, как это произошло в ситуации, которую рассматривал АС ЗСО в Постановлении от 30.01.2018 №Ф04-6027/2017 по делу №А81-813/2017.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик необоснованно применил ставку 0 % при исчислении налога на прибыль за 2015 год, поскольку в нарушение п. 6 ст. 284.1 НК РФ документы и сведения для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 % представлены им только 07.04.2016, то есть с нарушением установленного срока – не позднее 28.03.2016.

Арбитры налоговиков подержали, поскольку сведения и документы, предусмотренные п. 6 ст. 284.1 НК РФ, в установленный законом срок в налоговый орган не представлены.

Обратите внимание
Возможность применения налогоплательщиком ставки 0 % по налогу на прибыль обусловлена не только соблюдением организацией общих условий, предусмотренных п. 3 ст. 284.1 НК РФ, но и своевременным представлением в налоговый орган по месту учета сведений и документов, подтверждающих соблюдение этих условий, за истекший налоговый период.

Ответственность за нарушение норм

В случае если в течение налогового периода возникают обстоятельства, которые ведут к утере применения права на льготу, налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать причитающийся налог и пени и уплатить их перед подачей уточненной декларации. Причем ставка налога за весь отчетный период будет равна 20%.

О правилах подачи уточненок см. статью «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

После перехода на общую ставку налога на прибыль (20%) образовательные и медицинские учреждения не смогут воспользоваться льготой в виде нулевой ставки по налогу на протяжении последующих 5 лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Виды деятельности

В силу п. 1 ст. 284.1 НК РФ льготой могут воспользоваться только те организации, которые осуществляют деятельность, включенную в особый Перечень, устанавливаемый Правительством РФ. Перечень (Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 (вступило в силу 26.11.2011)) был разработан и утвержден только в конце 2011 г., что заставило налогоплательщиков несколько понервничать. Минфин России в Письме от 15.02.2011 N 03-03-10/10 высказал мнение, что отсутствие сведений о видах деятельности, подпадающих под льготный режим налогообложения, является препятствием для реализации права на него, поэтому использовать ставку в размере 0% можно только с 2012 г. Другими словами, применение льготы в 2011 г. было под угрозой.

Примечание. Отметим, что изначально налогоплательщики в целях перехода на льготный режим налогообложения с 01.01.2011 не могли выполнить условие о представлении в налоговый орган документов, указанных в п. 5 ст. 284.1 НК РФ, в срок не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого он будет применяться, поскольку Федеральный закон N 395-ФЗ был принят 28.12.2010, опубликован в официальных источниках информации 30.12.2010.

Чтобы этого не произошло, летом 2011 г. ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ была дополнена ч. 8 (Часть 8 введена Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ), согласно которой для применения с 01.01.2011 налоговой ставки 0% организации должны представить в налоговый орган документы, поименованные в п. 5 ст. 284.1 НК РФ, в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня, но не позднее 31 декабря 2011 г. Следует отметить, что такой порядок перехода на льготное обложение налогом на прибыль предусмотрен только в отношении 2011 г. Для применения ставки 0% с последующих налоговых периодов организации, осуществляющие медицинскую и (или) образовательную деятельность, согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ должны уведомить об этом налоговый орган не позднее чем за один месяц до начала налогового периода. При нарушении этих сроков налогоплательщик лишается права на льготное налогообложение в течение соответствующего налогового периода. На это указали московские налоговики в Письмах от 17.10.2012 N 16-12/[email protected], от 22.03.2012 N 16-15/[email protected]

Итоги

Предприятия, занятые в социально-значимых (оказание образовательных, социальных и медицинских услуг) и сельскохозяйственной отраслях, имеют право воспользоваться налоговыми льготами. В частности, им предоставляется возможность перейти на нулевую ставку по уплате налога на прибыль, подав заявление перед началом налогового периода.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение налоговых преференций, а также и в дальнейшем его сохранить, таким организациям необходимо позаботиться о выполнении ряда условий (по числу персонала, получению лицензий/сертификатов, обеспечению достаточного оборота от льготируемой деятельности).

Также НК РФ предусмотрены преференции для участников особых, свободных, прочих экономических зон и региональных инвестпроектов. Им предоставляется льгота в виде ставки 0% по уплате налога в федеральный бюджет. Кроме того, для ряда резидентов могут быть предоставлены льготы по уплате налога в бюджет субъектов Федерации.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Новые правила для нулевой ставки в рамках инвестконтрактов

С 1 января 2022 года Закон от 02.08.2019 № 269-ФЗ ввёл в НК РФ новые правила уплаты налога на прибыль по нулевой ставке для участников специальных инвестиционных контрактов (новая гл. 3.5 раздела II определяет их статус как плательщиков, и др.).

Так, субъекты РФ вправе снизить до 0% ставку налога на прибыль региональной части для организаций со статусом участника специальных инвестиционных проектов. Если такая организация начинает применять региональную нулевую ставку, то и в федеральный бюджет налог на прибыль нужно рассчитывать по ставке 0%.

Новые правила применимы:

  • к прибыли от деятельности по инвестконтракту при условии раздельного учета доходов и расходов;
  • ко всей полученной прибыли, если доходы от реализации по инвестконтракту составляют минимум 90% от всех доходов без учета курсовой разницы.

Выбранный способ определения налоговой базы такие компании закрепляют в учетной политике. Причём его нельзя менять в течение всего срока инвестконтракта.

Поправки также содержат иные правила для участников инвестиционных проектов.

СПРАВКА

Пониженные ставки налога с прибыли от деятельности по инвестконтракту можно применять с 1 января 2022 года. Но при условии, что в контракте есть условия о пониженных ставках.

На какие льготы могут рассчитывать клиники после пандемии COVID-19


Казалось бы, по сравнению с остальными отраслями частная медицина должна была пострадать в меньшей степени. Может быть, индустрия даже пережила свой «звездный час»? О том, так ли это, рассказали эксперты международной юридической фирмы CMS Russia

На поверку оказалось, что медицинский сектор так же, как и большинство остальных отраслей, попал в крутое пандемическое пике. Рассмотрим подробнее, какие меры господдержки реально работают, как складывается практика арендных отношений и защищает ли мораторий на банкротство частные клиники.

Помощь от государства

В связи с введенными мерами по борьбе с распространением COVID-19 частные медицинские клиники в отдельных регионах России столкнулись с ограничениями по плановому приему пациентов. Однако даже если в регионе такие ограничения не были введены, количество обращений в частные медицинские клиники в силу разных причин (страх пациентов заразиться, финансовые проблемы граждан и другие) сократилось. Это привело к значительному уменьшению выручки медицинских клиник.

Частные клиники, которые непосредственно вовлечены в лечение COVID-19, также понесли потери в связи с тем, что фактически лечение пациентов обходилось клиникам дороже, чем суммы, покрываемые за счет ОМС, ДМС или оплаты, которую они получают от пациентов.

Несмотря на описанные сложности, частные медицинские клиники в итоге получили крайне мало государственной поддержки, призванной компенсировать понесенные в период пандемии потери.

Большинство частных клиник вправе рассчитывать только на общие меры поддержки бизнеса. Например, они могут получить отсрочку по налоговой отчетности, а также ряд послаблений по уплате налогов и социальных взносов. Применение специальных льгот, установленных на уровне регионов, также ограничено для частных медицинских клиник, поскольку зачастую в регионах такие меры предусмотрены только для тех, кто работает с пациентами, заразившимися COVID-19.

Из всех медицинских организаций лишь стоматологические клиники были включены в перечень наиболее пострадавших отраслей (утвержден постановлением правительства

№434 от 03.04.2020). Это дало им право на льготное кредитование, отсрочку и рассрочку по уплате отдельных налогов, отсрочку арендных платежей и их уменьшение, а также защиту от кредиторов (мораторий на банкротство). Например, в период с 1 апреля по 1 ноября стоматологические клиники могут получить в банках, участвующих в программе, кредит по льготной ставке 2% годовых. При этом в случае сохранения на 1 марта 2022 года 90% персонала по сравнению с 1 июня 2020 года кредит полностью погашается государством (при условии, что в конце каждого отчетного месяца доля сохраненных работников не должна быть менее 80%). В случае сохранения 80% персонала на 1 марта 2022 года заемщику придется вернуть только половину задолженности.

Размер такого кредита рассчитывается по специальной формуле и зависит от количества работников и месяцев, оставшихся до 1 декабря 2020 года. Таким образом, чем раньше организация обращается за таким кредитом, тем на большую сумму она может рассчитывать. Преимуществом данной меры является то, что полученные средства можно использовать на компенсацию любых расходов, связанных с предпринимательской деятельностью клиники. Исключение — выплаты дивидендов, выкуп собственных акций (долей), расходы на благотворительность.

Дополнительные меры поддержки также предусмотрены для медицинских организаций малого и среднего предпринимательства из пострадавших отраслей. Например, такие организации могут претендовать на отсрочку по возврату кредитов, взятых до 1 апреля 2020 года, освобождены от уплаты некоторых налогов и сборов за второй квартал 2022 года и т.д. Отдельные меры предусмотрены для субъектов малого и среднего предпринимательства вне зависимости от отрасли, в которой те работают (например, снижены тарифы по страховым взносам).

Иные меры, которые распространяются на все частные медицинские организации, в большей степени направлены не на финансовую поддержку медицинских организаций, а на снижение на них регуляторной нагрузки.

До конца 2022 года продолжает действовать запрет на проведение плановых проверок в отношении медицинских организаций. Однако это не исключает того, что в таких организациях могут в любой момент провести внеплановую проверку. Например, если поступит информация об угрозе жизни или здоровью граждан, вызванная ненадлежащим оказанием медицинской помощи.

При соблюдении определенных условий допускается привлечение к оказанию медицинских услуг лиц, не имеющих сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста.

Также упрощен порядок переоформления лицензий. Например, не нужно переоформлять лицензии, если организация изменила наименование или реорганизовалась в форме присоединения, преобразования или слияния. Также предусмотрено, что уполномоченные органы могут принимать решения об упрощении порядка лицензирования (например, сокращение лицензионных требований), однако на сегодняшний день такие меры в сфере медицинской деятельности не приняты.

Уменьшение арендной платы

На наш взгляд, частные медицинские клиники в рамках их взаимоотношений с арендодателями можно условно поделить на две группы.

  1. Организации, которые не могли вести деятельность в связи ограничительными мерами (наиболее пострадавшие отрасли), — стоматологические клиники.
  2. Иные частные медицинские организации, которые продолжали оказывать медицинские услуги в период режима самоизоляции.

Первая группа арендаторов может рассчитывать на отсрочку арендных платежей, а также на уменьшение размера арендной платы. Законодательством не закреплены порядок и размер уменьшения арендной платы арендодателями в связи с COVID-19. Поэтому в каждом конкретном случае уменьшение размера арендной платы зависит от позиции сторон по договору аренды. Для данных целей арендатору необходимо направить письменное уведомление в адрес арендодателя с требованием об отсрочке арендной платы и просьбой об уменьшении ее размера. Если арендодатель будет отказывать в каком-либо уменьшении арендной платы, то арендатор может попытаться понизить арендую плату через суд, — мы не исключаем, что суды будут соглашаться с требованиями о разумном уменьшении арендной платы.

Что касается второй группы, частные медицинские организации, по общему правилу не включены в перечень наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей. По этой причине отсрочку и уменьшение размера арендной платы можно получить только по согласованию с арендодателем, т.е. законодательством не предусмотрен обязательный характер предоставления таких мер поддержки.

Однако существуют и исключения. Например, в Москве арендаторы помещений, которые находятся в собственности города и используются в целях организации частных медицинских клиник, освобождались от уплаты арендной платы на период с 1 марта по 1 июля 2022 года.

Банкротство

1 апреля 2022 года вступил в силу Федеральный закон №98-ФЗ, который дополнил акон о банкротстве новыми положениями. Эти нормы наделили правительство России правом вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве «для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях».

3 апреля 2022 года в развитие данной нормы правительство приняло постановление №428

«О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников». Мораторий ввели на шесть месяцев, то есть до октября 2022 года. Под его действие подпадают:

  • системообразующие организации и стратегические предприятия;
  • организации и индивидуальные предприниматели, работающие в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения COVID-19.

Важно отметить, что отнесение к наиболее пострадавшей отрасли производится только по основному коду ОКВЭД компании. Для медицинских учреждений единственным видом деятельности, подпадающим под мораторий, является стоматологическая практика (основной код ОКВЭД 86.23).

Мораторий на банкротство предусматривает прежде всего приостановку приема судами заявлений о банкротстве должника со стороны кредиторов. Приостанавливаются и производства по принятым делам, по которым процедура банкротства еще не начата. С попавшей под мораторий организации снимается обязанность обращаться в суд при наличии признаков банкротства (но сохраняется право сделать это в добровольном порядке).

Кроме того, мораторий дает компании ряд льгот:

  • запрещается обращение взыскания на заложенное имущество компании;
  • приостанавливается исполнительное производство по имущественным требованиям, возникшим до введения моратория (при этом аресты на имущество и иные ограничения, введенные в рамках исполнительного производства, сохраняют силу);
  • не начисляются неустойки и иные финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

Однако мораторий предусматривает и некоторые ограничения в работе компании, направленные на сохранение ее активов:

  • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) компании о выделе доли в имуществе в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли;
  • не допускается прекращение обязательств путем зачета встречного требования, если при этом нарушается установленная законом очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Следует учитывать, что попавшее под мораторий лицо имеет право по собственному усмотрению заявить об отказе от применения к нему связанных с мораторием мер. Информация о таком отказе также размещается в онлайн-сервисе ФНС.

Авторы:

Алексей Шадрин, Арташес Оганов и Игорь Соколов, юристы CMS Russia

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]