Содержание
В ЕГРН есть основные данные о физлице (включая сведения об адресе, учредителях, статусе — находится оно в процессе ликвидации или реорганизации, о директоре, видах деятельности и т. д.). Данные об индивидуальных предпринимателях содержит реестр ФНС ЕГРИП, о юрлицах — ЕГРЮЛ. Собственником обоих документов является Российская Федерация. Организационным и методическим формированием их занимается ФНС РФ.
Именно в эту службу необходимо направлять запрос о предоставлении информации, так как Единый реестр налогоплательщиков в установленной законодательством части (а это большая часть, в частности, все вышеперечисленное) является общедоступным документом. Поговорим об этом подробнее.
Книга покупок
В книге покупок собирается информация для вычетов по НДС. Ее ведут все плательщики НДС, кроме тех, кто получил освобождение, ведет только необлагаемые операции или является иностранной организацией, уплачивающей налог на Google. Форма книги покупок и правила ее ведения утверждены в Приложении № 4 к Постановлению Правительства от 26.12.2011 № 1137.
В книге покупок регистрируют документы, на основании которых НДС можно принимать к вычету:
- счета-фактуры;
- корректировочные счета-фактуры;
- БСО по расходам в командировках;
- документы на передачу имущества, НМА и имущественных прав в уставный капитал;
- таможенные декларации;
- документы (чеки) для компенсации НДС иностранцам;
- платежно-расчетные документы по предоплате от неплательщиков НДС, зарегистрированные в книге продаж.
Чтобы зарегистрировать в книге документ, перенесите данные из него в соответствующие графы и отразите дополнительные сведения, например код вида операции.
Регистрируйте документы в том квартале, в котором возникло право на вычет (если правилами не предусмотрено иное). Книга покупок, как и книга продаж, ведется на бумаге или электронно и хранится в течение четырех лет с даты последней записи.
Порядок предоставления данных
Что необходимо сделать, чтобы получить интересующие сведения из ЕГРН:
- сформировать письменный запрос в произвольной форме с указанием необходимых идентифицирующих данных о просителе. Желательно указать и способ получения: по почте или лично;
- уплатить госпошлину в размере 200 рублей (в этом случае документ будет получен через 5 дней; можно сформировать срочный запрос, заплатив 400 рублей, тогда данные будут выданы на следующий рабочий день). Реквизиты для уплаты госпошлины можно узнать на официальном сайте ФНС РФ или получить у специалистов любой инспекции;
- отправить запрос по почте или нарочным в любое подразделение ИФНС. Также можно направить заявление и в электронной форме при использовании специальных сервисов, например, через личный кабинет на сайте.
Данные будут предоставлены оговоренным способом в виде выписки по формам, утвержденным исполнительным органом.
Получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в форме электронного документа, подписанного ЭЦП, можно бесплатно на сайте налоговой в специальном сервисе (вход осуществляется через личный кабинет).
Также напомним, что с августа 2022 года ФНС России начала публиковать в открытом доступе налоговые сведения о компаниях: такие как информация о применяемом налоговом режиме и среднесписочной численности работников. К декабрю список открытых данных станет еще больше.
Регистры учета по НДС в 1С 8.3
В основу программы 1С 8.3 Бухгалтерия заложены накопительные регистры. Чтобы использовать регистры учета по НДС в 1С, сперва следует воспользоваться вкладкой меню «Главное»: нажимается клавиша «Все функции».
Регистратор предоставляет каталог библиотеки. Там систематизируется вводимая информация. Каждый пункт своим названием указывает, за какой из разделов отвечает регистр.
В любом регистре представлен журнал — список документов. Учет в программе может вестись по нескольким организациям. В журнале будут отражена вся документация по этим организациям. В определенной колонке пользователь увидит наименование организации.
Отсюда заходят в любой из отображённых документов. Достаточно двойного нажатия — «Период», «Регистрация».
Нажимают «Еще». Открывается возможность:
- вывода на печать содержимого регистра;
- сохранения файла;
- сортирования, изменения числа колонок и их вида.
Как пример, стоит рассмотреть изменение регистра «НДС представлений». Открывается документ «Поступление товаров». Представляются проводки.
Следует переход на востребованную вкладку «НДС представлений».
В колонке «Вид движения» внимания заслуживает «Приход». Нужно вернуться в накладную, чтобы зарегистрировать полученный счёт-фактуру.
В нужных полях вводят номер, дату документа. Нажимают «Зарегистрировать».
Галочкой о.
Проверяется движение документа. Был «Вид движения», теперь стал «Расход».
Вот как ищут ошибки по НДС через регистр. Предположим, в документе «Счет-фактура» отразилось несколько записей. «НДС предъявленный» показан как «Расход».
Нужно пройти в регистратор, поставить сортировку в колонке «Счет-фактура». Следует просчитать сумму без НДС, при этом по виду движения учитывать значки «+» и «-«. А колонка «Счет-фактура» отразит документ-основание.
Получается нулевое значение: остаток «0» на 19 счёте по обозначенному контрагенту (договору), и это правильно. Возникшую ошибку отслеживают лишь через:
- экспресс-проверку;
- обработку при закрытии месяца.
Причина – не зарегистрирован счет-фактура.
Вывод: регистры востребованы для оперативности анализа, а также для формирования отчетов.
Вот иная ситуация: потребовалось откорректировать стоимость по товару, что оприходован ранее. Создается документ «Корректировка поступления» с использованием документа-основания. Вносятся изменения в количество товара.
Проводится корректировка движения по регистру «НДС предъявленный» и проверяется.
Появляются новые строки, где отображается подробная информация.
Используют регистры, чтобы хранить:
- подробные сведения;
- дополнительную информацию.
Еще есть регистры «НДС по ОС», «Учет раздельного НДС», «НДС с авансов», «НДС по ставке 0%» и пр. Определенная операция — конкретный регистр. При нажатии на «F1» открывается справочник 1С с подробным описанием всех регистров. Как взаимосвязан с регистрами учёт НДС, это становится понятно после изучения структуры.
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!
Понравилась статья?
Хотите получать подобные статьи по четвергам? Быть в курсе изменений в законодательстве? Подпишитесь на рассылку
Другие статьи на тему:
#1С:Бухгалтерия
Все статьи
Восстановление НДС в 1С 8.3: пошаговая инструкция СЗВ-К в 1С
Нет времени читать? Пришлем вам на почту!
Заказать помощь специалиста 1С
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Используйте свой аккаунт в социальных сетях, чтобы оставить комментарий или отзыв!
Для чего требуется проводить проверку
Проверка плательщика НДС является обязательным действием перед заключением договора с лицом, независимо от того, ООО это или ИП (предприниматель). Если поставщик признан недобросовестным, есть риск потери вычета, нельзя будет возместить сбор, могут появиться другие негативные последствия сделки.
В связи с этим перед работой с контрагентом следует проверять его надежность. Сначала нужно установить, является ли компания однодневкой или нет. Проверка партнера является не обязанностью, а правом лица, делать это необязательно, но желательно.
Не предусмотрено ответственности фирмы, работающей с недобросовестным плательщиком. Но на практике у фирмы могут появиться проблемы – есть риск потери вычета, возможно повышенное внимание со стороны налоговой службы, может потребоваться доказательство правоты в суде при развитии подобных дел.
Если не проверить плательщика заранее, есть риск убытков из-за потери возмещения, в результате того, что заказчик не может исполнить взятые обязательства. Чтобы провести тщательный анализ, можно обратиться в специализированные организации, или воспользоваться сервисами.
Что будет, если не проверить плательщика НДС
Игнорирование необходимости проверки контрагента приводит к этим негативным последствиям:
- Убыток, связанный с отказом в вычете НДС.
- Убытки, связанные с тем, что заказчик не может исполнить взятые на себя обязательства.
- Повышенное внимание со стороны налоговой.
Для углубленной проверки плательщиков НДС можно обратиться в специализированные фирмы. Однако в большинстве случаев в этом нет необходимости. Все требуемые сведения можно получить из бесплатных сервисов.
Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц
(https://service.nalog.ru/disqualified.do) позволяет по ФИО, наименованию и реквизитам юрлица проверить, не входит ли руководитель в список дисквалифицированных.
Также можно поискать руководителя в перечне тех, кому запрещено руководство организацией.
Одними из признаков того, что компания является фирмой-однодневкой являются: то, что по ее юрадресу зарегистрировано сразу нескольких юридических лиц (так называемые «адреса массовой регистрации», проверка по данному критерию может вестись по адресу https://service.nalog.ru/addrfind.do); то, что ее руководитель является учредителем одновременно нескольких юрлиц (проверить эти данные можно по адресу https://service.nalog.ru/mru.do).
Сервис «Сведения о юрлицах, имеющих задолженность по уплате налогов/не представляющих отчетность» позволяет выявить юрлиц с задолженностью перед бюджетом. Если компания есть в данном списке, это повышает риски того, что она не перечислит НДС и его невозможно будет зачесть в дальнейшем.
Системы «Контур-Фокус» и «Контур.Сверка»
Система «Контур-Фокус» является комплексным инструментом, позволяющим проверить контрагента перед началом сотрудничества с ним. Предназначается и для уменьшения рисков отказа в вычете НДС. Пользуется этой системой сам бухгалтер. Он может самостоятельно подобрать перечень критериев для проверки контрагентов на надежность. Это могут быть следующие критерии:
- Недавняя регистрация фирмы.
- Фирма проходит процедуру банкротства или ликвидации.
- В состав руководителей входят дисквалифицированные лица.
- Контрагент является ответчиком в деле о взыскании долга.
- В отношении фирмы ведутся исполнительные производства.
- Не обнаружено, что компания вообще ведет какую-либо деятельность.
- Негативные финансовые показатели с тенденцией к ухудшению.
К СВЕДЕНИЮ! Если контрагент получит негативную оценку сразу по ряду критериев, имеет смысл отказаться от заключения контрактов с ним. Система отличается целым рядом преимуществ. Она обеспечивает отслеживание динамики оценки, быстрое получение всех сведений.
Существует также система «Контур.Сверка». Она обеспечивает автоматизацию сверки сведений по выставленным и полученным счетам-фактурам. Система позволяет проверить достоверность предоставленных сведений, наличие ошибок, расхождений. Однако для пользования сервисом в нем нужно регистрироваться не только самой фирме, но и ее контрагенту.
Реестр плательщиков НДС