Любая организация в процессе осуществления своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду (т.е. осуществляет размещение отходов, выброс загрязняющих веществ в воздух, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф, загрязнение почв, загрязнение окружающей среды теплом, шумом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий). Негативное воздействие на территории РФ согласно законодательству является платным.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду — денежная компенсация, взимаемая с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды.
Экологические платежи на основании Определения Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О признаны обязательным публично-правовым платежом. Он носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, по сути, они носят компенсационный характер.
На настоящий момент плата взимается только за следующие виды негативного воздействия:
- Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы;
- Размещение отходов производства и потребления;
- Сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
Негативное воздействие на окружающую среду оказывают все юридические лица и ИП. Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения окружающей среды и организациями, осуществляющими свою деятельность на арендованных площадях.
Кто отчитывается и платит за НВОС
Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.
Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).
Исключений два:
- От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
- От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.
Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду
Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.
Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.
ИСКЛЮЧЕНИЕ! Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.
Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС. Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата. Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.
Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.
Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.
Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
С l квартала 2022 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.
В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2022 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2022 года и действует до 14 января 2027 года включительно.
Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта
До 1 января 2022 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.
С 1 января 2022 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):
- ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
- ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
- Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Законы и изменения по годам
Прежде напомним, что коэффициент экологической значимости региона, закреплённый в Постановлении № 344 Правительства РФ от 12.06.2003 и Постановлении № 1219 Правительства РФ от 19.11.2014 – это устаревшее наименование учета обязательных экологических платежей, определяемых конкретизировано в зависимости от того или иного вида природной среды, испытывающей негативное воздействие от предпринимательской деятельности. С 22.09.2016 он отменён.
Вопрос: Должна ли организация вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате ее деятельности образуются твердые коммунальные отходы? Посмотреть ответ
В настоящее время платежи за ущерб экологии определяются, в соответствии с Постановлением № 913 Правительства РФ от 13 сентября 2016 года, в фиксированных суммах. Помимо фиксированных ставок, в некоторых случаях применяется также и дополнительный коэффициент к самой фиксированной ставке.
Вопрос: Должен ли банк уплачивать сбор за негативное воздействие на окружающую среду, предоставлять соответствующую декларацию и отчетность по форме 2-ТП (отходы)? Посмотреть ответ
В данном Постановлении были указаны ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ на 2016–2018 года.
В последующем стали применять указанные ниже коэффициенты, относительно 2022 года.
Год | Коэффициент относительно 2022 года | Документ |
2022 | 1,17 | Проект |
2021 | 1,08 | |
2020 | 1,08 | Постановление № 39 Правительства РФ от 24.01.2020 |
2019 | 1,04 | Постановление № 758 Правительства РФ от 29.06.2018 |
Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду?
Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
Плату за НВОС за 2022 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.
Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).
Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)
Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение. Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.
Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.
Было | Стало |
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 | Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1 |
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.
Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
С 1 января 2022 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.
Было | Стало |
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 | В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25 |
Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)
Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).
Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).
Было | Стало |
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 2 — у всех коэффициент 5 | Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25 Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25 |
Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)
Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).
С 1 января 2022 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.
Было | Стало |
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 | Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25 |
Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)
Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.
- Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
- Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
- Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.
Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.
Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.
Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:
- лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
- лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2022 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
Было | Стало |
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 | По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100 |
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25 | |
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1 | |
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25 |
Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)
Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2022 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.
Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.
Рассчитать плату за НВОС и отправить декларацию через Экстерн
Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.
Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2022 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.
Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)
Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.
Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:
- I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
- II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
- III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.
Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.
Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)
Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.
Какие бывают ставки и коэффициенты
Размер платежей устанавливается за единицу веса загрязняющих природу веществ. В качестве единицы веса принята 1 тонна любых видов отходов с дифференциацией по месту их сбрасывания. Выделяются:
- сбросы в атмосферный воздух со стационарных источников с расшифровкой по наименованию сбросов;
- сбросы в водные объекты с расшифровкой по наименованию сбросов.
Размер ставки устанавливается за тонну вредного вещества в зависимости от его химической формулы. Коэффициент рассчитывается как единица, обратная единице фоновой концентрации загрязняющего вещества. Под фоновой концентрацией понимается предельно допустимый норматив сбросов. Упрощенно говоря, если фоновый норматив составляет тонну, то коэффициент за сброс будет равен 1.
Помимо этого, установлены дополнительные ставки с дифференциацией по классу опасности их воздействия на экологию.
Дополнительные коэффициенты применяются в случаях, когда предпринимательская деятельность, и, соответственно, сбрасывание отходов производства, осуществляется в местностях, находящихся под охраной Федеральных законов.
Помимо дополнительных коэффициентов существуют также и стимулирующие коэффициенты от 0 до 0,33, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Назначение стимулирующих коэффициентов – поощрение к осуществлению мер, направленных на снижение вредного воздействия на экологию.
Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.
Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.
Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:
Отчетность по «экологическому сбору»
Авансовые платежи, уплачиваемые в течение года по окончании каждых трех месяцев, рассчитываются как ¼ от прошлогоднего экологического платежа. При этом дополнительно заполнять расчет авансовых сумм не нужно, данные формы не разработаны и не утверждены на 2016г. Отчитаться перед Росприроднадзором нужно будет только по окончании 2016 г.
За 2016г. нужно сдать декларацию о плате за НВСО в срок до 10.03.2017 в отделение Росприроднадзора по месту расположения объекта негативного влияния на окружающую природу. В декларации будет показываться платежная база и расчет платежа за год с учетом всех коэффициентов и ставок. Форма декларации еще не утверждена.
Новшество 7. ОКТМО объекта
В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.
Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.
Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор