20 января компании должны предоставить в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников. Что будет, если вы не успеете вовремя подать сведения, вас конечно накажут и оштрафуют, одно радует, эта форма не является декларацией и за ее несвоевременное предоставление вам не заблокируют счета.
Теперь давайте разбираться, как сделать правильные расчеты и сформировать отчет о среднесписочной численности в 1С и отправить его в ФНС с помощью электронной отчетности.
Что зависит от численности ваших сотрудников? Все очень просто: первое – каким образом вы будете сдавать отчетность (если 100 человек, то только в электронном виде), второе и наверное самое главное, если среднесписочная численность превысит 100 человек, а вы применяете УСН, то вам могут доначислить налоги.
Понятие «среднесписочная численность»
Как следует из названия, среднесписочная численность (ССЧ) представляет собой среднюю численность сотрудников компании за определённый период.
Расчётным периодом для данного статистического показателя может выступать месяц, квартал или год. Для целей бухгалтерского и налогового учёта используется годовое значение показателя.
Обязанность по предоставлению среднесписочной численности возложена на все юридические лица и ИП, кроме предпринимателей, у который не было наёмного персонала в отчётном периоде. Такое положение содержится в ст.80 НК РФ.
В соответствии с требованиями действующего законодательством, если у компании численность за предшествующий календарный год составит больше 100 человек, то в текущем году отчётность в ФНС необходимо представлять исключительно в электронной форме.
Вновь созданные компании обязаны дважды представить сведения о среднесписочной численности: первый раз — после создания, второй — по итогам года. К индивидуальным предпринимателям данное требование не относится.
С 2022 года Федеральный закон от 28 января 2022 года № 5-ФЗ отменяет самостоятельный отчёт о ССЧ, теперь информация о численности сотрудников будет передаваться в ИФНС в составе Расчёта по страховым взносам.
В среднесписочную численность (ССЧ) включаются только те сотрудники, для которых компания является основным местом работы. Поэтому из неё исключаются внешние совместители и работники по гражданско-правовым договорам.
За несвоевременное представление сведений о ССЧ предусмотрен штраф в размере 200 рублей, при этом могут быть дополнительно оштрафованы руководитель или главный бухгалтер, размер штрафных санкций для них предусмотрен в пределах от 300 до 500 рублей. При этом оплата штрафа не освобождает от обязанности представить сведения.
Этапы сбора сведений от контрагентов: организуем процесс проверки
Правильная работа по сбору сведений о контрагенте позволит вам избежать претензий налоговых органов в недостаточной осмотрительности и получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому важно своевременно и правильно проводить проверочные мероприятия.
Сразу определитесь с источниками информации:
- бесплатные ресурсы;
- платные сервисы.
Если вы не стеснены в денежных средствах, платные сервисы — адекватное решение вопроса. Они позволяют получить концентрированный набор данных о потенциальном партнере посредством нажатия одной кнопки (или в ином режиме).
Если же вам не по карману платные услуги, не стоит отчаиваться — получить данные можно и бесплатно. Конечно, придется потратить больше времени и, возможно, не всю интересующую вас информацию удастся раздобыть, но это позволит проявить должную осмотрительность при выборе стороны договора.
Процесс сбора информации происходит в несколько этапов:
- предварительный этап — до заключения договора соберите данные о потенциальном партнере из открытых общедоступных источников;
- основной этап — если ваше руководство планирует заключить договор именно с этим контрагентом (до момента принятия окончательного решения), сформируйте «досье контрагента» в полном объеме;
- этап мониторинга — после заключения договора на регулярной основе отслеживайте информацию о стороне договора по ключевым показателям (финансовой отчетности, судебным делам и т. д.).
Далее более детально рассмотрим малобюджетный вариант сбора данных.
О бесплатном сервисе по проверке трудовых договоров узнайте тут.
Сводная информация о среднесписочной численности
На вкладке «Сводка» в блоке регистрационных данных в карточке компании имеются сведения о среднесписочной численности, которые расположены сразу под наименованием юридического лица.
Показатель среднесписочной численности за 1 год
Показатель среднесписочной численности за 2 года
Если в системе имеются сведения за два года, то показатели среднесписочной численности будут отображены в динамике.
В случае если наблюдается резкое снижение численности персонала, то это может свидетельствовать о финансовых трудностях компании, которой в целях экономии пришлось провести сокращение штата. При этом стабильные показатели или их рост положительно характеризуют потенциального контрагента, потому что могут говорить об увеличении производственных мощностей и эффективности принимаемых управленческих решений.
В системе Контур.Фокус пользователю рекомендуется дополнительно ознакомиться со следующими возможностями: выписка ЕГРИП, плановые и внеплановые проверки, торговые знаки и марки, осмотр зданий.
Как узнать по ИНН среднесписочную численность работников компании
Новый срок размещения сведений о наименовании и ИНН организаций, а также сведений о среднесписочной численности – 8 апреля. Соответственно, данные о среднесписочной численности работников компаний за 2022 уже можно найти на сайте Налоговой службы. При этом по персональному запросу в инспекцию открытие данные не предоставят.
Обратите внимание! Получить сведения о среднесписочной численности организации вы сможете только через электронный сервис открытых данных ФНС.
Официальный сайт Федеральной налоговой службы публикует эти данные в открытом доступе. Так что не стоит искать в интернете сторонние сервисы, на которых информация может не всегда оказаться актуальной. Для их получения используйте следующий алгоритм:
- Перейдите по ссылке https://www.nalog.gov.ru/opendata/7707329152-sshr2019/.
- Нажмите на ссылку в пункте «Гиперссылка на набор».
- После загрузки откроется zip архив.
- Распакуйте его, откройте таблицу.
- Через поиск горячими клавишами «Ctrl+F» введите ИНН искомой организации.
Гораздо проще выполнить еще через еще один сервис Налоговой службы «Риски бизнеса – проверь себя и контрагента». По сути, ваша задача получить выписку из ЕГРЮЛ, введя ИНН компании. В случае его отсутствия здесь можно указать ОГРН, или название компании. В ней вы также увидите данные о среднесписочной численности интересующей вас фирмы.
Возможные трудности
Самостоятельный анализ конкурентов подходит всем, но таит в себе объективные сложности.
С чем предстоит столкнуться?
- Много времени. Разузнать обо всех работающих в компании за 1-2 дня не получится. Глубокий анализ занимает не один месяц. За это время контрагент может обновить штат, пригласить новых квалифицированных специалистов из-за границы, перекрыть источник утечки информации… Да и сам поиск отнимает драгоценное время.
- Репутационные риски. Если действовать топорно, конкурент спокойно вас обнаружит. Стоит ли говорить о подмоченной репутации? Так вполне возможно вместо списка ФИО чужих сотрудников испортить отношения в деловых кругах.
- Нарушение закона. Иногда желание узнать о контрагенте толкает на нечестные методы. И реальность такова, что пойманному может грозить уголовное наказание, например – за промышленный шпионаж по ст. 183 УК РФ.
Действовать в одиночку или привлечь сторонних специалистов по поиску? Первый вариант рискованный. Вы можете потратить время, силы и деньги, но не найти ничего стоящего. Второй вариант – обратиться к сервису на сайте https://poisk.xyz и получить гарантированный результат!
Заказать информацию
Проверка контрагентов
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 ноября 2008 г. N 7588/08
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. —
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Якубовского Александра Александровича о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2007 по делу N А27-5203/2007-2 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.02.2008 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области — Бастрыкина Л.И., Иншина Ц.К., Уткина В.М.
Заслушав и обсудив доклад судьи Завьяловой Т.В. и объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Кемеровской области (далее — инспекция) по результатам выездной налоговой проверки соблюдения предпринимателем Якубовским А.А. (далее — предприниматель) требований налогового законодательства за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 вынесла решение от 21.02.2007 N 16-12-27/25 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также доначислила налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость и начислила пени за несвоевременную их уплату.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части доначисления 121 760 рублей налогов, начисления соответствующих пеней и взыскания 24 352 рублей штрафов (с учетом уточнения предмета спора в порядке, определенном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основанием для принятия решения инспекции в оспариваемой части послужили ее выводы о недостоверности счетов-фактур, представленных предпринимателем в обоснование права на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость, и о том, что понесенные им расходы, принимаемые в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога, нельзя признать документально подтвержденными.
Решением суда первой инстанции от 27.08.2007 требование предпринимателя удовлетворено.
Суд счел: предприниматель подтвердил факт реального осуществления хозяйственных операций, предполагающий уплату налога на добавленную стоимость в бюджет с оборота по реализации товаров, а следовательно, право на соответствующий налоговый вычет, и признал документально подтвержденными и обоснованными его расходы по приобретению товаров у общества с ограниченной ответственностью » (далее — ), что является основанием для их учета в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.10.2007 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 20.02.2008 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что контрагент предпринимателя — — не состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску и не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц, следовательно, первичные учетные документы оформлены несуществующим юридическим лицом и это лишает предпринимателя права по принятию понесенных им расходов при исчислении налога на доходы физических лиц и единого социального налога, а также возможности заявить налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций предприниматель просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить названные судебные акты без изменения как соответствующие налоговому законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Кодекса, физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят от суммы доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Согласно статье 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 — 221 Кодекса.
В силу статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, — в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
В соответствии со статьей 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Налоговая база указанных налогоплательщиков определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль.
Согласно статье 252 Кодекса расходы — обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком; обоснованные расходы — экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме; документально подтвержденные расходы — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, при решении вопроса о возможности принятия расходов в целях исчисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога необходимо исходить из реальности этих расходов, произведенных для приобретения товаров (работ, услуг), а также их документального подтверждения.
На основании пункта 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы данного налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в силу главы 21 Кодекса, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В статье 172 Кодекса (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) определен порядок применения налоговых вычетов, согласно которому налоговые вычеты, установленные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, исполнив упомянутые требования Кодекса, налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, представленной в альбомах унифицированных форм первичной документации, а документы, форма которых не определена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Таким образом, перечисленные требования Закона касаются не только полноты заполнения всех реквизитов, но и достоверности содержащихся в них сведений.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В настоящем деле в обоснование произведенных расходов предприниматель представил инспекции и суду счета-фактуры, товарные накладные, контрольно-кассовые чеки, подтверждающие, по его мнению, приобретение и оплату товара (рыба и мясопродукты).
Однако согласно сообщению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску от 01.02.2007 — контрагент предпринимателя — не состоит на налоговом учете в данной инспекции, сведения об этой организации в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, под указанным идентификационным номером иная организация также не зарегистрирована.
В силу положений статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований для учета в целях налогообложения произведенных им расходов по приобретению товара у .
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 29.10.2007 по делу N А27-5203/2007-2 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.02.2008 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление предпринимателя Якубовского Александра Александровича оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ