Пояснения по требованию налоговых органов — мнение эксперта

Т. Н. Милютина автор статьи, заместитель генерального директора по аудиту ООО «АЛТ-АУДИТ»

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

О вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов. Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.

Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом. В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2022 г. № АС-4-2/8820).

До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/[email protected] «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2022 г. № ЕД-4-15/[email protected] «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2022 г. № ЕД-4-15/[email protected] «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам. На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.

В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков. Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу. Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки. После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами. В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.

Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2022 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014). Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей. При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах. По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.

Не удастся избежать ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2022 г. № 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).

Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов на комиссию по убыткам: на кого обращают внимание?

По словам сотрудников налоговых органов, наибольшая вероятность оказаться в числе приглашенных на комиссию имеется у 2 категорий налогоплательщиков (кстати, заинтересовать налоговиков могут не только налогоплательщики, но и налоговые агенты):

1. Юридические и физические лица, деятельность которых, по оценке контролеров, имеет налоговые риски. При обнаружении данного факта таким налогоплательщикам дается возможность исправить ситуацию самостоятельно.

2. Недобросовестные плательщики налогов, имеющие сумму заниженной налоговой базы, недостаточную для назначения выездной проверки. Комиссия также дает им шанс поправить положение, однако если они его не используют, выездной проверки, скорее всего, не избежать.

Какие же действия налогоплательщиков могут вызвать повышенный интерес контролеров? Это:

  • заявление организацией убытков при ведении финансово-хозяйственной деятельности (в случае, если в строке 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль заявлен убыток, так же, как и за предыдущие 2 налоговых периода, или если данная строка не заполнена);
  • низкий показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль, а также по другим налогам.

Налоговая нагрузка по прибыли определяется с помощью довольно простой формулы:

Ннп = Нпо / Дрв,

где:

Ннп — значение налоговой нагрузки;

Нпо — сумма налога на прибыль за отчетный период (строка 180 листа 02 декларации);

Дрв — суммарное значение доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации).

Низкой прибыльная налоговая нагрузка считается в том случае, если она составляет менее 3% для производственных организаций и менее 1% — для торговых.

Верно рассчитать налог и налоговую нагрузку можно только на основании грамотно составленных налоговых регистров — о том, как их создать, читайте в статье «Как самостоятельно разработать налоговые регистры по налогу на прибыль?».

Когда приходит требование из налоговой о предоставлении пояснений

Письмо из налоговой с требованием представления пояснений может прийти в следующих случаях:

  • в налоговой декларации найдены противоречия и ошибки;
  • компания отвечает одному (нескольким) рисковым критериям, которые фискальщики используют при планировании выездных проверок.

Полный перечень таких критериев приведен в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] Например, там присутствуют следующие:

  • фискальная нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли;
  • в течение нескольких налоговых периодов в бухгалтерской или налоговой отчетности отражаются убытки;
  • отчетность содержит существенные суммы налоговых вычетов за определенное время;
  • расходы при реализации товаров (работ, услуг) растут быстрее доходов.

Когда отказ от дачи показаний не подлежит наказанию?

Иногда, даже если свидетель не согласен давать показания, меры наказания к нему могут не применяться. Данная возможность предусмотрена ст. 51 Конституции РФ, в соответствии с которой разрешено не сообщать информацию:

  • о самом физлице, которого привлекли свидетелем;
  • о его муже или жене;
  • о его близких родственниках.

Например, в ходе выездной проверки ИП сам предприниматель был привлечен в качестве свидетеля. Он может не давать показания против себя. Этот вывод также содержится в арбитражных решениях (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 по делу № А32-4042/2011).

В случае если свидетелю требуется сообщить сведения, не связанные с ним и его родственниками, нежелание раскрывать такие сведения будет наказано штрафом в размере 3000 руб.

Как налоговики проводят допрос свидетеля, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение, чтобы узнать все нюансы данной процедуры.

Что делать если вызывают в налоговую на допрос

При получении вызова на допрос в ФНС рекомендуется придерживаться определенного порядка действий:

  1. Убедиться в том, что полученное приглашение — это официальный вызов на допрос. Он оформляется в виде повестки. Приглашения других типов, например, в форме телефонных звонков, не являются обязательными для исполнения.
  2. Ознакомиться с причиной вызова. Она должна быть указана в повестке.
  3. Собрать документы, которые могут потребоваться для дачи показаний.
  4. Согласовать время визита в органы ФНС. Оно указывается в повестке и может быть перенесено по уважительной причине.
  5. Принять решение о том, стоит ли приглашать на допрос юриста. Это не запрещено законом, но в некоторых случаях может привлечь чрезмерное внимание к свидетелю или предмету допроса.

Могут ли меня допрашивать?

Налоговый кодекс РФ определил две категории физлиц, которых нельзя допрашивать:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пп 1, п. 2, ст. 90, НК РФ);

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор (пп 2, п. 2, ст. 90, НК РФ).

Все остальные физлица могут быть допрошены. Если же вы относитесь к любой из перечисленных выше категорий лиц, то перед началом допроса нужно сообщить об этом инспектору.

Вызвали в налоговую физическое лицо

Повестка, как правило, направляется свидетелю за 1 – 2 недели до даты допроса. Это время следует использовать для подготовки к беседе с сотрудниками ФНС.

Обычно инспектор задает следующие вопросы:

  1. По какому принципу производится выбор контрагентов?
  2. Кто ответственный за подписание договоров?
  3. Какой товар поставлялся контрагентам и каким образом он передавался?
  4. В чем заключаются служебные обязанности допрашиваемого свидетеля?

Ответственность за неявку

ФЛ ожидают санкции за эти виды нарушений:

  • Неявка без наличия уважительных причин (штраф 1 000 рублей).
  • Отказ от предоставления показаний или дача показаний, не соответствующих реальности (3 000 рублей).

Человека не привлекают к ответственности, если он не получал повестку. Санкции накладываются только тогда, когда в наличии есть подтверждение получения повестки. Поэтому она направляется письмом с уведомлением о вручении. Однако человек может не получить повестку по собственной вине. К примеру, он своевременно не сообщил о новом адресе своего жительства. В этом случае на ФЛ будут наложены санкции.

Какие вопросы будут задавать

В приложениях №№ 1, 2 к Методическим рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (утв. СК России, ФНС России) — приложение Письму ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/[email protected] есть перечень вопросов, которые налоговики будут задавать руководителю и работникам. Изучив их можно быть хотя бы готовым к налоговой проверке.

Перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников (например, ООО «1»), по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ)

  1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?
  2. Ваше образование, специальность?
  3. Что входит в Ваши должностные обязанности?
  4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?
  5. Где и кем Вы работали до ООО «1»?
  6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?
  7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?
  8. Кто выступает инициатором заключения договора с Поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
  9. Одобрение того или иного контрагента это Ваше единоличное решение или коллегиальное?
  10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
  11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
  12. Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

  13. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?
  14. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?
  15. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
  16. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
  17. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
  18. Подписание договора.

  19. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
  20. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?
  21. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?
  22. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?
  23. В случае, если контрагент находится не в г. Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?
  24. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?
  25. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания Вами?
  26. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
  27. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?
  28. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.
  29. Как у Вас в Компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?
  30. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С Торговля, 1С-Склад?
  31. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?
  32. Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?
  33. Есть ли склад и где он находится?
  34. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров (работ, услуг)?
  35. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и ИТР на месте проведения работ?
  36. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?
  37. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО «1»?
  38. Есть ли в ООО «1» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите ФИО, его обязанности и ответственность.
  39. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые Вы оформляете.
  40. Перечислите наименование документов, которые Вы оформляете.

Перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя (например, ООО «1»), по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ)

  1. Кем, в какой должности Вы работаете в ООО «1»?
  2. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?
  3. Кто назначил Вас на эту должность?
  4. Где и кем Вы работали до ООО «1»?
  5. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «1» — это новые профессиональные навыки?
  6. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1»?
  7. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1», то каким образом это происходит?
  8. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «1» учредителям?
  9. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?
  10. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?
  11. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?
  12. Как происходит поиск контрагентов?
  13. Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?
  14. Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков?
  15. Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника?
  16. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.
  17. Одобрение того или иного контрагента — это решение единоличное или коллегиальное?
  18. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.
  19. Если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?
  20. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
  21. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
  22. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?
  23. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
  24. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
  25. Для установления личности руководителя-контрагента и деловой репутации организации-контрагента.

  26. Знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?
  27. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?
  28. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
  29. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
  30. Какие действия Вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
  31. Подписание договора и учет товаров (работ, услуг).

  32. В организации существуют какие либо регламентирующие документы по документообороту?
  33. Кто несет ответственность за количество и качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?
  34. Кто принимает первичные документы от поставщика (ТН, ТН, ТОРГ-12, Акты), кто подписывается в документе, где происходит принятие товаров (работ, услуг) по документу?
  35. Кто должен присутствовать при принятии товаров (работ, услуг) в обязательном порядке?
  36. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия Вы предпринимали в подобных случаях?
  37. Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет?
  38. Есть ли склад и где он находится, кто является кладовщиком?
  39. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители Заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?
  40. В случае брака или нарушения технологии по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед Заказчиком, перед ООО «1»?
  41. Кто составляет претензии от ООО «1» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?
  42. Есть ли в ООО «1» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации?
  43. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад
  44. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Статья 19.4. КоАП Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

(по состоянию на 15.07.2017)

  1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, — (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
  2. Невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
  3. Воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
  4. Невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  5. Невыполнение законных требований должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (часть 5 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
  6. Невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до восьми тысяч рублей. (часть 6 введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 365-ФЗ)

Комментарий к статье 19.4 КоАП

Данная статья включает 7 самостоятельных составов правонарушений:

  1. неповиновение законному распоряжению должностного лица;
  2. воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;
  3. невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна;
  4. воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна;
  5. воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы на объект, подлежащий международному контролю;
  6. невыполнение законных требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля;
  7. воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Объектом посягательства данных правонарушений является установленный порядок управления, нарушения которого препятствуют нормальной деятельности государственных органов, исполнению должностными лицами этих органов, и в частности органа, уполномоченного в области экспортного контроля, своих служебных обязанностей, а также международно-правовые договоренности Российской Федерации. Кроме того, объектом противоправных посягательств на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ являются экономические и другие законные интересы Российской Федерации, минеральные и живые биологические ресурсы на этой акватории, природная среда (например, нарушение правил захоронения отходов и других материалов).

Составы рассматриваемых правонарушений зависят от сферы деятельности и содержания полномочий должностных лиц, осуществляющих государственные надзорно-контрольные функции, которые возложены законодательством на органы исполнительной власти.

Государственные налоговые органы имеют право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.

В связи с многочисленными нарушениями противопожарных, санитарных и других правил возникает обязанность должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль в рамках своих служебных обязанностей, предъявлять гражданам и юридическим лицам, иным организациям те или иные требования, использовать распорядительные полномочия с целью предупреждения и устранения подобных нарушений. Неповиновение законным распоряжениям этих должностных лиц или воспрепятствование осуществлению ими надзорно-контрольных полномочий и составляет основное содержание административной ответственности за данные административные правонарушения.

Объективная сторона правонарушения выражается в открытом отказе от исполнения либо ином умышленном неисполнении законных распоряжений (требований) уполномоченных должностных лиц либо в воспрепятствовании осуществлению ими служебных обязанностей.

Неповиновение может характеризоваться и признаком злостности, который может быть признан отягчающим административную ответственность обстоятельством, влекущим более суровую меру ответственности. Неповиновение может быть признано злостным в случае, если действия, его образующие, выражены в циничной, грубой форме либо продолжаются после неоднократно повторенных законных требований о прекращении противоправного поведения.

Неповиновение, воспрепятствование в осуществлении полномочий следует отличать от сопротивления, сопровождаемого насилием либо угрозой насилия должностному лицу, выполняющему возложенные на него обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Сопротивление в отличие от неповиновения всегда выражается в активном физическом противодействии осуществлению должностным лицом полномочий, которыми оно наделено в связи с исполнением своих обязанностей в рассматриваемой области. Эти действия могут быть сопряжены с насилием, не опасным для жизни или здоровья, или угрозой применения насилия. В этих случаях за сопротивление подобного рода и оскорбление должностных лиц виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии со ст. ст. 318 или 319 УК РФ.

Субъектом рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, достигшие 16 лет, должностные лица, а при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, — юридические лица.

Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла.

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2021

Кого и почему вызывают

Обозначенное выше право налоговики могут реализовать в отношении:

  • налогоплательщиков;
  • плательщиков сборов;
  • налоговых агентов.

Их вызывают в налоговую для дачи пояснений по:

  • полноте и своевременности уплаты (удержания плюс перечисления) ими тех или иных обязательных платежей;
  • налоговой проверке, скажем, чтобы выяснить позицию проверяемого лица относительно выявленных проверкой нарушений;
  • в других ситуациях, которые касаются исполнения фискального законодательства. Например, если есть факты и обстоятельства, которые свидетельствуют, что налогоплательщик получил необоснованную выгоду.

Вызвали в налоговую с вопросом по НДС

При вызове в налоговую по вопросам НДС для налогоплательщика возможны два варианта событий:

  1. При наличии нарушений признать требования инспектора обоснованными и уплатить доначисленную сумму налога.
  2. Оспорить предъявляемые требования в установленном законодательством порядке.

На допрос в налоговую может быть вызван любой гражданин. В таком случае не рекомендуется паниковать и избегать встречи в сотрудниками ФНС. Следует использовать имеющееся в запасе время, чтобы подготовиться к предстоящему разговору. В ходе беседы рекомендуется отвечать на вопросы кратко и по существу. Перед подписанием протокола необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]