Ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности предусматривает значительные суммы штрафов – до миллиона рублей, дисквалификацию ответственных сотрудников и приостановление работы компании. В последний раз статья редактировалась в 2022 году (закон № 100-ФЗ от 26.05.2017, 2 ст.). Тогда законодатели смягчили штрафные санкции для нарушителей, преступивших противопожарные требования в условиях действующего особого режима, и отменили некоторые составы правонарушений, которые ранее содержались в данной статье.
О каких требованиях идет речь в ст. 20.4 КоАП РФ
Пожарная безопасность проверяемого объекта характеризуется возможностью предотвратить его возгорание и развитие пожара. Также она призвана минимизировать негативное воздействие огня и дыма на имущество, здоровье людей, сохранить жизнь граждан.
Требования пожарной безопасности, за нарушение которых следует наказание в соответствии со 20.4 ст. КоАП, вполне конкретны. Они установлены федеральным законом № 123 от 22.07.2008. Этот правовой документ содержит Техрегламент о требованиях пожарной безопасности, предъявляемых к разным объектам защиты:
- сооружениям;
- зданиям;
- продукции общего назначения;
- производственным помещениям, и т.д.
Соблюдение требований данного Регламента обязательно при строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции, проектировании, утилизации и обслуживании объектов защиты. За их невыполнение нарушитель может быть привлечен к административной ответственности.
Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности
Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 N 309-КГ17-4040 по делу N А76-12383/2016 Как следует из представленных материалов, 27.10.2015 заместителем Главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N 6 по пожарному надзору Баландиным А.Г. вынесено постановление о назначении административного наказания N 060133, которым образовательное учреждение признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2017 N 307-КГ17-14242 по делу N А52-2275/2016
Руководствуясь частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды также приняли во внимание обстоятельства, установленные судебными постановлениями Псковского областного суда по делам NN 12-274/2016 и 21-146/2016 об оспаривании постановлений о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N 45-АПГ17-18
Пунктом 372 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, закреплены противопожарные требования к размещению транспарантов и баннеров на фасадах жилых, административных или общественных зданий. Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет наступление административной ответственности по общему правилу по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности).
Определение Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 308-АД17-6640 по делу N А63-8932/2016
Доводы, изложенные в жалобе, о необходимости квалификации деяния не по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, а по части 1 статьи 10.8 КоАП РФ, не принимаются. В соответствии с указанной нормой наказуемо нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. Соответственно, нет оснований полагать, что в рассматриваемой ситуации часть 1 статьи 10.8 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в силу которой установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Постановление Верховного Суда РФ от 28.07.2020 N 20-АД20-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Командор» — директора Акаева А.А. на вступившие в законную силу определение судьи Советского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 26.06.2019 N 12-521/19, решение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 13.08.2019 N 21-565/19 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 25.10.2019 N 4а-587/19, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Командор» (далее — общество)
Постановление Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 32-АД17-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Морозова С.Ф. на вступившие в законную силу постановление от 05.06.2015 N 4231, принятое государственным инспектором города Саратова по пожарному надзору, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.09.2015 N 12-93/15, решение судьи Саратовского областного суда от 16.11.2015 N 21-845 и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 14.07.2016 N 4А-405/16, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Пикасса» Морозова С.Ф. (далее — Морозов С.Ф.) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 32-АД17-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Пикасса» — директора Морозова С.Ф. на вступившие в законную силу постановление от 05.06.2015 N 4232, принятое главным государственным инспектором города Саратова по пожарному надзору, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 23.09.2015 N 12-118/15, решение судьи Саратовского областного суда от 18.11.2015 N 21-843 и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 14.07.2016 N 4А-402/16, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пикасса» (далее — общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 32-АД17-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Морозова С.Ф. на вступившие в законную силу постановление от 05.06.2015 N 4233, принятое государственным инспектором города Саратова по пожарному надзору, решение судьи Фрунзенского районного суда города Саратова от 22.09.2015 N 12-92/15, решение судьи Саратовского областного суда от 16.11.2015 N 21-846 и постановление заместителя председателя Саратовского областного суда от 14.07.2016 N 4А-403/16, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Промторг N 27» Морозова С.Ф. (далее — Морозов С.Ф.) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 03.04.2017 N 18-АД17-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Андриянова И.В. действующего на основании доверенности в интересах Акционерного общества коммерческий банк «ГАЗБАНК», на решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 июля 2016 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 4 октября 2016 г., вынесенные в отношении Акционерного общества коммерческий банк «ГАЗБАНК» (далее — АО АКБ «ГАЗБАНК», общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 04.07.2017 N 8-АД17-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора ООО ПКФ «Гофропак» Падьянова В.М. на вступившие в законную силу постановление должностного лица ОНД и ПР по г. Ярославлю УНД и ПР ГУ МЧС России по Ярославской области, заместителя главного государственного инспектора г. Ярославля по пожарному надзору от 22 апреля 2015 г. N 36, решение судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 26 августа 2015 г., решение судьи Ярославского областного суда от 29 сентября 2015 г. и постановление председателя Ярославского областного суда от 13 января 2016 г., вынесенные в отношении ООО ПКФ «Гофропак» (далее также общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 07.08.2017 N 18-АД17-30
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобы законного представителя общества с ограниченной ответственностью — директора Пазара Г.А. на вступившие в законную силу постановления N 24/360 и N 24/361, вынесенные 30.12.2015 заместителем главного государственного инспектора города Анапа по пожарному надзору, решения судьи Анапского районного суда Краснодарского края от 16.02.2016 N 12-10/16 и N 12-19/16, решения судьи Краснодарского краевого суда от 16.08.2016 N 12-2764/2016 и N 12-2760/2016 и постановления заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 19.12.2016 N 4а-1308 и N 4а-1307, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью (далее — общество) по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Что грозит по ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности
Составы правонарушений (по 20.4 ст. Кодекса), а также виды и размеры санкций за их совершение, представлены в таблице.
Состав правонарушения | Что грозит нарушителям |
Нарушение одного или нескольких требований пожарной безопасности (сокращенно – ТПБ) – ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. | За это, в основном, предусмотрен один вид административного наказания – денежный штраф. Его размер зависит от того, кем были нарушены ТПБ:
|
Нарушение ТПБ, совершенное в условиях установленного властями особого противопожарного режима – ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Подобный режим вводится на основании ст. закона № 69-ФЗ (о пожарной безопасности). | Штрафные санкции при данных обстоятельствах увеличиваются:
До 09.06.2017 для юрлиц штраф по ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ был больше – от 400 до 500 тыс. рублей. |
Нарушение ТПБ, повлекшее вследствие возникшего пожара порчу или уничтожение имущества, либо ставшее причиной нанесения вреда здоровью (легкого или среднего) – ч. 6 статьи 20.4 Кодекса. | Наказание за данное правонарушение также ограничено только штрафом, причем для ИП он не предусмотрен:
|
Неисполнение ТПБ, если вследствие возникшего пожара погиб человек, либо его здоровью был нанесен тяжкий вред – ч. 6.1 статьи 20.4 Кодекса. | По этому составу административное наказание применяется только к организациям:
|
Невключение в техдокументацию по продукции (поставщиком, производителем) сведений о ее параметрах пожарной безопасности, либо о мерах безопасного обращения с таким продуктом, если наличие этой информации обязательно — ч.7 статьи 20.4 Кодекса. | К правонарушителям применяют штрафные санкции:
|
Несоблюдение экспертом процедуры оценки объекта ТПБ, или заверение собственной подписью ложного экспертного заключения – ч.9 статьи 20.4 Кодекса. | Эксперта-нарушителя ожидает:
|
Комментарии к СТ 20.4 КоАП РФ
Статья 20.4 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности
Комментарий к статье 20.4 КоАП РФ:
1. Комментируемая статья включает следующие составы административных правонарушений: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ (ч. 1); нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч. 2); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 3); несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники (ч. 6). В комментируемую статью также включены два состава (ч. ч. 4 и 5), связанные с сертификацией в области пожарной безопасности (отсутствие сертификата пожарной безопасности, в том числе при продаже продукции и оказании услуг, требующих такой сертификации).
2. Рассматриваемая статья исключает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренную другими статьями настоящего Кодекса: ст. 8.32 — нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ст. 11.16 — нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.
3. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (в ред. Постановления от 2 октября 2009 г. N 777).
Статья 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании пожарной безопасности.
В апреле 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В указанном Законе подробно определены основные понятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности (п. п. 1 — 49 ст. 2), установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV) и др.
Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке. Для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ, должны быть разработаны специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику эксплуатации этих объектов и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке. На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Учитывая значение превентивных мер в обеспечении пожарной безопасности, законодатель в качестве основной (альтернативной) меры наказания ввел административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению районного судьи (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, а также комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12).
4. Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.
5. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Исключение составляет ч. 3 комментируемой статьи Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при возникновении пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
6. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.
Конкретизация объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, обусловливает необходимость обратиться к ст. 30 Федерального закона «О пожарной безопасности» и нормативным правовым актам органов государственной власти, на основе которых в случае повышения пожарной опасности (например, при стихийных бедствиях, крупных техногенных катастрофах, введении чрезвычайного положения) могут устанавливаться особый противопожарный режим, дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с государственной противопожарной службой.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 — 5 настоящей статьи, может быть выявлена на основе упомянутых выше Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.), а также соответствующих постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов, детализирующих порядок выдачи и обязательного получения (наличия) сертификатов пожарной безопасности на ту или иную продукцию, продажу продукции или оказание услуг.
Объективная сторона состава, предусмотренного ч. 6 данной статьи, может выражаться в несанкционированном, не согласованном с государственной противопожарной службой перекрытии проездов к зданиям и сооружениям пожарных машин и техники, связанном со строительными и ремонтными работами, устройством стоянок автомашин, в том числе установкой так называемых «ракушек» для хранения автомобилей, и т.п.
7. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.
8. При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяются три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.
Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы.
9. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.
10. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов за нарушение (невыполнение) действующих требований пожарной безопасности вне места службы несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 Кодекса).
11. Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий — в форме неосторожности (исключая поджоги).
Неосторожным (совершенным по небрежности) правонарушение признается тогда, когда виновное лицо не предвидело противоправного характера своих действий, хотя должно было и могло предвидеть. Вина в форме неосторожности, самонадеянности или небрежности имеет место в тех случаях, когда субъект административной ответственности совершает действие (бездействие), нарушающее требования пожарной безопасности, с которыми он предварительно не ознакомился, хотя сознавал, что в данной сфере имеются соответствующие нормы и правила, регламентирующие установленный порядок противопожарной защиты.
12. Основанием для отграничения административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности от преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, является отсутствие причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо отсутствие деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека.
13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34), а по ч. 1 данной статьи — районные судьи, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 28.3); по ч. ч. 1 — 3 данной статьи — также органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 6 — органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).