Про компенсацию сотруднику за использование его личного имущества сказано в статье 188 ТК РФ. Причем машину специалист должен использовать с согласия (ведома) работодателя и в интересах последнего. Договоренность же надо закрепить письменно, например, в допсоглашении к трудовому договору. Иначе претендовать на компенсацию работник не сможет. Обращаться за помощью к служителям Фемиды бесполезно (апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 05.04.2018 № 33-7704/2018, Пермского краевого суда от 16.08.2017 № 33-8949/2017 и Московского городского суда от 14.11.2014 № 33-23925/2014).
Более того, работодатель вправе запретить сотрудникам использовать личный транспорт при выполнении трудовых обязанностей. Если физлицо при этом обеспечено всем необходимым для работы, о компенсации точно можно забыть (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.04.2015 № 33-11579/2015).
Другое дело, если нужные условия специалисту созданы не были, в связи с чем ему пришлось потратиться. В таком случае суд может обязать работодателя выплатить сотруднику компенсацию, причем даже при отсутствии письменного соглашения о ней (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.07.2013 № 33-7602/2013).
«Прибыльная» издевка
В статье 188 Трудового кодекса РФ речь идет о выплате компенсации работнику «за использование, износ (амортизацию)» имущества. Но что именно кроется за этим самым «использованием» – непонятно. Пробел постарались восполнить чиновники.
Так, недавно в письме от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18366 Минфин указал: в компенсации уже учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации машин (износ, горюче-смазочные материалы, ремонт). Данная позиция является устоявшейся (см. письма от 10.04.2017 № 03-03-06/1/21050 и от 23.09.2013 № 03-03-06/1/ 39239). Причем в более ранних разъяснениях финансисты подчеркивали: в компенсацию входят вообще любые издержки, появляющиеся при использовании транспорта, в том числе расходы на его техобслуживание (письмо от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140 и др.). Вторят им и столичные налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.02.2007 № 20-12/016776).
Приведенная позиция имеет определяющее значение в первую очередь в целях налогообложения прибыли. Дело в том, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых машин и мотоциклов учитываются лишь в пределах норм, установленных древним постановлением Правительства от 08.02.2002 № 92 (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Эти лимиты просто смехотворны: для авто с объемом двигателя до 2000 куб. см – 1200 рублей в месяц, свыше 2000 куб. см – 1500 рублей, а для мотоциклов – 600 рублей.
Если же в компенсации сидит и износ, и ГСМ, и ремонт, и техобслуживание машины, то можно представить, сколь малую ее частичку фирме удастся списать на налоговые расходы. При таком раскладе 1200 (1500) руб. в месяц – это просто ни о чем. А по мотоциклам – вообще без комментариев…
Поспорить с чиновниками, увы, будет сложно. Арбитры их поддерживают. Взять хотя бы Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 29.01.2009 № ВАС-495/09 и Решение от 14.09.2009 № ВАС-10278/09. Высшие арбитры также считают, что в «личную» компенсацию включаются все затраты, возникающие у работника при эксплуатации машины, в том числе и на горюче-смазочные материалы.
Учитывать стоимость бензина отдельно, то есть в дополнение к компенсации, в подобной ситуации неправомерно.
Плюс ко всему, «прибыльные» нормы установлены исходя из того, что авто используют по полной. Если в течение месяца из-за отпуска, командировки, болезни сотрудника и т. д. машина для служебных нужд простаивала, компенсация за это время не выплачивается (письмо УФНС РФ по г. Москве от 22.02.2007 № 20-12/016776). А если ее за данный период все же выдали, на расходы эту сумму не спишешь – Минфин против (письмо от 03.12.2009 № 03-04-06-02/87).
Допустим, в месяце 21 рабочий день. Работник же использовал свой автомобиль (норма по которому – 1500 руб.) в служебных целях лишь 15 дней. В таком случае сумма компенсации, уменьшающая облагаемую прибыль предприятия, составит 1071,43 руб. (1500 руб. × 15 дн. / 21 дн.).
Кстати, компенсацию работникам за грузовой транспорт глава 25 главного налогового документа не лимитирует. Стало быть, ее можно списать на расходы в полном объеме на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Естественно, если соблюдены требования статьи 252 Кодекса (письмо Минфина России от 18.03.2010 № 03-03-06/1/150).
управляет автомобилем на основании доверенности?
Казалось бы, в ст. 188 ТК РФ говорится исключительно о личном имуществе работника. А это обстоятельство как раз и указывает на то, что такое имущество должно принадлежать работнику на праве собственности. Кстати, Минтруд в своих разъяснениях неоднократно отмечал, что передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, получающему доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом указанного лица (см., например, письма от 13.11.2015 № 17‑3/В-542, от 26.02.2014 № 17‑3/В-92). Такой же позиции придерживаются чиновники Минфина и ФНС.
В то же время прямо об обязательном наличии у сотрудника права собственности на используемое в служебных целях имущество в ст. 188 ТК РФ не сказано. Не сделано в ней и уточнений относительно того, что понимать под личным имуществом. К примеру, имущество, нажитое супругами во время брака, в соответствии с положениями п. 1 ст. 256 ГК РФ и ст. 34 СК РФ является их совместной собственностью (независимо от того, на кого из супругов зарегистрировано право собственности), если договором между ними не установлен иной режим для названного имущества. Поэтому в ситуации, когда работник управляет автомобилем по доверенности, выданной супругой (супругом), при отсутствии брачного договора, такой автомобиль с точки зрения закона тоже следует рассматривать в качестве личного имущества[1].
Указанный подход подтверждается и правоприменительной практикой. Причем суды содержание ст. 188 ТК РФ зачастую истолковывают еще шире. К примеру, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу № А56-74147/2013 арбитры отметили: из буквального содержания названной статьи следует, что личным имуществом работника, используемым им в интересах и с ведома работодателя, является имущество, принадлежащее работнику на любом законном основании. Переданный по доверенности автомобиль не может восприниматься третьими лицами иначе как находящийся во владении и пользовании конкретного лица, которому выдана доверенность. Остается добавить, что Определением ВС РФ от 16.04.2015 № 307‑КГ15-2718 данное постановление оставлено без изменений. Вывод о том, что личным имуществом работника является имущество, принадлежащее ему на любом законном основании, сделан также в определениях ВС РФ от 03.08.2015 № 309‑КГ15-8423 и от 30.07.2015 № 306‑КГ15-5578.
Таким образом, ситуация, связанная с обязанностью работодателя выплатить компенсацию за использование в служебных целях автомобиля (и возместить соответствующие расходы), которым сотрудник управляет на основании доверенности, в настоящее время является спорной из‑за отсутствия четкого законодательного регулирования. Работодатель должен оценить все риски при принятии решения о выплате компенсаций.
НДФЛ и взносы: не без нюансов
Картина в части страховых взносов и НДФЛ более оптимистичная. В 2018 году чиновники неоднократно отмечали: автокомпенсация свободна от этих платежей в размере, определяемом соглашением между компанией и сотрудником. При этом использование машины должно быть связано с исполнением работником трудовых обязанностей.
Такой вывод следует из пункта 3 статьи 217 и абзаца 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170 и от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected]).
На наш взгляд, интенсивность использования транспорта здесь также нужно принимать во внимание (по аналогии с налогом на прибыль). Ведь ревизоры, скорее всего, посчитают, что характер выплат за дни, когда машина простаивала для служебных целей, не компенсационный. Как результат – доначисление НДФЛ и взносов, штрафы и пени.
Обратите внимание
Компенсация за легковые авто и мотоциклы признается в налоговом учете на дату ее выплаты работнику (подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ). На наш взгляд, эта норма применима и к компенсациям за грузовики. Аналогичную точку зрения не раз высказывали в частных разъяснениях и чиновники.
Еще один нюанс. Раньше чиновники утверждали, что «прибыльные» нормы надо брать и для целей налога на доходы. То есть с сумм компенсации, превышающих эти смехотворные лимиты, НДФЛ необходимо платить (см. письма Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-01/171, УФНС РФ по г. Москве от 21.01.2008 № 28-11/4115). Однако арбитры с этой странной позицией не соглашались, совершенно логично указывая: постановление Правительства от 08.02.2002 № 92 выпущено именно для целей налога на прибыль. И установленные им нормы к НДФЛ никакого отношения не имеют (постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06). В итоге чиновники сменили гнев на милость, указав: от налога на доходы свободна компенсация в размере, зафиксированном сторонами (письмо Минфина России от 23.12.2009 № 03-04-07-01/387, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС от 27.01.2010 № МН-17-3/[email protected]). Ведомственная точка зрения, к счастью, до сих пор все та же, что подтверждают в том числе и упомянутые нами разъяснения 2022 года.
Не обходится без нюансов и в части страховых взносов. Например, иногда ревизоры настаивают на обложении ими всей суммы автокомпенсации. Однако, по мнению арбитров, такая компенсация в пределах размера, установленного соглашением между предприятием и работником, оплатой труда не является. Она не относится ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. А значит, подобные выплаты свободны от страховых взносов (Определение ВС РФ от 25.04.2016 № 302-КГ16-3855).
Что касается взносов по травме, то «личные» компенсации также от них освобождаются в размере, определенном компанией и сотрудником (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, постановление АС Западно-Сибирского округа от 24.08.2015 № Ф04-21805/2015). При этом служители Фемиды подчеркивают – нормативными актами в области «травматического» страхования лимиты компенсации за использование личного авто не установлены (постановление ФАС Уральского округа от 03.03.2011 № Ф09-133/11-С2, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 05.08.2011 № ВАС-8118/11). Однако есть и примеры вердиктов с выводом, что автокомпенсация, выплаченная сверх «прибыльных» норм, облагается взносами по травме (постановление ФАС Уральского округа от 22.03.2004 № Ф09-1001/04-АК). Так что вероятность спора с контролерами по этому вопросу полностью исключать нельзя. Но в случае разбирательства шансы на успех у компании весьма высоки. А теперь – самое важное. Во избежание неприятностей с налогами и взносами размер компенсации необходимо экономически обосновать.
Пример расчета компенсации за износ автомобиля по нормам и сверх норм
Сотруднику Дятлову И.В. с 01.11.2021 г. установлена компенсация за использование личного транспорта. Размер компенсации за износ автомобиля составляет 10 000 руб. за полностью отработанный месяц. Норма расходов для целей налогообложения прибыли 1 200 руб./мес.
Назначим сотруднику компенсацию за износ автомобиля и проверим ее расчет за ноябрь с учетом того, что месяц отработан сотрудником полностью.
Назначим компенсацию за износ документом Изменение оплаты труда (Кадры – Изменение оплаты сотрудников). Т.к. общая сумма компенсации в месяц превышает норму расходов по налогу на прибыль, назначим Дятлову И.В. два начисления:
- Компенсация за использование личного транспорта (в пределах норм)
- Компенсация за использование личного транспорта (сверх норм)
Размер и норму компенсации укажем только для начисления в пределах норм.
Рассчитаем зарплату за ноябрь по сотруднику. В документе Начисление зарплаты и взносов для компенсации было заполнено 2 строки: компенсациям по нормам (8 800 руб.) и сверх норм (1 200 руб.).
Проверим общую сумму компенсации за износ автомобиля, начисленную Дятлову И.В. за ноябрь 2022 г.
- 1 200 (компенсация по норме) + 8 800 (компенсация сверх норм) = 10 000 руб.
При заполнении документа Отражение зарплаты в бухучете (Зарплата – Бухучет) за ноябрь, сумма компенсация автомобиля была разбита на две строки:
- компенсация в пределах норм (1 200 руб.) была учтена по обычному способу отражения, по которому учитывается зарплата работника,
- компенсация сверх норм (8 800 руб.) была учтена по отдельному способу отражения, не учитываемому в НУ.
Как обезопасить компенсацию
Размер компенсации нужно четко обосновать. Для этого надо сделать ее детальный расчет с учетом всех затрат для каждой конкретной машины (износ, расходы на ГСМ, техобслуживание и т. д.). Следует принимать во внимание и интенсивность использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140). О том, что без расчета компенсаций не обойтись, финансисты упоминали неоднократно (см., например, письма от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/ 65170).
Если сумма компенсации не будет должным образом обоснована, обвинений в скрытой зарплате, скорее всего, не избежать. Со всеми вытекающими в части НДФЛ и взносов. Могут возникнуть проблемы и с «прибыльными» расходами, поскольку не будет соблюдаться одно из требований статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание
Оформлять путевой лист надо максимально внимательно! Ведь при отсутствии в нем данных о конкретном месте следования невозможно судить о факте использования авто в служебных целях (письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). В итоге организацию ждут негативные последствия, например, доначисление налога на прибыль (постановление АС Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015).
Кстати, следует обосновать и саму необходимость использования авто сотрудника (например, его работа связана с постоянными разъездами, что явствует из должностной инструкции). И еще – ревизоры наверняка захотят ознакомиться с копиями документов, подтверждающих принадлежность используемого имущества работнику (письма Минфина России от 23.01.2018 № 03-04-05/3235, от 01.12.2011 № 03-04-06/6-328).
Основание для выплаты компенсации работникам – приказ руководителя организации, в котором предусмотрены ее размеры (письмо УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 № 20-15/[email protected]). От специалиста же потребуется заявление, в котором изложены как его согласие на использование своей машины в служебных целях, так и просьба о компенсации понесенных в этой связи затрат (постановление ФАС Московского округа от 25.09.2012 № А40-104646/11-119-902).
Безусловно, расходы, понесенные сотрудником в связи с эксплуатацией машины на благо компании, необходимо документально подтвердить. Например, авансовыми отчетами с приложением чеков, квитанций на приобретение ГСМ, расходных материалов и т. д., актами выполненных работ (с расшифровкой их конкретных видов) по техобслуживанию, ремонту и др. Это подчеркнуто, в частности, в письмах ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected] и Минфина России от 12.09.2018 № 03-04-06/65168, № 03-04-06/65170.
Требования трудового законодательства.
В силу ст. 188 ТК РФ работодатель обязан выплатить компенсацию сотруднику за использование в служебных целях (износ) его личного имущества – например, транспортного средства (автомобиля). Еще работодатель обязан возместить расходы, связанные с использованием этого имущества.
Выплата обозначенной компенсации исходя из содержания названной нормы возможна при соблюдении следующих условий:
– сотрудник использует транспортное средство в интересах работодателя;
– работодатель знает об этом или согласен на это;
– размер компенсации установлен соглашением сторон трудового договора, заключенным в письменной форме.
Подчеркнем: соглашение об использовании личного транспорта работника в интересах работодателя может быть достигнуто как при заключении трудового договора, так и позднее – посредством внесения дополнений в него. При этом эксплуатация транспорта работника должна быть обусловлена его должностной инструкцией (например, если использование личного автомобиля связано с постоянными служебными разъездами и нахождением вдали от населенных пунктов).
Обратите внимание В отсутствие письменного соглашения об использовании личного транспорта между работодателем и работником последний едва ли может претендовать на выплату компенсации. Обращение работника в суд в такой ситуации, скорее всего, не принесет ему желаемого результата. Доказательством являются, например, апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 05.04.2018 № 33‑7704/2018, Пермского краевого суда от 16.08.2017 № 33‑8949/2017. |
В путь – с путевым листом?
А нужны ли при использовании личного авто в служебных целях путевые листы? Как показывает практика, этот вопрос – один из самых дискуссионных.
С одной стороны, такие листы предназначены для учета работы транспорта предприятия, а не личных машин его сотрудников. Следовательно, можно обойтись и без них, тем более если специалист не является водителем компании (постановления ФАС Центрального округа от 25.05.2009 № А62-5333/2008, от 10.04.2006 № А48-6436/05-8, Московского округа от 19.12.2011 № А40-152815/10-116-694).
Некоторые чиновники в частных консультациях высказывали мнение: для списания автокомпенсации на налоговые расходы достаточно приказа руководителя с ее размерами, а также должностной инструкции, говорящей о разъездном характере работы сотрудника. Но с другой стороны, как именно подтвердить фактическое использование имущества физлица в интересах фирмы? Как раз с помощью путевого листа, содержащего дату, цель поездки, конкретный маршрут, пройденный километраж, расход топлива и т. д. Ведь, например, чек АЗС говорит о том, что топливо было куплено, но для чьих нужд – компании или самого работника – непонятно. Поэтому без путевого листа никак (см. письма ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/[email protected], Минфина России от 27.06.2013 № 03-04-05/24421 и др.). Отдельно отмечено, что служебная записка использование личной машины на благо компании не подтверждает (письмо финансового ведомства от 20.04.2015 № 03-03-06/ 22368).
При отсутствии путевого листа ревизоры наверняка посчитают, что сотрудник получил экономическую выгоду (в той мере, в которой ее можно оценить), а расходы экономически не обоснованы. Как результат – доначисление НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль, штрафы и пени.
С тем, что использование личного авто на благо фирмы подтверждают путевыми листами, согласны и многие судьи (см. постановления АС Уральского округа от 18.10.2018 № А71-312/2018 и от 16.05.2016 № Ф09-4056/16, АС Северо-Западного округа от 16.03.2015 № А05-6484/2008 и ФАС того же округа от 17.02.2006 № А66-7112/2005).
Отсюда вывод – лучше подобные документы не игнорировать, а оформлять их четко и внимательно. Конечно, это определенная морока, но оно того стоит. В противном случае претензий от ревизоров, скорее всего, не избежать. Шанс отстоять свою позицию в суде у фирмы, в принципе, есть, однако терять время, силы и испытывать судьбу – занятие, подходящее далеко не для всех.
Кроме того, некоторые, вполне вероятно, смогут отделаться малой кровью. По мнению финансистов, путевые листы следует составлять с периодичностью, позволяющей судить об обоснованности расходов. Допустим, это можно делать раз в месяц, если учет отработанного времени и расхода ГСМ не пострадает (письмо от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). А значит, допнагрузку на работников и бухгалтерию в ряде случаев удастся снизить до минимума.
И еще. Имейте в виду – путевой лист не признается первичным документом, который сам по себе удостоверяет хозоперацию (постановление ФАС Уральского округа от 12.03.2014 № А07-11574/2013). Так что без чеков, квитанций, актов и других бумаг, свидетельствующих о понесенных расходах, никак не обойтись.
Для полноты картины рекомендуем вести еще и журнал учета служебных поездок.
Особенности бухучета, или «Любимое» ПБУ 18
Что касается бухучета, то согласно ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) компенсацию включают в расходы в полном объеме на дату начисления. В налоговом же учете ее относят на расходы (в пределах «прибыльных» норм) на дату выплаты. Нередко компании начисляют компенсацию в одном месяце, а выплачивают в следующем. Это ведет к появлению вычитаемой временной разницы (ВВР) и, как следствие, отложенного налогового актива (ОНА). Эти ВВР и ОНА погашаются на момент выплаты компенсации (п. 17 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).
Кроме того, если компенсация превысит «прибыльный» лимит (что случается почти у всех), образуется постоянная разница и, соответственно, постоянное налоговое обязательство (ПНО).
Напомним, что приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н в ПБУ 18/02 внесены существенные изменения. Поправки применяются начиная с отчетности за 2022 год. Однако фирма вправе начать делать это и раньше, раскрыв свое решение в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При начислении компенсации лучше использовать те же счета учета затрат, где отражается и зарплата сотрудника (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.).
Пример. Автокомпенсация: расчет, налоги, учет
Работник использует в служебных целях свой легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см. За это физлицу положена компенсация (фирма начисляет ее в конце месяца, а выплачивает в начале следующего месяца). Ее размер складывается из ежемесячного износа машины (8300 руб.), а также стоимости ГСМ и иных затрат, возникающих в процессе эксплуатации авто. Все издержки в целях компенсации принимают в части, которая приходится на время использования машины в интересах работодателя. Данные о расходе топлива и пробеге за месяц берут из путевых листов. За текущий месяц стоимость ГСМ составила 29 700 руб., общий пробег машины за месяц – 3300 км, в том числе по служебным нуждам – 2400 км. Других затрат, связанных с эксплуатацией авто, в данном месяце не возникло. Машина использовалась на благо фирмы в течение всех рабочих дней месяца. Таким образом, размер компенсации составил 27 636,36 руб. ((8300 руб. + 29 700 руб.) / 3300 км × 2 400 км). Вся эта сумма не облагается НДФЛ, страховыми и травматическими взносами. В «прибыльные» же расходы удалось включить только 1500 руб., то есть предельную величину компенсации согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Сверхнормативную сумму – 26 136,36 руб. (27 636,36 – 1500) – в налоговом учете не отражают. Бухгалтер компании сделал такие проводки. На дату начисления компенсации:
Дебет 26 Кредит 73
—27 636,36 руб. – сумма компенсации отнесена на расходы;
Дебет 99 субсчет «ПНО» Кредит 68 субсчет «Налог на прибыль»
—5227,27 руб. (26 136,36 руб. 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство;
Дебет 09 Кредит 68 субсчет«Налог на прибыль»
—300 руб. (1500 руб. 20%) – отражен отложенный налоговый актив. На дату выплаты компенсации:
Дебет 73 Кредит 51
—27 636,36 руб. – компенсация перечислена работнику;
Дебет 68 субсчет «Налог на прибыль» Кредит 09
—300 руб. – погашен отложенный налоговый актив.
Компенсация за износ автомобиля сверх норм
Настроим отдельное начисление для расчета сверхнормативной компенсации за амортизацию автомобиля. Скопируем начисление компенсации в пределах норм и изменим следующие настройки:
- формулу пропишем: макс (РазмерКомпенсацииАМ — НормаКомпенсацииАМ, 0) * ДоляНеполногоРабочегоВремени * ВремяВДнях / НормаДней
- в таблице показателей для Размера компенсации а/м и Нормы компенсации а/м укажем, что при назначении начисления их значения Не изменять;
- на вкладке Налоги, взносы, бухучет укажем, что бухучет начисления определяется по отдельному способу отражения. На стороне 1С:Бухгатерия для этого способа отражения пропишем, что расходы не учитываются при расчете налога на прибыль.
Параметры обложения НДФЛ и страховыми взносами могут отличаться в зависимости от вашей методологической позиции. На скриншоте представлены настройки сверхнормативной компенсации для случая, когда решено ее не облагать НДФЛ и взносами.
Пример настройки начислений для компенсации в пределах норм и сверх норм можно также посмотреть в видео:
Рассмотрим расчет компенсации за амортизацию автомобиля в пределах норм и сверх норм на примере.