Транспортный налог для сельскохозяйственного транспорта


По специальному сельхозтранспорту транспортный налог не платится.

Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

Объектом обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

К сведению:

Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности, тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД (в подразделениях ГАИ МВД подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования), а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Как и где оплатить транспортный налог

Порядок и сроки уплаты транспортного налога регламентируются положениями ст. 363 НК РФ. Приведём несколько выдержек из неё:

  • единовременно налог уплачивается по месту нахождения ТС (ч. 1) по истечении налогового периода в установленные сроки (о них в следующем разделе);
  • юрлица могут уплачивать налог авансовыми платежами, то есть до истечения налогового периода;
  • налоговые органы направляют физлицам уведомления в форме квитанций с указанием необходимых реквизитов для оплаты транспортного налога (получатель, КБК и другие).

Квитанцию можно оплатить в отделении любого банка, через банкомат или онлайн-банк. Заплатить налог на машину можно и без квитанции, для этого необходим доступ в личный кабинет на сайте ФНС. Уплачивать налог на машину онлайн следует в разделе «Мои налоги», где нужно выбрать задолженность по транспортному налогу и произвести оплату доступным способом.

В 2022 году и ранее юрлица подавали в налоговую службу декларации по транспортному налогу, однако с 2022 года эта обязанность была отменена.

Срок оплаты

Налоговый период по транспортному налогу – это календарный год (ч. 1 ст. 360 НК РФ). Сроки уплаты транспортного налога для физических лиц установлены ч. 1 ст. 363 НК РФ. В соответствии с её положениями срок уплаты транспортного налога установлен до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на машину приходит плательщику в форме уведомления по почте.

Штраф за неуплату транспортного налога

Если не оплатить транспортный налог в установленные сроки, налогоплательщику может грозить штраф за неуплату (ст. 122 НК РФ) в размере 20% от неуплаченной суммы (ч. 1). Если задолженность по транспортному налогу возникла умышленно, то размер штрафа возрастает до 40% (ч. 3).

Кроме того, налоговая может подать на неплательщика в суд, и в дело вступят судебные приставы. А это, в свою очередь, чревато дополнительными неприятностями, в том числе запретом на выезд за границу и обращением взыскания на денежные и материальные активы должника (вклады, ТС, недвижимость).

Надо проверить документы на технику.

Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03‑05‑06‑04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально. Чиновники пояснили, как это сделать.

Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении[1]. В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

К сведению:

Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

Минфин обратил внимание: указание какой‑либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС – в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой – самосвал, фургон, цементовоз, кран».

Кроме того, в соответствии с ОН 025 270‑66 «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 – легковой автомобиль, 7 – фургоны, 9 – специальные.

Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

В арбитражной практике – по‑другому.

Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС. Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09‑С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013‑2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст).

В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009[2]).

А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. В Постановлении ФАС ЦО[3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован. При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

Кто является сельскохозяйственным производителем в целях применения льготы?

В пункте 2 ст. 346.2 НК РФ имеется определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, но в том же пункте указывается, что оно применяется только в целях гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ.

Поэтому для использования льготы по транспортному налогу сельскохозяйственному товаропроизводителю надо обращаться к другим отраслям законодательства[4]. Например, к ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193‑ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Там указывается, что сельскохозяйственный товаропроизводитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в частности рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции[5].

Но с 01.01.2007 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Это закон более широкого применения, чем Федеральный закон № 193‑ФЗ, и, по нашему мнению, следует использовать определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое приводится в его ст. 3, тем более что ранее аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 24.12.2007 № 03‑05‑05‑04/08[6]. Такую же позицию заняли судьи в постановлениях АС ЗСО от 22.11.2016 № Ф04-5171/2016 по делу № А70-932/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 № 15АП-2652/2018 по делу № А53-24381/2015.

То есть сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ[7], и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 70 % за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также следующие организации:

  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом № 193‑ФЗ;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства согласно Федеральному закону от 11.06.2003 № 74‑ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Льготы по транспортному налогу

Стоит отметить, что на федеральном уровне какие-либо льготы по транспортному налогу законом не предусмотрены.

Однако определенные послабления вправе устанавливать государственные органы субъектов РФ. Причем в каждом регионе они могут отличаться.

Для примера можно рассмотреть льготы по транспортному налогу, действующие в некоторых регионах России:

  1. В Москве от уплаты данного вида налога освобождены такие категории налогоплательщиков, как (закон г. Москвы от 09.07.2008 года № 33):
  • Герои СССР и РФ, имеющие орден Славы;
  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды (1 и 2 группа);
  • семьи, где есть ребенок-инвалид (льготу получает один из родителей);
  • другие категории лиц.
  1. Свердловская область – в соответствии с законом Свердловской области от 29.11.2002 года № 43-ОЗ от уплаты транспортного налога освобождены:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи (льготу получает один из родителей) и др.

ВНИМАНИЕ!

Узнать о льготах по транспортному налогу, действующих в разных регионах РФ, можно на сайте nalog.ru (раздел «Справочная информация о ставках и льготах…»).

О применении унифицированных форм.

На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)[8].

Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402‑ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

На этом не настаивают сейчас и налоговые органы.

Обзор основных изменений по вопросам налогообложения имущества: комментирует ФНС

(Письмо ФНС РФ от 02.07.2021 г. № БС-4-21/9370)

ФНС РФ опубликовала обзор основных положений Федерального закона от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» по вопросам налогообложения имущества.

Редакционные комментарии к Закону № 305-ФЗ по вопросу налогообложения налогом на имущество организаций, транспортным налогом опубликованы в № 30, 31 «АБ-Экспресс» за август 2022 г.

Транспортный налог

С 01.01.2022 г. порядок применения налоговых льгот по транспортному налогу может устанавливаться в законах субъектов РФ (ст. 356 НК РФ).

Ранее законодательным органам субъектов РФ предоставлялось право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования. Возможность определять порядок применения налоговых льгот по транспортному налогу отсутствовала.

С 02.07.2021 г. исключены особенности определения налогоплательщиков по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным или переданным им на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», которым введена глава 28 «Транспортный налог» НК РФ (до 30.07.2002 г.).

Согласно исключенной норме по таким транспортным средствам налогоплательщиком являлось лицо, указанное в такой доверенности.

С 02.07.2021 г. для налогоплательщиков-организаций введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами (абз. 9 п. 3 ст. 361.1 НК РФ).

Ранее беззаявительный порядок предоставления льгот по транспортному налогу распространялся только на налогоплательщиков — физических лиц.

С 02.07.2021 г. установлено общее правило о едином источнике данных о характеристиках объектов налогообложениясведениях органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Такие сведения (о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах) в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Установлен порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу в отношении водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности, в случае изменения в течение налогового периода характеристик транспортного средства, доли в праве собственности на водное или воздушное транспортное средство, возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу, а также в отношении транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным федеральным законом (п. 3.2 ст. 362 НК РФ).

• Продлен до 3-х месяцев предельный срок для передачи (направления) сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога со дня получения сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что организация находится в процессе ликвидации (п.п. 3 п. 4 ст. 363 НК РФ).

Ранее такой срок составлял 1 месяц.

По истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона № 305-ФЗ (с 02.08.2021 г.) действует обновленный порядок получения в налоговом органе сообщения об исчисленной сумме налога. Налогоплательщик-организация вправе получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе на основании заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога.

Сообщение об исчисленной сумме налога передается (направляется) руководителю организации (ее представителю) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога (п. 5 ст. 363 НК РФ).

Ранее не предусматривалось получение сообщения об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе.

Налог на имущество организаций

• Из полномочий субъектов РФ исключено установление срока уплаты налога.

При этом вводятся единые сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; авансовые платежи по налогу — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 383 НК РФ).

Данная норма вступает в силу с 01.01.2022 г.

Обращаем внимание, что ст. 4 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» установлены следующие сроки уплаты авансовых платежей и сумм налога на имущество организаций за налоговый период:

авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются в текущем налоговом периоде не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября;

сумма налога на имущество организаций, исчисленная по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплату налога на имущество организаций и авансовые платежи на территории Свердловской области в указанные сроки необходимо осуществить в 2022 г. В 2022 г. действуют единые сроки, установленные НК РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в течение 5 дней со дня внесения изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет указанные изменения в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ и размещает их на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 7.1 ст. 378.2 НК РФ).

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, в Свердловской области размещен на официальном сайте Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (https://mugiso.midural.ru/region/tc/).

Установлен порядок исчисления налога в отношении объекта, находящегося в общей долевой собственности, налоговая база в отношении которого определяется исходя из его кадастровой стоимости (п.п.4 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Вышеуказанный порядок действует с 01.01.2022 г.

Для налоговых периодов 2022, 2023 гг. установлено, что налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать 1,6 процента (п. 3.2 ст. 380 НК РФ).

Установлен порядок исчисления налога в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).

Порядок действует с 01.01.2022 г.

Введен порядок предоставления налоговых льгот для налогоплательщиков — российских организаций, имеющих право на налоговые льготы в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Порядок действует с 01.01.2022 г.

Уточнен порядок представления налоговых деклараций в отношении имущества, местом нахождения которого являются внутренние морские воды РФ (п. 1 ст. 386 НК РФ).

• С 1 января 2023 г. (за налоговый период 2022 года и последующие периоды) установлено, что налогоплательщики — российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

В случае, если у налогоплательщика — российской организации в истекшем налоговом периоде имелись только вышеуказанные объекты налогообложения, налоговая декларация не представляется (п. 6 ст. 386 НК РФ).

Земельный налог

С налогового периода 2021 года введена налоговая льгота в отношении принадлежащих религиозным организациям земельных участков, предназначенных для размещения зданий, строений и сооружений религиозного и благотворительного назначения (п.п. 4 п. 1 ст. 395 НК РФ).

• С 02.07.2021 г. для налогоплательщиков-организаций введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Ранее в предыдущей редакции беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу распространялся только на налогоплательщиковфизических лиц.

Уточнен порядок исчисления налога с применением повышающего коэффициента в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (п. 15 ст. 396 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц

С 02.08.2021 г. признана утратившей силу норма о том, что в отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в налоговые органы до 01.03.2013.

О заполнении декларации.

До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63‑ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2022 год. Но за 2022 год еще надо было представлять декларацию.

При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03‑05‑05‑04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признававемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу[9] (далее – Порядок).

В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 – 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 – данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5 к Порядку. В данном случае это коды 530 01 (тракторы сельскохозяйственные), 530 03 (самоходные комбайны), 590 15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

2 0 2 1 0 / 0 3 5 8 0 0 0 2 0 0 0 5

Причем при заполнении строки 230 «Сумма налоговой льготы» разд. 2 декларации значение в ней должно быть равно указанному в строке 190 «Сумма исчисленного налога». В итоге по строке 300 по данному транспортному средству не будет отражена сумма налога к уплате в бюджет, так как значение в ней должно быть равно разности между строками 190 и 230 (п. 5.27 Порядка).

Срок уплаты транспортного налога

Периоды, в течение которых фирма или гражданин должны заплатить налог за транспорт, различаются:

  • для физических лиц установлены отдельные сроки перечисления транспортного платежа в бюджет;
  • организация же заплатит авансы (если это предусмотрено региональным законодательством) и сам годовой налог.

Подробнее о сроках уплаты транспортного налога читайте в данной публикации.

Физические лица, в том числе предприниматели, платят налог по данным писем, ежегодно рассылаемых ФНС. Как выглядит уведомление об уплате транспортного налога и как проверить содержащуюся в нем информацию, расскажет статья «Налоговое уведомление по транспортному налогу (образец)».

Получив письмо, где сообщается об обязанности заплатить транспортный налог, гражданин должен выбрать способ его оплаты. Наиболее современным, быстрым и наглядным способом является оплата через сайт госуслуг. В этой статье мы подробно расскажем, как пользоваться этим сайтом для оплаты налогов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]