Обязанности налогоплательщика согласно ст. 23 НК РФ


Какие обязанности для налогоплательщиков предусматривает п. 1 ст. 23 НК РФ?

Основной обязанностью для всех налогоплательщиков по ст. 23 НК РФ является уплата налогов и страховых взносов (подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Все налогоплательщики учитываются в налоговых органах с присвоением каждому отдельного ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) — он есть и у физлиц, и у компаний. Обязанность встать на учет в установленных законом случаях предписывает подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Налогоплательщики должны вести учет полученных доходов и объектов обложения налогами (транспорта, недвижимости, земли и т.д.) и страховыми взносами — эта обязанность возложена на них подп. 3 п. 1 и подп. 2 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Также необходимо отчитываться перед налоговиками, подавая налоговые декларации (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ), а по страховым взносам – расчеты (подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено представление в налоговый орган по месту жительства ИП, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Если инспекторы посчитают необходимым запросить у налогоплательщика документы, содержащие информацию о том, как он рассчитал и уплатил налог или взносы, предоставить эти бумаги придется, так как эта обязанность предусмотрена подп. 6 п. 1 и подп. 4 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Для плательщиков страховых взносов аналогичная обязанность предусмотрена также в части сведений по застрахованным лицам (подп. 5 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

В случае если контролеры выявят нарушения законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик обязан устранить их и выполнить все требования налоговиков, если они не противоречат закону (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Еще одна обязанность налогоплательщика — сохранять в течение 5 лет бухгалтерские и налоговые документы, содержащие информацию о том, как рассчитаны налоги и подтверждающие их уплату (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для страховых взносов аналогичный срок установлен в большем размере: он равен 6 годам (подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс Законодательство устанавливает сроки хранения документов отдельно для целей налогового учета и для целей бухгалтерского учета. Поскольку один и тот же документ может быть необходим одновременно как для налогового, так и для бухгалтерского учета, нужно учитывать и те и другие сроки. Полагаем, что, если сроки хранения определенного документа для целей налогового и для целей бухгалтерского учета различаются, стоит ориентироваться на более продолжительный срок. Далее мы рассмотрим основные правовые акты, регламентирующие сроки хранения документов для целей налогового и бухгалтерского учета. Подробно о сроках хранения документов читайте в К+. Пробный доступ к системе бесплатен.

Кроме перечисленных, налогоплательщик несет и иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах (подп. 9 п. 1 и подп. 8 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

[Налоговый кодекс] [НК РФ ч. 1] [Раздел II.] [Глава 3.]
. Налогоплательщики обязаны:

  • 1) уплачивать законно установленные налоги;
  • 2) встать на учёт в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
  • 3) вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • 4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • 5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учёта доходов и расходов и хозяйственных операций;
  • 5.1) представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность не позднее трёх месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учёт, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

Центральный банк Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность Центрального банка Российской Федерации в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • 1) — 1.1) утратили силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ;
  • 2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • 3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
  • в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
  • в течение трёх дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;
  • 3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):
    • в течение трёх дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);
    • в течение трёх дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);
  • 4) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
  • 2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

    Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

    . Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

    3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьёй 25.14 настоящего Кодекса:

    • 1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьёй 105.2 настоящего Кодекса;
    • 2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
    • 3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

    3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьёй, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о её учредителях, бенефициарах и управляющих).

    При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

    3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

    3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:

    • 1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;
    • 2) вести учёт объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;
    • 3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта расчеты по страховым взносам;
    • 4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;
    • 5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
    • 6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
    • 7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, которому открыт счёт в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);
    • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    . Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    . За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учёта в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

    Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

    Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учёта этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

    В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

    Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трёх дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

    Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

    В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

    . Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

    . Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

    Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

    Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    . Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьёй, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

    Кого затрагивают положения п. 2 и п. 2.1 ст. 23 НК РФ?

    П. 2 ст. 23 НК РФ устанавливает дополнительные обязанности для ИП и организаций, а именно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения (для ИП — по месту жительства) информацию об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10%. Для этого установлен срок — не позднее 1 месяца со дня начала такого участия (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не требуется, если налогоплательщик стал участником хозяйственного товарищества или ООО.

    Если налогоплательщик создал на территории РФ обособленное подразделение, об этом тоже требуется сообщить контролерам в течение 1 месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). О создании филиала или представительства извещать не нужно.

    Этим же подпунктом предусмотрена обязанность для налогоплательщика сообщать обо всех изменениях, связанных с обособленными подразделениями в части ранее переданных налоговикам сведений. На это отводится всего 3 дня со дня изменения соответствующих сведений.

    В случае закрытия обособленного подразделения срок на подачу таких сведений тоже составляет 3 дня (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

    П. 2.1 не обошел вниманием физлиц. Если они на основании налогового уведомления уплачивают имущественные налоги и такое уведомление не получено, они обязаны сообщить инспекторам о наличии у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Нужно не только сообщить об этих объектах до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, но и приложить копии правоустанавливающих документов. От указанных действий физлицо освобождается, если ему предоставлена соответствующая льгота, позволяющая не платить налог.

    Аналогичная обязанность есть и у юрлиц: также до 31 декабря они обязаны направить налоговикам (в инспекцию по своему выбору) сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, в случае неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного или земельног налога.

    С 08.07.2021 действует новый п. 2.3 ст. 23 НК РФ, который устанавливает обязанность представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

    Подробнее об отчетности по прослеживаемым товарам читайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

    Права налогоплательщиков и плательщиков сборов

    Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги.

    Плательщиками сбора признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать сборы.

    Права налогоплательщика и плательщика сборов совпадают. В НК для указанных лиц названы такие права:

    • право на информацию (подп. 1, 9 п. 1 ст. 21);
    • на получение официального письменного разъяснения (подп. 2 п. 1 ст. 21);
    • на управление собственными налоговыми выплатами (право осуществлять налоговый менеджмент) (подп. 3, 4 п. 1 ст. 21);
    • на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения (подп. 5 п. 1 ст. 21);
    • лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях (подп. 6, 8, 15 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26);
    • давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений (подп. 7 п. 1 ст. 21);
    • на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений (подп. 10, 13п. 1 ст. 21);
    • не соблюдать незаконные предписания и требования (подп. 11 п. 1 ст. 21);
    • на обжалование (подп. 12 п. 1 ст. 21);
    • на возмещение неправомерно нанесенных убытков (подп. 14 п. 1 ст. 21);
    • на защиту нарушенных прав и законных интересов (ст. 22).

    Право на информацию означает возможность налогоплательщика беспрепятственно бесплатно (в том числе в письменной форме) получать от налоговых органов по месту своего учета информацию. Установленное право налогоплательщика на информацию включает и процедуру бесплатного получения этим лицом необходимых бланков отчетности и разъяснений о порядке их заполнения. Право налогоплательщика получать соответствующие бланки и требовать разъяснений о порядке их заполнения теперь применимо только в отношении налоговых деклараций и налоговых расчетов.

    Право на получение официального письменного разъяснения означает возможность налогоплательщика или плательщика сбора получить от налоговых и других уполномоченных государственных органов официальные письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

    Состав компетентных органов, в которые налогоплательщик имеет возможность обратиться за разъяснениями, зависит от вида самого нормативного правового акта. Он имеет право получать письменные разъяснения по вопросам применения:

    • законодательства РФ о налогах и сборах – от Минфина России;
    • законодательства субъектов РФ о налогах и сборах – от финансовых органов, созданных в субъектах РФ по решению региональной власти;
    • нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах – от органов местного самоуправления.

    Лицо, нарушившее действующее законодательство, следуя официально полученному разъяснению компетентного органа, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Право на налоговый менеджмент предполагает возможность управления налогоплательщиком (плательщиком сборов) собственными выплатами налогового характера, в частности:

    • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
    • изменять срок уплаты налога, сбора, а также пени путем получения отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;
    • досрочно исполнить обязанность по уплате налогов.
      Налоговый менеджмент означает:
    • систему управления налоговыми обязательствами и выплатами налогоплательщика, а также ресурсами, составляющими его налогооблагаемую базу;
    • деятельность налогоплательщика, направленную на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения.

    Существует три базовых компонента налогового менеджмента: налоговая логистика; налоговая оптимизация; налоговая минимизация. Каждый из них является разновидностью налогового менеджмента и имеет свои особенности.

    Налоговая логистика – это деятельность, заключающаяся в управлении ресурсами налогоплательщика для достижения приемлемых размеров налоговых выплат. Цель налоговой логистики – первоначальная организация определенного направления деятельности налогоплательщика, с тем чтобы легальными путями достичь того уровня налоговых выплат, при котором реализуемый проект или осуществляемая операция останутся экономически целесообразными. Методики налоговой логистики предусматривают возможность легального использования налогоплательщиком всех предоставленных законодательством льгот и налоговых освобождений. Осуществление комплекса мероприятий в ходе реализации указанных методик может принимать различные формы и содержание в зависимости от конкретного этапа, на котором они осуществляются.

    Налоговая оптимизация – вид деятельности, осуществляемый путем оптимизации схемы, порядка, размера, сроков (периодов) налоговых и других обязательных выплат в бюджеты различных уровней с целью создания наиболее благоприятной модели исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Налоговая оптимизация состоит из фактических и аналитических действий, позволяющих оптимизировать уплату налоговых платежей без изменения их размеров. Это касается сокращения косвенных издержек при уплате налогов, а также создания наиболее удобных условий для совершения налоговых выплат. В результате применения методик налоговой оптимизации уплата налогов будет произведена в наиболее удобный для налогоплательщика срок (с учетом требований налогового законодательства).

    Налоговая минимизация – это любые целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему в максимальной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов и других платежей. Ее целью является максимальное снижение издержек, связанных с уплатой налоговых отчислений.

    Право на возврат излишне уплаченных денежных сумм в процессе реализации налогового правоотношения означает своевременный зачет или возврат налогоплательщику (плательщику сборов) сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.

    Право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношениях означает право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.

    Право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношений означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов и актам проведенных налоговых проверок.

    Право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношений дает возможность налогоплательщикам (плательщикам сборов) требовать от иных участников налоговых правоотношений соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к данному налогоплательщику (плательщику сборов) и соблюдения и сохранения налоговой тайны.

    Право не соблюдать незаконные предписания и требования дает налогоплательщикам (плательщикам сборов) возможность не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным федеральным законам.

    Право на обжалование означает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов; акты иных уполномоченных органов; действия (бездействие) должностных лиц указанных органов.

    Право на возмещение неправомерно нанесенных убытков позволяет налогоплательщикам (плательщикам сборов) возместить в полном объеме убытки, причиненные незаконными решениями налоговых органов и незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

    Право налогоплательщика на защиту нарушенных прав и законных интересов конкретизировано нормами ст. 22 Налогового кодекса. В ней налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантирована административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК и иными федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

    Что нужно знать налогоплательщику об обязанности, предусмотренной п. 5.1 ст. 23 НК РФ?

    В соответствии с п. 5.1 ст. 23 НК РФ те налогоплательщики, в обязанность которых входит представление налоговых деклараций в электронной форме, должны осуществлять электронное взаимодействие с налоговыми органами в следующем порядке:

    • В течение 10 дней после возникновения такой обязанности обеспечить возможность получения информации от налоговиков в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Если подобное взаимодействие происходит через представителя налогоплательщика, то на представителя должен быть оформлен соответствующий ключ электронной подписи, а документ, подтверждающий полномочия представителя, необходимо направить в ИФНС в бумажном виде или по ТКС не позже 3-х дней с даты возникновения таких полномочий.
    • Передавать инспекторам квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение 6 дней со дня их отправки налоговым органом.

    Если эти обязанности игнорировать, возможно приостановление операций по банковским счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств (ст. 76 НК РФ).

    Важно! Отчитываться в электронном виде по налогам обязаны налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ), а также налогоплательщики НДС (в том числе налоговые агенты) и лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ. Отчетность по страховым взносам в электронном виде должны представлять их плательщики, имеющие среднесписочную численность более 25 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ).

    О процедуре блокировки счетов читайте в публикации «Ст. 76 НК РФ: вопросы и ответы».

    Ответственность налогоплательщиков

    За нарушение налогового законодательства в России предусмотрены штрафные санкции, размер которых варьируются в зависимости от вида налогового правонарушения, но при этом он может:

    • Уменьшится вдвое при наличии веских обстоятельств;
    • Увеличиться на 100% из-за отягчающих обстоятельств;
    • Привести к уголовной ответственности, если налогоплательщик является систематическим правонарушителем.

    Важно: при наличии нескольких нарушений субъект оплачивает штрафы по каждому отдельно.

    Распространенные вопросы

    Как определить сроки хранения документов?

    Налогоплательщик обязан хранить все документы и данные бухгалтерского и налогового учета согласно пп. 8 п.1 ст. 23 НК РФ. Сроки хранениия документов составляют 5 лет.

    По мнению Минфина России, течение срока, предусмотренного пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (Письма Минфина России от 19.07.2017 № 03-07-11/45829, от 30.03.2012 № 03-11-11/104).

    То есть если налогоплательщик на УСН «доходы минус расходы» переносил убыткии прошлых лет, например, в течение 7 налоговых периодов, то эти бумаги следует хранить не менее 12 лет.

    Подробнее о сроках хранения налоговых документов читайте здесь.

    Какие обязанности должен соблюдать налогоплательщик, совершающий операции с прослеживаемыми товарами?

    Участники оборота прослеживаемых товаров обязаны:

    1. Вести их учет с указанем реквизитов прослеживаемости.
    2. При оформлении счетов-фактур (УПД, иных документов, сопровождающих сделку) и их передаче (получении) соблюдать дополнительные требования.
    3. Подавать в налоговые органы отчетность с указанием реквизитов прослеживаемости.

    Подробнее о системе прослеживаемости, читайте в статье «Как работает система прослеживаемости товаров с 1 июля 2021 года».

    Налогоплательщик в России – кто это

    Данный статус имеют физлица и организации, на которые согласно НК РФ возложена обязанность выполнять своевременные отчисления по уплате налогов.

    Налоговый Кодекс в качестве таких лиц определяет предприятия, отдельные филиалы подразделения в частности и зарубежных фирм, осуществляющие деятельность на территории России – занимаются, продажей, предоставлением услуг и прочей 3коммерцией с целью получения доходов.

    Зарубежные предприятия, имеющие постоянные представительства на территории РФ и стабильно осуществляющие здесь деятельность, в качестве налогоплательщиков России относятся к консолидированной группе субъектов.

    Важно: в дальнейшем предполагаются для таких предприятий разработать льготные условия, согласно которым услуги и имущество перемещаемое внутри таких филиалов не будет налогооблагаться.

    Кто такие налогоплательщики и какими правами они обладают вы можете узнать в этом видео:

    https://www.youtube.com/watch?v=sHtHaBZq0eA

    Права, обязанности и ответственность налоговых органов

    Согласно НК РФ налоговые органы вправе:

    • Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
    • Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
    • Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
    • Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
    • Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
    • Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
    • Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
    • Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
    • Правильно исчислять налоги и сборы;
    • Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
    • Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
    • Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
    • Обращаться в судебные инстанции;
    • Лишать предпринимателей лицензии.

    Важно: среди обязанностей налоговым органам в первую очередь вменяется неукоснительно соблюдение предписаний законодательных актов, они должны следовать требованиям закона и блюсти права налогоплательщиков.

    Также обязанностью налоговиков является:

    • Работа с гражданами по предоставлению разъяснений относительно заполнения отчетной документации, а также актуальной информации;
    • Они обязаны качество и безошибочно внести учет субъектов и соблюдать конфиденциальность.

    Важно: в ходе своей неправомерной деятельности или бездействия согласно ст.35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за причиненные убытки налогоплательщикам и субъектам уплачивающим сборы.

    НК РФ Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц 1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

    Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    3. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Все убытки в полном объеме восполняются из федеральной казны, а ответственные за правонарушения лица несут наказание согласно законодательству РФ.


    Комплекс обязанностей налогоплательщиков.

    Права и обязанности налоговых агентов

    Права у налоговых агентов соответствуют правам выше указанных налогоплательщиков, они также вправе получать разъяснительную информацию, присутствовать на проверках и получать об этом акты, требовать хранение налоговой тайны и не исполнять неправомерных решений.

    Налоговые агенты согласно их статусу должны:

    • Отчислять сумы сформированные законом в бюджет;
    • Стать на учет в положенные сроки;
    • Вести отчетность по доходам/расходам, а также по объектам налогообложения;
    • Предоставлять декларации и бумаги, по которым доступно выполнить исчисления;
    • Предъявлять журнал учета доходов/расходов;
    • Направлять в налоговые органы финансовую годовую отчетность;
    • Обеспечивать сохранность требуемой документации в 4летний период.
    • Также они обязаны:
    • Удерживать, начислять и уплачивать в бюджет необходимые сборы;
    • Возвращать излишне удержанные суммы;
    • Уведомлять контролирующие службы о результатах собственной деятельности, то есть информировать органы о невозможности удержания суммы у налогоплательщика или об общей задолженности.

    Также налоговый агент должен предоставлять всю документацию, согласно которой проводились расчеты и было выполнено удержание. Налоговый агент – это субъекты, в обязанности которых вменяется исчисление, удержание и перевод сумм в бюджет.

    Требования к ним гораздо выше нежели к налогоплательщикам, так как они обладают широкими полномочиями.

    Согласно этому налоговый агент будет более жестко наказан за правонарушения в исполнении своих личных обязанностей, чем налогоплательщик, который при неправильном исчислении налогов не несет никакой ответственности.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]