Почему стало опасно находиться не по юрадресу: новый черный список ИФНС и революционные изменения с сентября 2022 года

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков размещены на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru). Там же можно найти сводные аналитические данные о средних уровнях налоговой нагрузки в разных отраслях хозяйства, а также рентабельности произведенной продукции и активов по видам экономической деятельности.

Указанные выше статистические данные ежегодно обновляются. Вот и приказ Минфина России от 8 апреля 2011 г. № ММВ-7-2/258 дополнил данные Приложений № 3 и 4 к приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» информацией за 2010 год.

Документ позволил нам еще раз напомнить организациям о необходимости систематически проверять свои показатели. Ведь налоговые органы не дремлют. И как известно, в их информационных базах критерии риска оцениваются по 40 и более показателям. К рискам, например, относятся даже нарушения налогового законодательства, закрепленные в главе 16 части I Налогового кодекса.

Кроме того, налоговики могут выявить факты, свидетельствующие о скрытых мотивах фирмы. Например, если выявят факт корректировки налогоплательщиком таможенной стоимости в сторону уменьшения после возмещения (зачета) НДС налоговым органом и др. Об этом, к сожалению, в общедоступных критериях ничего не сказано.

Покупка юрадресов как обычная практика

Россия – страна «прописанных». Граждане должны прописаться — зарегистрировать место своего проживания. Предприятия в момент своего «рождения» должны в документах указать юридический адрес, по которому находится офис компании, рабочее место руководителя, где хранятся бухгалтерские документы. Это требование Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ до сегодняшнего дня активно игнорировалось большинством предпринимателей.
При госрегистрации часто покупался юридический адрес. Оформлялся договор аренды между собственником нежилого помещения и юридическим лицом. При этом реальный офис мог находиться в другом помещении или его вообще могло и не быть.

Ни для кого не секрет, что за последние 20 лет в РФ зарегистрированы сотни тысяч фирм – пустышек, у которых нет имущества, которые ничего не производят, не торгуют товаром, вообще не ведут хозяйственной деятельности. Их роль – использование в незаконном обналичивании средств, уклонении от уплаты налогов, мошеннических схемах. Эти предприятия регистрировались на подставных лиц и с использованием купленных юридических адресов, на которых размещались сотни таких фирм-однодневок.

Обязанности по 115-ФЗ

Под действие «антиотмывочного» закона подпадают обслуживающие бухгалтерии, адвокаты, нотариусы, аудиторы, страховщики, банки, которые проводят сделки с недвижимостью, работают с денежными средствами, банковскими счетами и ценными бумагами клиента (далее — субъекты закона № 115-ФЗ).
Если перечисленные организации планируют работать с клиентом-физлицом, то они должны установить его ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты, адрес регистрации и другие сведения, удостоверяющие личность. У юридического лица нужно запросить наименование, организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН, адрес юридического лица и ряд других данных. А также детально проверить всех его бенефициаров (владельцев бизнеса).

Кроме того, всех потенциальных и существующих клиентов следует проверять по различным спискам — террористов и экстремистов, санкционным спискам, перечню публичных должностных лиц, списку недействительных паспортов и проч.

Собранные документы и сведения нужно хранить не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом. Кроме того, необходимо не реже одного раза в год обновлять сведения о клиентах. А если возникнут сомнения в достоверности и точности ранее полученной информации, то обновить данные нужно в течение семи рабочих дней.

ВНИМАНИЕ

За несоблюдение перечисленных выше требований Центральный банк и Росфинмониторинг могут оштрафовать нарушителя на основании статьи 15.27 КоАП. Для организаций штраф составляет от 50 тыс. до 1 млн рублей. Кроме того, деятельность организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Не всегда для однодневок

Справедливости ради нужно отметить, что по этим же адресам числились и совершенно нормальные компании, ведущие легальную хозяйственную деятельность, уплачивающие налоги. Осмелюсь предположить, что офисы более 90% компаний в Москве и крупных промышленных городах до последнего времени не находились по заявленным юридическим адресам. Почему, зачем им это нужно?
Ответ достаточно прост. В момент регистрации бизнес маленький, в офисе работает 1-2 человека. Через год — сотрудников 10, еще через два — 50. Компания вынуждена менять офис, она ищет удобный вариант в пределах всего города, а не на территории, закрепленной за ИФНС. Если следовать требованиям закона, при каждой смене офиса нужно менять юридический адрес, а это стоит денег и занимает время.

С 2003 года в КоАП РФ внесена статья 14.25, в соответствии с которой налоговая служба имеет право оштрафовать руководителя компании за представление в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, но сил (а может быть, политической воли) у налоговиков не хватало для того, чтобы заставить все предприятия привести свои документы в соответствие закону.

И поскольку контролирующие органы не обращали внимания на несоответствие адресов, предприниматели не хотели тратить свои ресурсы на решение этой задачи.

Действительно ли существует этот черный список

Налоговики на самом деле обладают конфиденциальной базой данных, представленной тайным ресурсом. В него включаются все налогоплательщики, которые по той или иной причине признаны неблагонадежными.

Компании не имеют возможность изучить содержание данного сервиса. Но иногда на просторах интернета появляется соответствующая информация о тех или иных фирмах. Здесь вы узнаете, как работает новая функция сайта ФНС “Обратиться в ФНС России”.

Понятие ИР «Риски»

Информационный ресурс, называемый «Риски», представлен внутренней базой данных налоговой службы РФ. Сведения, содержащиеся в этом сервисе, являются конфиденциальными, поэтому налогоплательщики не могут получить к ним доступ.

К особенностям создания и использования этого ресурса относится:

  • основной целью его создания выступает автоматический сбор информации о разных компаниях, которые являются налогоплательщиками;
  • в этом сервисе накапливаются, хранятся и обрабатываются многочисленные данные о разных фирмах, которые являются неблагонадежными, например, не уплачивают налоги в установленные сроки или нарушают в процессе функционирования требования законодательства;
  • включаются в этот список только организации, которые могут скрывать свои доходы или заниматься какой-либо незаконной деятельностью;
  • ресурс был создан на основании Приказа ФНС № ММВ-8-2/42дсп@;
  • предназначается он исключительно для служебного пользования, поэтому доступ к нему имеется только у работников ФНС;
  • в Положении к Приказу содержится информация о том, как пользоваться служебными сведениями, причем по этому документу не допускается распространение конфиденциальной информации.

В этой статье вы узнаете, по каким правилам разрабатывается на предприятии положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации.

Граждане или компании, являющиеся стандартными налогоплательщиками, никаким образом не смогут получить доступ к ресурсу «Риски». Как работает и что можно сделать в личном кабинете налогоплательщика ФНС – смотрите тут:

Банки – новая налоговая полиция

В 2015 году некоторые функции налогового контроля были вынуждены взять на себя банки. «Положение об идентификации кредитными организациями клиентов…. » (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П) обязало их при открытии счета проверять достоверность представленной информации, в том числе местонахождение органов управления юридических лиц. Для этого служба безопасности банка выезжает в офис компании для беседы с руководителем.
При этом банк до 2022 года не настаивал на том, чтобы адрес офиса совпадал с юридическим адресом, и в анкете юрлица указывались два адреса: реальный и юридический.

Какие доводы приводит налоговая служба

Руководство ФНС создало такой ресурс только для личного пользования. Он применяется при составлении плана проверок или осуществления сотрудничества с разными налогоплательщиками.

Если какой-либо руководитель фирмы обратиться в инспекцию для получения информации из ресурса «Риски», то он получит отказ в ее предоставлении.

Сотрудники ФНС оправдываются тем, что даже если какая-либо организация будет включена в этот черный список, все равно это не является стопроцентным доказательством того, что фирма является неблагонадежной. Поэтому этот перечень применяется исключительно в информационных целей.

На него сотрудники службы ориентируются только при составлении плана, на основании которого проводятся разные мероприятия по налоговому контролю. Вносятся в этот список только компании, а не частные лица.

Камеральная и выездная налоговая проверка – что собой представляют и по каким принципам проводятся вы узнаете в статье по ссылке.

Руководство службы уверено, что использование этого черного списка никаким образом не нарушает прав и интересов компаний. Он не может стать препятствием для их работы. При этом указывается, что никогда сведения из этого ресурса не будут обнародованы.


Можно ли подать в суд на ФНС за этот список?

Судебная практика по этому вопросу

Многие фирмы опасаются, что они могут быть внесены в черный список ФНС. Данная информация является конфиденциальной, поэтому в теории организации могут не беспокоиться о том, что они включаются в этот список. На самом деле все равно сведения иногда просачиваются в интернет или другие источники.

Если контрагенты узнают, что их партнер находится в списке ресурса «Риски», то они могут прекратить сотрудничество. Это обусловлено тем, что если фирма подозревается налоговиками, то во время проверки могут быть затронуты и все контрагенты.

Схожая ситуация произошла относительно недавно. Такое дело рассматривалось в суде под номером №№ А40-43028/2015. Покупатель компании отправил поставщику письмо, в котором содержалась информация о том, что фирма была внесена в черный список ФНС.

К этому письму прикладывался акт проведенной проверки, содержащий сведения о поставщике. После этого покупатель отказался продолжать сотрудничество.

Поставщик подал иск в суд на налоговую службу. Компания требовала, чтобы она была исключена из черного списка, а также она желала привлечь ФНС к ответственности.

Судья не удовлетворил исковые требования, так как «Риски» является внутренним ресурсом налоговой службы и используется только в справочных целях.

Законодательство меняется

Однако весной 2022 г. жизнь предпринимателей усложнилась.
Уровень налогового администрирования позволил начать реальную борьбу с уклонением предприятий от уплаты налогов, а требование нахождения юрлиц по «прописке» является одним из важных элементов этой борьбы.

Для этого была создана нормативная база: Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ были внесены изменения в ст. 9 закона № 129-ФЗ, выпущен приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/[email protected], определяющий условия и способы проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ.

Для инвесторов

Смена статуса. Владельцам компаний, зарегистрированных в офшоре необходимо применять правила, которые предусмотрены Налоговым кодексом для контролируемых иностранных компаний (КИК). Владельцы зарубежных КИК должны включать результаты от деятельности этих компаний в финансовую отчетность, подаваемую в России, и платить с этих доходов налоги в российский бюджет.

Соответственно, исключение офшора из черного списка благоприятно для зарегистрированных в нем компаний. Их деятельность не будет рассматриваться как контролируемая и не будет облагаться в России налогами.

Налоговая оптимизация. Одновременно у владельцев подобных компаний уменьшаются возможности налоговой оптимизации. Это касается компаний, которые ведут бизнес в России без постановки на налоговый учет или бенефициары которых используют ее для перечисления средств в офшор из черного списка.

Зная реальных владельцев компаний из офшоров, предоставляющих информацию, ФНС сможет выявить их аффилированность с действующими в России, что повлечет доначисление налогов.

Уведомления из налоговой

За последние полгода почти все предприятия г. Москвы, не арендующие офис по юридическому адресу, получили от ИФНС № 46 письма – уведомления (как наши клиенты говорят, «письма счастья») о необходимости предоставления достоверных сведений.
Письма рассылаются на домашние адреса всех участников компаний и их директоров. Ссылаясь на п. 4.2 ст. 9, п.6 ст. 11 закона 129-ФЗ, в случае неисполнения этого требования налоговый орган угрожает компании внесением в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице.

Для ФНС

После исключения BVI из российского черного списка офшоров налоговые ведомства смогут обмениваться информацией о реальных владельцах компаний. Обмен будет проходить на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Власти BVI подписали эту конвенцию в 2016 году. В 2022 обмен происходил в тестовом режиме, а с 2022 станет регулярным.

Представители ФНС:

“В следующем году мы рассчитываем уже на регулярный обмен информацией с налоговыми органами BVI. Мы ожидаем, что будем получать от властей BVI содержательные ответы на наши запросы и в разумные сроки (три-четыре месяца). Это существенно быстрее, чем по имевшимся ранее каналам.”

#справка Налоговые органы могут запросить информацию через Интерпол — так поступают в случае с черным списком. Однако организация имеет право отказать в запросе. Также в Интерпол ФНС обращается не напрямую, а через МВД, что усложняет процедуру. В результате ответа приходится ждать примерно год.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]