Характеристика рабочего места не является официальным документом, однако она довольно часто востребована в кадровом делопроизводстве. Она может потребоваться для оформления работником инвалидности или при составлении проекта рабочего места. В разных ситуациях документ может иметь свои особенности составления. При этом утвержденной формы такого документа нет и компании могут самостоятельно разработать ее и утвердить в своих локальных нормативных документах. В статье рассмотрим, для чего нужна характеристика рабочего места, как ее составить, а также приведем ее образец.
Что такое характеристика рабочего места
Характеристика рабочего места представляет собой документ, который составляется по условиям производственной деятельности. Такой документ может потребоваться в случае необходимости пройти работнику медэкпертизу для установления инвалидности, в случае прохождения аттестации студентами или при повышении квалификации сотрудников. Несмотря на то, что такое понятие, как «характеристика рабочего места» в нормативных правовых актах не используется, его довольно часто можно встретить в региональных или отраслевых нормативных документах.
Когда нужна характеристика рабочего места
Если работнику требуется экспертная оценка для определения степени утраты работоспособности или для определения недееспособности, а также для установления инвалидности, то может потребоваться справка с описанием его рабочего места. Кроме того, данный документ также может понадобиться при аттестации работника, либо в случае подбора персонала. Также характеристика рабочих условий может пригодиться во внутреннем делопроизводстве. В этом случае в документе указывается информация о личных рабочих местах работниках, а также о коллективном рабочем месте. В справке довольно подробно описывается рабочее место, а также его месторасположение и оснащенности (
Ответственность работодателя
Согласно требованию статьи 209 ТК РФ, соответствующий федеральный исполнительный орган устанавливает порядок аттестации рабочих мест с целью определения факторов, влияющих на безопасность условий труда на производстве. За каждое нарушение установленного законодательства работодатель несет ответственность.
При первом нарушении должностные лица и индивидуальные предприниматели предупреждаются либо подвергаются штрафу от 2 000 до 5 000 рублей. То же для организаций – предупреждение или штраф в размере 50-80 тысяч рублей (статья 5.27.1. КоАП РФ, часть 1-я).
При повторном нарушении частью 5-ой указанной статьи уже предусматриваются более строгие наказания:
- должностные лица подвергаются штрафу в 30-40 тысяч рублей либо дисквалификации от года до трех лет;
- размер штрафа для индивидуальных предпринимателей аналогичный, или их деятельность может быть административно приостановлена на срок до 90 суток;
- организации могут быть оштрафованы на 100-200 тысяч рублей или также подвергнуться административной приостановке своей деятельности.
Как описывается рабочее место
Характеристика рабочего места имеет свободную форму, но при ее составлении следует соблюдать правила кадрового делопроизводства. Оформляется справка на фирменном бланке компании и содержит следующее:
Реквизиты характеристики с места работы | Что указывается |
Сведения о работодателе | Организационно-правовая форма компании, ее наименование и адрес регистрации. Также может указываться фактический адрес компании. |
Сведения о работнике | Данные паспорта, должность работника, его стаж работы |
Сведения о характере работы | Указываются сведения, которые отражают нагрузку на опорно-двигательный аппарат работника, а также на иные его функциональные системы |
Рабочее время | Продолжительность рабочего дня, включая число и время перерывов |
Гигиенические особенности работы | Степень и уровень загрязнения, шума, температурный режим |
Производительность | Например, в количественном выражении (кол-во продукции за ед. времени), либо эффективность работы сотрудника |
Мероприятия по снижению уровня вредности условий труда, а также облегчению работы | Указывается, например: · устранение воздействия вредных факторов; · снижение механических шумов, вибраций, излучений; · внедрение средств защиты от негативного воздействия. |
Если характеристика составляется для поиска и принятия соискателя, то в ней указываются общие характеристики помещения и трудового места. Указывается следующее:
- площадь рабочего места;
- освещенность, уровень шума;
- вид оборудования;
- инвентарь, который работодатель предоставил для работы.
Важно! Справку подписывают лица, составившие и оформившие данный документ. А готовую характеристику утверждает руководитель компании. Заверяется документ подписью и печатью организации (при ее наличии).
Общие правила
Составители характеристики должны учитываться правила:
- В основном тексте документа содержится информация относительно характеризуемого сотрудника.
- Заполнение всех имеющихся граф происходит от третьего лица. При указании данных от первого лица, документ считается составленным неверно.
- Составляется документ на листе бумаге формата А4. В основной массе организаций и учреждений разработана типовая форма, которая должна использоваться при написании. Если форма не разработана, найти образец можно на просторах интернета.
Пример формы характеристики - Имеющиеся требования выполняются в полном объеме. В случае отклонения от установленных правил результатом может стать отказ в приеме бумаги.
- Характеристика заполняется в прошедшем или настоящем времени. Прошедшее время используется в том случае, когда с человеком были расторгнуты отношения трудового характера.
- Готовый документ заверяется посредством проставления как минимум двух подписей.
Характеристика рабочего места для оформления инвалидности: образец
Для того, чтобы гражданин мог оформить инвалидность, ему нужно обратиться в территориальное бюро медико-социальной экспертизы с заявлением. При этом ему потребуется собрать некоторый перечень документов, в числе которых также будет присутствовать характеристика рабочего места. Характеристика в числе прочих документов имеет особую важность, так как позволяет определить возможность работы обратившегося. Данный документ выдает работодатель, он имеет вид справки. Составить справку может отдел кадрового делопроизводства, а подписать руководитель. Заполняется документ специально для медико-социальной экспертизы. Бланк данного документа законодательно не утвержден, поэтому оформить его можно в произвольной форме. При составлении справки следует указать следующее: особенности работы, график работы, степень тяжести, уровень вредности условий труда.
Важно! Если справка требуется для оформления инвалидности, то в ней указываются паспортные данные сотрудника, его образование и квалификация.
В характеристике указываются личные характеристики сотрудника, а также общую информацию о работодателе. Если работник получал при выполнении работы травмы, то о них также указывается в справке. Помимо этого может также указываться возможность перевода работника на иную работу, дополнительные сведения, состояние здоровья работника, а также сфера его прежней деятельности. Составляется справка в присутствии следующих служб:
- медицинской;
- здравпункта;
- экспертной комиссии;
- администрации компании.
Важно! В справке для МСЭ важно указать характер работы сотрудника, его график работы, а также тяжесть выполняемой работы и вредность условий труда.
Образец характеристики
Порядок заполнения сведений
Особенностью заполнения характеристики для ВТЭК является необходимость отражения сведения, касающихся выполнения лицом возложенных на него обязанностей.
Составление документа происходит:
- работник обращается в организацию с просьбой представить характеристику, указывая цель предоставления;
- документ оформляется;
- выдается на руки человеку.
В законодательных нормах прописывается срок, в течение которого бумага должны быть выдана. За его нарушение применяется ответственность.
Чаще всего сотрудник составляет характеристику самостоятельно, после чего ее подписывает уполномоченное лицо. В случае отражения в ней недостоверных данных ответственность несет человек, чья подпись стоит на документе.
Кто заполняет и подписывает?
Заполнение и подписание характеристики возлагается на руководителя организации, в которой трудится человек. Начальник может возложить обязанности по составлению документации на специалистов отдела кадров.
Не смотря на это, ответственность за предоставление документа, содержащего недостоверные сведения, возлагается на руководителя. Это связано с тем, что перед подписанием бумаги он должен проверить данные.
Также право подписи имеется у главного бухгалтера предприятия, что связано с предоставлением данных о времени нахождения на больничном. Данные такого рода предоставляет именно бухгалтерия.
Бланк
Документ составляется в двух экземплярах, один из которых выдается работнику для предоставления в месте требования, второй – остается в организации и подкрепляется к личному делу человека. Ниже представлен пример бланка.
Внимание! Файл нельзя использовать как документ. Он служит для ознакомительных целей.
Алгоритм действий
Составление характеристики для ВТЭК имеет отличительные черты:
- право на подписание бумаги имеется у руководителя предприятия, врача или медсестры организации, функционирующей в сфере здравоохранения, представитель профсоюза;
- отражается наличие автоматизации рабочего места, если такая имеется;
- сведения о норме выработки;
- факторы, способные повлиять на уровень зрения человека;
- описание позиции, в которой находится работник во время исполнения обязанностей (указывается основания позиция);
- категории вредности на производстве согласно установленным классификациям.
Бланк характеристики на ВТЭК
При описании условий работы требуется обязательно сделать указание на факторы:
- Наличие напряженности в работе, что связано с высоким уровнем ответственности, необходимостью концентрации, повышенный уровень опасности и прочее.
- Более высокие нагрузки, если сравнивать с обычными.
- Характеристика относительно рабочего места. Располагаться оно может не только в офисе компании, но и дома у работника. Прописывается оборудовано ли оно вспомогательными материалами, техническими устройствами и прочим.
- Нужно ли поднимать тяжелые предметы при выполнении обязанностей.
- Требуется ли применение спецодежды при работе.
- Описываются параметры труда, которые могут повлиять на состояние здоровья человека. Наличие пыли от сырья и предметов обработки, ультразвуковое воздействие, превышающего допустимую норму, погодные условия.
- Направление работника в командировки. Если этот фактор имеет место – указывается продолжительность и как часто случаются поездки.
Что дает характеристика рабочего места работодателю
По составленной характеристике рабочего места работодатель может проанализировать условия труда своих сотрудников и создать лучшие условия для:
- размещения работника исходя из движения и перемещений его во время работы, а также по требованиям технологического процесса;
- выполнения рабочих операций в удобном положении, в соответствии со спецификой работы, а также при использовании эффективных приемов труда;
- расположение средств управления в оптимальных условиях и границах помещения;
- создания оптимальных источников для получения визуальной информации без смены рабочего положения;
- свободного доступа к средствам и местам ремонта и наладки оборудования;
- рационального размещения рабочего оборудования, обеспечение безопасности его использования.
Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда для уборщицы
Характеристика, имеющая санитарно-гигиеническое значение, понимается как условия работы конкретного человека. Сюда входит влажность, движение воздуха, температура, уровень вибрации и шума, освещенность, ультразвук и прочее. Допустимые нормы устанавливаются на основе проведенных исследований.
Некоторые факторы способны воздействовать на здоровье человека, тем самым снижая его и приводя к профессиональным заболеваниям. Относительно должности уборщика помещений можно сказать, что работает человек в основном в стоячей позе.
Используются ручные и технические средства, применяемые для уборки, также моющие и чистящие. Рабочее место должно освещаться, обеспечена возможность для совершения регулярных проветриваний.
Форма СГХ условий работы
Сотрудник использует спецодежду – перчатки, респиратор, специальный костюм или халат. В связи с тем, что имеется постоянный контакт с пылью возможно возникновение заболеваний дыхательных путей. Кроме того имеется вероятность отравится химическими веществами, используемыми в процессе уборки.
Работник может получить травму при выполнении обязанностей на скользкой поверхности, к примеру, при мытье пола или окон. Требуется регулярное обследование в организации, ведающей вопросами здравоохранения, так как происходит контакт с химикатами.