Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) за 2022 в 2022 — расчет платы и сдача декларации


Особенности проведения расчетных работ

Необходимо вносить плату, если предприятие оказывает на окружающий воздух негативные воздействия следующих видов:

  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов на полигоне;
  • выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

При определении размера платы Природопользователь должен использовать платежную базу. Это общее понятие, поэтому не всегда Природопользователи понимают, что имеет в виду законодатель под этим термином. Платежная база составляется из сведений об объеме или массе выбросов, загрязняющих веществ, а также данных о том, сколько было размещено отходов производства и потребления за отчетный период. То есть даже если до платежа остается целых 12 месяцев, нужно уже начинать проводить некоторые работы, чтобы впоследствии можно было без проблем рассчитать размер платы.

Каждое предприятие и ИП самостоятельно ведет работы по составлению платежной базы, необходимой для определения размера платы. Нужно проводить лабораторные исследования, осуществлять производственный экологический контроль и другие работы на каждом объекте и вести документооборот отдельно по каждому источнику выброса или загрязнения окружающей среды.

Ставки платы за негативное воздействие устанавливаются в отношении каждого загрязняющего вещества по классу его опасности. Так как государство поставило задачу по стимулированию предприятий и ИП к активному проведению мероприятий и работ по снижению НВОС, то с 1 января 2022 года для определения размера платы будут применяться коэффициенты 0, 1, 25, 100. Из суммы платы можно вычитать те расходы, которые понесло предприятие (или ИП) при реализации мероприятий по снижению НВОС. Если они фактически проведены лицами, обязанными вносить плату, и имеются подтверждающие документы, то в этом случае сумма платы может быть меньше.

Не стоит рассчитывать на то, что при определении размера плат можно внести данные, не соответствующие действительности или исказить информацию по плате. В установленном порядке указано, что если с 1 января 2022 года не подтвердится снижение объема или массы выбросов, возникающих в процессе деятельности объекта, мероприятия, проводимые с целью повышения экологической эффективности, не приведут к уменьшению сбросов загрязняющих веществ, то в этом случае будет осуществлен пересчет размеров плат с применением коэффициента 100. Сегодня государство достаточно жестко ведет себя в отношении нарушителей, осуществляется строгий контроль предприятий и ИП, чья деятельность приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

При расчете экологической платы необходимо учитывать целый ряд параметров, то есть нет фиксированной и единой платы для всех организаций. Предприятие выполняет расчет и представляет в Росприроднадзор соответствующие документы, на основании которых проводились экологические расчеты. Стоит учитывать, что размер платы должен быть обоснован: за недовнесение экоплатежей предусмотрены штрафные санкции, поэтому так важно, чтобы расчет экологического платежа был осуществлен точно. Если экологические платежи вносятся позже установленных сроков, за каждый календарный день просрочки начисляются пени.

Стоит учитывать, что расчет платы зависит не только от категории объекта, но и от объема или массы выбросов, сбросов отходов. Вообще есть несколько нюансов, которые следует иметь в виду, определяя размер плат. Несмотря на то, что объекты делятся на категории, все равно каждый источник выбросов уникален, и нужно индивидуально рассматривать его особенности.

Сроки отчетности по НВОС-2022 и особенности ее подачи

Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 8 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2022 году 10 марта — рабочий четверг. Поэтому отчитаться за 2022 год нужно не позднее окончательного срока — 10.03.2022.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5, 6 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 10.12.2020 № 1043). Представление на бумаге допускается только, если размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но здесь обязательна параллельная подача данных на электронном носителе).

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов).

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали сумму платежа. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи. Ею будет считаться:

  • при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
  • при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении.

К декларации прилагают:

  • список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.

До истечения срока, определенного как крайний для подачи декларации, допускается подача ее уточненного варианта, если в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки.

От чего зависит размер платы за негативное воздействие на окружающую среду

Расчет платы за НВОС во всех случаях проводится в соответствии с постановлением Правительства РФ “Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду” от 03 марта 2017 года.

Сумма экоплатежа зависит от объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещаемых отходов.При согласовании проектов контролирующими структурами устанавливаются лимиты на размещение отходов, нормативы образования отходов, нормативы выбросов и сбросов на которые необходимо ориентироваться при проведении расчетов. Если ЮЛ или ИП несвоевременно предоставляют технический отчет о неизменности производственного процесса или отчет по ПЭК , осуществляется захоронение отходов, которые не указаны в документе об утверждении лимита на захоронение, превышает разрешенные объемы выбросов, сбросов или размещения отходов в этом случае при расчете экоплатежа применяются повышающие коэффициенты ( 25-ти или 100-кратный).

Итоги

Декларацию по платежам за НВОС за 2022 год сдают на бланке из приказа Минприроды от 10.12.2020 № 1043. При этом расчеты платы нужно осуществлять по изменившимся ставкам. Отчетность проверяющий орган предпочитает получать электронно. Срок ее представления — не позднее 10.03.2022.

Источники:

  • приказ Минприроды России от 10.12.2020 № 1043
  • постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Порядок работ по расчету экоплатежей

При проведении расчетных работ осуществляется анализ различной экологической нормативной документации. Это необходимо для получения достоверных данных по объему образуемых в процессе производства или потребления отходов, количеству сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и выбросов в атмосферу. Для проведения работ по расчету экоплатежа необходимы:

  • разрешение на проект НДС,
  • разрешение на проект ПДВ,
  • ДВОС,
  • ПЭК и отчет по ПЭК,
  • лимиты на проект ПНООЛР и другая документация.

Проанализировав данные документы, можно определить срок проведения расчета экоплатежа и стоимость услуги.

Наказание (штраф)

В том случае, если ваше предприятие не предоставят / не предоставят своевременно / предоставят в декларации информацию, не соответствующую действительности — предприятие, как юридическое лицо будет привлечено к ответственности.

Привлечение к ответственности юридического лица, не освобождает от ответственности должностное лицо.

Ст.8.5.КоАП РФ: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о воздействии на окружающую среду, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Документы, необходимые для расчета экоплатежей

Перечень документов, необходимых для расчета экологических платежей:

  • реквизиты ИП или ЮЛ (телефон, адрес, ФИО генерального директора и главного бухгалтера, электронная почта и др.);
  • копии учредительных документов: ИНН, ОГРН, Устава, КПП, справки из Госкомстата;
  • копии расчетов платы за выбросы за предыдущий год (при наличии);
  • копии расчетов платы за сбросы за предыдущий год (при наличии);
  • лимит на размещение отходов;
  • разрешение на выбросы;
  • данные о ТС, находящихся на балансе предприятия;
  • договор передачи отходов лицензированным организациям, специализирующихся на сборе и утилизации отходов;
  • акты передачи отходов, справки за текущий и предыдущий годы;
  • копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за НВОС за текущий и предыдущий годы;
  • Отчет по ПЭК.

Как избежать штрафов

Единственный способ избежать санкций — корректное указание данных и соблюдение сроков сдачи отчетности, постоянно меняющихся вслед за законодательством. Выполнить это поможет заключения договора на экологическое сопровождение с компанией ЭкоПромЦентр. Преимущества работы с нами:

  • Слежение за изменением законодательства, касающегося вида деятельности организации. Консультанты сообщат вам о новых положениях, изменившихся сроках сдачи отчетности.
  • Рекомендации по оптимизации экологической работы на предприятии. Часто удается найти способ уменьшить суммы платы за негативное воздействие на внешнюю среду, установить способы снижения объема выбросов. Например, сумма затрат на мероприятия по снижению негативного воздействия из нее могут вычитаться, согласно Пункту 11 Статьи 16.3 федерального закона 7-ФЗ.
  • Помощь в заполнении отчетности. Консультант поможет собрать цифры, обнаружит типовые ошибки раньше контролирующего органа, в который они будут направлены.

Также может потребоваться восстановление расчетным путем недостающих данных с использованием специального программного обеспечения. Работа проводится по отдельному договору опытными экологами,

ЭкоПромЦентр может дать консультацию о том как заполняется декларация НВОС. Мы также готовы заключить договор на экологическое сопровождение. Это позволит разгрузить штатных экологов предприятия, избежать штрафов и других санкций за несвоевременную сдачу отчетности в контролирующие органы.

Расчет авансовых платежей

ЮЛ и ИП должны совершать авансовый экоплатеж ежеквартально – за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Плата должна быть внесена не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Важно, что не требуется представление расчетов в каком-либо виде (бумажном или электронном). Последняя часть экоплатежа вносится 1 марта года, следующего за отчетным.

Согласно Закона № 450-ФЗ плательщики могут выбрать один из трех способов расчета размера авансовых платежей:

  1. В размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы, осуществляемой в соответствии с пп. 10−12.1 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ) за предыдущий год;
  2. В размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), временно разрешенных выбросов (ВРВ), временно разрешенных сбросов (ВРС), лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  3. В размере, определенном путем умножения платежной базы, которая рассчитана на основе данных производственного экологического контроля (ПЭК) об объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ.

Декларация НВОС: Ответственность, штрафы, санкции

В первой части декларации указываются реквизиты предприятия, сведения о руководителе, главном бухгалтере и исполнителе, заполняющем данные. На этих лиц ложится ответственность за достоверность передаваемой информации и правильность рассчитанной суммы экологического взноса.

Поэтому главная статья административного кодекса, которая применяется для определения сумм штрафов за неправильные цифры в декларации НВОС — 8.5, определяющей ответственность за недостоверную экологическую информацию. Пределы штрафов:

  • Для должностных лиц — до 6000 рублей.
  • Для организации: юридического лица или индивидуального предпринимателя, неверная информация может повлечь назначение штрафа до 80 тысяч рублей.

Штраф за несвоевременную оплату или неуплату суммы взноса, рассчитанного по декларации НВОС также может применяться. Срок внесения окончательного платежа оговорен в федеральном законе 7-ФЗ. Согласно Статье 16.3, он должен быть внесен не позднее 1 марта следующего за отчетным года. Т.е. за 2022 год заплатить его нужно до 1 марта 2022. Крупные предприятия в течении года уплачивают авансовые платежи. Они рассчитываются, как одна четверть от суммы, начисленной за прошлый год, и вносятся ежеквартально. Индивидуальные предприниматели платят единоразово. В случае просрочки платежа могут начисляться пени.

Предоставление недостоверных данных может вызвать у контролирующих органов подозрения. При наличии других сигналов и обращений нередко назначаются внеплановые проверки. Для организации возникают риски репутационного характера в случае, если информация о нарушениях попадает в средства массовой информации.

Ненормируемые вещества и плата

Надо ли включать в декларацию и платить за выбросы не подлежащие нормированию?

Мое мнение:

Смотрим законодательство:

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

пункт 4 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды»

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

пункт 5 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 14.07.2017) «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» .

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

На сегодня действующее Постановление по ставкам платы:

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 сентября 2016 г. № 913 «О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ».

Таким образом: платежная база формируется из выбросов в пределах ПДВ, ВСВ и сверхлимита. При этом, нормативы допустимых выбросов устанавливаются в отношении веществ из перечня, ставки платы устанавливаются также в отношении веществ из перечня, следовательно, делаем вывод — расчет платы надо производить в отношении веществ из перечня.

Если вопрос касался твердых частиц, отнесенных к взвешенным (пыль абразивная, сажа, железо оксид), то есть разъяснения:

ПИСЬМО от 16 января 2022 г. № АС-03-01-31/502

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по вопросу нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее — Распоряжение N 1316-р) в дополнении к письму от 07.10.2016 N ОД-08-02-31/20716 сообщает следующее.Распоряжением N 1316-р в соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» утвержден закрытый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень),В раздел I «Для атмосферного воздуха» Перечня включена позиция «взвешенные вещества».Выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). По мнению Минприроды России, все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как «взвешенные вещества».Также сообщаем, что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — ставки платы) содержат позицию «взвешенные вещества».По мнению Минприроды России, выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества.Отнесение указанных веществ к взвешенным веществам пунктов 10, 11 и 12 Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением N 1316-р, должно производиться в соответствии с размером их твердых частиц.Соответственно, плату за выбросы вышеуказанных веществ следует рассчитывать, исходя из ставки платы по взвешенным веществам.

Ввод новой Декларации о плате за НВОС

1. В главном меню программы выбираем пункт «Расчет» и в нем документ «Расчет платы НВОС». Откроется журнал документов «Расчет платы НВОС».

2. В открывшемся окне журнала документов «Расчет платы НВОС» нажимаем на клавиатуре «Insert» или кнопку (Добавить документ). Откроется экранная форма нового документа «Расчет платежей».

3. В открывшейся экранной форме вначале необходимо ввести ИНН плательщика вручную или выбрать его по журналу «Лицевой счет», щелкнув мышкой по кнопке в поле ввода ИНН.

4. После выбора плательщика происходит автоматическая корректировка года Декларации. Для формирования годовой Декларации в поле Квартал необходимо указать значение 0, иначе получится квартальный Расчет платы.

5. Далее на закладке «Плательщик» введите значения полей «Фактический адрес», «Руководитель», «Главный бухгалтер», «Исполнитель» и «Телефон».

6. Перейдите на закладку «Расчет». Сначала нужно выбрать объекты пользователя, для которых делается Декларация или щелкнуть мышкой по кнопке (Добавить объекты с данными из предыдущего расчета).

В окне нужно выбрать год (2105 или 2016) и на основании квартальных расчетов выбранного года будет сформирована годовая Декларация.

Далее в окне нужно выбрать способ переноса данных из объектов плательщика. Если выбрано «по предприятию», то перенесутся все объекты, если выбрано «по объекту», то перенесутся данные по выбранному объекту, если выбрано «по ОКТМО», то перенесутся данные по всем объектам выбранного ОКТМО.

7. Если нужного объекта нет в списке, то его можно добавить, щелкнув мышкой по кнопке (Создать новый объект).

8. После ввода объектов в таблицу «Объекты НВОС» станет доступным ввод данных на закладках «Сумма платы», «Воздух», «ПНГ сверх», «Вода» , «Отходы» и «ТКО». Можно делать расчет.

Кто обязан сдавать Декларацию и платить за НВОС?

Декларацию сдают плательщики платы за НВОС. Если Ваша организация в соответствии с ФЗ №7-ФЗ не обязана вносить плату за НВОС, то и Декларацию о плате за НВОС сдавать не нужно.

И все-таки кто обязан вносить плату за НВОС? На настоящий момент с уверенностью можно сказать, что плательщиками являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I – III категорий, и что объекты IV категории освобождаются от платы за НВОС. При этом хозяйствующие субъекты освобождаются от платы за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), плату за которые вносят региональные операторы по обращению с ТКО. Кроме того имеется возможность для ряда объектов размещения отходов (ОРО) получить Решение территориального органа

Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду, позволяющего уменьшить сумму платы по организации в целом.

Казалось бы, прошли процедуру регистрации объектов НВОС, получили категорию и далее все, как в ФЗ №7-ФЗ, но не все так просто. Росприроднадзор неоднократно разъяснял, что исчисления платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС, т.е. с регистрацией объектов НВОС. Поэтому как поступать объектам, которым отказали в регистрации, как не оказывающим НВОС, пока не ясно. Ситуация усугубляется тем, что в 2016 году не было региональных операторов по обращению с ТКО. Федеральный закон от 28.12.2016 №486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установил переходный период до 01.01.2019 по введению коммунальных услуг по обращению с ТКО и установления единого тарифа на территории субъектов РФ. Таким образом, до дня утверждения единого тарифа и подписания соглашений субъектов РФ с региональными операторами ТКО, плата за размещения ТКО осуществляется хозяйствующими субъектами, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

Что же мы имеем в результате? С большой долей вероятности можно утверждать, что в 2022 году плату за НВОС за 2016 год должны вносить все хозяйствующие субъекты вне зависимости от регистрации объектов НВОС и присвоенным им категориям. Исключение могут составить небольшие офисы, у которых в договоре аренды явно прописано, что плату за вывоз мусора осуществляет арендодатель, который заключил договоры на вывоз мусора и является плательщиком платы за НВОС.

Уточнение. Росприроднадзор в письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 «Кто платит плату за НВОС при размещении ТКО» высказал свою позицию относительно ТКО, которая заключается в следующем: хозяйствующие субъекты, фактически осуществляющие лицензируемую деятельность по обращению с ТКО, соответствуют статусу операторов по обращению с ТКО, поэтому за 2016 год и до момента выбора в субъектах РФ регионального оператора по обращению с ТКО с единым тарифом, в соответствии с законодательством плата за ТКО взимается с операторов по обращению с ТКО, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов.

Как применять коэффициент 2?

Коэффициент 2 к ставкам платы за НВОС в соответствии с Постановлением №913 применяется в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами. Приведем перечень таких территорий и объектов:

  • особо охраняемые природные территории;
  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животные и другие организмы;
  • зеленый фонд городских и сельских поселений;
  • редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]