Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду
За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
часть 1 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»
Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.
<�Письмо> Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370 «О плате за НВОС»*
Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик — региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Как считать плату за НВОС, если ставки не установлены
Минприроды разъяснило, надо ли считать плату за негативное воздействие на окружающую среду в отношении загрязняющих веществ, для которых ставки платы не установлены.
В своем письме от 29.11.2019 № 19-47/29872 ведомство напоминает, что ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты к ним утверждены правительственным постановлением от 13.09.2016 № 913 (с изменениями и дополнениями).
Перечень загрязняющих веществ, за которые взимается плата за НВОС, установлен на основании Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного правительственным распоряжением от 08.07.2015 № 1316-р.
При этом ставки платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, установленные постановлением № 913, принимаются в соответствии с наименованиями загрязняющих веществ, указанными в соответствующей разрешительной документации хозяйствующего субъекта.
В отношении загрязняющих веществ, для которых ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду постановлением № 913 не установлены, плата не исчисляется.
Вместе с тем в министерстве считают, что выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества.
Это значит, что плата за НВОС в таком случае исчисляется исходя из ставок платы в зависимости от размера твердых частиц в соответствии с позициями 10 — 12 раздела I «Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», утвержденными постановлением № 913.
В декларации о плате за НВОС в отношении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух заполняется Раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами».
БУХПРОСВЕТ
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, а также за хранение и захоронение отходов производства и потребления. Плату за негативное воздействие на окружающую среду организации и ИП обязаны вносить ежеквартально и по итогам года.
Квартальные авансовые платежи вносятся не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала. Плата по итогам года вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду наказывается штрафами по статье 8.41 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие штрафы:
- от 3 000 до 6 000 рублей – для ИП и должностных лиц;
- от 50 000 до 100 000 рублей – для организаций.
За искажение данных декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду назначаются штрафы по ст. 5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наложение следующих штрафов:
- от 3 000 до 6 000 рублей – для должностных лиц;
- от 20 000 до 80 000 рублей – для организаций.
Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду
Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по фактическому количеству выброшенных загрязняющих веществ, сброшенных загрязняющих веществ, размещенных отходов ( статья 16.2 ФЗ » Об охране окружающей среды») за отчетный период.
- Выбросы загрязняющих веществ учитываются по каждому эксплуатируемому источнику в отчетный период- по данным журнала учета выбросов.
- Сбросы загрязняющих веществ — по данным журнала учета качества сточных вод. Хочется обратить внимание на то, что если сброс происходит в централизованные системы водоотведения, то плату вносит организация, принимающая сточные воды вашего предприятия. А вы уже оплачиваете этой организации её расходы.
- Размещенные отходы — по данным журнала учёта отходов. Плата не осуществляется за отходы накапливаемые на предприятии, за отходы переданные на утилизацию или обезвреживание.
При расчете платы за негативное воздействие вы должны учитывать имеющуюся разрешительную документацию:
- в пределах нормативов выбросов, сбросов и выше;
- в пределах нормативов временно разрешенных выбросов, сбросов и выше;
- в пределах лимитов на размещение отходов производства и потребления и выше.
Сверхлимитное загрязнение окружающей среды
Сверхлимитное загрязнение окружающей среды — это привычный в обиходе нам термин, обозначающий превышение нормативов, лимитов.
Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2022 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
По сути этой нормы закона после получения комплексного экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для ОНВОС 1, 2 категории эти документы являются разрешительными.
На объектах I и II категорий до получения комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду временно разрешенными выбросами / сбросами признаются лимиты на выбросы /сбросы
статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Разъяснения для ОНВОС 3 категории — что нашла:
В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).
Письмо Минприроды России от 20.09.2019 N 12-47/22755 «Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха»
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ 19) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)
Получается, что для ОНВОС 3 категории действует следующее правило:
- показанное в отчете ПЭК количество выбросов и сбросов ЗВ (за исключением веществ 1, 2 класса опасности) признается количеством в пределах нормативов.
- по веществам 1, 2 класса опасности у ОНВОС 3 категории имеются расчеты нормативов, следовательно для этих веществ превышения нормативов устанавливаются исходя из указанных расчетов.
Как применять ставки НВОС в 2022 году: расчет платежа
Процесс расчета платежа за НВОС регламентируется положениями сразу нескольких нормативных актов — ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Постановления Правительства России от 03.03.2017 № 255 (ред. от 17.08.2020).
Сначала определяется, какой вид негативного воздействия на окружающую среду оказывает предприятие:
- осуществление выбросов в атмосферу;
- сброс вредных веществ в водные объекты;
- размещение отходов промышленности и потребления.
Это необходимо для выбора правильного раздела Постановления № 913, в каждом из которых отражены ставки, применительно к определенному виду негативного воздействия.
Далее определяются:
- объемы загрязняющего вещества в тоннах, выброшенные в окружающую среду (на основании данных экологического контроля на предприятии);
- ставки НВОС для соответствующего вещества;
- коэффициенты, применяемые по загрязняющему веществу (включая коэффициент, применяемый дополнительно в 2022 и 2022 году – 1,08).
Для расчета платежа все указанные показатели умножаются друг на друга.
Полный перечень коэффициентов, применяемых при расчете платы за НВОС, установлен положениями ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ и Постановлением № 255. Так, размер коэффициентов, призванных стимулировать к проведению мероприятий, снижающих вредное воздействие на окружающую среду, варьируется от 0 до 100. Например, при наличии сверхнормативных выбросов в пределах временно разрешенных показателей, а также выбросов сверх нормативов по объектам III категории, плата за НВОС рассчитывается с коэффициентом 25, а при превышении показателей, установленных для объектов I категории, либо если будут выявлены показатели, превышающие значения, отраженные в декларации плательщика НВОС для объектов II категории, плата рассчитывается с коэффициентом 100. Отдельный коэффициент в размере 2 применяется к объектам и территориям, расположенным в особо охраняемой зоне.
Нормативы по выбросам исчисляются в порядке, предусмотренном ст. Закона № 7-ФЗ. В общем случае такой расчет осуществляет само предприятие (ИП, юрлицо), ведущее деятельность на объектах II категории, задействуя соответствующие методики, которые устанавливаются компетентным органом власти (например, нормативы для радиоактивных веществ могут исчисляться по методике, утвержденной приказом Ростехнадзора от 07.11.2012 № 639).
Временно разрешенные выбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов в порядке, определенном ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ. Предполагается получение специального разрешения на основании положений Постановления Правительства России от 23.07.2007 № 469 либо ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ (комплексное экологическое разрешение).
Таким образом, одной из стадий расчета платежа, при котором применяются ставки платы за НВОС, может быть также определение категории объекта негативного воздействия. Классификация таких объектов по четырем категориям приведена в ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду — сроки
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
ст. 16.4 ФЗ «Об охране окружающей среды»
При этом:
- вносятся ежеквартальные авансовые платежи — в срок не позднее 20-ого числа следующего за отчетным кварталом месяца.
- За 4 квартал авансовые платежи не вносятся — вносятся уже скорректированная годовая плата за вычетом 3-ех кварталов.
- Субъекты малого и среднего предпринимательства не вносят квартальные авансовые платежи.
Лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:
1) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате за предыдущий год — самый простой вариант;
2) в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
3) в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением коэффициентов, установленных статьей 16.3 настоящего Федерального закона.
Срок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду — не позднее 10 марта года.
В налоговом учете
Налог на прибыль:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что расходы документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на получение прибыли.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
Материальные расходы — это также платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.
Следовательно, плату за негативное воздействие на окружающую среду включите в материальные расходы. Однако учесть можно только платежи (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ):
- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах допустимых нормативов;
- сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты в пределах допустимых нормативов;
- размещение отходов производства и потребления в пределах лимитов.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров (с превышением установленных лимитов на их размещение) в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).
В свою очередь, в ст. 272 НК РФ отсутствуют специальные указания о моменте осуществления материальных расходов в виде платы за НВОС (Письмо Минфина РФ от 11.10.2016 N 03-03-05/59275, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690).
У субъектов МСП обязательство уплаты НВОС возникает только в отношении годовой платы, поэтому признавать плату в расходах до окончания года (даже если организация составляет промежуточную финансовую отчетность и отчитывается по налогу на прибыль ежеквартально) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете неправомерно.
Следовательно, дата учета платежей зависит от метода, который применяется:
- при методе начисления платежи признаются на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они уплачиваются (Письмо Минфина РФ от 07.06.2018 N 03-03-06/1/39148, от 15.08.2016 N 03-03-06/1/47690);
- при кассовом методе плату учтите на дату перечисления в бюджет в размере уплаченных сумм (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).
Таким образом, субъекты МСП, применяющие метод начисления, плату за НВОС включают в материальные расходы на 31 декабря.
УСН
В соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному данной статьей. При этом перечень не включает такой показатель, как плата за НВОС.
Но! «Упрощенцы» вправе учесть при налогообложении материальные расходы (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые признаются в порядке, установленном ст. 254 НК РФ.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся плата за НВОС (об этом говорили ранее).
Таким образом, «упрощенцы» при определении объекта налогообложения вправе учесть в составе материальных расходов плату за НВОС в пределах нормативов.
Помимо платежей за НВОС, «упрощенцы» вправе учесть в расходах стоимость оказанных сторонним лицом услуг по расчету платы за НВОС, ведению учета движения отходов, заполнению формы по отходам и составлению и сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, необходимых для внесения обозначенных платежей. Основание — пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-11-06/2/23989).
Материальные расходы на УСНО в силу пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Следовательно, расходы в виде платежа за НВОС «упрощенцы» должны учитывать на дату его внесения (Письмо Минфина России от 18.01.2016 N 03-11-06/2/1319).
Ненормируемые вещества и плата
Надо ли включать в декларацию и платить за выбросы не подлежащие нормированию?
Мое мнение:
Смотрим законодательство:
При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
пункт 4 статьи 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды»
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.
пункт 5 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 14.07.2017) «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» .
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
На сегодня действующее Постановление по ставкам платы:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 сентября 2016 г. № 913 «О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ».
Таким образом: платежная база формируется из выбросов в пределах ПДВ, ВСВ и сверхлимита. При этом, нормативы допустимых выбросов устанавливаются в отношении веществ из перечня, ставки платы устанавливаются также в отношении веществ из перечня, следовательно, делаем вывод — расчет платы надо производить в отношении веществ из перечня.
Если вопрос касался твердых частиц, отнесенных к взвешенным (пыль абразивная, сажа, железо оксид), то есть разъяснения:
ПИСЬМО от 16 января 2022 г. № АС-03-01-31/502
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по вопросу нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее — Распоряжение N 1316-р) в дополнении к письму от 07.10.2016 N ОД-08-02-31/20716 сообщает следующее.Распоряжением N 1316-р в соответствии с п. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» утвержден закрытый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень),В раздел I «Для атмосферного воздуха» Перечня включена позиция «взвешенные вещества».Выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). По мнению Минприроды России, все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как «взвешенные вещества».Также сообщаем, что утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — ставки платы) содержат позицию «взвешенные вещества».По мнению Минприроды России, выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества.Отнесение указанных веществ к взвешенным веществам пунктов 10, 11 и 12 Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением N 1316-р, должно производиться в соответствии с размером их твердых частиц.Соответственно, плату за выбросы вышеуказанных веществ следует рассчитывать, исходя из ставки платы по взвешенным веществам.
Ставки платы
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. от 24.01.2020; далее — Постановление № 913).
Перечень № 1316-р содержит, в частности, следующие ЗВ, ставки платы за которые утверждены Постановлением № 913:
• взвешенные вещества;
• углеводороды предельные C1–C5;
• углеводороды предельные C6–C10;
• гексан.
При этом по таким веществам, как углерод (сажа), дижелезо триоксид, пыль абразивная, пентан, бутан, этан, отсутствующим в Перечне № 1316-р, ставки платы не установлены.
В письмах Минприроды России и Росприроднадзора[2] выражена следующая позиция: выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне № 1316-р и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). Все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества. В связи с этим выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества, соответственно, плата в таком случае исчисляется исходя из ставок платы в зависимости от размера твердых частиц.
Вместе с тем письма не являются нормативными правовыми актами, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера[3].
Кроме того, в СанПиН 1.2.3685-21[4] предусмотрены предельно допустимые концентрации (далее — ПДК) ЗВ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений отдельно по следующим веществам: взвешенные вещества, дижелезо триоксид (железа оксид), пыль абразивная, пентан, гексан, бутан, смесь предельных углеводородов.