Главная • Блог • Блог для предпринимателей • Как открыть ИП в 2022 году
18 ноября 2021
751
Открыть ИП в 2022 году в России может любой гражданин от 18 лет без серьёзных проблем с психикой. Для этого нужно написать заявление в налоговую службу. Это не займёт много времени, однако, прежде нужно определиться с наиболее выгодными для вас условиями. Как сделать всё быстро, правильно и с минимальными затратами, рассказываем в статье.
Приобрести онлайн-кассу на выгодных условиях
В нашем интернет-магазине вы найдёте современное оборудование по цене от 2000 руб.
Выбрать онлайн-кассу
Что такое ИП и кому подходит
Индивидуальный предприниматель (ИП) — это статус физического лица, с которым можно:
- легально вести бизнес на постоянной основе с целью извлечения прибыли и распоряжаться ею по своему усмотрению;
- заключать договоры с партнёрами, поставщиками и наёмными работниками на любой срок;
- сотрудничать с юр. лицами.
Фактически, оставаясь физическим лицом, ИП наделяется правами юридического за одним лишь исключением – он ведёт бизнес на свой страх и риск, то есть отвечает своим имуществом в случае банкротства.
Что будет, если вести бизнес и не регистрировать ИП?
Если вы получаете выручку от бизнеса и не зарегистрировали статус ИП (либо самозанятого или ООО), то вы занимаетесь незаконным предпринимательством и уклоняетесь от уплаты налогов. За это вы можете понести административную и уголовную ответственность — как минимум, придётся заплатить штрафы. Прочитать подробно об административных штрафах и денежных взысканиях.
Поэтому, чтобы не терять заработанные деньги и собственные нервы на судебных тяжбах, лучше сразу всё делать в рамках закона. Вы сможете не только жить спокойно, но и открыто масштабировать бизнес.
Вы можете зарегистрировать ИП, если:
- вы не муниципальный или государственный служащий;
- вы старше 18 лет;
- вы старше 14 и родители не против вашего предпринимательства;
- вы — нерезидент с правом временного или постоянного проживания на территории РФ;
- вы не признаны судом недееспособным.
Если есть сотрудники
Вести ИП без сотрудников без посторонней помощи несложно, и особой бюрократии в этом нет. Но при появлении первого сотрудника ситуация меняется, так как документооборот достаточно сложен для человека, не являющегося специалистом. В этом случае разумнее всего нанять специалиста, который будет заниматься только этими вопросами или отдавать бухгалтерию на аутсорсинг.
Индивидуальный предприниматель может нанимать сотрудников как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Но при найме работника ИП принимает на себя расходы и обязанности, а именно:
- исчисляет и удерживает НДФЛ с доходов, которые он выплачивает своим работникам. На следующий день после выплаты заработной платы ИП обязан перечислять НДФЛ по ставке 13% в пользу налоговой инспекции.
- платит ежемесячные страховые взносы (с 2022 года уплачиваются по реквизитам ФНС). В 2022 году тариф на обязательное пенсионное страхование составляет 22%, на обязательное медстрахование — 5,1%, на ФСС — 2,9% (без учёта взносов от несчастных случаев).
Особенности: плюсы и минусы
ИП — это не только юридическая форма. Это ещё и живой, наполненный смыслами механизм. Как личность. Со своими достоинствами и недостатками.
Минусы | Плюсы |
По долгам отвечает личным имуществом. | Легко зарегистрировать и ликвидировать. |
Есть ограничение на виды деятельности. Под запрет попадают, например, алкоголь, производство лекарственных препаратов, авиатехника (разработка, производство, ремонт, перевозка), любая деятельность, связанная с оружием и боеприпасами, и т. д. | Штрафы гораздо ниже, чем у юридических лиц. |
Нельзя выбрать фирменное название при регистрации. ИП регистрируют только на фамилию, имя и отчество заявителя. | Меньшая налоговая нагрузка, чем у юридических лиц, есть возможность выбрать одну или несколько специальных систем налогообложения: разную под разные виды деятельности. |
Нельзя продать бизнес. | Можно открывать филиалы в других городах без дополнительной регистрации. |
При банкротстве долги не списываются. | Возможность свободно распоряжаетесь прибылью. |
В редких случаях крупные компании не сотрудничают с ИП. | Простой документооборот и редкие проверки. |
Это ключевые особенности статуса ИП. Мы подробно расскажем о том, как вам получить этот статус, а сейчас расскажем, как подготовиться к запуску бизнеса. Это лучше сделать прежде, чем подавать документы на регистрацию.
Дистанционное открытие счета
Чтобы открыть счет для бизнеса тоже удаленно, в приложении IDPoint нужно получить сертификат индивидуального предпринимателя и подписать документы для открытия счета с его помощью.
Процесс дистанционного открытия счета происходит в 4 шага.
Внимание!
Появление возможности «Подписать документы на открытие счета для ИП» в приложении может занять до одного рабочего дня. Если раздел не появился в течение 30 минут, ожидайте получения СМС.
После этого действия, ваш бизнес полностью укомплектован, зарегистрирован и легализован.
Важно!
В течение 2-х суток после открытия счета электронные документы с реквизитами придут на адрес электронной почты, также на e-mail поступит логин для доступа в Сбербанк Бизнес Онлайн (СББОЛ), пароль в СББОЛ поступит в виде СМС с номера 900 на мобильный телефон.
При наличии проблемы со счетом по заявке в статусе «Счет открыт», например, СМС с паролем от СББОЛ не пришла и/или счет открыт только на приход, необходимо обратиться в службу поддержки СББОЛ по номеру 8 (800) 5555-777.
Что делать дальше?
При первом входе в систему СББОЛ необходимо сменить пароль и заполнить профиль клиента. Скачайте мобильную версию СББОЛ в App Store или Google Play. Для совершения очных операций по банку (взнос, снятие наличных денежных средств) вам потребуется карточка подписей. Необходимо обратиться в ВСП, где открыт счет для ее оформления (отделение банка, которое выбирается на этапе регистрации бизнеса). Взять талон в электронной очереди.
Взнос наличных денежных средств осуществляется:
- с помощью самоинкассации (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет);
- с помощью бизнес-карты (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет);
- в офисе банка.
Снятие наличных денежных средств происходит: + с помощью бизнес-карты (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет); + через зарплатный проект (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет); + в офисе банка.
Вы также можете подключить дополнительные услуги: + прием карт к оплате через торговый эквайринг, QR-код (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет); + онлайн-касса (услуга подключается в СББОЛ или офисе банка, где открыт счет); + СМС-уведомление (подключается в СББОЛ).
Что нужно сделать, если вы решили открыть ИП
- Выбрать вид деятельности
- Выбрать систему налогообложения
Иными словами, выбрать товарную нишу и услуги, которые вы будете оказывать. Важно определиться с этим заранее, чтобы быстро и правильно указать коды ОКВЭД при подаче заявления на ИП. Подробнее о кодах мы напишем чуть ниже.
Если вы не сильны в бухгалтерии, то советуем проконсультироваться с бухгалтером, чтобы выбрать наиболее выгодный налоговый режим и платить меньше налогов. Да, такое возможно! Прочитайте о специальных налоговых режимах РФ, которые созданы для поддержки малого и среднего бизнеса.
И после этого можно собирать и подавать документы.
Нужен ли бизнес-план для регистрации ИП?
Нет. Бизнес-план для открытия ИП не нужен. Только если вы не претендуете на субсидию государства. Если вы хотите получить материальную поддержку от государства, то бизнес-план вам необходим.
Государственная субсидия для малого бизнеса
В РФ есть программы поддержки для некоторых сфер деятельности. Ваш бизнес подходит по критериям — получите деньги на старт и развитие. Но о тратах обязаны будете отчитаться.
Условия получения государственной субсидии:
- вы моложе 35 лет;
- вы безработный и стоите на учёте в центре занятости населения;
- вы ещё не зарегистрированы как ИП;
- у вас несовершеннолетний ребёнок, и вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий;
- у вас нет задолженностей по кредитам.
Если вы отвечаете по всем условиям, то можете попытаться получить субсидию. Для этого необходимо подать заявление до того, как оформить ИП. Вместе с заявлением сдаёте подготовленный бизнес-план. О том, как его составить и как он должен выглядеть, расскажем в отдельной статье.
Проверка технической возможности для удаленной регистрации ИП
Далее предстоит ответить на несколько технических вопросов, чтобы выяснить, сможете ли вы пройти удаленную идентификацию и зарегистрировать ИП не приходя в банк и налоговую.
Что нужно сделать на этой странице:
- Отметить наличие логина и пароля от Сбербанк Онлайн
- Отметить наличие биометрического заграничного паспорта, выпущенного после 2009 г.
- Указать информацию о своем смартфоне
Дело в том, что удаленно зарегистрировать ИП можно только в случае, если у вас есть биометрический заграничный паспорт и смартфон iPhone7 и новее с операционной системой 13.0 и выше или Android с операционной системой 5.0 и выше с технологией NFC.
Для вашего удобства вы можете навести камеру на куар-код и узнать, какая операционная система у вас на смартфоне.
Как узнать версию Андроид
Как узнать есть ли в телефоне NFC?
Как узнать, подходит ли заграничный паспорт?
Если по техническим параметрам вам не доступна удаленная идентификация, вам предложат пройти ее очно в одном из офисов ПАО Сбербанк или у партнеров Деловой среды. При этом, заполнить все данные можно с помощью сервиса самостоятельно, а в офисе пройти лишь очную идентификацию. Эта процедура занимает всего 5-10 минут. С собой нужно иметь паспорт и скачанное приложение ID Point (доступно для Android и iOS).
Готовим документы: подробная инструкция
Для начала определитесь: собираете документы самостоятельно или делегируете это дело кому-то ещё. Последний вариант подойдёт, если вы не проживаете по месту прописки или хотите сэкономить своё время и силы. Однако регистрация в этом случае обойдётся несколько дороже.
Кто может подготовить документы за вас
Специализированные компании за фиксированный гонорар могут правильно заполнить документы, пройти вместе с вами все этапы регистрации и подачи. Эту услугу также оказывают некоторые банки. Удобно, если собираетесь открывать счёт именно в этом банке.
Самостоятельно подготовить документы несложно. Расскажем подробно, какие документы нужны и как заполнить заявление правильно.
Какие документы нужны, если подавать документы самостоятельно
Для регистрации ИП нужны:
- паспорт;
- ИНН;
- заявление по форме № 21001;
- квитанция об оплате госпошлины (если подаёте заявление в ФНС лично);
- УКЭП (если подаёте документы удалённо).
Расскажем о каждом пункте подробно.
Паспорт
Паспорт нужен.
С этим всё просто, если вы старше 18 лет. Если вам нет 18, то нужен ещё один документ — нотариально заверенное согласие обоих родителей или усыновителей.
ИНН
Идентификационный номер налогоплательщика.
Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе РФ
Он у вас есть — ура. Если ещё нет, то придётся получить. Для этого идёте в налоговую с паспортом и оформляете заявку. ИНН будет готов через неделю.
Найти свою налоговую или записаться на приём.
Если идти в налоговую за ИНН не хочется, то можете подать заявление онлайн через сайт ФНС, , МФЦ или воспользоваться услугами почты. По почте отправляете заказное письмо в налоговую инспекцию с уведомлением о получении. В письме — пакет документов: ксерокопии паспорта (основные данные и прописка), документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, и заполненный бланк-заявление по форме № 2-2-Учет. Готовое свидетельство ИНН вы получите также на почтовый адрес, который укажете в заявлении. Если будете оформлять ИНН по почте, то напишите в комментариях, сколько времени это займёт. Многим будет интересно.
Госпошлина
Оплачиваете 800₽ только в том случае, если подаёте заявление лично в налоговую.
Сформировать и оплатить квиток на сайте налоговой службы. Ещё вариант — распечатать и оплатить квиток в терминалах. Они установлены в большинстве банков и в МФЦ.
Заявление
Заявление состоит из 4 страниц. .
Одна из них — для иностранцев. Если вы не иностранец, то нужно заполнить всего три.