Поправки в Налоговый кодекс: что принес ФЗ от 02.07.2021 № 305?

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ внес значительные изменения во вторую часть Налогового кодекса. Поправки коснулись НДС, акцизов, налог на прибыль, УСН, НДФЛ, имущественных налогов.

Расскажем по каждому налогу отдельно.

Кого освободили от НДС?

Поправки внесли в статью 149 НК РФ.

Принятый закон освобождает от НДС услуги общепита:

  • через специализированные объекты – рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания;
  • выездные услуги общепита.

Конечно, есть условия для освобождения.

Так, организации и ИП, оказывающие услуги общественного питания, получат право на освобождение от НДС при условии, что за предшествующий календарный год:

  • сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд. рублей;
  • удельный вес доходов от услуг общественного питания составил не менее 70%;
  • среднемесячный размер выплат работникам не ниже региональной отраслевой среднемесячной зарплаты по деятельности класса 56 ОКВЭД.

Услугами общепита не признается:

  • отделами кулинарии розничных продавцов;
  • организациями и ИП, которые занимаются заготовками либо розничной торговлей.

Отдельно прописали особенности применения данного освобождения, если госрегистрация произошла в 2022–2024 годах.

Обратите внимание: указанные налогоплательщики (освобожденные от НДС) сохранят право на применение пониженных тарифов страховых взносов по тарифу 15%.

Принятые поправки по НДС вступают в силу с 1 января 2022 года.

Налог на прибыль

По налогу на прибыль Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ внес немало поправок.

Перенос убытков

Ограничение в 50% на учет убытков прошлых лет продлено до 31 декабря 2024 года (п. 2.1 ст. 283 НК РФ).

Напомним, с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года налоговая база за текущий период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%. Указанное ограничение не распространяется только на налоговые базы, к которым применяются пониженные ставки по налогу на прибыль.

Сроки уплаты налога для организаций культуры

Организациям культуры дали право в связи с эпидемией коронавирусной инфекции заплатить налог на прибыль за 2022 и 2021 годы не позднее 28 марта 2022 года (п. 6 ст. 287 НК РФ).

Авансовые платежи за эти периоды платить не нужно.

Для такой льготы по переносу сроков уплаты основная деятельность по коду в ЕГРЮЛ на 31.12.2020 должна быть:

  • творческая;
  • в области искусства и организации развлечений;
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и т. д.

Для владельцев исключительных прав

В статье 284 НК РФ прописано право регионов вводить пониженные ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, для тех, кто занимается предоставлением по лицензионному договору прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Поправки вступают в силу со 2 августа 2022 года.

Кроме того, к расходам на НИОКР отнесены затраты на покупку исключительных прав на изобретения, полезные модели, промобразцы, ПО для ЭВМ по договору об отчуждении исключительных прав, а также прав на использование таких объектов по лицензионному договору.

Амортизация ОС

Уточнили правило, по которому первоначальная стоимость ОС меняется при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации объектов.

С 1 января 2022 года первоначальная стоимость объектов основных средств при их реконструкции, достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации изменяется вне зависимости от остаточной стоимости (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Обратите внимание: если при реконструкции, модернизации и т.д. срок полезного использования объекта не увеличился, то применяется амортизационная норма по первоначальному сроку полезного использования.

Акциз в цене товара

При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.

Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:

  • твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
  • адвалорная, или в процентах от стоимости;
  • комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.

Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:

  • на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
  • авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
  • сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
  • газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).

Формулы расчета акциза:

  • А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
  • А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.

Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.

Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.

НДФЛ

С 1 января 2022 года гражданам разрешили не сдавать налоговую декларацию 3-НДФЛ при продаже недорогого недвижимого имущества.

Что это значит?

Внесены изменения в статью 229 Налогового кодекса.

Они отменяют обязанность физлиц отчитываться в налоговую при продаже:

  • недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 000 000 рублей;
  • иного имущества (транспорта, гаражей и т.д.) – до 250 000 рублей.

Значит, если доход от продажи недвижимости меньше, чем установленный налоговый вычет по НДФЛ, то декларацию 3-НДФЛ можно не подавать.

Нововведения будут распространяться на лиц, продавших имущество начиная с налогового периода 2022 года.

Какие товары являются подакцизными

Этиловый спирт и продукция, которая содержит более 9% такого спирта. Исключение составляют лекарства, а также ветеринарные препараты в емкостях не более 100 мл. Еще одно исключение — парфюмерно-косметические средства с долей этилового спирта до 80% включительно (при наличии пульверизатора — до 90% включительно), разлитые во флаконы до 100 мл., а также парфюмерно-косметическая продукция с долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл. включительно.

Кроме того, под акцизы подпадает алкогольная продукция, пиво, табачные изделия (в том числе предназначенные для потребления путем нагревания), легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксил, авиационный керосин, природный газ, а также электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Налог на имущество

С 1 января 2022 года субъекты РФ больше не вправе устанавливать сроки уплаты налога на имущество компаний и авансовых платежей по нему.

Сроки по Налоговому кодексу установлены для всех (новая ред. п. 1 ст. 383 НК РФ):

  • для налога – не позднее 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Еще важное по налогу на имущество:

  • налог на недвижимость, которая облагается по кадастровой стоимости, будет взиматься так же, как транспортный и земельный налоги. То есть организация сама рассчитывает и платит налог, а инспектор присылает сообщение об исчисленной сумме. Декларацию подавать не нужно;
  • если имущество уничтожено, налог можно не платить с первого числа соответствующего месяца. Нужно будет подать заявление.

Когда начисляются акцизы

При импорте подакцизных товаров, а также при реализации и передаче подакцизных товаров, произведенных на территории РФ.

Реализация подакцизных товаров — это переход права собственности на возмездной или безвозмездной основе, в том числе использование подакцизной продукции при натуральной оплате. При этом акцизы начисляются только в случае, когда право собственности переходит непосредственно от производителя подакцизных товаров (например, от изготовителя к оптовику). При дальнейшей перепродаже (например, при отгрузке от оптовика в розничную сеть) акцизы начислять не нужно.

Также акцизы необходимо платить при реализации конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, включая подакцизные товары, полученные по решению суда.

Передача подакцизных товаров — это операции, при которых не происходит переход права собственности. При этом акцизы начисляются только в случае, если подакцизные товары передает непосредственно их производитель. Если же продукция передается лицом, купившим ее в готовом виде, акцизы начислять не надо.

Так, акцизами облагается передача произведенной продукции для переработки на давальческой основе и отгрузка подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья. Кроме того, акцизы начисляются при передаче произведенных товаров для собственных нужд, в уставный капитал или учредителю при выбытии последнего.

Под акцизы в общем случае попадает перемещение продукции внутри компании для дальнейшего производства неподакцизных товаров, и плюс к этому — внутренняя передача этилового и коньячного спирта для производства алкоголя или иной подакцизной продукции. Облагается акцизами и внутреннее перемещение созданных подакцизных товаров подразделению, занимающемуся их розничной реализацией.

Наконец, акцизы начисляются в случае получения денатурированного этилового спирта и прямогонного бензина организациями, имеющими соответствующие свидетельства.

П.8 ст.193 НК РФ

Если иное не установлено в настоящем пункте, ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле:

АНС = ((Цнефть x 7,3 — 182,5) х 0,3 + 29,2) х Р х СПЮ х Ккорр х Крег,

где Цнефть — средний за календарный месяц налогового периода уровень цен нефти «Юралс» на мировых рынках, выраженный в долларах США за баррель, определяемый в соответствии с пунктом 3 статьи 342 настоящего Кодекса; (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)

Р — среднее значение за календарный месяц курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в календарном месяце;

СПЮ — удельный коэффициент, характеризующий корзину продуктов переработки нефтяного сырья. Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент СПЮ округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления; (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)

Ккорр — коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи;

Крег — коэффициент, характеризующий региональные особенности рынков продуктов переработки нефтяного сырья.

Крег определяется в отношении нефтяного сырья, направленного на переработку на производственных мощностях по переработке нефтяного сырья, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, и принимается равным:

1,5 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Республике Хакасия и Красноярском крае;

1,4 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Республике Тыва и Иркутской области;

1,3 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Коми, Ненецком автономном округе, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия;

1,1 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Тюменской, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях, Забайкальском крае, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре;

1,05 — в отношении производственных мощностей, расположенных в Омской области, Алтайском крае, Республике Алтай;

1 — в отношении производственных мощностей, расположенных в иных субъектах Российской Федерации.

СПЮ определяется по формуле:

(VНС — 0,55 x VПБ — 0,3 х VСВ — 0,065 х VКС — VТ) С ПЮ = ———————————————, V НС

где VНС — количество нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности и направленного налогоплательщиком либо организацией, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, на переработку по данным средств измерений, размещенных в местах, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья, за налоговый период, выраженное в тоннах;

VПБ — количество прямогонного бензина, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — передан налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде) и (или) передан в налоговом периоде в структуре налогоплательщика, имеющего свидетельство на переработку прямогонного бензина, на переработку в продукцию нефтехимии, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, выраженное в тоннах;

VСВ — количество товарного бензина, легких и средних дистиллятов в жидком виде (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба), бензола, толуола, ксилола, масел смазочных, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах;

VКС — количество кокса нефтяного, произведенного из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, который реализован налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — передан налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде),

выраженное в тоннах;

VТ — количество мазута, битума нефтяного, парафина, вазелина, отработанных нефтепродуктов, иных жидких (за исключением фракций, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которых не менее 85 процентов) или твердых продуктов переработки нефтяного сырья, произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку и принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, которые реализованы налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданы налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам в налоговом периоде), выраженное в тоннах. Агрегатное состояние продуктов переработки нефтяного сырья в настоящем абзаце определяется при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба. (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)

Объемы продуктов переработки нефтяного сырья, указанные в абзацах восемнадцатом — двадцать первом настоящего пункта, учитываются при определении показателя СПЮ с учетом нормативных потерь, возникающих после отгрузки продуктов переработки нефтяного сырья и до перехода права собственности на указанные продукты и связанных с технологическими особенностями процесса транспортировки. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.07.2019 № 255-ФЗ)

В случае возврата продуктов переработки нефтяного сырья, отгруженных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданных налогоплательщику или по его поручению третьим лицам) в предыдущих налоговых периодах, значения показателей VПБ, VСВ, VКС, VТ за соответствующие налоговые периоды не пересчитываются, а объемы возвращенных продуктов переработки нефтяного сырья исключаются из соответствующих объемов VПБ, VСВ, VКС, VТ в том налоговом периоде, в котором осуществлен возврат указанных продуктов. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.07.2019 № 255-ФЗ)

Если величина Цнефть, рассчитанная для налогового периода, оказалась меньше или равна 25 долларам за баррель, ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) для такого налогового периода принимается равной произведению 20 долларов США, среднего значения за календарный месяц налогового периода курса доллара США к рублю Российской Федерации (Р) и коэффициента Ккорр.

Вне зависимости от выполнения других условий, установленных настоящим пунктом, ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) для налогового периода принимается равной 0 в случае, если в таком налоговом периоде выполнено хотя бы одно из следующих условий:

за налоговый период соотношение суммы величин VПБ, VСВ, VКС, VТ к величине VНС оказалось менее 0,75;

объем автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных, в том числе по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья, и реализованных налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) иным лицом, входящим в одну группу лиц с таким налогоплательщиком в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, в налоговом периоде на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами), оказался менее минимальной величины реализации на биржевых торгах автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5 соответственно, определяемой налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для целей настоящего абзаца реализацией признается заключение договора купли-продажи на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами) в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах». При этом факт заключения указанного договора подтверждается со стороны соответствующей биржи (бирж) сводными выписками из реестра договоров купли-продажи, заключенных налогоплательщиком (по поручению налогоплательщика) или иным лицом, указанным в настоящем абзаце. Требования, установленные настоящим абзацем, не распространяются на налогоплательщиков, не осуществляющих производство автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 в налоговом периоде, в том числе на основании договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья. Также требования настоящего абзаца не применяются при определении ставки акциза в отношении нефтяного сырья, направленного на переработку на расположенные в Хабаровском крае производственные мощности, указанные в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, выданном налогоплательщику либо организации, непосредственно оказывающей налогоплательщику услуги по переработке нефтяного сырья. (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)

Рассчитанная ставка акциза на нефтяное сырье (АНС) округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления и признается для целей настоящей главы твердой (специфической) ставкой.

Для целей настоящего пункта определение видов произведенных и реализованных налогоплательщиком (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданных налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам) продуктов переработки нефтяного сырья (VПБ, VСВ, VКС, VТ) осуществляется им самостоятельно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основе единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Организация, оказывающая налогоплательщику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, услуги по переработке нефтяного сырья, обязана передать указанному налогоплательщику документы и сведения, необходимые для определения ставки акциза на нефтяное сырье (АНС), в течение 15 календарных дней, считая с первого числа месяца, следующего за месяцем налогового периода.

В целях настоящей главы в случае, если продукты переработки нефтяного сырья, указанные в настоящем пункте, произведены из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), порядок определения количества нефтепродуктов, произведенных из нефтяного сырья и реализованных налогоплательщиком в налоговом периоде (в случае переработки нефтяного сырья на основе договора об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья — переданных налогоплательщику и (или) по его поручению третьим лицам), устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения, при этом установленный порядок не подлежит изменению в течение трех календарных лет, непосредственно следующих за календарным годом утверждения указанного порядка. (В редакции Федерального закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ)

В случае, если организация, непосредственно осуществляющая переработку нефтяного сырья и имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в течение налогового периода осуществляет переработку собственного нефтяного сырья и (или) нефтяного сырья третьих лиц, такая организация обязана вести раздельный учет нефтяного сырья, направленного на переработку, и всех продуктов его переработки в отношении каждого собственника сырья.

В случае, если организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, осуществляет переработку собственного нефтяного сырья на основе нескольких договоров о переработке нефтяного сырья, такая организация определяет ставку акциза на нефтяное сырье (АНС) по каждому такому договору в отдельности.

В случае, если организация, имеющая свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, осуществляет переработку собственного нефтяного сырья на производственных мощностях по переработке нефтяного сырья, указанных в ее свидетельстве и (или) в свидетельстве организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья, и расположенных в разных субъектах Российской Федерации, такая организация определяет отдельно ставку акциза на нефтяное сырье (АНС) в отношении нефтяного сырья, направленного на переработку на производственных мощностях, расположенных в каждом из указанных субъектов Российской Федерации.

(Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 301-ФЗ)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]