В рамках реализации основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России был принят Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ с многочисленными дополнениями и изменениями в НК РФ, которые вступили в силу с 23 ноября, 23 декабря 2022 года, некоторые с 2022 года или по ходу его. Рассказываем, какие изменения в налоговом законодательстве нужно теперь учитывать в работе бухгалтеру, юристу и другим специалистам.
Большой пакет поправок в НК 2020-2021
Закон № 374-ФЗ принят во исполнение утверждённых Минфином России Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Он предусматривает совершенствование налогового администрирования (контроля), а также уточнение отдельных положений Налогового кодекса РФ, затрагивающих вопросы налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на прибыль организаций, государственной пошлины, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.
Далее рассмотрим соответствующие изменения в НК РФ по каждому из этих элементов.
Налоговый кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.
Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей. В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам.
В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги. В ходе законотворческой деятельности такая структура была признана нецелесообразной, и главы, посвященные региональным и местным налогам, было решено включить в состав части второй НК.
Структура части первой НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть первая НК состоит из семи разделов, включающих 20 глав.
В разд. I определено понятие и правовой статус законодательства о налогах и сборах и его соотношение с иными нормативными актами о налогах и сборах, а также определена система налогов и сборов в Российской Федерации.
Раздел II посвящен правовой характеристике налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также институту представительства в налоговых правоотношениях.
В разд. III включены нормы, посвященные деятельности органов национальной налоговой администрации. В состав налоговой администрации России входят налоговые органы, а также отдельные структуры финансовых органов, таможенных органов, органов внутренних дел.
Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержит разд. IV.
В разд. V определен порядок подачи налоговой декларации и определены правила налогового контроля.
Раздел VI содержит правовую характеристику налогового правонарушения и виды ответственности за их совершение.
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц производится в соответствии с нормами разд. VII.
Вступление в силу и изменения части первой НК. Часть первая НК была принята 31 июля 1998 г. (Федеральный закон от 31.08.1998 № 147-ФЗ) и введена в действие с 1 января 1999 г. С момента вступления в силу части первой НК в текст многократно вносились изменения.
Наиболее существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:
- от 09.07.1999 № 154-ФЗ (изменения большинства статей были связаны с исправлениями допущенных при принятии НК ошибок и пробелов и носили в основном технический характер);
- от 30.12.2001 № 196-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 июля 2002 г. КоАП);
- от 28.05.2003 № 61-ФЗ (изменения вызваны вступлением в силу с 1 января 2004 г. ТК);
- от 23.12.2003 № 185-ФЗ (изменения и дополнения внесены с целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
- от 29.06.2004 № 58-ФЗ (изменения и дополнения обусловлены перераспределением в результате административной реформы полномочий между органами государственной налоговой администрации);
- от 27.07.2006 № 137-Ф3 (в целях совершенствования системы налогового администрирования внесены изменения и уточнения, направленные в том числе на повышение эффективности налогового контроля, уточнение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов).
Структура части второй НК. По состоянию на 1 января 2008 г. часть вторая состоит из четырех разделов, включающих 18 глав, одна из которых, гл. 27 «Налог с продаж» с 1 января 2004 г. утратила силу в связи с отменой этого налога.
К разделам части второй НК относятся:
- разд. VIII «Федеральные налоги» (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог», гл. 25 «Налог на прибыль организаций», гл. 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», гл. 25.2 «Водный налог», гл. 25.3 «Государственная пошлина», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых»);
- разд. VIII.1 «Специальные налоговые режимы» (гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»);
- разд. IХ «Региональные налоги и сборы» (гл. 27 «Налог с продаж» (утратила силу), гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций»);
- разд. X «Местные налоги» (гл. 31 «Земельный налог»).
Следует учесть, что работа над частью второй НК не завершена и ее структура будет дополняться.
Вступление в силу и изменения части второй НК. В отличие от части первой НК, все разделы и главы которой были приняты одновременно, при подготовке части второй законодатель предпочел вводить в действие ее отдельные главы по мере их подготовки. Первыми в составе части второй были приняты главы «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц» и «Единый социальный налог (взнос)». В результате датой принятия части второй НК считается дата принятия первых входящих в ее состав глав, при этом до настоящего времени работа над второй частью, как уже отмечалось, не завершена, и ее текст продолжает дополняться новыми главами.
Часть вторая НК была принята 5 августа 2000 г. (Федеральный закон № 117-ФЗ).
Считается, что часть вторая НК введена в действие с 1 января 2001 г. При этом даты вступления в силу ее отдельных глав различаются:
- гл. 21–24 – с 1 января 2001 г.;
- гл. 25–26.1 – с 1 января 2002 г.;
- гл. 27 – с 1 января 2002 г. по 1 января 2004 г.;
- гл. 28 – с 1 сентября 2002 г.;
- гл. 26.2-26.3 – с 1 января 2003 г.;
- гл. 26.4 – с 1 августа 2003 г.;
- гл. 25.1; 29 и 30 – с 1 января 2004 г.;
- гл. 25.2; 25.3 и 31 – с 1 января 2005 г.
Терминология НК. Если НК не вводит собственного определения для института, понятия или термина гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, то они применяются в том значении, в каком используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК).
Перечень терминов, применяемых в НК в ином значении, установлен в п. 2 ст. 11 НК.
Изменения в налоговом администрировании
В части организации налогового контроля Закон № 374-ФЗ:
- внёс в НК РФ корреспондирующие изменения в связи с введением в 2021 году казначейского обслуживания и системы казначейских платежей;
- определил полномочия местных представительных органов по установлению своих налогов и сбора для формирования их бюджетов на 2021-2023 годы (изменение в ст. 12 НК РФ);
- ввёл возможность использовать электронную доверенность, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью, или нотариально удостоверенную (в т. ч. приравненную) доверенность (см. об этом далее в статье);
- увеличил пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3000 до 10 000 рублей для обращения налоговиков в суды за их взысканием с физлиц, не являющихся ИП (изменения в ст. 48 НК РФ);
- с 23.12.2020 установил единые для физлиц и организаций условия и срок (1 год) направления требований об уплате недоимки и задолженности по пеням и штрафам, если сумма недоимки не превышает 3000 рублей (изменения в ст. 70 НК РФ);
- уточнил нормы о возврате излишне уплаченных (взысканных, подлежащих возмещению) налогов на счета в банках, информация об открытии которых была получена налоговиками в соответствии с п. 1.1 ст. 86 НК РФ, в т. ч. в части сроков принятия решений о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам и зачета налогов, подлежащих возмещению, вне зависимости от вида налога (дополнены ст. , , , , , , 176, 176.1, 203.1 НК РФ);
- с 23.12.2020 установил общие правила, согласно которым проценты, начисленные ИФНС на дату вынесения решения о возврате излишне уплаченного платежа, подлежат уплате плательщику на основании такого решения без соответствующего заявления (в остальных случаях заявление нужно), а также появились дополнительные возможности внесения изменений в налоговые декларации (расчеты) без применения действующей процедуры, основанной на истребовании ИФНС у плательщиков пояснений и подтверждающих документов;
- исключил особенности принятия решений о проведении выездных проверок в отношении организаций из Сколково либо участников инновационных научно-технологических центров (ст. 89 НК РФ);
- ввёл обязанность Пенсионного фонда сообщать в ФНС о ветеранах боевых действий из Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) (новые положения ст. 85 НК РФ);
- в отношении поступивших от налоговых органов в другой орган власти сведений о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющих налоговую тайну, с 01.01.2021 распространяется режим запрета на разглашение, требования к специальному режиму хранения и доступа, ответственность за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение (изменения в ст. 102 НК РФ);
- с 01.01.2021 не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом оператору системы «Одно окно» соответствующих сведений в сфере ВЭД (новый п. 2.2 ст. 102 НК РФ).
Исполнение норм налогового законодательства
Вопрос по контролю за исполнением налогового законодательства подробно изложен в Приказе Генпрокуратуры РФ №193. В частности, данным приказом установлено, что законность проведения налоговых операций возложена на налоговые органы и организации, наделенные таким правом, и существующие нарушения исполнения норм налогового права возникают с попустительства именно этих организаций.
Именно поэтому Генеральная прокуратура РФ не только вправе, но и обязана осуществлять мониторинг на постоянной основе по контролю за исполнением норм налогового права. Кроме того, именно Генпрокуратура обязана обеспечить не коррупционный характер, как проверок, так и процесса взимания налоговых сборов с плательщиков.
Статья 45 Налогового Кодекса предусматривает внесение всех налогов и сборов плательщиком самостоятельно на постоянной основе в обязательном порядке. Если в качестве плательщика выступает организация, то обязанность по уплате сборов и налогов перекладывается на уполномоченное лицо.
Примечательно, что исполнение норм налогового законодательства предусматривает досрочный порядок уплаты налогов и сборов.
То есть гражданин может оплатить сбор до того срока, который предусмотрен законом. Однако вносить средства позже установленного в каждом конкретном случае срока тоже не запрещается. При этом на просрочившего платеж плательщика накладывается штраф (пени), который исчисляется в зависимости от вида налогообложения и размера задолженности.
Кроме того, в отношении организаций может быть установлен и судебный порядок взыскания задолженности по налогам.
В случаях, если сумма долга по налоговым выплатам превышает 5 миллионов рублей, а также в тех случаях, когда недоимка превышает срок в три календарных месяца. То есть если по итогам проверки со стороны налоговых органов было установлено, что организация не уплачивала налоги 3 месяца, то дело о взыскании может быть передано в суд на рассмотрение. Более того при наличии задолженностей предусмотрено ежемесячное уведомление плательщику со стороны налогового органа в письменном виде.
Новый подход к доверенности
Как было сказано выше, введена возможность использовать электронную доверенность, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью, или нотариально удостоверенную (в т. ч. приравненную по нормам ГК РФ) доверенность в налоговых правоотношениях.
ФНС России утвердит:
- электронный формат доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика подписывать отчетность;
- порядок направления электронной доверенности по ТКС (с 01.07.2021).
Уже с 23 декабря 2022 года уполномоченный представитель ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП, может действовать по электронной доверенности с электронной подписью.
Поправили и саму норму о доверенности, которую выдает налогоплательщик-физлицо (п. 3 ст. 29 НК РФ). С 23.12.2020 здесь прямо указано, что для ИП и обычных граждан действуют одинаковые правила (ранее уточнения про ИП не было).
Изменения в сдаче отчётности
Закон № 374-ФЗ закрепил в НК РФ с 1 июля 2022 года закрытый (исчерпывающий) перечень обстоятельств, при которых декларация или расчет считаются непредставленными. Это новые п. 4.1 и 4.2 ст. 80.
Перечень включает 6 обстоятельств:
- в ходе мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
- физлицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок дисквалификации не истек ранее даты подачи отчётности;
- дата смерти физлица наступила ранее даты подписания декларации (расчета) его усиленной квалифицированной электронной подписью (о смерти есть сведения в Едином госреестре записей актов гражданского состояния);
- в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора/страховых взносов, налогового агента) и подписавшего декларацию (расчет), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о нём ранее даты сдачи отчётности;
- в отношении организации в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица (реорганизация/ликвидация/исключение по решению регистрирующего органа) ранее даты сдачи отчётности;
- декларация по НДС не соответствует контрольным соотношениям (п. 5.3 ст. 174 НК РФ) или в расчете по взносам есть ошибки (например, показатели по физлицам не совпадают с общей суммой) (п. 7 ст. 431 НК РФ).
При установлении хотя бы одного из этих обстоятельств не позднее 5 дней уведомит о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной. Значит, камеральную проверку прекратят в день направления уведомления.
Если непредставленной сочли уточненную декларацию (расчет), то продолжат проверку предыдущей отчетности. При этом срок прекращенной камералки не учитывают.
Нарушения в налоговой сфере
Вопросы, связанные с существующими нарушения в налоговой сфере, а также существующие меры наказания прописаны в главе 16 Налогового Кодекса (в части первой). В частности, глава охватывает такие вопросы, как:
- нарушенный порядок постановки на учет;
- невыплата или частичная выплата установленных сборов и налогов;
- нарушение в сфере заполнения или представления декларации по налоговому законодательству;
- утаивание данных от налоговых органов об обстоятельствах, влияющих на процесс осуществления налоговых правоотношений;
- предоставление заранее недостоверных или ложный сведений и данных о плательщике.
За каждое из нарушений настоящий законодательством предусмотрено свое наказание, которое может быть вынесено на основании не только налогового права, но и административного, уголовного, гражданского, в зависимости от обстоятельств конкретного нарушения.
Автор статьи
Изменения в исчислении и уплате НДС
Закон № 374-ФЗ предоставил право нулевую ставку плательщикам, продающим иностранным покупателям:
- товары в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ;
- и/или произведенные из них товары.
Соответственно, оговорено право на вычеты по НДС.
Статью 147 НК РФ дополнили пунктом, по которому место реализации данных товаров территория России, если в момент начала отгрузки и транспортировки они находятся в исключительной экономической зоне РФ.
Также введено освобождение от НДС ряда услуг, оказываемых оператором финансовой платформы.
Изменения по акцизам
Закон № 374-ФЗ обязал публиковать информацию о свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (с денатурированным этиловым спиртом) в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования ФНС России.
С 01.01.2021 по правилам начисления процентов за несвоевременный возврат (новый п. 10 ст. 78 НК РФ) нужно рассчитывать и проценты при возмещении НДС и акцизов.
Изменения по НДФЛ
Закон № 374-ФЗ:
- уточнил перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения подоходным налогом;
- определил особенности освобождения от НДФЛ доходов от продажи недвижимости, приобретенной по договорам долевого строительства;
- уточнил порядок исчисления минимального предельного срока владения жилым помещением в случае его продажи (дополнен п. 2 ст. 217.1 НК РФ);
- уточнил порядок обложения НДФЛ дивидендов, которые российская компания выплатила иностранной, а физлицо признало в декларации (новый подп. 1.1 п. 1 ст. 208 НК РФ с 2022 г.);
- освободил от налогообложения доходы в натуральной форме при предоставлении во временное пользование жилых помещений и/или питания работникам медорганизаций, организаций соцобслуживания, если такие лица выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с коронавирусной инфекцией;
- с 01.01.2021 освобождение от НДФЛ оплаты проезда в отпуск и провоза багажа для работников из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей привели в соответствие с нормами по страховым взносам. Так, если отпуск за границей, должна не облагаться стоимость проезда до пункта пропуска через границу, в т. ч. международного аэропорта.
С 1 января 2022 года не должно облагаться НДФЛ возмещение расходов на оплату жилья, а не его бесплатное предоставление. Речь идет о компенсациях, которые установлены законодательством или решениями местных властей.
Соотношение понятий «налоговое законодательство» и «законодательство о налогах и сборах»
Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.
Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):
- по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
- возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).
В состав законодательства о налогах и сборах входят:
- законодательство РФ о налогах и сборах;
- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
- нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Введение в текст НК понятия «законодательство о налогах и сборах» и определение его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.
Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:
- специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;
- законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;
- федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;
- федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;
- отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.
К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).
Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.
Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.
Изменения по вопросам избежания двойного налогообложения
Закон № 374-ФЗ определил в НК РФ:
- порядок налогообложения доходов иностранных организаций – пайщиков от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ, по принадлежащим им инвестиционным паям пропорционально доле в праве общей собственности на имущество фонда; а именно – приравнял данный вид дохода к дивидендам;
- к доходам инофирм от источников в РФ относятся доходы от реализации (в т. ч. погашения) инвестиционных паев закрытых ПИФов, относящихся не только к категориям рентных фондов и фондов недвижимости, а также к комбинированным и иным фондам, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимости, находящейся на территории России.
Признаки местных налогов и сборов
Таким образом, местные налоги и сборы:
- обязательны к уплате на территории муниципального образования;
- устанавливается НК РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов муниципального образования;
- вводятся в действие законами г. Москвы, Санкт-Петербурга и г. Севастополя, а так же нормативно-правовыми актами законодательных органов муниципальных образований, которые определяют налоговые льготы, ставку в пределах установленных в НК РФ, порядок и сроки уплаты.
Местные налоги и сборы являются источником формирования местного бюджета.
Статья написана и размещена 2 ноября 2012 года. Дополнена — 31.08.2013, 01.12.2014
ВНИМАНИЕ!
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.
Изменения по налогу на прибыль организаций
Закон № 374-ФЗ внёс в НК РФ следующие коррективы:
- уточнил правила применения нулевой ставки по дивидендам, выплачиваемым российскими организациями иностранным компаниям, фактическое право на которые имеют организации – налоговые резиденты РФ;
- уточнил правила формирования налоговой базы некоммерческих организаций с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, а также уточнил перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению;
- уточнил порядок расчета показателя для определения налоговой базы по доходам от долевого участия в других организациях;
- установил порядок формирования остаточной стоимости нематериальных активов по аналогии с порядком для основного средства;
- установил порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год;
- исключил положения, позволяющие обходить запрет на применение «нулевой» ставки к прибыли от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50% представлены недвижимостью в РФ;
- уточнил порядок признания внереализационных доходов при методе начисления (новый подп. 15 п. 4 ст. 271 НК РФ);
- наделил регионы правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы (НИОКР, НМА) (как дополнительная возможность стимулировать у себя инновационную деятельность).
Организация не должна относить в доходы не только имущество, полученное безвозмездно от организации или физлица с долей не менее 50% (ранее – более 50%), но и аналогичные имущественные права. Это распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Изменения по уплате госпошлины
Закон № 374-ФЗ добавил следующие положения:
- установил госпошлину за выдачу лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в связи с установлением нового вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;
- для стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», их освободили от уплаты госпошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией давно возникших прав на недвижимость;
- для снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, их освободили от уплаты госпошлины за регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физлицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилья, утраченного ими вследствие чрезвычайной ситуации.
За внесение сведений о юрлице в реестр операторов финансовых платформ размер установлена госпошлина в размере 35 000 рублей.
Международные договоры Российской Федерации
В НК подтвержден приоритет норм международного законодательства, признанного Российской Федерацией, над ее национальным законодательством (ст. 7 НК). Правила и нормы международных договоров РФ являются источниками национального налогового права и подлежат применению в случаях, если:
- они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов;
- в них установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Наиболее распространенными формами международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, являются: - соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения;
- соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.
Отдельные положения, касающиеся вопросов налогообложения, могут содержаться в заключенных РФ консульских конвенциях.
Изменения по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Закон № 374-ФЗ установил:
- оценку стоимости драгоценных металлов исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии – в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации драгкамней без учета НДС, уменьшенных на его расходы по их доставке;
- обязанности для налогоплательщиков – участников региональных инвестиционных проектов по восстановлению неуплаченных сумм НДПИ, не перечисленных в связи с применением пониженных налоговых ставок, в случае прекращения статуса участника – по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Изменения по имущественным налогам
В части земельного, транспортного и налога на имущество Закон № 374-ФЗ внёс следующие изменения в Налоговый кодекс:
- беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по имущественным налогам распространён на ветеранов боевых действий;
- расширен перечень документов, передаваемых в налоговые органы физлицами через МФЦ («Мои документы»);
Это:
- сообщение о наличии недвижимости и/или транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения физлиц;
- заявление о гибели или уничтожении объекта по транспортному налогу.
- усовершенствована процедура рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от плательщиков – физических лиц и организаций;
- с 01.01.2021 установлен порядок налогообложения уничтоженных транспортных средств, предусматривающий прекращение исчисления транспортного налога не с момента снятия т/с с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено (новый п 3.1 ст. 362 НК РФ);
Чтобы налоговая перестала начислять налог, нужно подать заявление по форме ФНС, где указать месяц происшествия с авто. К нему можно приложить документы, подтверждающие гибель или уничтожение т/с. Если документов нет, ИФНС сама запросит сведения у органов и лиц, которые ими располагают.
Рассмотрев заявление, она уведомит, что налог больше не начисляют. Или что оснований прекратить начисление нет.
- определён порядок взаимодействия налоговых органов и уполномоченных органов в целях администрирования земельного налога в отношении земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- установлен понижающий коэффициент при расчете налога на имущество физлиц в отношении вновь образованных объектов недвижимости;
- введены новые правила перерасчета ранее исчисленных имущественных налогов физических лиц.
По информации ФНС, если у гражданина возникла налоговая льгота, которая ранее не была учтена при направлении ему налогового уведомления, с 23.11.2020 она будет применена с периода, в котором у налогоплательщика возникло право на эту льготу. При этом налоговый орган проведет перерасчет, уменьшающий налоговые платежи на сумму такой льготы. Это поправки в п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ.
С 2022 года также возможен перерасчет земельного налога или налога на имущество физлиц за предыдущие налоговые периоды, если он связан с уменьшением кадастровой стоимости объекта налогообложения. Соответствующие поправки внесены в п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ. Например, если кадастровая стоимость снизилась в связи с:
- внесением изменений в акт об утверждении результатов ее определения;
- исправлением ошибки;
- установлением кадастровой стоимости недвижимости в размере её рыночной стоимости.
Кроме того, с 1 июля 2021 года в п. 2.1 ст. 52 НК РФ появится правило о том, что перерасчет транспортного налога физлица не делают, если он (независимо от оснований) влечет увеличение ранее уплаченного налога. То есть – ухудшает положение налогоплательщика. Это нововведение направлено на соблюдение законных интересов добросовестных автовладельцев, своевременно уплативших транспортный налог по полученному налоговому уведомлению (аналогичное ограничение перерасчетов уже применяют по земельному налогу и налогу на имущество физлиц).
Также Закон № 374-ФЗ внёс изменения касаемо расчета налогов по кадастру с 2022 года.
Теперь есть только 2 исключения, когда изменение кадастровой стоимости земельного участка или другой недвижимости учитывают в текущем и прошлых периодах:
СИТУАЦИЯ | ПОЯСНЕНИЕ |
Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной | Для исчисления налогов рыночную стоимость применяют с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости (ранее пересчет налогов по рыночной стоимости был возможен с 1 января года, в котором плательщик обратился). До 2022 года это касалось только ситуации, когда стоимость участка или другой недвижимости оспорена в комиссии или суде. К 2023 году во всех регионах споры (дела) об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной будут рассматривать специальные бюджетные учреждения, занимающиеся кадастровой оценкой, а не комиссии при Росреестре. |
Текущее или ретроспективное применение измененной кадастровой стоимости предусмотрено Законом о кадастровой оценке от 03.07.2016 № 237-ФЗ | Например, когда индекс недвижимости снизился более чем на 30%, уменьшенную кадастровую стоимость применяют с начала года, на который рассчитан индекс. Если стоимость недвижимости, включенной в региональный перечень (торгово-офисные центры, помещения в них, офисы, объекты общепита, бытового обслуживания) не определена на начало года, по новым правилам налог платить нужно, но по среднегодовой стоимости (ранее Минфин считал, что платить вообще не нужно). |
В декларацию по налогу на имущество за 2022 год организациям нужно включать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, которое юрлицо отражает в бухучете как основное средство. Соответствующие поправки в форму декларации утвердит ФНС.
Согласно Основным направлениям налоговой политики, не исключено, с движимого имущества снова будут брать налог, а предельную ставку снизят. Это позволит не увеличивать налоговую нагрузку и исключить споры об отнесении объекта к недвижимости.
С 2022 года налоговую обязали рассматривать уведомление о переходе на единую декларацию по неторговой недвижимости в течение 30 дней, а потом сообщить о результатах организации (новые положения п. 1 ст. 386 НК РФ).
Исключены все нормы о расчете налога на имущество физлиц по инвентаризационной стоимости: ст. 402 НК РФ с 2021 года утратила силу.
Кто инициатор Закона о налоге на вклады
25 марта 2022 года состоялось обращение Владимира Путина к народу и бизнесу в связи с коронавирусом. Среди прочего, Президент предложил принять закон о введении налога на вклады физических лиц:
“Во многих странах мира процентные доходы физических лиц от вкладов в банках и инвестиций в ценные бумаги облагаются подоходным налогом. У нас такой доход налогом не облагается.
Предлагаю для граждан, чей общий (!) объём банковских вкладов во всех банках или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн рублей, установить налог на процентный доход в размере 13%. То есть, повторю, не сам вклад, а только проценты, получаемые с таких вложений, будут облагаться налогом на доходы физических лиц.
Подчеркну, такая мера затронет лишь порядка 1% вкладчиков. При этом условия для размещения средств в российских банках по-прежнему останутся привлекательными и одними из самых высокодоходных в мире.”
В итоге, был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).
Этот ФЗ, в частности, внёс изменения в главу 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. А именно, в статьи 214.1, 214.2, 217, 224, 226.1, 228 и 229 Кодекса.
Изменения по страховым взносам
Закон № 374-ФЗ:
- дополнил перечень периодов, за которые ИП не уплачивают за себя страховые взносы – периодами нахождения под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы;
- синхронизировал перечень выплат от работодателя в пользу работников и не облагаемых страховыми взносами (ст. 422 НК РФ) с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению НДФЛ (ст. 217 НК РФ);
- уточнены критерии о доле дохода IT-компаний в целях применения пониженных тарифов взносов.
Освобождение от взносов компенсации расходов исполнителю по гражданско-правовому договору (ГПД, ГПХ) закрепили с 01.01.2021 в отдельном новом подп. 16 п. 1 ст. 422 НК РФ. Это:
«Суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов.»
Формулировка стала более четкой: сюда добавили и оплату таких расходов.
Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
Акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).
Состав органов исполнительной власти, издающих нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, могут издавать (п. 1 ст. 4 НК):
- Правительство РФ;
- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- исполнительные органы местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Изданные до введения в действие части первой НК нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые согласно этой части НК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Изменения по контролируемой задолженности
На 2022 и 2022 годы установлены специальные интервалы (п. 1.2 ст. 269 НК РФ) значений процентных ставок по контролируемой задолженности. Так, по долговому обязательству в рублях из сделки, признаваемой контролируемой, интервал составляет от 0% до 180% ключевой ставки ЦБ (ранее – от 75% до 125%).
Применять эти поправки можно с учетом особенностей определения величины задолженности и собственного капитала по правоотношениям, которые возникли с 1 января 2020 года.