Инструкция: составляем заявление в налоговую об уточнении платежа


Какие ошибки встречаются

Любая организация является плательщиком налогов, сборов, взносов. Хоть какой-то да налоговый платеж зачисляется в государственную казну. Для перечисления бюджетных платежей предусмотрены отдельные правила заполнения платежных поручений. Ошибка приведет к пеням и штрафам. Чтобы исправить недочет в платеже, направьте в ФНС специальное заявление об уточнении с просьбой устранить допущенную неточность.

Все недочеты по платежкам делят на три категории:

  • критические помарки, при которых скорректировать недочет нельзя;
  • некритические, при которых достаточно обратиться в ФНС для уточнения транша;
  • несущественные недочеты, которые вовсе не требуют исправления.

ВАЖНО!

Налоговики предусмотрели отдельные правила и порядок уточнения бюджетных перечислений. Не все помарки подлежат исправлению.

Какие ошибки исправить нельзя

Если в платежном поручении найден критический недочет, то обращаться в ИФНС бессмысленно. Деньги придется разыскивать через банк, затем подавать заявление на возврат. Нет никакой гарантии, что средства вернутся на счет. Учтите, что возвратная процедура занимает длительный период времени.

Какие ошибки считают критичными:

  1. Деньги не поступили в бюджетную систему РФ. Ситуация возможна, если налогоплательщик указал неверный счет Федерального казначейства в платежке. Если денег в бюджете нет, то и уточнить их нельзя. Обратитесь в банковскую организацию за розыском невыясненного платежа.
  2. Неверно указан банк получателя. Суть аналогична первому пункту. Если неверно указаны реквизиты и наименование банка получателя, то деньги не зачислят в бюджет. Они останутся в невыясненных траншах либо затеряются в платежной системе банка. Обратитесь в банк за розыском ошибочного перечисления.

ВАЖНО!

Помимо ошибок в платежках, есть еще одна ситуация, когда транш нельзя уточнить. Это касается взносов ОПС, которые уже учтены на счете застрахованного лица в Пенсионной системе. До зачета взносов ОПС в персональном учете уточнение перечислений допускается.

Какие особенности есть у КБК?

КБК вещь очень непостоянная. Законы и приказы, в которых есть актуальная информация, меняются ежегодно, а порой и чаще. В интернете полно несвежих данных, поэтому при работе с кодами нужно с особой внимательностью выбирать источники. В Кнопке мы всегда отслеживаем такие изменения, поэтому, если вы не готовы листать бесконечные страницы приказов, или есть страх ошибиться, можете доверить отправку отчётов и подготовку платёжных поручений с заполнением КБК нам.

Помните, что при смене КБК старые становятся недействительны. Это особенно важно, если планируется оплата налога за прошлый период, когда действовали другие коды. Указывать нужно те, что актуальны сейчас.

Код классификации бюджета един на всей территории России и не меняется в зависимости от региона. И на том спасибо

С 2022 по 2022 год они не претерпели серьёзных изменений, был лишь расширен их список: ввели новые КБК для административных штрафов и тех, что указаны в первой части Налогового кодекса РФ.

Требования ФНС: какие ошибки разрешается исправить

С 01.01.2019 разрешается исправить недочет в платежном поручении только при одновременном выполнении трех условий (п. 7, 9 ст. 45 НК РФ):

Условие № 1 Срок давности перечисления не истек. То есть с момента свершения ошибочного транша прошло не более трех лет.
Условие № 2 Корректировка не приведет к образованию недоимки по фискальным платежам. Это значит, что если при исправлении за налогоплательщиком возникнет задолженность по налогам, сборам, взносам, в корректировке откажут.
Условие № 3 Деньги поступили в бюджетную систему РФ, несмотря на допущенный недочет.

ВАЖНО!

Если деньги зачислены в бюджет, то исправить разрешено любой реквизит платежки. В том числе и номер Федерального казначейства и наименование банка получателя. Для этого подается форма заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию. Если денег в казне нет, то и уточнять нечего. Придется разыскивать транш через банковскую организацию.

Сроки возврата (зачета) излишне взысканных сумм налогов. Изменения в процедуре уточнения платежа


Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса. Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?

Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

До 15 декабря 2022 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

С 15 декабря 2022 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?

Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2022 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.

Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

Что это означает?

Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.

В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/[email protected] о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?

На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.

По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога. Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?

Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.

Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?

Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.

Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?

Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?

Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?

В зачете (возврате) может быть отказано, если: — в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных; — заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика); — заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика; — заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?

Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2022 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.

При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?

Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.

В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Что меняется в данной процедуре?

С 1 января 2022 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.

Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?

Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.

Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2022 года.

Как уточнить платеж?

Будут два способа уточнения.

Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/[email protected]

Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?

В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.

Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

отчетность налоговая отчетность

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

Поделиться

Какие ошибки можно не исправлять

Незначительные опечатки, орфографические и пунктуационные ошибки в поле «Назначение платежа» не требуют исправления. Например, если плательщик пропустил запятую или неправильно сократил слова, это не повлияет на поступление средств в бюджет. Обращаться в ФНС с заявлением об уточнении не обязательно.

Проверьте, не искажает ли ошибка суть платежа. Например, если в назначении неверно указан отчетный или налоговый период, допущена опечатка в регистрационном номере страхователя и т. д. Аналогичные недочеты придется корректировать в ФНС.

ВАЖНО!

Инспекция вправе самостоятельно скорректировать недочет, выявленный в платежном поручении. Например, если плательщик ошибся в отчетном периоде и указал «2119 год» вместо «2020». Аналогичные описки инспекция уточняет без заявления от организации. Но если у ФНС отсутствует достаточный объем информации, чтобы внести корректировку, то ошибка останется неисправленной.

Код вида доходов бюджетов

Он самый объёмный по наполнению и вариативности, так как включает группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Группы и подгруппы в приказе не разделены и прописаны единым числом: 100 — налоговые и неналоговые доходы; 200 — безвозмездные поступления.

Конечно, всё не может быть так просто, поэтому список есть и для групп:

• 101 — налоги на прибыль, доходы; • 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование; • 108 — государственная пошлина; • 201 — безвозмездные поступления от нерезидентов.

Статьи и подстатьи в самом приказе, в отличие от групп, не представлены. В тексте есть лишь незаметная отсылка к Приложению, где прописаны все виды доходов в бюджет и коды к ним. Их задача — указать максимально конкретное назначение оплаты.

К примеру, коды по страховым взносам делятся на выплату страховой пенсии и накопительной, страхование от несчастных случаев на производстве и на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Вариантов много, у некоторых подстатей есть разбивка даже по годам.

Завершает цепочку элемент доходов. Он похож на код главного администратора, но прописывает именно уровень бюджета, в который поступит оплата.

Разброс кодов здесь от 01 до 14: 01 — федеральный бюджет, 06 — бюджет Пенсионного фонда, 07 — бюджет Фонда социального страхования.

Как правильно исправить

Для исправления недочетов необходимо обратиться в ИФНС для уточнения платежа. Корректировку производят исключительно в заявительном порядке. Это значит, что от плательщика потребуется составить специальное заявление.

Так как ошибок довольно много, унифицированный пример письма в налоговую об уточнении платежа не предусмотрен. Составьте его в произвольном виде. Заявление заверяет руководитель. Подпись главного бухгалтера не обязательна, но желательна.

Подготовьте письмо в налоговую об уточнении платежа сразу в двух экземплярах, если подаете документы лично. Одна копия заявления останется в ФНС, а на второй принимающий инспектор поставит отметку о приемке. Допускается подать бумаги по почте, через доверенного представителя или в электронном виде (по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).

ВАЖНО!

Срок рассмотрения заявления об уточнении ИФНС — 10 рабочих дней. О принятом решении инспектура уведомит заявителя отдельно. Срок направления уведомления о принятом решении — 5 рабочих дней.

Как составить заявление

При составлении письма об уточнении платежа учитываем важные рекомендации ФНС:

Требования к оформлению
Подготовьте письмо об уточнении на фирменном бланке организации. Либо в шапке бланка укажите все реквизиты компании заявителя (наименование, ИНН, КПП и адрес). Эти сведения необходимы для идентификации заявителя в базе данных ФНС.
Требования к структуре
Шапка документа Указываем наименование должности начальника и самой ИФНС, в которую подаем заявление. Ниже прописываем адрес места нахождения инспекции.

Раскрываем сведения о заявителе. Обязательно указываем наименование, ИНН, КПП и адрес. Вписываем контактные данные для связи.

Указываем дату составления и номер регистрации в журнале исходящей документации.

Название Заявление об уточнении платежа
Содержание Указываем в обязательном порядке:
  • сведения о платежном поручении, в котором обнаружена ошибка;
  • информацию о самой ошибке;
  • правильные реквизиты платежа;
  • основания для внесения исправлений (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Причины, по которым допущен недочет, указывать не обязательно.

Приложения Отдельным списком оформите перечень приложений к письму. Здесь обязательно впишите реквизиты платежки с ошибкой. Допускается приложить иные документы, подтверждающие обстоятельства. Например, выписка из банка, копия квитанции и прочее.

К заявлению приложите копии подтверждающих документов.

Что будет, если налогоплательщик не отправит письмо с просьбой исправить допущенные ошибки?

Все неточности, связанные с уплатой налогов, необходимо исправлять как можно скорее. Если же налогоплательщик проявит в этом деле халатность и своевременно не отправит письмо об уточнении КБК в налоговую службу, ему не удастся избежать последствий.

Налог или взнос, уплаченный по неверному коду, повлечет переплату по одному налогу и недоимку по другому. По истечении срока, установленного для уплаты налога, неизбежны санкции в виде пеней, начисленных на сумму недоимки.

Что делать, если ошибся банк

Если фискальный транш не поступил в ФНС по вине банковского работника, об этом плательщик узнает только от ФНС. Инспектура пришлет требование уплатить недоимку и начисленные пени. Порядок действий для плательщика такой:

  1. Проверьте платежку и банковскую выписку. Удостоверьтесь, что в бумагах нет ошибок.
  2. Обратитесь в банк за уточнением платежа. Возьмите с собой копии платежки и выписок.
  3. Решив проблему с банковской ошибкой, обратитесь в ФНС. Подготовьте ходатайство в произвольном виде с просьбой отменить начисление пеней. Укажите, что недочет допущен работниками банка. Приложите документы об исправлении банковской ошибки к ходатайству. Например, это объяснительная банка и квитанция о зачислении денег в бюджет.

ФНС рассмотрит ходатайство. Если плательщик не виноват, то начисление пеней отменят.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]