Когда и какие возникают ошибки
Ошибки в платежках между контрагентами допускают составители платежных поручений, т.е. работники бухгалтерских отделов. При этом неверные данные могут быть в самых разных пунктах документа: например, неправильно указывается номер договора, по которому происходит перечисление денежных средств, ошибочно пишется цель платежа или, бывает, выделяется НДС там, где его выделать не нужно и т.д.
Исправить это можно в одностороннем порядке, направив партнеру письмо об уточнении назначения платежа.
При этом вторая сторона не обязана высылать уведомление о получении данного послания, но удостовериться в том, что письмо получено, лишним не будет.
Что делать, если допущена ошибка в платежном поручении?
Знакома ли вам ситуация, когда вы в спешке оформили платежку на перечисление налога, банк исполнил поручение, а впоследствии вы обнаружили ошибку в КБК — что делать в данной ситуации?
Выход прост: нужно оформить заявление в налоговую об уточнении платежа. Об этом говорит и Минфин в письме от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145.
Аналогичным образом следует поступить, если допущена ошибка в других полях платежного поручения, таких как:
- основание платежа;
- ИНН и КПП отправителя или получателя;
- статус налогоплательщика;
- налоговый период платежа;
- ОКТМО;
- номер или дата документа-основания;
- назначение платежа;
- с 01.01.2021 — номер банковского счета, который входит в состав ЕКС.
ВАЖНО! Ошибка в названии банка — получателя платежа является непоправимой (п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае выход один — отправить новый платеж с правильными реквизитами, уплатить пени и написать в ФНС заявление о возврате платежа, уплаченного на неверные реквизиты.
С 01.05.2021 года действуют новые реквизиты в налоговых платежках: наименование банка, номер банковского счета, который входит в состав ЕКС, номер счета получателя (номер казначейского счета). Подробности см. здесь. А с 01.10.2021 в платежках по-новому заполняются поля 101, 106, 108 и 109.
Найти реквизиты вашей налоговой можно на сайте ФНС. Подробности см. здесь.
Помните, что уточнить платеж можно только при соблюдении трех условий. Прочитайте о них подробнее в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Рассмотрим порядок оформления и образец письма об уточнении платежа в налоговую при неверном указании КБК.
Можно ли оспорить новое назначение платежа
Обычно изменение параметра «Назначение платежа» происходит при взаимном согласии и без особых последствий. Но в некоторых случаях возможны осложнения. Например, если налоговая инспекция при проверке обнаружит такое исправление и посчитает его способом ухода от налогов, санкции со стороны контролирующего органа можно считать неминуемыми. Бывает, что трения о назначении платежа возникают и между контрагентами, особенно в части выплат по долгам и процентам. В большинстве случаев, для того, чтобы оспорить исправление, опротестовывающей его стороне придется обратиться в судебную инстанцию, при этом гарантий выигрыша дела никто не даст, поскольку такие истории всегда имеют множество нюансов.
Важное условие, необходимое для того, чтобы избежать возможных проблем, заключается о том, что сведения об изменениях в назначении платежа нужно в обязательном порядке передавать и в банки, через которые прошел платеж. Для этого достаточно всего лишь написать аналогичные письма в простой уведомительной форме.
Какие ошибки исправить нельзя
Если в платежном поручении найден критический недочет, то обращаться в ИФНС бессмысленно. Деньги придется разыскивать через банк, затем подавать заявление на возврат. Нет никакой гарантии, что средства вернутся на счет. Учтите, что возвратная процедура занимает длительный период времени.
Какие ошибки считают критичными:
- Деньги не поступили в бюджетную систему РФ. Ситуация возможна, если налогоплательщик указал неверный счет Федерального казначейства в платежке. Если денег в бюджете нет, то и уточнить их нельзя. Обратитесь в банковскую организацию за розыском невыясненного платежа.
- Неверно указан банк получателя. Суть аналогична первому пункту. Если неверно указаны реквизиты и наименование банка получателя, то деньги не зачислят в бюджет. Они останутся в невыясненных траншах либо затеряются в платежной системе банка. Обратитесь в банк за розыском ошибочного перечисления.
ВАЖНО!
Помимо ошибок в платежках, есть еще одна ситуация, когда транш нельзя уточнить. Это касается взносов ОПС, которые уже учтены на счете застрахованного лица в Пенсионной системе. До зачета взносов ОПС в персональном учете уточнение перечислений допускается.
Как правильно написать письмо
Письмо об уточнении назначения платежа не имеет унифицированного образца, обязательного к применению, соответственно, писать его можно в произвольной форме или по шаблону, утвержденному в учетной политике фирмы. При этом есть ряд сведений, которые указывать в нем необходимо. Это:
- название предприятия-отправителя,
- его юридический адрес,
- данные об адресате: название компании и должность, ФИО руководителя.
- ссылку на платежное поручение, в котором была допущена ошибка (его номер и дату составления),
- суть допущенной неточности
- исправленный вариант.
Если неверно внесенных сведений несколько, то вписать их надо отдельными пунктами.
Все суммы следует вносить в бланк как цифрами, так и прописью.
При составлении письма важно придерживаться делового стиля. Это значит, что формулировки послания должны быть предельно четкими и корректными, а содержание довольно кратким — строго по делу.
Какие ошибки встречаются
Любая организация является плательщиком налогов, сборов, взносов. Хоть какой-то да налоговый платеж зачисляется в государственную казну. Для перечисления бюджетных платежей предусмотрены отдельные правила заполнения платежных поручений. Ошибка приведет к пеням и штрафам. Чтобы исправить недочет в платеже, направьте в ФНС специальное заявление об уточнении с просьбой устранить допущенную неточность.
Все недочеты по платежкам делят на три категории:
- критические помарки, при которых скорректировать недочет нельзя;
- некритические, при которых достаточно обратиться в ФНС для уточнения транша;
- несущественные недочеты, которые вовсе не требуют исправления.
ВАЖНО!
Налоговики предусмотрели отдельные правила и порядок уточнения бюджетных перечислений. Не все помарки подлежат исправлению.
Как оформить письмо
Как к информационной части письма, так и к его оформлению закон не предъявляет ровно никаких требований, поэтому писать его можно на простом чистом листе или на фирменном бланке организации, при этом допустимы как печатные, так и рукописные варианты.
Единственное правило, которое надо соблюдать неукоснительно: письмо должно быть подписано директором фирмы или уполномоченным на визирование подобной документации лицом.
Проштамповывать послание не обязательно, поскольку с 2016 года юридические лица по закону освобождены от необходимости это делать (при условии, что данное требование не прописано во внутренних нормативных актах компании).
Письмо нужно составлять как минимум в четырех экземплярах:
- один следует оставлять себе,
- второй передавать контрагенту,
- третий в банк плательщика,
- четвертый в банк получателя.
Все копии должны быть идентичны и заверены должным образом.
Какие ошибки можно не исправлять
Незначительные опечатки, орфографические и пунктуационные ошибки в поле «Назначение платежа» не требуют исправления. Например, если плательщик пропустил запятую или неправильно сократил слова, это не повлияет на поступление средств в бюджет. Обращаться в ФНС с заявлением об уточнении не обязательно.
Проверьте, не искажает ли ошибка суть платежа. Например, если в назначении неверно указан отчетный или налоговый период, допущена опечатка в регистрационном номере страхователя и т. д. Аналогичные недочеты придется корректировать в ФНС.
ВАЖНО!
Инспекция вправе самостоятельно скорректировать недочет, выявленный в платежном поручении. Например, если плательщик ошибся в отчетном периоде и указал «2119 год» вместо «2020». Аналогичные описки инспекция уточняет без заявления от организации. Но если у ФНС отсутствует достаточный объем информации, чтобы внести корректировку, то ошибка останется неисправленной.
Как и сколько хранить письмо
После отправления, все письма об уточнении назначения платежа необходимо зарегистрировать в журнале исходящей документации, а одну копию вложить в папку текущей «первички» фирмы. Здесь оно должно находиться период, установленных для такого рода документов законом или внутренними нормативно-правовыми актами компании, но не менее трех лет. После утраты актуальности и истечения срока хранения письмо можно передать в архив предприятия или утилизировать в порядке, прописанном в законодательстве.
Требования ФНС: какие ошибки разрешается исправить
С 01.01.2019 разрешается исправить недочет в платежном поручении только при одновременном выполнении трех условий (п. 7, 9 ст. 45 НК РФ):
Условие № 1 | Срок давности перечисления не истек. То есть с момента свершения ошибочного транша прошло не более трех лет. |
Условие № 2 | Корректировка не приведет к образованию недоимки по фискальным платежам. Это значит, что если при исправлении за налогоплательщиком возникнет задолженность по налогам, сборам, взносам, в корректировке откажут. |
Условие № 3 | Деньги поступили в бюджетную систему РФ, несмотря на допущенный недочет. |
ВАЖНО!
Если деньги зачислены в бюджет, то исправить разрешено любой реквизит платежки. В том числе и номер Федерального казначейства и наименование банка получателя. Для этого подается форма заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию. Если денег в казне нет, то и уточнять нечего. Придется разыскивать транш через банковскую организацию.
Как составить письмо-подтверждение
Текст письма должен содержать в себе ряд стандартных данных:
- информацию об отправителе (наименование организации, ее адрес, телефон, электронную почту);
- сведения об адресате (сюда достаточно внести название компании, ее адрес, должность и ФИО руководителя или иного работника, которому направляется послание);
- номер письма (в соответствии с журналом исходящей корреспонденции) и дата его составления.
Затем посередине строки пишется название документа и обращение к конкретному должностному лицу (его начинайте со слова «Уважаемый», затем – имя-отчество).
После этого идет основная часть. Сюда вносится информация о том, что именно вы ходите подтвердить:
- если речь идет о сотрудничестве, нужно указать, чего именно оно касается;
- если о договорах и проектах – сюда надо вписать их наименование, номер, дату и другие идентификационные характеристики;
- когда подтверждение касается приема каких-то товарно-материальных ценностей, груза, посылок или денежных средств, желательно кроме даты получения указать и документы, которыми они сопровождались.
В общем, чем подробнее будет описана эта часть письма, тем лучше.
При необходимости письмо можно подкрепить ссылками на законы, подзаконные акты, постановления правительства, если они имеют прямое отношение к рассматриваемому в письме вопросу.
В завершение письма, в зависимости от целей его написания, можно высказать пожелание, просьбу, вопрос или сделать интересное предложение.
Как отправить письмо
Способов отправки письма-подтверждения несколько:
- Достаточно надежный и простой – переправить послание через обычную почту заказным письмом с уведомлением о вручении. Почему именно так? Этот путь дает возможность отправителю убедиться в том, что его послание доставлено до адресата, при этом минус здесь только один – даже в пределах одного населенного пункта письмо может идти несколько дней, а то и неделю.
- Если письмо написано в печатном виде, то его можно переслать через электронную почту (с запросом о подтверждении прочтения) или факс.
- Но самым эффективным считается использование двух вариантов одновременно: например, отправка копий письма через электронную и обычную почту.