Правила заполнения акта о списании автотранспортных средств форма ОС-4а – бланк и образец

Стоимость объекта основных средств, который не будет приносить предприятию доход в будущем, подлежит списанию с учета. Документом, который подтверждает списание основных средств, может быть, например, акт о списании (ликвидации) объекта основных средств. Допускается использовать в деятельности или взять как образец для заполнения собственного шаблона такого первичного документа типовую форму акта: для списания основных средств применяется форма ОС-4, но не для всех. Для списания автотранспортных средств придумали отдельный документ – это форма № ОС-4а. Вы можете дополнить форму необходимыми вам реквизитами и создать свой бланк, если по каким-то причинам не хотите воспользоваться унифицированной формой № ОС-4а.

Кроме того, если компания ликвидирует транспортное средство, то она должна снять его с учета в Госавтоинспекции. В унифицированной форме бланка о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) содержится реквизит «дата снятия с учета в ГИБДД (ГАИ)». Если вы разрабатываете первичный документ самостоятельно, не забудьте добавить эту строку, которая будет содержать данные о моменте снятия транспорта с учета.

Решение о ликвидации автотранспортных средств должно быть оформлено приказом (распоряжением) руководителя о такой ликвидации. Сведения о выбытии также необходимо внести в документы, которые оформляются компанией для учета наличия и движения основных средств. Оформлением данных документов должна заниматься специальная комиссия по контролю за выбытием объектов основных средств.

Когда применяют форму ОС-4а

Форму ОС-4а используют при выбытии основных средств, относящихся к автотранспорту, дальнейшее использование которых невозможно.
Необходимость оформления акта особой формы для автотранспорта вызвана наличием большого количества особых характеристик, относящихся к нему. Среди них:

  • информации о снятии с учета в ГИБДД;
  • сведения о пробеге;
  • данных о номерах документов и деталей объекта.

О том, на кого может регистрироваться автотранспорт в ГИБДД, читайте в статье «Транспортный налог на автомобили в России».

Акт по унифицированной форме ОС-4а составляют в 2 экземплярах:

  • для бухгалтерии, где он служит основанием для бухгалтерских проводок;
  • для склада, куда приходуют материалы, полученные в результате демонтажа.

Описание процедуры списания автомобиля, а также образцы других сопутствующих ей документов, вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Выводы

В случае возникновения необходимости списания основных средств на предприятии, составляются специальные документы. Среди них главным считается акт о списании.

Если списанию подлежит автотранспортное средство, необходимо использовать унифицированную форму бланка — ОС-4а.

Она состоит из вступительной части, в которую вписываются краткие сведения о компании-владельце, и таблиц.

В них вносятся данные об автомобиле. Заполнением документа должно заниматься ответственное лицо, которым в данном случае является бухгалтер.

Как заполнить форму ОС-4а

Форма ОС-4а утверждена Госкомстатом (постановление от 21.01.2003 № 7), но обязательной к применению (как и большинство унифицированных форм) не является и может быть заменена иным документом аналогичного содержания.

В заполнении форма ОС-4а достаточно понятна по смыслу ее разделов:

  • В заголовочной части отражается информация о собственнике объекта, номер и дата составляемого документа, данные о списываемом авто и материально-ответственном лице.
  • 1-й раздел посвящен описанию технического состояния объекта.
  • Во 2-м разделе приводятся данные о его остаточной стоимости.
  • В 3-й раздел заносятся сведения о паспорте, номерах двигателя и шасси, цифровые характеристики габаритов авто и сведения о драгметаллах в нём. Здесь же содержится заключение комиссии, к которому желательно приложить заключение сторонних технических специалистов, подтверждающих ее выводы.
  • 4-й раздел отведен данным о снимаемых с авто деталях, пригодных к дальнейшему использованию.
  • В 5-м разделе приводятся данные о затратах на проведение демонтажа, сведения об оприходованных на склад материальных ценностях и финансовый результат списания.

С 2022 года бухучет основных средств и кап.вложений нужно будет вести по новым стандартам (ФСБУ). Что изменится в порядке учета, читайте в обзорном материале от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к комментариям экспертов.

Об особенностях налогового учета выбытия не полностью амортизированного имущества читайте в материале «Как учесть расходы на ликвидацию недоамортизированного основного средства в налоговом учете?».

Пример заполнения инвентарной карточки


Пример заполнения инвентарной
Как правильно заполнить

Бланк ОС 4а состоит из 3-х страниц, титульной, в которой размещаются 1-й и 2-й разделы. На второй странице размещается 3-й раздел и на третьей странице – 4-й и 5-й разделы.

Титульный лист формы заполняется следующим образом:

  • Название автопредприятия.
  • Номер документа и дата его создания.
  • Название и заводской номер автомашины.
  • Основание для разборки.
  • Номерные знаки автомашины.
  • Должность и ФИО начальника.

Раздел 1. «Сведения о техническом состоянии…»

В указанном разделе отображается информация о списанном транспорте:

  • Год выпуска.
  • Время начала работы.
  • Время постановки на учет.
  • Время капитального восстановления.
  • Время снятия с регистрации в ГИБДД
  • Пробег автомашины со времени начала работы или после ремонта.

Раздел 2. «Сведения о стоимости…»

Этот раздел отображает стоимостные параметры автомашины:

  • Начальная цена.
  • Стоимость восстановления после переоценки
  • Амортизационные начисления на начало работы автомашины.
  • Остаточная цена на период разборки.


Пример занесения данных на 1-й странице.
Раздел 3. «Краткая характеристика…»

Здесь кратко выполняется описание технических параметров автомашины, подлежащей ликвидации:

  • Номер по порядку.
  • ПТС.
  • Номера двигателя и шасси.
  • Грузоподъемность.
  • Масса автомашины.
  • Наличие драгоценных металлов.

К немаловажному моменту документа относится факт оценки автомашины специалистами.

Раздел 4. «Сведения о принятии… демонтированных деталей…»

В этом разделе отображаются демонтированные элементы транспорта:

  • Номерные знаки деталей и узлов
  • Численность.
  • Цена.

Раздел 5. «Сведения о затратах…»

Здесь необходимо отобразить издержки по списанию транспорта:

  • Действия по разборке.
  • Вид документации и дата выполнения разборки.
  • Корреспондирующие счета.
  • Затраты при разборке.
  • Документы по оприходованию деталей.
  • Название деталей с отображением номера, количества, стоимости.
  • Бухгалтерские проводки.

В конце страницы отображается данные об убытках и сумма от оприходованных деталей. Затем документ подписывается главным бухгалтером.

Пример заполнения 3-й страницы

Пример заполнения 3-й страницы.


Пример заполнения титульной страницы формы ОС-4а.


Бланк титульной страницы формы ОС-4а

Бланк титульной страницы формы ОС-4а

Когда используется форма ОС-4

Прекращение эксплуатации зданий и оборудования в ходе работы организации — обычная практика. В процессе работы возникают ситуации, когда ремонт, реставрация или модернизация объекта являются экономически нецелесообразными. В этом случае принимается решение о списании объекта ОС.
Процедура списания непригодного объекта описана в ПБУ 6/01 и ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Проводится в несколько этапов:

  1. Созыв специальной комиссии с целью установления факта непригодности здания или оборудования для дальнейшего использования в компании. Комиссия состоит минимум из трех человек, в ее состав обязательно включают материально ответственное за объект лицо. Юридическое лицо вправе пригласить в состав комиссии стороннего эксперта.
  2. Комиссия выносит свое заключение, на основании которого руководитель издает приказ о выбытии основного средства.
  3. Члены комиссии составляют акт о списании.

Документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается у лица, ответственного за инспектируемый объект ОС, второй передается в бухгалтерию для отражения факта выбытия в бухгалтерском и налоговом учете. В учете расходы и доходы, возникающие при выбытии основного средства, включаются в состав «прочих» и отражаются на счете 91 в корреспонденции со счетом 01.

На основании акта о списании прекращается начисление амортизации основного средства, и объект не учитывается в целях исчисления налога на имущество.

Где используется акт списания автомобиля?

  • Поломка транспортного средства, которая не может быть устранена.
  • Любой вид износа.
  • Дефект транспортного средства не подлежащий ремонту.

При этом чтобы оценить степень износа и непригодности транспорта к дальнейшему использованию, производится оценка специальной инстанцией. Управляющий компании пишет приказ о списывании объекта (у нас можно найти этот пример). Производится заполнение комиссией акта ОС-4а в 2 экземплярах, где первый отдается бухгалтеру, а второй остается у председателя экспертной комиссии (назначенной руководителем организации). Результаты списания автомобиля отражаются в инвентарной карточке учета основных средств по форме: ОС-6, ОС-6а или ОС-6б. инвентарной карточки можно в данной статье: “Инвентарная карточка ОС-6“.

Заполняем ОС-4а

Акт состоит из 3 страниц, каждую из которых необходимо заполнить. Сделать это можно в электронном виде или от руки.

Страница 1

В первую очередь заполняют шапку документа: указывают название компании или предприятия, структурного подразделения, ОКУД и ОКПО, номер и дату составления акта. Дату списания с бухучета и код аналитического учета вносит бухгалтер.

Затем начинается основная часть. Указывают информацию об автотранспортном средстве:

  • наименование, марку, модель;
  • заводской, инвентарный и регистрационный номера;
  • причину списания.

Также вносят ФИО материально ответственного лица и его табельный номер.

Затем заполняют таблицу со сведениями о техническом состоянии автомобиля на день списания: вносят даты выпуска, ввода в эксплуатацию, принятия к учету, капремонта и снятия с учета в ГИБДД, данные о пробеге.

В следующую таблицу записывают сведения о стоимости автомобиля:

  • первоначальную на момент принятия к бухучету;
  • сумму амортизации;
  • остаточную стоимость.

Страница 2

На этой странице размещена таблица, куда необходимо вписать характеристики автомобиля:

  1. Порядковый номер записи.
  2. Номер техпаспорта.
  3. Номер двигателя.
  4. Номер шасси.
  5. Грузоподъемность и вместимость.
  6. Масса автомобиля по паспорту.
  7. Наименование драгметалла, содержащегося в деталях авто.
  8. Его номенклатурный номер.
  9. Единица измерения.
  10. Количество.
  11. Масса.

Далее, если есть другие характеристики, то их указывают в полях под таблицей. Затем комиссия пишет заключение, перечисляет прилагаемые документы, и каждый из ее членов ставит свою подпись в подтверждение достоверности указанных данных.

Страница 3

На этой странице сначала нужно заполнить таблицу с информацией о принятии к бухучету демонтированных деталей. Данные вносит бухгалтер. Что нужно указать:

  1. Номера по порядку, номенклатурный, по каталогу.
  2. Наименование детали.
  3. Единицу измерения.
  4. Количество.
  5. Стоимость.
  6. Примечание, если нужно.

Вторая таблица на этой странице должна содержать данные о расходах, связанных со списанием объекта, и о поступлении матценностей:

  1. Вид демонтажных работ.
  2. Реквизиты документа о проведении работ.
  3. Дебет.
  4. Кредит.
  5. Общую сумму.
  6. Реквизиты документа, подтверждающего списание.
  7. Наименование матценности.
  8. Ее номенклатурный номер.
  9. Единицу измерения.
  10. Количество.
  11. Стоимость единицы.
  12. Общую стоимость.
  13. Дебет.
  14. Кредит.

В конце таблицы подводят итог по сумме затрат и поступившей сумме. Затем бухгалтер указывает результат списания, выручку от реализации и ставит свою подпись.

После того как документ будет заполнен, его утверждает руководитель компании.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]