Акт о приемке материалов. Типовая межотраслевая форма № М-7

К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы. В статье расскажем про пример заполнения М-7, приведем порядок составления.

Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке:

  • а) по договорам купли-продажи, поставки, по различным в соответствии с законодательством
  • б) путем изготовления материалов своими силами;
  • в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;
  • г) получения организацией безвозмездно ,в том числе по договору дарения

Поступление материалов в организацию

Материалы, которые поступают по различным видам договоров организация получает от поставщика (грузоотправителя) первичные документы (товарно-транспортные, транспортные накладные, счета фактуры и сопроводительные (спецификации, сертификаты качества ). Читайте также статью: → «Товарно-транспортная накладная (ТТН). Бланк и образец заполнения формы 1-Т». У организации должен быть установлен порядок приема, регистрации, проверки расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий, прописанных в договоре и функциональных обязанностей подразделений (отделов, складов) и должностных лиц.

При этом необходимо:

  • зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;
  • проверить на соответствие по срокам, количеству, наименованию товара
  • отслеживать правильность расчетов в расчетных документах;
  • оплатить расчетные документы полностью или частично
  • определять фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;
  • вовремя передавать первичные документы в бухгалтерию организации согласно сроков поставки.

Виды операций

Товары (накладная)

Вид операций Товары(накладная) следует выбирать в том случае, когда необходимо отразить поступление от поставщика товаров (счет 41 «Товары») или материалов (счет 10 «Материалы»).

Он позволяет оформить поступление товаров как на оптовый склад, так и в торговые точки: автоматизированные и неавтоматизированные.

Узнайте особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная) вид операции Товары (накладная)

Услуги (акт)

Видом операции Услуги (акт) оформляется поступление услуг (работ) сторонних организаций в том случае, когда они относятся в дебет следующих счетов:

  • 08.03 «Строительство объектов основных средств»;
  • 20 «Основное производство»;
  • 23 «Вспомогательные производства»;
  • 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу»;
  • 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • 97 «Расходы будущих периодов».

Узнайте особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная) вид операции Услуги (акт)

Основные средства

Вид операции Основные средства удобно использовать тогда, когда необходимо одновременно оформить поступление и принятие к учету объекта основных средств (ОС). При этом должны выполняться условия, что для объекта ОС:

  • принятие к учету (ввод в эксплуатацию) осуществляется одновременно с поступлением;
  • не требуется монтаж;
  • не требуется отражать дополнительные расходы;
  • в бухгалтерском учете (БУ) используется линейный способ начисления амортизации;
  • параметры начисления амортизации для налогового учета (НУ) и БУ одинаковые (СПИ, первоначальная стоимость);
  • порядок включения стоимости в состав расходов по НУ предполагает только начисление амортизации;
  • амортизационная премия не начисляется по НУ;
  • отсутствует специальный коэффициент к амортизации по НУ.

Документ в этом случае формирует проводки с использованием счета 08.04.2 «Приобретение основных средств».

Узнайте особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная) вид операции Основные средства.

Товары, услуги, комиссия

Универсальный вид операции, в котором можно оформить поступление:

  • товаров и материалов;
  • услуг (работ) сторонних организаций;
  • возвратной тары;
  • товаров на комиссию от комитента;
  • товаров и услуг (работ), приобретенных для комитента;

Данный вид операции удобно использовать, когда одним первичным документом одновременно принимаются к учету разные ТМЦ и услуги.

Поставщик в качестве первичного документа выдал универсальный передаточный документ (УПД), в котором отражена поставка товаров и одновременно отражены услуги по их доставке.

Материалы в переработку

Операцией Материалы в переработку оформляется поступление материалов заказчика для давальческой переработки. Материалы будут учтены на забалансовом счете 003.01 «Материалы на складе».

Оборудование

Операцией Оборудование отражается поступление от поставщика:

  • оборудования, требующего монтажа (счет 07 «Оборудование к установке») и учитываемого в дальнейшем в качестве объекта монтажа;
  • объектов ОС (счет 08.04.1 «Приобретение компонентов основных средств»), подлежащих в дальнейшем принятию на учет в качестве объектов ОС.

Объекты строительства

Вид операции Объекты строительства следует выбирать для отражения поступления объектов, учитываемых на счетах:

  • 08.01 «Приобретение земельных участков»;
  • 08.02 «Приобретение объектов природопользования»;
  • 08.03 «Строительство объектов основных средств».

Услуги лизинга

Документом с видом операции Услуги лизинга лизингополучатель отражает начисление текущих лизинговых платежей при учете имущества на балансе лизингополучателя.

Документы по учету материалов

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Доверенность выдается в порядке, установленном действующим законодательством.

Оформление доверенности на получение

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, считается недействительной.

Приемка материалов от организаций транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется с учетом правил, действующих на транспорте и в органах связи соответственно, и условий договоров (купли-продажи, поставки, перевозки груза и т.п.). Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

Назначение документа

Документ Поступление (акт, накладная) является универсальным документом, с помощью которого в программе регистрируются практически все возможные операции по поступлению от поставщика товарно-материальных ценностей (ТМЦ), услуг (работ), имущественных прав и объектов основных средств.

Для отражения конкретной хозяйственной операции необходимо при создании документа правильно выбирать вид операции документа.

Рассмотрим более подробно виды операций документа Поступление (акт, накладная) и в каких случаях их следует использовать.

Для чего нужен акт М-7

Для оформления материальных ценностей, не сопровожденных платежными документами и имеющих расхождения с данными из сопроводительных документов, оформляется акт о приемке материалов по форме № М-7. Эта форма может быть юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.

В акт о приемке материалов включаются такие данные о принятых ценностях, как марка, знак, целостность пломбировки, масса, количество и прочие. Отдельно отмечается недостающее количество материалов, состояние упаковки и тары на момент принятия. Акт составляется уполномоченной комиссией, в состав которой входят представитель поставщика или незаинтересованной организации, представитель принимающего отдела снабжения и заведующий складом.

Как правильно заполнить акт о приёмке материалов

В верхней части акта указываются наименования, адреса, телефоны, отправителя, поставщика и получателя материалов, а также место составления акта, время начала и окончания приёмки. Если груз был застрахован, то указывается страховая компания. Кроме того в соответствующих строках указываются номер сертификата качества, номер и дата сопроводительного документа (накладная), номер и дата договора на поставку материалов.

  • На 1-й странице формы в разделе «По сопроводительным транспортным документам значилось» указываются данные из накладной поставщика.
  • На 2-й странице пишутся условия хранения продукции на складе получателя, состояние тары и упаковки продукции. Также указывается, каким образом было определено количество недостающей продукции.
  • На 3-й странице акта указываются выявленные сведения о браке, бое, недостаче и излишках материалов с точным количеством и стоимостью.
  • На 4-й странице приводится заключение приемочной комиссии и перечисляются документы, прилагаемые к акту.
  • Акт составляется комиссией в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика.

Каждый член комиссии, включая кладовщика, принимающего материалы, подписывает акт. Акт утверждается руководителем организации-получателя материалов.

Оформление М-7 без документов с поступившими материалами

Бланк М-7 также оформляется при приёмке материалов, поступивших без документов; является основанием с юридической точки зрения для предъявления претензий поставщику (отправителю). При заполнении бланка М-7 необходимые для указания данные по МЦ, для которых нет специальных строк, указываются в разделе “Другие данные”.

Графа “Паспортные данные” заполняется в том случае, если расхождения касаются материалов, содержащих в составе драгоценные металлы и камни. Акт оформляется приёмной комиссией в составе не менее трёх человек, в присутствии лица, ответственного за хранение материалов, и представителя поставщика или, в случае его отсутствия, представителя сторонней (незаинтересованной) организации.

Составление акта: особенности

Акт заполняется в двух экземплярах. Один экземпляр вместе с сопроводительными документами (товарная накладная, счёт-фактура и т.п.) отдаётся в бухгалтерию для учёта движения МЦ, другой – в отдел снабжения или тоже в бухгалтерию – для составления претензии поставщику (отправителю). В случае оформления акта по форме М-7 составлять приходный ордер по форме М-4 не нужно. Читайте также статью: → «Счет фактура: образец заполнения 2022, бланк».

Общие сведения

Форма М-7 была утверждена в 1997 году, 30 ноября Постановлением Госкомстата №71а. Но с 2013 года все унифицированные формы перестали носить обязательный характер. Компания может решить самостоятельно, использовать ли ей готовые бланки или разработать собственные. И тот и другой вариант нужно будет зафиксировать в учетной политике. Важно помнить, что самостоятельно созданные бланки должны иметь ряд обязательных реквизитов, чтобы иметь юридическую силу.

К сведению! Акт о приемке материалов — юридическое основание для того, чтобы написать претензию организации-поставщику. В том случае, если компания составляет акт по форме М-7, нет надобности заполнять приходный ордер по форме М-4.

Заполняет и подписывает документ специально созванная приемная комиссия. В нее обязательно должны входить материально ответственное лицо, например, кладовщик, и представитель организации-отправителя груза. Можно также пригласить представителя комитета по защите прав потребителей либо сотрудника-представителя незаинтересованной компании.

Такие действия, как создание комиссии и заполнение акта по форме М-7, необходимы для документальной фиксации наличия расхождения по качеству и количеству товара с данными сопроводительной документации. В свою очередь, правильно заполненный акт о приемке материалов — это подтверждение того, что имело место несоответствие показателей. В случае незаполнения такой бумаги поставщик сможет обратиться в суд, поскольку не будет доказательств расхождения данных по материалам. Именно поэтому компании-получателю груза важно вовремя и по всем правилам зафиксировать брак или недостачу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]