Начисление налога на имущество предприятий
Обязанность по уплате налога на имущество лежит не только на организациях, работающих на ОСНО, но также и на «упрощенцах» и «вмененщиках», если последние владеют недвижимостью, в основу расчета имущественного налога по которой заложена кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Отражение операций по начислению имущественного налога у каждого из налогоплательщиков зависит от положений принятой им учетной политики. Существует 2 варианта записи проводок в бухучете:
- Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое имущественные налоги не квалифицирует как расходы по обычным видам деятельности и при их начислении рекомендует использовать счет 91 «Прочие расходы».
- В соответствии с высказанной в письме от 05.10.2005 № 07-05-12/10 позицией Минфина РФ, который относит налог на имущество к общим расходам. Тем самым, по его мнению, отражение по начислению налога стоит в одном ряду с общепринятыми расходами.
Какой метод избрать, каждый налогоплательщик решает самостоятельно. Закрепление одного из возможных вариантов в учетной политике позволит избежать споров с проверяющими.
Как правильно рассчитать налог на имущество, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
О правилах составления учетной политики читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2022)?».
КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?
В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).
Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:
- 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
- 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
- 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
- 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
- 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Пункт Инструкции № 183н |
Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств: | |||
– налог на прибыль | 2 401 10 130 2 401 10 180 | 2 303 03 000 | 159, 179 |
– НДС | 2 401 10 130 2 401 10 180 2 401 20 200* | 2 303 04 000 | 159, 179 |
– иных налогов | 0 401 20 200 0 109 00 200 | 0 303 05 000 0 303 12 000 0 303 13 000 | 159 |
Уплата налогов | 2 303 03 000 2 303 04 000 0 303 05 000 0 303 12 000 0 303 13 000 | 0 201 11 000 0 201 21 000 | 161, 78 |
* В части НДС по безвозмездным передачам.
При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.
Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.
В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.
Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.
Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).
Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.
Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.
В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.
Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.
Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.
Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.
В бухгалтерском учете учреждения отразятся следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислен налог на имущество | 00000000000000851 4 401 20 290 | 00000000000000851 4 303 12 000 | 120 000 |
Уплачен налог в бюджет | 00000000000000851 4 303 12 000 | 00000000000000000 4 201 11 000 | 120 000 |
– | Увеличение забалансового счета 18 (КВР 851, код 290 КОСГУ) |
Автономное учреждение сдает помещение в аренду. Арендная плата составила 50 000 руб. (в том числе НДС (18 %) – 7 627 руб.). Налог на прибыль с доходов от арендной платы составил 8 475 руб.
Цифры приведены условно, прочие расходы и вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, не учитываются.
Согласно учетной политике АУ суммы налогов отражаются по статье 180 КОСГУ.
В соответствии с положениями Инструкции № 183н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856, операции отразятся бухгалтерском учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислен доход от аренды | 00000000000000120 2 205 21 000 | 00000000000000120 2 401 10 120 | 50 000 |
Поступила арендная плата на лицевой счет | 00000000000000000 2 201 11 000 | 00000000000000120 2 205 21 000 | 50 000 |
Увеличение забалансового счета 17 (код 120 КОСГУ) | – | ||
Начислен НДС | 00000000000000120 2 401 10 120 | 00000000000000180 2 303 04 000 | 7 627 |
Начислен налог на прибыль | 00000000000000120 2 401 10 120 | 00000000000000180 2 303 03 000 | 8 475 |
Уплачен НДС в бюджет | 00000000000000180 2 303 04 000 | 00000000000000000 2 201 11 000 | 7 627 |
– | Уменьшение забалансового счета 17 (код 180 КОСГУ) | ||
Уплачен налог на прибыль в бюджет | 00000000000000180 2 303 03 000 | 00000000000000000 2 201 11 000 | 8 475 |
– | Уменьшение забалансового счета 17 (код 180 КОСГУ) |
Если начислен налог на имущество: проводка для организаций
Проводка по начислению налога на имущество организации будет выглядеть так:
- При отнесении затрат на прочие расходы:
Дт 91 Кт 68.
- При отнесении на расходы по обычному виду деятельности:
- Дт 20 (23, 25, 26) Кт 68, если деятельность предприятия не связана с торговлей;
- Дт 44 Кт 68 для торговых организаций.
Начисление налога проводится ежеквартально, если соответствующим региональным законодательством не отменен отчетный период (п. 3 ст. 379 НК РФ).
Как правильно отразить уплату налога в бухгалтерском учете, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по налогам.
О нюансах ежеквартального расчета налога читайте в материале «Расчет суммы авансовых платежей по налогу на имущество».
УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?
Расходы на уплату налогов могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264, ст. 252 НК РФ при условии, что такие расходы экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на автономные учреждения – получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Положениями п. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
В силу положений вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.
Как уже было отмечено, величина субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой автономному учреждению из бюджета, рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения (п. 11, 33 Положения № 640). При этом значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению (п. 14, 15 и 32 Положения № 640).
Таким образом, к расходам, не учитываемым автономными учреждениями при определении базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы (в том числе на уплату земельного, транспортного налогов, налога на имущество), рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ подлежат распределению согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Такой вывод сделан в письмах Минфина РФ от 08.12.2016 № 03‑03‑06/3/73328, от 30.12.2016 № 03‑03‑06/3/79616, от 03.11.2016 № 03‑03‑06/3/64622.
Стоит отметить, что ранее специалисты финансового ведомства придерживались иной точки зрения: учреждения – получатели субсидий вправе учитывать только те расходы (в том числе расходы на уплату налогов), которые непосредственно связаны с ведением предпринимательской деятельности. При этом пропорционального деления налогов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью гл. 25 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина РФ от 04.02.2015 № 03‑03‑06/4/4305, от 30.04.2015 № 03‑03‑06/4/25397).
Итоги
Проводка, отражающая начисление налога на имущество в учете, может быть разной в зависимости от того, к каким из расходов, возникающих у налогоплательщика, относится этот налог согласно принятой им учетной политике. Периодичность начисления (ежеквартально или 1 раз по итогам года) зависит от того, установлены ли в регионе отчетные периоды по этому налогу.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.