Критерии отнесения предприятия к бюджетной организации
Помимо того, что бюджетная организация по сути учреждена государством, существует еще ряд обязательных признаков для окончательной классификации:
- организация создана для выполнения определенных задач (и задачи эти установлены учредителем — государственной структурой);
- государственный учредитель на регулярной основе производит финансирование организации для выполнения ею поставленных задач — госзадания (финансирование выделяется из бюджета — отсюда и название «бюджетники»);
- в силу изложенных выше критериев, организация признается некоммерческой (с применением в деятельности правил и норм, касающихся НКО);
- как и прочие НКО, организация может осуществлять операции, приносящие доход и влекущие расходы помимо бюджетного финансирования.
С именно бюджетными организациями (учреждениями) не следует смешивать:
- автономные учреждения;
- казенные учреждения
Основные отличия представлены в таблице:
Критерий | Автономное учреждение | Бюджетное учреждение | Казенное учреждение |
Финансовое обеспечение | В виде субсидий в соответствии с госзаданием и на содержание имущества | Субсидии: • на выполнение госзадания; • на содержание имущества; • на иные цели. Средства бюджета: • на исполнение публичных обязательств перед физическими лицами; • на осуществление обязательных мероприятий | По бюджетной смете |
Приносящая доход деятельность | Доходы поступают в распоряжение организации | Доходы поступают в распоряжение организации | Доходы зачисляются в бюджет |
Открытие счетов | Счета в кредитных организациях | Только в органах Федерального казначейства | Только в органах Федерального казначейства |
План счетов | «Обычный» план счетов и инструкция, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н | План счетов для бюджетных учреждений и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н | План счетов для госорганов и инструкция к нему, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н |
Отчетность | Бюджетные учреждения должны публиковать свою отчетность (например, через сайт в интернете) |
Принцип прозрачности
Важно позаботиться и об обеспечении прозрачности и понятности своей приносящей доход деятельности, открытость документации и доступ к ней.
Например,
образовательные учреждения могут разместить на официальном интернет-ресурсе учебного заведения документы, которые регламентируют и положения о платных услугах, и бланки договоров, и документы по утверждению тарифов, и общий порядок предоставления услуг.
Причем обновление документов и их размещение должно происходить в течение 10 (рабочих) дней после принятия или изменения. Об этом говорится в п. 4 ч. 2, ч. 1 и 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».
Нормативное регулирование учета в бюджетных организациях
Как видно из приведенного сравнительного анализа, по степени привязки к госрегулированию рассматриваемые нами бюджетные организации находятся в середине между казенными и автономными. Поэтому при ведении учета вынуждены опираться и на нормы для частных компаний, и на нормы для тех, кто получает бюджетное финансирование.
При построении учетной модели и создании учетной политики бюджетные организации опираются на следующие НПА:
- закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете»;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н;
- план счетов по приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в части отражения оборотов, связанных с госфинансированием;
- приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «О первичных документах госпредприятий»;
- приказ Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О бюджетной классификации»;
- положения Бюджетного кодекса РФ.
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
В дополнение следует сказать, что бюджетные организации внутри самой группы подразделяются на несколько категорий:
- администраторы поступлений в бюджет (например, налоговые органы или внебюджетные фонды) — при этом иная деятельность таких учреждений является строго ограниченной;
- учреждения, находящиеся только на финансировании бюджета (не занимающиеся какой-либо приносящей иной доход деятельностью в силу тех или иных причин);
- учреждения с расширенными возможностями — находящиеся на госсубсидиях и при этом получающие иные доходы в рамках уставной деятельности (бюджетные организации образования, культуры, здравоохранения и т. п.).
Далее в этом материале рассматривается формирование финрезультата для организаций, относящихся к третьей (и самой многочисленной) группе бюджетников.
С 21.11.2020 действует обновленный порядок применения КОСГУ. Некоторые новшества вводятся с 01.01.2021. Подробнее о нововведениях узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Создание перечня платных услуг
Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:
- Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
- Неосновная услуга.
Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.
Определение стоимости платных услуг
В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.
В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:
- Ст. 52 Закона о культуре, утвержденного ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1. Культурные субъекты могут самостоятельно назначать цены на услуги и продукцию (к примеру, билеты).
- Ст. 9 Закона о госуслугах от 27.07.2010 г. №210. Стоимость необходимых услуг определяется на основании нормативного акта, принятого исполнительными структурами.
- Ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 г. №323. Стоимость медицинских услуг утверждается Правительством страны.
Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:
- Зарплата сотрудникам.
- Различные начисления работникам.
- Материальные траты.
- Затраты на ЖКХ.
- Транспортировочные расходы.
Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:
- Неправильное планирование.
- Вложение в оказание услуг средств из субсидий, что является незаконным.
К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.
Формирование финансового результата у бюджетников — общие правила
В отношении именно доходов и расходов рассматриваемых бюджетников применяются следующие принципы:
- К доходам в целях бухучета относятся все поступления в организацию, а именно: поступления бюджетных субсидий;
- поступления бюджетных грантов и аналогичных целевых перечислений;
ВАЖНО! Поступления от субсидий и грантов затем исключаются в налоговых регистрах для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 251 НК РФ).
- доходы (поступления) от реализации товаров, работ, услуг третьим лицам;
- доходы от реализации товаров, работ, услуг государственным структурам (например, в рамках выполнения госконтракта);
- иные поступления, которые классифицируются как доход в рамках коммерческой деятельности (например, полученные штрафы и неустойки, результаты переоценки активов и т. п.).
- зарплата работников и обязательные взносы с нее в фонды;
Таким образом, как можно видеть, формирование финрезультата бюджетной организации идет по заранее запланированному порядку, в соответствии с утвержденной учредителем сметой деятельности организации.
Результат деятельности бюджетной организации, являющийся предметом рассмотрения в настоящей статье, определяется с использованием счетов раздела 4 «Финансовый результат» плана счетов по приказу № 174н.
По п. 148 инструкции к приказу № 174н (далее — инструкция), счет 0 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» подразделяется на группировочные счета:
- 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
- 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»;
- 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;
- 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»;
- 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
На счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» учитываются доходные поступления, которые можно признать в течение года, если одновременно выполняются 2 условия:
- определяется дата получения дохода (или дата перехода имущественного права);
- сумму дохода можно оценить.
Доходы на счете 0 401 10 000 группируются по субсчетам в зависимости от видов поступлений (сообразуясь со сметой доходов организации):
- 0 401 10 120 «Доходы от собственности» — по доходам, извлекаемым организацией из имеющегося у нее госимущества, не связанным с переходом права собственности. Характерный пример — сдача в аренду помещений.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Бюджетная организация может совершать сделки с госимуществом только с выполнением строгих условий, в частности, бывает нужно получать согласие собственника (государственной структуры). Но если сделка все же заключена — доходы относятся к собственным доходам организации и остаются в ее распоряжении.
Правила формирования бухгалтерских записей по плану счетов для бюджетников стандартные. То есть доход отражается по кредиту счета учета дохода.
Пример проводки:
Дт 0 205 21 560 (увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности) Кт 0 401 10 120.
- 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» — большая часть рассматриваемых учреждений оказывает именно услуги. Услуги, оказанные за плату сверх госзадания, на допустимые для данного бюджетника виды деятельности, учитываются на этом счете.
- 0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — под принудительно изымаемыми суммами подразумеваются штрафные удержания с исполнителей при нарушении ими условий договоров с учреждением. Согласно разъяснениям Минфина РФ, данные поступления тоже относятся к собственным доходам, остающимся в распоряжении бюджетника (письмо от 24.11.2014 № 02-06-10/59651).
- 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» используется для учета доходов от имущества (активов), которые не попали на счет 0 401 10 120 — от реализации имущества (с разрешения собственника), от оприходования годных к употреблению МПЗ, от демонтажа имущества и т. п.
- 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» — на счете фиксируются все результаты производимых переоценок, в том числе курсовые разницы по долгам и средствам в инвалютах.
- 0 401 10 180 «Прочие доходы» — у бюджетной организации список достаточно обширен. В частности, на этот счет попадают (п. 150 инструкции):
- субсидии на выполнение госзадания;
- прочие целевые субсидии;
- бюджетные инвестиции;
- гранты и аналогичные поступления.
По счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» фиксируются произведенные расходы (согласно смете). Счет тоже имеет группировочные счета с разной кодировкой:
- 0 401 20 210 «Расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» — применяется с дальнейшей группировкой по КОСГУ (последние 3 цифры):
- 211 — расходы по обычной зарплате;
- 212 — прочие выплаты и компенсации;
- 213 — начисления в фонды по зарплатным и прочим выплатам;
Когда завершается отчетный год, необходимо выполнить закрытие счетов учета доходов и расходов по этому году. Для этих действий предназначен счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Получившиеся сальдо по счетам доходов и выбытий закрываются (списываются) на счет калькуляции финрезультата. Итоговое сальдо по 0 401 30 000 после проведения всех закрытий за текущий год и даст представление о том, каков финрезультат организации на отчетную дату.
ВАЖНО! Полный порядок закрытия года бюджетной организацией с типовыми проводками на 0 401 30 000 представлен в инструкции к приказу № 157н. Помимо указанных выше счетов, в зависимости от типа бюджетной организации, проводки по закрытию могут дополняться списанием итоговых сальдо по счетам внутриведомственных расчетов, расчетов с финансовым органом и т. п. Кроме того, в деятельности бюджетных организаций тоже существует такое понятие, как доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, которые необходимо учесть при формировании финрезультата. Также не следует забывать о том, что операции в части, не относящейся к расчетам по госзаданиям, подлежат налогообложению, что тоже влияет на окончательный результат — чистую прибыль либо убыток бюджетной организации.
Ставка и расчет
Налоговые ставки для бюджетных организаций приравнены к общепринятым, и составляют:
- 20%, с уплатой 2% в общую, федеральную казну и 18% – в местную.
- Льготные 0% – при оказании коммерческих услуг в области медицины и образования.
Теперь узнаем, как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения.
Формула
Формула расчета налога для «бюджетников» точно такая же, как и для всех: Сумма налога к оплате = (полученный доход – понесенные при этом расходы) × налоговая ставка.
Пример:
Бюджетное учреждение на проведении платных экскурсий заработало 100000 рублей, затратив при этом на их организацию – 50000. Поэтому с данного объекта налогообложения необходимо заплатить налог на прибыль:
- (100000 – 50000) × 0,2 = 10000 рублей.
Проблемная часть
Но проблемой при расчете налога на прибыль для бюджетных учреждений, является распределение соотношения облагаемых и необлагаемых доходов и связанных с ними расходами. Поэтому:
- Вести раздельный учет доходов, попадающих в налоговую базу и непопадающих.
- Перечень возможных доходов от коммерческой деятельности и порядок начисчисления налога на прибыль с них должны быть прописаны во внутренних документах.
Кроме того при расчете данного вида налога важно вести раздельный учет расходов, которые могут быть:
- Материальные.
- Амортизационные.
- На оплату труда.
- Прочие.
Ведь часть расходов финансируются из бюджета или по целевым направлениям, и поэтому при расчете налога на прибыль у «бюджетников» не учитываются.
Итоги
Финрезультат в бюджетной организации формируется по общим правилам бухгалтерского учета, но с применением отдельного плана счетов и специфических требований, сформулированных специально для бюджетников. Базой для корректного формирования доходов и расходов является утвержденная смета учреждения-бюджетника. Окончательный финрезультат за отчетный период формируется путем закрытия счетов учета доходов и расходов на специально предназначенный для этого счет по бюджетному плану счетов.
Еще о затронутых аспектах бюджетного учета:
- «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)»;
- «Рабочий план счетов бюджетного учета на 2022 — 2021 годы».
Источники:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ
- Бюджетный кодекс РФ
- Приказ Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.