Как в бухгалтерском учете правильно оформить безвозмездную передачу материальных запасов от бюджетной организации в казенную?

Любое учреждение, входящее в состав силовых министерств и ведомств, при осуществлении своей деятельности использует материальные запасы учреждения . Какие объекты включаются в состав материальных запасов в 2022 году? Как изменятся критерии отнесения объектов к материальным запасам в 2022 году после вступления в силу ФСБУ «Запасы»? Каковы особенности учета объекты материальных запасов согласно требованиям данного стандарта? Ответы на эти и другие вопросы – в статье.

В этом году учреждения, входящие в состав силовых министерств и ведомств, организуют учет материальных запасов исходя из требований:

1) пунктов 35 – 37 ФСБУ «Концептуальные основы», которыми установлено понятие актива. Из положений этих пунктов следует, что для целей ведения бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Материальные запасы учреждения – это активы;

2) пунктов 98 и 99 Инструкции № 157н, где приведен перечень объектов, принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов материальных запасов и учитываемых на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы»;

3) Порядка применения КОСГУ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, предусматривающего, какие подстатьи КОСГУ применяются при учете тех или иных объекты материальных запасов.

Начиная со следующего года признание (принятие к бюджетному учету) запасов, их оценка, выбытие со счетов бюджетного учета будут осуществляться согласно требованиям ФСБУ «Запасы». Данный стандарт запасы устанавливает единые требования к бюджетному учету активов, квалифицируемых в качестве материальных запасов и незавершенного производства (далее – запасы), а также требования к информации о запасах (результатах операций с ними), раскрываемой в бюджетной отчетности.

Рассматривая положения этого стандарта, осветим лишь те из них, которые актуальны для большинства учреждений, входящих в состав силовых министерств и ведомств, но прежде обратим внимание, что стандарт запасы, о котором пойдет речь в этой статье, не применяется для целей ведения бухгалтерского учета:

а) библиотечных фондов независимо от срока их полезного использования;

б) живых организмов (животных, растений, грибов), культивируемых для получения биологической продукции (в том числе древесины), чей естественный рост и восстановление находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета (биологические активы);

в) незавершенного производства, сформированного субъектом учета по результатам выполнения им функций подрядчика по договорам строительного подряда;

г) объектов, относящихся к активам культурного наследия;

д) финансовых инструментов.

Виды материальных запасов.

Положениями Инструкции № 157н, а также Инструкции № 162н установлены следующие группы (виды) материальных запасов.

Наименование группы (вида) материальных запасов Номер счета, применяемого в бюджетном учете
Медикаменты и перевязочные средства – иное движимое имущество учреждения 0 105 31 000
Продукты питания – иное движимое имущество учреждения 0 105 32 000
Горюче-смазочные материалы – иное движимое имущество учреждения 0 105 33 000
Строительные материалы – иное движимое имущество учреждения 0 105 34 000
Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения 0 105 35 000
Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения 0 105 36 000
Готовая продукция – иное движимое имущество учреждения 0 105 37 000
Товары – иное движимое имущество учреждения 0 105 38 000

В свою очередь, группировка запасов по правилам рассматриваемого нами стандарта выглядит так.

Группы (виды) запасов
Материальные запасы Незавершенное производство
Материалы
Готовая продукция, биологическая продукция
Товары
Иные материальные запасы

Из схемы видно, что согласно ФСБУ «Запасы» в состав запасов включено незавершенное производство, под которым понимается совокупность фактически понесенных субъектом учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг (далее – себестоимость готовой продукции, работ (услуг)), приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на неукомплектованные изделия, не прошедшие испытание и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением, оказанием работ (этапов работ), услуг. Состав же основных групп материальных запасов остался прежним.

3

Группировка материальных запасов и незавершенного производства в целях обеспечения их аналитического (управленческого) учета осуществляется в соответствии с положениями документов учетной политики, принятых субъектом учета согласно ФСБУ «Запасы» и другим нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 12 ФСБУ «Запасы»).

Организация аналитического учета материалов в бюджетном и автономном учреждении

Конкретные наименования ценностей, которые отражают на соответствующих аналитических счетах, определены пунктом 117 Инструкции. Так, согласно данному пункту к соответствующим видам материалов, в частности, относят:

— группа «Строительные материалы» — все виды стройматериалов (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица, лес круглый, пиломатериалы, фанера, железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.д.); готовые строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем; оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки;

Принятие запасов к бюджетному учету.

По правилам п. 8 ФСБУ «Запасы» единица бюджетного учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно согласно положениям, установленным им в рамках формирования учетной политики, таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, в том числе для представления внешним пользователям, а также надлежащий контроль за их сохранностью и движением. Данное положение соответствует нормам п. 101 Инструкции № 157н, а вот дальше имеются некоторые различия в учете запасов в 2019 и 2022 (после вступления в силу ФСБУ «Запасы») годах. Пунктом 100 Инструкции № 157н установлено, что материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. В свою очередь, п. 8 ФСБУ «Запасы» определено, что в зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования единицей запасов является номенклатурная (реестровая) единица либо партия, однородная (реестровая) группа запасов. При ведении бухгалтерского учета запасов по партиям, однородным (реестровым) группам субъект учета осуществляет аналитический учет запасов, обеспечивающий надлежащий контроль за их сохранностью и движением.

В бюджетном учете запасы отражаются исходя из положений ФСБУ «Запасы» на дату признания в соответствии с иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательств, финансовых результатов (доходов, расходов), возникающих в результате операций по получению (поступлению, созданию, сбору) запасов.

В случае если материальные запасы используются в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, они принимаются к бюджетному учету на срок их полезного использования, определенный постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов (далее – комиссия по поступлению и выбытию активов) (п. 10 ФСБУ «Запасы»).

УЧЕТ ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ В 2022 ГОДУ

Перевязочные материалы – это волокна, нити, ткани, пленки, нетканые материалы, из которых изготавливаются непосредственно перевязочные средства предприятиями, медицинским персоналом или самими пациентами. К перевязочным материалам относятся вата, марля, миткаль, тилексол и др. Перевязочное средство – это медицинское изделие, изготовленное из одного или нескольких перевязочных материалов, предназначенное для фиксации, впитывания, профилактики инфицирования ран и их лечения. К перевязочным средствам относятся бинты, пластыри, тампоны, перевязочные пакеты, салфетки, лечебные губки и раневые пленочные покрытия. Перевязочные средства являются изделиями медицинского назначения. Все наименования перевязочных материалов должны быть зарегистрированы в государственном реестре медицинских изделий. Согласно статье 38 Федерального закона от 21.11.2021 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории России разрешается обращение только тех медицинских изделий, которые зарегистрированы в данном реестре. Исключением являются медицинские изделия, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования к назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом. То есть из зарегистрированной в реестре марли и ваты можно изготовить ватно-марлевую повязку для пациента, и это не будет нарушением. Разделом 18 решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2021 № 299 утверждены требования к изделиям медицинского назначения и медицинской техники. Медицинские изделия при эксплуатации не должны создавать на рабочих местах медицинского персонала и других пользователей уровни вредных факторов (физических, химических и биологических), превышающих предельно допустимые, в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Изделия должны обеспечивать безопасность пациента, или безопасность и здоровье пользователей, или в соответствующих случаях других лиц, и любой риск, связанный с их применением, должен быть приемлемым по сравнению с пользой для пациента и уровнем обеспечения здоровья и безопасности. На каждый вид изделия медицинского назначения, исходного сырья и материалов для их изготовления предприятие-изготовитель оформляет и утверждает в установленном порядке нормативно-техническую документацию, в том числе рецептуру или состав.

Рекомендуем прочесть: Теперь Супругу Стало Проще Забрать Себе Все Имущество Даже Если Оно Куплено В Браке

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок. Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему. Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Оценка запасов при их принятии к бюджетному учету.

Активы, относящиеся к запасам, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 13 ФСБУ «Запасы»). Оценка первоначальной стоимости запасов осуществляется с учетом особенностей, установленных п. 14 – 18 стандарта. Данными пунктами предусмотрен порядок определения первоначальной стоимости:

  • приобретаемых по контрактам (договорам) запасов, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
  • приобретаемых по контрактам (договорам) материальных запасов с отсрочкой платежа на период, превышающий 12 месяцев;
  • приобретенных запасов путем обменной операции – в обмен на иные активы, за исключением денежных средств (их эквивалентов).

Особенности определения первоначальной стоимости запасов отобразим ниже в форме схемы для наглядного и удобного применения вышеназванных пунктов (п. 14 – 26 ФСБУ «Запасы»).

Особенности определения первоначальной стоимости запасов
Запасы получены в обмен на иные активы, за исключением денежных средств (их эквивалентов) Запасы получены в ходе операции, которая не является обменной операцией на коммерческих условиях, или невозможно надежно оценить справедливую стоимость ни полученных, ни переданных активов Запасы получены в обмен на денежные средства
Принимаются к учету по справедливой стоимости на дату приобретения (кроме случаев, когда операция не является обменной на коммерческих условиях или когда справедливую стоимость невозможно определить) Принимаются к учету по остаточной стоимости переданных взамен активов. Если сведений о стоимости передаваемых объектов нет или она является нулевой, запасы принимаются к учету в условной оценке «один объект – 1 руб.» В сумме фактических вложений

2

В целях применения ФСБУ «Запасы» к обменной операции на коммерческих условиях относится обменная операция, в результате которой денежные потоки или полезный потенциал обмениваемых активов существенно различаются и это приводит к изменению денежных потоков или полезного потенциала в той области деятельности субъекта учета, для которой приобретается актив (п. 16 стандарта).

Первоначальная стоимость запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных ФСБУ «Запасы» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 17 ФСБУ «Запасы»). Затраты, понесенные при хранении, обслуживании или последующем перемещении запасов, отражаются субъектом учета в составе расходов текущего периода.

Запасы, приобретенные субъектом учета, но находящиеся в пути, признаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором), с последующим уточнением их первоначальной себестоимости в соответствии с положениями учетной политики субъекта учета в объеме фактически произведенных вложений в указанные запасы (п. 18 ФСБУ «Запасы»).

В отношении определения первоначальной стоимости материальных запасов установлены следующие нормы.

Первоначальная стоимость материальных запасов
Запасы, приобретенные в результате обменных операций, созданные субъектом учета Запасы, произведенные для продажи, использования в своей деятельности Запасы, приобретенные в результате необменной операции Запасы, остающиеся у учреждения в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества Запасы, полученные от собственника, иной организации госсектора
В сумме фактически произведенных вложений (п. 19, 20 ФСБУ «Запасы») В размере затрат на их создание (п. 21 ФСБУ «Запасы») В размере справедливой стоимости на дату приобретения (п. 22 ФСБУ «Запасы») Определяется по правилам, установленным п. 10 ФСБУ «Запасы» Признаются в оценке, определенной передающей стороной (учредителем) (п. 24 ФСБУ «Запасы»)

Здесь же скажем несколько слов об определении справедливой стоимости материальных запасов, приобретаемых в результате необменной операции. Для определения справедливой стоимости субъект учета применяет метод рыночных цен. Согласно п. 22 ФСБУ «Запасы» при использовании метода рыночных цен справедливая стоимость материальных запасов определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.

При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета самостоятельно путем изучения в отношении приобретенных (поступивших) материальных запасов рыночных цен в открытом доступе.

При определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта запасов комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе заключения экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов запасов.

В случае если материальные запасы, полученные в результате необменной операции, не могут быть оценены по справедливой стоимости, оценка их первоначальной стоимости производится на основании данных об их стоимости, предоставленных передающей стороной.

Если данные о стоимости передаваемых в результате необменной операции материальных запасов по каким‑либо причинам не предоставляются передающей стороной либо определение справедливой стоимости материальных запасов на дату получения не представляется возможным, такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке «один объект – 1 руб.».

Нематериальные активы.

Для учета операций с нематериальными активами применяются счета аналитического учета счета 0 102 00 000 «Нематериальные активы», предусмотренные приложением 1 к Инструкции № 162н, с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета) (п. 11 Инструкции № 162н в новой редакции).

В частности, в указанном приложении приведены следующие счета аналитического учета для отражения нематериальных активов:

Нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения 0 102 30 000
Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения 0 102 30 320
Уменьшение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения 0 102 30 420

Проводки для оформления поступления и выбытия нематериальных активов также скорректированы:

Содержание операции Дебет Кредит Изменения
Принятие к учету безвозмездно полученных объектов нематериальных активов 0 102 30 320 0 401 10 190 По счету 40110 подстатья 189 КОСГУ заменена на статью 190
Принятие к учету по первоначальной стоимости безвозмездно полученных нематериальных активов 0 102 30 320 0 304 04 320,

0 401 10 190

По счету 40110 введена статья 190 КОСГУ взамен подстатей 189, 151 – 153
Оприходование неучтенных объектов нематериальных активов, выявленных при инвентаризации 0 102 30 320 0 401 10 199 По счету 40110 применяется подстатья 199 КОСГУ вместо подстатьи 189
Безвозмездная передача нематериальных активов 0 304 04 320,

0 401 20 280

0 102 30 420 По счету 40120 подстатьи 241, 242, 251 КОСГУ заменены на статью 280

Реклассификация материальных запасов.

Пунктом 27 ФСБУ «Запасы» установлено, что материальные запасы исходя из новых условий их использования субъектом учета могут реклассифицироваться (могут быть переведены в иную группу материальных запасов (запасов) или иную категорию объектов бухгалтерского учета). Выбытие материальных запасов из одной группы активов и отражение их в другой группе активов при реклассификации должны быть отражены в бухгалтерском учете одновременно. Перевод материальных запасов в иную группу либо категорию объектов бухгалтерского учета в связи с реклассификацией не приводит к изменению их стоимости как в бухгалтерском учете, так и для целей оценки и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Перевод готовой продукции в состав материалов (основных средств) в целях использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости продукции, признаваемой первоначальной стоимостью материала (основного средства).

Использование счета или

Учитывая, что в п.118 Инструкции 157н аналитические коды счета 10500 «Материальные запасы» не содержат конкретных указаний на расходные материалы: шприцы одноразовые, медицинские реактивы, шовный материал, маски ларингиальные, эндотрахеальные, наркозные

,
принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета.
мы Федеральное бюджетное учреждение Всероссийский центр глазной и пластической хирургии Минздрава России, хотели задать вопрос: На каком счете мы должны учитывать расходные материалы,такие как шприцы одноразовые,медицинские реактивы, шовный материал, маски ларингиальные, эндотрахеальные, наркозные на 105.31 или 105.36?

Выбытие запасов с бюджетного учета.

Пунктом 34 ФСБУ «Запасы» установлены случаи выбытия запасов, среди которых названы:

  • потребление (использование) в деятельности учреждения;
  • прекращение использования по решению субъекта учета;
  • передача другой организации государственного сектора;
  • продажа (дарение), обмен, распространение;
  • иные основания, предусматривающие в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом.

При выбытии материальных запасов их стоимость относится либо на расходы, либо на уменьшение доходов от совершаемой операции. В таблице отобразим признание стоимости списываемых запасов в зависимости от причины их выбытия (п. 36 – 39 ФСБУ «Запасы», п. 26 Инструкции № 162н).

Причина выбытия запасов Особенности признания расходов
В пределах норм естественной убыли Стоимость запасов включается в расходы (затраты) текущего периода (Дебет счетов 0 401 20 272, 0 109 00 272 / Кредит счета 0 105 00 000)
В результате потерь при стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях Стоимость запасов относится на чрезвычайные расходы по операциям с активами в составе финансового результата текущего отчетного периода (Дебет счетов 0 401 20 273, 0 109 00 273 / Кредит счета 0 105 00 000)
В результате хищений, недостач, гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца Операция осуществляется в момент уничтожения или обнаружения недостачи с отнесением балансовой стоимости запасов на финансовый результат текущего отчетного периода (в уменьшение доходов от операций с активами). Сумма возмещения причиненного ущерба, подлежащая взысканию с виновного лица, отражается в составе финансового результата (доходы от операций с активами) по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен (Дебет счета 0 401 10 172 / Кредит счета 0 105 00 000)
При реализации (продаже, обмене) или распространении запасов, предназначенных для отчуждения Балансовая стоимость запасов признается в качестве расходов в том же периоде, в котором признаются доходы от продажи, происходит обмен или распространение товаров (Дебет счета 0 401 10 172 / Кредит счета 0 105 00 000).

Расходы, понесенные субъектом учета для оказания услуг до момента признания доходов от оказания соответствующих услуг, в том числе за символическую плату, отражаются в составе незавершенного производства

Выбытие (отпуск) запасов отражается по стоимости каждой единицы либо средней стоимости (п. 42 ФСБУ «Запасы»). Это положение соответствует п. 108 Инструкции № 157н. Один из указанных способов определения стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов применяется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению. Средняя стоимость запасов определяется по каждой группе (виду) запасов путем деления общей стоимости группы (вида) запасов на их количество.

При выбытии запасов, используемых в особом порядке (драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по стоимости каждой единицы таких запасов (п. 43 ФСБУ «Запасы»).

Непроизведенные активы.

В пункте 14 Инструкции № 162н в новой редакции сказано, что для учета операций с непроизведенными активами применяются счета аналитического учета счета 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», предусмотренные приложением 1 к Инструкции № 162н, с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета). Заметим, что счета, приведенные в приложении, не изменились.

Уточнены следующие проводки по хозяйственным операциям:

Содержание операции Дебет Кредит Изменения
Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости 0 103 11 330 0 401 10 195 По счету 40110 подстатья 189 КОСГУ заменена на подстатью 195
Принятие к учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных непроизведенных активов 0 103 00 000 0 304 04 330, 0 401 10 190 По счету 40110 вместо подстатей 189, 151 КОСГУ приведена статья 190
Оприходование неучтенных объектов непроизведенных активов, выявленных при инвентаризации 0 103 00 000 0 401 10 199 По счету 40110 применяется подстатья 199 КОСГУ вместо подстатьи 189
Изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости 0 103 11 000, 0 103 91 000 0 401 10 199 По счету 40110 статья 180 КОСГУ заменена на подстатью 199
Безвозмездная передача объектов непроизведенных активов 0 304 04 330, 0 401 20 250, 0 401 20 280 0 103 00 000 По счету 40120 вместо подстатей 241, 242, 251 – 253 КОСГУ необходимо применять статьи 250, 280

Кроме того, введены новые проводки по хозяйственным операциям:

Содержание операции Дебет Кредит
Принятие к учету земельного участка, по которому собственность не разграничена и который вовлекается уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот* 0 103 13 330 0 401 10 199
Возврат земельных участков, в том числе расположенных под объектами недвижимости, право на которые в соответствии с законодательством РФ прекращено 1 401 10 195 1 103 11 430

* Принимается к учету по кадастровой стоимости земельного участка, а при отсутствии таковой – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка, граничащего с объектом учета, либо (при невозможности определения такой стоимости) в условной оценке «1 кв. м – 1 руб.» (п. 16 Инструкции № 162н).

* * *

В завершение статьи еще раз о применяется с 1 января 2022 года. Объекты бюджетного учета, подлежащие отражению в учете по нормам стандарта на соответствующих балансовых счетах, которые ранее не признавались таковыми в составе запасов и (или) отражались на забалансовом учете, признаются субъектом учета в составе запасов по первоначальной стоимости, определенной по правилам, установленным настоящим стандартом (п. 45 ФСБУ «Запасы»).

Финансовый результат, сформированный при первом применении стандарта, от признания запасов, ранее не отраженных в бухгалтерском учете, а также от пересмотра балансовой стоимости запасов отражается субъектом учета в качестве корректировки показателя финансового результата прошлых отчетных периодов на начало отчетного периода. Результаты указанной корректировки раскрываются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно от иной информации.

Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2022 год

Вложения в нефинансовые активы.

Согласно п. 30 Инструкции № 162н в новой редакции учет вложений в нефинансовые активы учреждения ведется на счетах аналитического учета счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», пре­дусмотренных приложением 1 к Инструкции № 162н, с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).

В части применения этого счета скорректированы следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Изменения
Учет операций по вложениям в объекты основных средств учреждения, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов при их безвозмездном получении* 0 106 00 000 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 330, 0 304 04 340, 0 401 10 190 Уточнено, какие суммы учитываются,

по счету 401 10 следует применять статью 190 КОСГУ вместо подстатей 151 – 153, 189

Формирование фактической стоимости по материальным запасам при их безвозмездном получении при централизованном снабжении (централизованных поставках), включая затраты по нескольким договорам, распоряжениям, извещениям 0 106 34 340 0 304 04 340, 0 401 10 190 По счету 401 10 применяется статья 190 КОСГУ вместо подстатей 151, 189
Передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов 0 304 04 310 (0 304 04 320, 0 304 04 330, 0 304 04 340) 0 401 20 240, 0 401 20 250, 0 401 20 280 По счету 401 20 применяются статьи 240, 250, 280 КОСГУ вместо подстатей 241, 242, 251, 252

* Учет произведенных сумм капитальных вложений, в том числе в целях формирования сумм фактически произведенных капитальных вложений в объекты нефинансовых активов (формирования стоимости объектов нефинансовых активов).

Права пользования активами.

Напомним, для учета операций с объектами имущества, полученными во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования, относящихся к операционной аренде, применяется группировочный счет 0 111 40 000 «Права пользования нефинансовыми активами» (п. 41.1 Инструкции № 162н).

Согласно последним поправкам для учета операций с объектами прав пользования нефинансовыми активами применяются счета аналитического учета счета 0 111 00 000, предусмотренные приложением 1 к Инструкции № 162н, с указанием в 1 – 17-м разрядах номера счета соответствующего кода (составной части кода) бюджетной классификации РФ, а в 24 – 26-м разрядах номера счета – подстатьи КОСГУ, соответствующей экономической сущности осуществляемого факта хозяйственной жизни (отражаемого объекта бухгалтерского учета).

По данному счету уточнены следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Изменения
Поступление в соответствии с договором нефинансовых активов учреждения, относящихся к операционной аренде на льготных условиях, в безвозмездное срочное пользование 0 111 40 000 0 401 40 182, 0 401 40 185, 0 401 40 186, 0 401 40 187 По счету 40140 подстатья 182 КОСГУ заменена на подстатьи 182, 185, 186, 187
Отражение остаточной стоимости права пользования активом при досрочном прекращении договора аренды (имущественного найма), в соответствии с которым были приняты указанные объекты учета операционной аренды (методом «красное сторно») 0 111 40 000 0 302 24 000, 0 302 29 730, 0 401 40 182, 0 401 40 185, 0 401 40 186, 0 401 40 187 По счету 40140 подстатья 182 КОСГУ заменена на подстатьи 182, 185, 186, 187

Реализация металлолома

Казенные учреждения могут реализовать материальные ценности (в т. ч. металлолом) только с согласия собственника (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).

В случае передачи объектов нефинансовых активов, предназначенных к утилизации, организации-переработчику, документальное оформление переработки должно осуществляться в соответствии с заключенным договором.

Согласно пункту 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (далее — Правила) прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением организацией, осуществляющей прием лома и отходов цветных металлов, на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно Приложению № 1 к Правилам. Приемосдаточный акт составляется в 2-х экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

В учете казенного учреждения начисление доходов, полученных от реализации металлолома, следует отразить в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров бухгалтерскими записями (п. 78 Инструкции № 162н):

Дебет 1 205 74 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами» Кредит 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»

Согласно пункту 26 Инструкции № 162н списание металлолома при реализации перерабатывающей организации отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» Кредит 1 105 00 000 «Материальные запасы» (010531440 — 010536440)

При реализации металлолома организации-переработчику оформляется Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205) (Приложение № 5 к Приказу № 52н). Средства за металлолом покупатель должен перечислить в доход бюджета (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, ст. 62, п. 3 ст. 161 БК РФ), для этого учреждение передает покупателю реквизиты, включая код доходов по бюджетной классификации.

Код доходов от реализации металлолома

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н) определено, что зачисление денежных средств от реализации материальных запасов следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджета (п. 4(1).1 ч. II Указаний № 65н).

Согласно Приложению 1.1 к Указаниям № 65н при отражении доходов от реализации металлолома указывается соответствующий код доходов из группы 1 1400 000 «Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)». Например, федеральные казенные учреждения и другие ПБС указывают код согласно таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Код Наименование кода поступлений в бюджет
1 000 1 1400 440 Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)
2 000 1 1400 440 Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу (федеральные казенные учреждения)
3 000 1 1400 440 Доходы от реализации иного имущества, находящегося в федеральной собственности (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу (федеральные казенные учреждения)

В платежном поручении на перечисление платы за металлолом в бюджет должен быть указан 20-ти разрядный код доходов, включая код главы.

В номерах счетов 1 401 10 172, 1 205 74 000 должен быть указан 17-ти разрядный код доходов, без кода главы.

Порядок отражения в учете казенного учреждения операций по поступлению доходов от реализации металлолома зависит от того, переданы ли ему полномочия администратора доходов бюджета по администрированию кассовых поступлений или учреждение является администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

Если учреждению-администратору доходов бюджета переданы только отдельные полномочия по начислению и учету доходов, то корреспонденции счетов на основании пункта 104 Инструкции № 162н следующие:

  • сумма расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленная Извещениями (ф. 0504805), отражается в бюджетном учете корреспонденцией счетов: Дебет 1 304 04 440 «Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытий материальных запасов» Кредит 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
  • сумма денежных средств, поступившая от покупателя в доход бюджета, отражается казенным учреждением на основании полученного от администратора кассовых поступлений Извещения (ф. 0504805) записью: Дебет 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» Кредит 1 205 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

Если учреждение является администратором доходов бюджета, то корреспонденция счетов следующая:

  • сумма поступлений доходов от реализации нефинансовых активов отражается в бюджетном учете корреспонденцией счетов: Дебет 1 210 02 440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов» Кредит 1 205 74 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

В соответствии с Учетной политикой учреждения расчеты по доходам от реализации имущества ввиду принятия решения о списании (ликвидации) объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов и т. п.) могут учитываться также на счете 1 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам». Такой вывод можно сделать из пункта 4.1 Методических рекомендаций (Приложение к письму Минфина России от 19.12.2014 № 02-07-07/66918). Ведение указанного счета предусмотрено пунктом 221 Инструкции № 157н.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]