Цель валютного контроля при импорте
«Правила игры», установленные государством, необходимы для контроля финансовых средств, уходящими за рубеж. Агенты валютного контроля должны отслеживать обоснованность каждой финансовой транзакции, чтобы пресечь фиктивные деньги и попытки вывода денег по подставным документам (когда товар оплачивается, но не поставляется).
Именно для этого при сумме сделки более 3 миллионов рублей (для сравнения: при экспорте «порогом» считаются 6 миллионов рублей) необходимо ставить контракт на учет в уполномоченном банке. И уже банк, в свою очередь, сверяет сумму, отправленную за рубеж (и дату платежа) с информацией от таможенной службы о стоимости импортируемых товаров, сроках их доставки в Россию. Любые расхождения – повод для подозрений в нарушении валютного законодательства.
Процедура валютного контроля при импорте товаров и услуг рассмотрена в инструкции Центробанка № 91-И. Она включает в себя все операции, связанные с импортом, за исключением:
- поставок товара на условиях лизинга, если контрагент не является резидентом РФ;
- ввоза товара на условиях строительного подряда, когда стоимость материалов включается в стоимость работ (то есть оплачиваются услуги, а товар отдельно – нет);
- финансовых операций с участием векселей, которые не касаются поставок товаров.
Каждый этап имеет свои особенности. Информирование о процедуре валютного контроля позволяет не совершать ошибок при проведении внешнеторговых сделок.
Когда оформлялся паспорт сделки
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе Получить бесплатный доступ на 14 дней
Паспорт сделки сопровождал экспортные и импортные контракты между резидентом и нерезидентом. ПС оформлялись не только для внешнеторговых сделок, но и для кредитных договоров. Например, при выдаче займов в рублях нерезидентам или в случае получения займа в инвалюте резидентами.
Резиденты и нерезиденты
Кто же такие резиденты? Подробно об этом сказано в пп.6 п.1 ст.1 ФЗ “О валютном регулировании” №173-ФЗ. К резидентам относятся:
- физлица-граждане России;
- иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ и имеющие вид на жительство;
- отечественные ЮЛ;
- зарубежные филиалы и представительства отечественных ЮЛ;
- и другие, в том числе сама Российская федерация, ее субъекты, муниципалитеты, дипломатические представительства, консульские учреждения.
Список лиц, относящихся к нерезидентам, представлен в пп.7 п.1 ст.1 ФЗ “О валютном регулировании” №173-ФЗ:
- физлица, не имеющие российского гражданства, не проживающие постоянно в России и не имеющие вида на жительство:
- иностранные организации за пределами РФ;
- филиалы и подразделения иностранных организаций в России;
- аккредитованные дипломатические представительства и консульства иностранных государств;
- межгосударственные и межправительственные организации и их филиалы в России;
- лица, не отнесенные к резидентам.
Регистрация контракта в банке
Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.
Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.
На учет ставятся следующие виды договоров:
- любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
- контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
- договора на получение или выдачу кредитов, займов;
- продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
- передача в аренду имущества.
Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).
Документы для постановки на учет контракта
Если экспортерам разрешается представлять в банк сначала выписку по контракту, а сам документ – в течение 15 дней, то импортерам предписывается сразу предъявлять контракт. Вместе с ним подается заявление, где указаны:
- вид контракта, его реквизиты (дата заключения, номер);
- сумма контракта с указанием наименования валюты;
- сроки выполнения обязательств;
- реквизиты зарубежного контрагента, включая полное наименование компании и указание страны регистрации.
Разрешается представлять в банк проект контракта (то есть официальный документ, пока еще не подписанный сторонами). Однако по закону импортер обязан в срок до 15 дней представить оригинальный договор со всеми необходимыми подписями и печатями.
Важно! Если документ составлялся на иностранном языке, необходимо приложить к нему официально заверенный перевод (у нотариуса) каждой страницы. Если нет возможности привезти в банк оригинал документа, можно предъявить копию. В этом случае каждый лист заверяется подписью ответственного лица, после чего контракт прошивается и снова заверяется – но уже на последнем листе (с указанием общего количества страниц).
Чтобы банковские служащие смогли удостовериться в подлинности подписей и печатей, следует также предъявить карточку подписей с образцами росчерка всех ответственных лиц.
Справка о подтверждающих документах
Порядок оформления этой бумаги предусмотрен Приложением № 6 к Инструкции Центробанка от 16 августа 2022 года №181-И. В нем оговаривается, что при импорте товаров на территорию РФ подтверждающими документами считаются транспортные, перевозочные или сопроводительные бумаги.
Справка о подтверждающих документах не нужна, если:
- по контракту предполагается передача имущества в аренду, а не в собственность;
- речь идет о поставках товара по условиям лизинга;
- договор заключался на поставку услуг связи или страхования;
- контракт снимается с учета из-за уступки требований другому резиденту.
Конкретный перечень подтверждающих документов можно уточнить в уполномоченном банке.
Внесение изменений
В процессе работы изначально согласованные контрактные условия, как и данные резидента, могут поменяться. Факторы бывают разными — начиная с пересмотра цен и заканчивая сменой юридического адреса регистрации. Подобные обстоятельства также требуют учета — задача по корректировке, отражаемой в первом разделе ведомости банковского контроля (ВБК), возлагается на банк.
Для соблюдения протокола потребуется представить в банк документы, вносящие изменения в ВБК и заявление, содержащее следующий набор сведений:
- Уникальный идентификационный номер контракта.
- Реквизиты документов, выступающих основанием для обновления данных.
- Сведения о резиденте, в случае изменения адреса или иных сведений о резиденте.
- Дата составления и подпись ответственного лица, имеющего соответствующие правомочия, печать (при ее наличии).
В рамках одного обращения допускается включение актуальной информации сразу по нескольким договорам, что актуально для ситуаций, когда коррективы связаны не с содержанием сделки. При необходимости в качестве сопроводительного пакета также предоставляются дополнительные соглашения, выписки из ЕГРЮЛ, и прочая документация, подтверждающая обоснованность запроса.
Говоря о том, как поставить внести измененныйия в контракт, поставленный на учет в банке в общих случаях, стоит ориентироваться на пятнадцатидневный срок подачи заявления, отсчет которого начинается с даты одного из следующих возможных событий:
- Оформление документации, вносящей фактические изменения, т.е. вступление в силу соответствующего дополнения к контракту или иного основания.
- Исполнение обязательств, которые были предусмотрены содержанием контракта. В тех случаях, когда в тексте имеется пункт об автоматической пролонгации, банку достаточно обращения резидента с указанием обновленного периода.
В отдельных случаях применяется правило специальной срочности. Так, например, корректировка сведений о субъекте хозяйствования предусматривает для подачи заявления 30-дневный срок, отсчет которого начинается с момента изменения данных в едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
На обработку заявления банку отводится два рабочих дня, в течение которых принимается положительное или отрицательное решение. Отказ сопровождается обязательным уведомлением, содержащим объяснение причин, а также указание на моменты, требующие исправления. К числу оснований, позволяющих вынести подобный вердикт, относятся:
- Непредставление, либо неполное представление необходимого пакета документации, перечень которой установлен исходя из специфики процедуры.
- Выявление расхождений данных, указанных в заявлении, и фактических материалов.
- Необоснованность обращения, обуславливаемая отсутствием веских причин для корректировки ведомости.
Устранив недостатки, можно вновь подать комплект документов на валютный контроль.
Существует и еще одна гипотетическая ситуация, в которой также понадобится внесение изменений, но от контрагентов при этом не потребуется никаких усилий. Преобразование аккредитованного банка, смена его официального названия или юридической формы — легальное основание для переоформления, ответственность за которое возлагается на само кредитно-финансовое учреждение.
Санкции за нарушение валютного контроля
Законодательством предусмотрены четыре вида нарушений, за которые могут быть введены санкции (вплоть до тюремного заключения):
- отклонение от сроков, установленных законом для подачи в контролирующие органы отчетов и уведомлений по внешнеторговым сделкам;
- фальсификация сведений, содержащихся в документах, ошибки заполнения;
- несоблюдение сроков перевода денежных средств, указанных в контракте, а также нарушение условий поставки товаров по контрактам импорта;
- сокрытие доходов, зачисление выручки на счета иностранных государств (игнорирование требований репатриации финансовых средств).
За нарушение сроков перевода денег по договору сумма штрафов может составить до 100% от стоимости контракта. Аналогичные санкции придется выплатить, если импортер перевел деньги (в том числе в качестве аванса), а поставки товара так и не произошло – в этом случае деньги нужно вернуть как можно скорее, чтобы избежать подозрений в незаконных валютных операциях.
Нарушение сроков подачи отчетных документов (в том числе в налоговые органы) влечет за собой штрафы в размере до 100 000 рублей (для юридических лиц), при повторных нарушениях – до 600 000 рублей.
Если сумма сделки превышала 9 миллионов рублей, то помимо гражданской и административной ответственности, импортера могут привлечь и к уголовной. За нарушения валютного контроля суд может назначить штраф до 1 миллиона рублей, принудительные работы на срок до 5 лет или тюремное заключение сроком до 4 лет.
Основная цель
Приоритетной задачей, декларируемой государством, выступает обеспечение контроля за оборотом валюты, регламентируемое нормами Федерального Закона №173 от 10.12.2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ № 173). Схожие по тематике нормативные положения присутствуют и в других регулирующих нормах, включая акты, устанавливающие порядок функционирования ответственных структур. В качестве примера можно привести федеральный закон, посвященный деятельности Центробанка.