Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную

  1. Товарно-транспортная накладная, предназначение
  2. Товарная накладная
  3. Товарная накладная по доверенности
  4. Товарно-транспортная накладная – документация для учёта ТМЦ
  5. Заключение

Длительное время плательщики налогов осуществляют споры с фискальными структурами по поводу прав на вычет налога на добавленную стоимость, если покупка продукции проведена товарной накладной ТОРГ-12, ТТН потребитель не получил. Также споры ведутся и по сокращению базы налога по прибыли.

Товарно-транспортная накладная, предназначение

Товарно-транспортную накладную (ТТН) считают общепринятой документацией, утверждённой Государственным комитетом по статистике ещё в 1997 году. При утверждении были представлены пояснения по использованию и правильному оформлению товарно-транспортной накладной. Товарно-транспортную накладную необходимо считать товарораспорядительной документацией по учёту деятельности на автомобильном транспорте. Товарно-транспортную накладную разделяют на 2 раздела:

  • Транспортный.
  • Товарный.

Товарный раздел требуется отправителю и получателю груза для списывания товарно-материальных ценностей со складских запасов отправителя, и для учёта данных запасов у получателя. Оформление ТТН производится в том случае, если поставка получателю купленного товара производится фирмой, перевозящей данный товар. В первую очередь, товарно-транспортную накладную нужно оформлять для того, чтобы подтвердить факт заключения договорных отношений по транспортировке товара. Для компании, продающей товар, документация по форме 1-Т, в товарном разделе, считается основой для списывания с учёта ТМЦ, а для компании, которая приобрела товар, данная часть ТТН считается основой, и нужна для учёта данных ценностей. Транспортная часть документации требуется компании, перевозящей товар, а также заказчику транспортного средства для проводки расчётов. Компания, перевозящая товар, на основе транспортной части ТТН производит начисление зарплаты шофёру автомобиля.

Для водителя ТТН нужна для свободного передвижения по автомобильным дорогам, так как ТТН доказывает обоснованность транспортирования товара правоохранительным организациям, которые осуществляют проверки на автодорогах. Следовательно, товарно-транспортную накладную считают документацией, которая определяет взаимные отношения отправителей груза с предприятием, владеющим автомобильным транспортом, и производящим транспортирование товара, сопровождая транспортной накладной. В том числе, ТТН предназначена для учёта работы транспорта и расчётов отправителей либо получателей товара с предприятием, владеющим автомобильным транспортом за предоставленный сервис по транспортированию товара.

Что нового в транспортной накладной в 2022

Обновленную накладную применяют с начала 2022 года. Она утверждена постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200, бланк есть в Приложении № 4. В нем появились новые графы.

  • Раздел 1 «Грузоотправитель». Появилась отметка, что отправитель груза — экспедитор: ставьте галочку, если экспедитор платит за доставку груза согласно договору и значит имеет статус отправителя. А еще добавился раздел 1а для сведений о заказчике доставки — их вносят при необходимости.
  • Раздел 3 «Груз». Указывают стоимость груза и входные данные товарных накладных, счетов-фактур, договора, которые относятся к грузу.
  • Раздел 6 «Прием груза». Вписывают данные о лице, которое передает груз перевозчику.
  • Раздел 11 «Транспортное средство». Сюда вносят данные о машине и код, который характеризует тип владения автомобилем: «1» — авто в собственности, «2» — арендованное автосредство; «3» — в лизинге.

В течение 2022 года накладную составляют в бумажном виде, а с начала 2022 года появится формат электронного документа, ожидается его утверждение от ФНС, Минтранса и Минцифры.

Товарная накладная

Перечень общепринятых форм исходных учётных документов по учёту коммерческих процессов, который утверждён Госкомстатом РФ, включает исходный учётный документ, товарная накладная (ТН), применяемая проведения сделки купли-продажи ТМЦ сторонним предприятием, оформляется в 2-х образцах.

Один образец остаётся на предприятии, которое сдаёт ТМЦ, и считается основой для списывания ТМЦ. Второй образец передаётся стороннему предприятию, и считается основой для прихода данных ТМЦ. В частности, ТН считается в ситуации доставки товара продавцами приемлемым основанием прихода продукции, оформление транспортной накладной является не обязательным. Дискуссий плательщиков налогов с фискальными структурами по поводу прав на вычет налога на добавленную стоимость, а также учёта в затратах стоимости товарно-материальных ценностей, имея в распоряжении либо отсутствуя у потребителя ТТН происходило большое количество. Некоторые судебные заседания рассматривают данный вопрос с положительным результатом для присутствия в обязательном порядке товарно-транспортной накладной, иные предоставляют возможность не использовать данную ТТН, в ситуации, когда у компании есть прочая документация, которая подтверждает покупку товарно-материальных ценностей.

Официальные зацепки фискальных структур к нехватке товарно-транспортной накладной у заказчика, не так давно являлись самым популярным основанием к непринятию при расчёте налога на прибыль сделанных затрат, и не дать согласия на право плательщика налогов на вычет входящего налога на добавленную стоимость.

Сегодня стопроцентно возможно заявлять, что, когда фирма, покупает продукцию, и не является заказчиком в договорных условиях транспортирования, данная фирма может учитывать расходы на покупку товарно-материальных ценностей в затратах, и допустить к вычету входящий налог на добавленную стоимость по данной продукции, при отсутствии ТТН.

Основным, в данной ситуации, является то, что в обязательном порядке необходимо обладать документацией, которая может подтвердить транзакцию. А также подтверждает надёжность этой информации, которая содержится в данной документации. При желании избавиться от спорных ситуаций с фискальными структурами, а также собственным контрагентом, стоит указать в контракте, что приход продукции производится на основе ТН.

Как исправить ошибку в транспортной накладной

Если допустили ошибку при заполнении документа, не нужно все переписывать. Можно сделать исправление прямо в бумажном бланке:

  1. зачеркните одной чертой текст с ошибкой, но так чтобы его можно было прочитать;
  2. внесите правильную запись рядом;
  3. сделайте пометку «Исправлено» и проставьте дату исправления;
  4. подпишите правку, расшифруйте подпись.

Не нужно закрашивать текст с ошибкой с помощью белил или заштриховывать его полностью — это может стать основанием для претензии от контролирующих органов.

Товарная накладная по доверенности

Невзирая на естественность проблемы о необходимости печатного оттиска покупателя на расходной накладной, в том случае, когда продукцию принимает сотрудник заказчика по доверенности, проблема остаётся не закрытой. Присутствует два альтернативных мнения на данную проблему. С одной стороны, на основании письма Комитета РФ по торговле, рекомендовано, ставить печать, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя.

А с другой стороны, печать уже стоит на доверенности, и необходимо просто приложить доверенность к расходной накладной. Возможно считать, что оттиск печати в данной ситуации на нужен, так как в доверенности есть все данные, и это предусматривается Гражданским Кодексом Российской Федерации, статья 185. Получая продукцию на основании ТН, в доверенности прописываются все данные ТН, и на ней ставиться печать. По данной причине, эту накладную и доверенность возможно соединить, и тогда фискальных штрафов за нехватку печати на ТН не будет существовать.

Для заполнения данных доверенности в ТН предвидены соответственное место. Сотрудник, который принимает продукцию, ставит автограф в позиции «Продукцию принял». Вместе с тем менеджерам, продающим продукцию, требуется учесть, что в случае, когда в роли покупателя продукции является частное лицо, то ТН нет необходимости заполнять, поскольку, согласно документации Государственного комитета по статистике данная ТН используется для проводки отгрузки ТМЦ стороннему предприятию.

Как заполняют транспортную накладную

Есть требования к накладной, которые делают ее действительной (основаны на Правилах перевозок груза автотранспортом, Письме Минтранса РФ от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).

Для подтверждения расходов указывают дату, сведения обо всех сторонах, стоимость перевозки. В разделах 6, 7, 15, 16 указывают должности ответственных лиц, имена и подписи. В накладной не обязательно ставить печать, но если поставите — это ни на что не повлияет. Если строка не заполняется из-за отсутствия сведений, в ней ставят прочерк. Можно не заполнять разделы с пометкой «при необходимости».

Накладную можно начать заполнять ручкой с синими или черными чернилами, а еще с помощью компьютера и распечатать экземпляр для грузоотправителя с уже заполненными полями. Далее можно продолжить заполнять документ ручкой.

Товарно-транспортная накладная – документация для учёта ТМЦ

Когда поставщик произвёл поставку продукции, и предоставил лишь товарно-транспортную накладную в качестве сопроводительной документации, и в ТТН заполненным является место «Сумма НДС», можно ли учесть продукцию по данной ТТН, и свободно декларировать вычет входящего налога на добавленную стоимость?

Можно сказать, что наличие покупки продукции и одобрение затрат на их покупку для задач подсчитывания налога на прибыль, в том числе, и одобрение к вычету входящего налога на добавленную стоимость при существовании товарно-транспортной накладной – реально.

А причиной является следующее. В статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации говорится, чтоб затраты стали законными, необходимо, чтоб они были подтверждёнными документами, обоснованными. Чтоб принять входящий налог на добавленную стоимость по купленной продукции к вычету, предостаточно учесть товарно-материальные ценности к учёту, обладать счётом на оплату, а также обосновать, что товарно-материальные ценности используются в процессе, который облагается налогом.

И ТН, и ТТН считаются первичной документацией по учёту передвижения продукции, и могут быть дополнены необходимыми реквизитами. Следовательно, когда предприятие, которое покупает продукцию, и не производит оплату перевозки продукции, тогда для прихода и отображения в учёте стоимости купленных товарно-материальных ценностей возможно использовать транспортную накладную или ТН, установленной формы и заполненную по всем правилам.

Какой документ нужен для налогового и бухгалтерского учета

Чтобы учесть расходы на транспортировку, достаточно одной транспортной накладной. Необязательно одновременно оформлять ТН и ТТН. Главное, чтобы в транспортной накладной значились обязательные реквизиты первичного документа по товарам и был верно заполнен раздел 16 — о стоимости транспортировки и порядке расчета. Если раздел не заполнен или оформлен с ошибками, придется предоставить другой учетный документ — договор, товарную накладную, платежный документ (письмо ФНС от 19.04.21 № СД-4-2/[email protected] и от 20.02.21 № СД-3-3/[email protected]).

Хотя обязательное оформление ТТН отменили с 2013 года, до сих пор иногда возникают споры с контролирующими органами по поводу отсутствия документа (не только в связи с перевозкой алкоголя). Поэтому компании часто оформляют документы по принципу «лишним не будет»: ТН, ТТН и накладную ТОРГ-12. В этом случае порядок надо закрепить в учетной политике.

Если компания вывозит товары (кроме алкоголя) собственным транспортом и договора на перевозку нет, то не понадобится ни ТН, ни ТТН. Нужна только накладная ТОРГ-12, она служит подтверждением расходов по приобретению товаров. Тогда расходы на транспортировку учитываются в общем порядке по документам о покупке бензина, оплате труда водителя, амортизации транспортного средства и пр.

Чтобы легче вводить в учет накладные, пользуйтесь веб-сервисом Контур.Бухгалтерия. Здесь есть встроенный электронный документооборот и система распознавания первичных документов. В сервисе легко вести учет, работать с сотрудниками, сдавать отчетность через интернет. Первые 14 дней бесплатны для всех новичков.

Тип владения транспортным средством

В раздел «Транспортное средство» добавили поле, в котором нужно указывать тип владения транспортным средством — на праве собственности, аренды или лизинга.

С точки зрения возможности реализации и согласования с Уставом автомобильного транспорта это нововведение самое спорное.

В силу ст. 2¹³ Устава перевозчик — это лицо, которое заключило договор и приняло на себя обязанность доставить груз получателю.

По общему правилу транспортную накладную составляет грузоотправитель. При оформлении он указывает в 10-ом разделе документа сведения о перевозчике, с которым у него заключен договор — даже если договор заключен с экспедитором. Верховный Суд РФ считает, что такой экспедитор исполняет функции договорного перевозчика.

Ответственность за отсутствие транспортной накладной

Отсутствие ТН может повлечь как налоговые, так и административные штрафы. За перевозку груза без ТН, в случае когда ее оформление обязательно, водителю грозит ответственность в виде предупреждения или штрафа в сумме 500 руб (ч.2. ст.12.3 КоАП). Для целей бухгалтерского и налогового учета ТН – это обязательный первичный документ. Именно этот документ по закону подтверждает расходы на транспортировку грузов по договору перевозки (ч.1 ст.9 Закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, п.1 ст.252 НК, письма ФНС от 02.07.2019 № СД-4-3/12855, Минфина от 15.10.2018 №03-03-06/1/73696 и 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110). Без ТН покупатель груза не сможет обосновать расходы на доставку, так как именно этот документ подтверждает заключение договора перевозки. В результате инспекторы на проверке снимут расходы и начислят штраф по статье 122 НК в размере 20 процентов от суммы недоимки, а также пени за несвоевременную оплату налога.

Но расходы на перевозку ТН подтверждает, только если в ней указали стоимость услуг. При отсутствии этих данных документ подтвердит только факт перевозки. Такие разъяснения дала ФНС в письме от 10.08.2018 № АС-4-15/15570. Чтобы принять к учету расходы, в дополнение к ТН без стоимости услуг оформите другой двусторонний первичный документ, которым определите стоимость перевозки. По мнению ФНС, таким документом может быть УПД. В этом случае, кроме обязательных для первичного документа реквизитов, внесите данные, которые нужны, чтобы подтвердить вычет НДС. Как составлять и применять такие документы, ФНС разъяснила в письме от 21.10.2013 №ММВ-20-3/96. В договоре можно закрепить условие, какими документами его стороны оформляют операции.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]