Заработная плата – это вознаграждение, которое получает работник в рамках заключенного между ним и его работодателем трудового соглашения. В данное понятие входит как сам оклад, который начисляется и выплачивается каждый месяц в зависимости от сложности, количества и качества исполняемой сотрудником работы, так и различные компенсационные и стимулирующие выплаты. Подобное определение следует из статьи 129 Трудового кодекса.
В большинстве организаций расчеты по заработной плате и связанная с ними уплата зарплатных налогов представляет собой одну из ведущих статей расходов в рамках производства и реализации товаров, работ или услуг. В бухгалтерском учете для ведения синтетического и аналитического учета расчетов по связанным с заработной платой бюджетным отчислениям используются субсчета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Синтетический и аналитический учет оплаты труда ведется в рамках счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». О нем и пойдет речь в данной статье.
Нормативная база
Основным документом, которым регламентируется синтетический и аналитический учет расчетов, является план счетов бухучета, утвержденный приказом Минфина № 94н. На его основе формируется рабочий план счетов, учитывающий специфику деятельности организации.
Чтобы понять разницу между этими понятиями, обратимся к таблице.
Наименование | Описание | Нормативная база |
Синтетический учет | Фиксация данных в обобщенном виде (осуществляется на счетах и в бухгалтерских регистрах) об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях. | Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». |
Аналитический учет | Фиксация данных на субсчетах и в регистрах бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций (детализирует данные синтетического учета). |
Порядок действий при ведении учета оплаты труда
Учетные операции ведутся в строгом порядке очередности. Документооборот закрепляется внутренними актами организации:
Операция | Пояснения |
Подготовка данных для начислений сотрудникам | Осуществляется проверка приказов на отпуск, прием и увольнение, стимулирующих выплат, представленных листов нетрудоспособности |
Получение сведений из табеля учета рабочего времени | Производится сверка данных кадрового органа с документами бухгалтерии |
Внесение данных в обслуживающую программу | Изменения вносят в кадровую часть программы |
Проведение расчета | Операция осуществляется в автоматическом режиме путем создания нового документа, заполнения данных, проведения документа |
Закрытие месяца | После составления всех ведомостей месяца производится его закрытие |
Начисление налогов и получение отчетных данных | После закрытия месяца производится начисление налогов и отражение данных в отчетности |
Для расчетов с сотрудниками при ведении аналитического учета используются ведомости. Применяются расчетные формы для безналичных выплат и расчетно-платежные бланки для выдачи средств через кассу. Вы можете ознакомиться с ведомостью Т-49, ведомостью Т-51, ведомостью Т-53, журналом 10, 10-1, лицевым счетом Т-54.
Правовые основы начисления заработной платы
Оплачивать труд компания обязана каждому сотруднику, с которым заключен трудовой договор. В нем отражается размер зарплаты, график работы и иные особенности выполнения трудовых обязанностей. Уровень заработной платы зависит от квалификации, сложности и объема выполняемой работы, условий труда.
Каждое предприятие обязано организовать синтетический и аналитический учет заработной платы, позволяющий в понятной форме проанализировать:
- начисления индивидуально каждого работника;
- по видам начислений;
- по суммам начислений, удержаний, выплат и задолженностей.
Зарплата сотрудника, если он отработал месяц полностью, выплачивается не ниже установленного минимального размера оплаты труда (статьи 133, 133.1 ТК РФ).
Организация бухгалтерского учета заработной платы на предприятии
С целью организации бухучета труда и зарплаты на предприятии в учетной политике прописывается, какие формы первичных документов для этой цели будут использованы. При этом со вступлением в силу закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ использование унифицированных форм перестало быть обязательным.
Но многие бухгалтеры при организации учета оплаты труда на предприятии отдают предпочтения формам первичных документов, утвержденным постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Первичной документацией по учету движения персонала являются приказы (о приеме на работу, увольнении, переводах, предоставлении оплачиваемого отпуска и т. д.). Для каждого принятого на работу сотрудника заводится личная карточка и открывается персональный лицевой счет.
На лицевой счет, открываемый, как правило, на год, заносятся данные о начисленной и выплаченной зарплате, суммах удержаний и вычетов. Данные в лицевые карты переносятся из табелей учета рабочего времени, листов нетрудоспособности, нарядов на выполнение сдельной работы, приказов (о произведении удержания или начислении премии) и проч.
О порядке организации первичного бухучета на предприятии можно узнать из статьи «Порядок организации первичного бухгалтерского учета».
Как учитывать зарплату
Планом счетов бухучета, чтобы организовать синтетический учет оплаты труда, предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
По кредиту отражаем начисления, подлежащие выплате сотруднику в связи с выполнением трудовых обязанностей:
- оклад, премии, надбавки (в корреспонденции со счетами затрат: 20, 23, 25, 26);
- отпускные (в корреспонденции либо со счетом 96 (при создании резерва) либо аналогично отражению зарплаты);
- оплата нетрудоспособности (в корреспонденции со счетом 69).
По дебету учитываем начисление удержаний из зарплаты сотрудников (алименты, удержания за излишне отгулянный отпуск при увольнении, прочие удержания по решениям исполнительных органов, работодателя или заявлению работника). Проводка следующая:
Дт 70 Кт 73, 76.
Сальдо отражает либо размер задолженности предприятия по перечислениям заработной платы, либо размер излишне перечисленного дохода сотруднику. Синтетический и аналитический учеты оплаты труда предусматривают формирование следующих проводок:
Дебет | Кредит | Содержание операции |
20, 23, 25, 26, 44 | 70 | Начислена зарплата сотрудникам |
96 | 70 | Отражено начисление отпускных |
69 | 70 | Отражено начисление пособий по ВНиМ |
70 | 68 | Удержан НДФЛ |
70 | 73, 76 | Произведены иные удержания из оплаты труда сотрудников |
70 | 50, 51 | Заработная плата выплачена работникам организации |
Синтетический учет расчетов по оплате труда
Счет 70 является синтетическим, именно на нем аккумулируются все суммовые данные по расчетам с персоналом организации. Посмотрим, как это происходит на примере ООО «ВЕСНА». В организации работают 10 человек и для них установлены такие сроки выплаты зарплаты (2 раза в месяц с интервалом в 15 дней):
- 4-го числа — за вторую половину прошедшего месяца;
- 19-го числа — за первую половину текущего месяца (аванс).
Начнем рассматривать проводки именно с аванса, поскольку его выплату осуществляют еще до того, как бухгалтер сделает начисления и отчисления, то есть с момента выплаты аванса работник должен организации денег до последнего дня месяца, когда по правилам нужно проводить начисление зарплаты. Проводка на выплату аванса выглядит так:
Дт 70 Кт 51 (перечислен аванс с расчетного счета организации).
Обратите внимание, что если часть средств или они все были выплачены из кассы, нужно сделать проводку:
Дт 70 Кт 50.
В нашем примере все выплаты прошли безналичным способом, минуя кассу. Далее происходит начисление. И в этом случае синтетический счет 70 может кредитоваться с разными счетами в зависимости от того, в каком подразделении работает конкретный работник. Все возможные проводки выглядят так:
Дебет | Кредит | Наименование операции |
08 «Вложения во внеоборотные активы» | 70 | Начислена заработная плата |
20 «Основное производство» | 70 | -II- |
23 «Вспомогательное производство» | -II- | |
26 «Общехозяйственные расходы» | 70 | -II- |
44 «Расходы на продажу» | 70 | -II- |
91 «Прочие доходы и расходы» | 70 | -II- |
96 «Резервы предстоящих расходов» | 70 | -II- |
69 | 70 | Начислено пособие по временной нетрудоспособности |
Одновременно с начислением необходимо удержать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Проводка выглядит так:
Дт 70 Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Далее нужно сделать проводку, аналогичную авансу, о том, что работникам выплачена зарплата с расчетного счета или из кассы. Но бывает, что кому-то из сотрудников заплатить по тем или иным причинам не получилось. Главное, чтобы в этом не было вины самого работодателя. Чтобы задолженность не зависла на сч. 70 и не привлекала внимание проверяющих, ее нужно депонировать. Невостребованная депонированная заработная плата может храниться на расчетном счете организации в течение 3-х лет. Проводка выглядит так:
Дт 70 Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам».
Из этой проводки видно, что иногда приходится задействовать субсчета, в том числе и по синтетическому сч. 70. Например, они могут называться:
- 70-1 «Расчеты с сотрудниками, состоящими в штате организации»;
- 70-2 «Расчеты с совместителями»;
- 70-3 «Расчеты по договорам гражданско-правового характера».
Сальдо по счету 70 может быть дебетовым после аванса. Кредитового сальдо быть в принципе не должно после установленной даты выплаты. Если оно есть, то организация задерживает средства сотрудников, и у нее могут быть неприятности.Теперь рассмотрим особенности аналитического учета.
Зачем нужна аналитика при отражении оплаты труда
Возможность быстрого получения информации о состоянии расчетов с работниками по заработной плате должен обеспечить аналитический учет расчетов по оплате труда. Целесообразно организовать аналитику отдельно по каждому сотруднику, открыв на каждого лицевой счет.
Форма, в которую вносятся необходимые данные, разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно. Также допустимо использовать форму Т-54, утвержденную Госкомстатом в постановлении № 1 от 05.01.2004.
Индивидуальные регистры подлежат хранению на протяжении 75 лет (п. 413 приказа Минкультуры № 558 от 25.08.2010).
В любом случае ведение лицевого счета сотрудника должно обеспечить получение в любой момент информации о начислениях, удержаниях и суммах, подлежащих выплате. Данные аналитических индивидуальных регистров используются для составления сводных регистров бухучета и для формирования расчетных листков.
Подробнее: Как заполнять расчетный листок по зарплате
Аналитический учет и его особенности
Аналитические методы ведутся на 70 счету. Их особенность – отдельное ведение счета на каждого сотрудника. Данный метод позволяет детализировать каждую из операций. Его функция – возможность получения информации о выплатах по каждому работнику. К примеру, бухгалтер в любой момент может получить сведения о дате и размере отчислений конкретному сотруднику. К примеру, выдача больничных, премиальных.
Счета аналитического учёта
Для аналитического учета используется счет 70 «Расчеты с персоналом». Обычно к нему открываются различные субсчета. Требуются они для детализации. Можно выделить следующие субсчета:
- 70-1 «Расчеты со штатными работниками предприятия».
- 70-2 «Выплаты сотрудникам, работающим по совместительству».
- 70-3 «Выплаты работникам, сотрудничающим с предприятием на основании гражданско-правовых договоров.
По кредиту счета отображаются следующие пункты:
- Зарплата (корреспонденция – счета по затратам на производство).
- Выплата отпускных и вознаграждений из сформированного резерва (счет 96 «Резервы будущих расходов»).
- Начисление пособий по социальному страхованию пенсий и прочих расходов подобного типа (корреспонденция – счет 69 «Расчеты по соцобеспечению»).
- Выплаты аукционерам (корреспонденция – «Прибыль, которая не была распределена»).
В дебете счета 70 отображаются следующие суммы:
- Зарплаты.
- Премии и пособия.
- Пенсионные отчисления.
- Налоговые начисления.
- Платежи, выполняемые на основании исполнительных документов.
- Удержания.
ВАЖНО! Выплаты могут быть не исполнены в срок по вине получателя. К примеру, сотрудник не явился на предприятие для получения отпускных. Данные неисполненные платежи фиксируются на дебете счета 70 «Расчеты с сотрудниками» и на кредите счета 76 «Расчеты с кредиторами». В последнем случае открывается субсчет «Расчеты по депонированным значениям».
При ведении индивидуальных счетов сотрудников используются лицевые счета служащих (по установленной форме № Т-54). Лицевой счет должен быть открыт на каждого работника при его приеме на должность. Он открывается ежегодно. Срок хранения таких счетов составляет 75 лет. В лицевые счета заносятся следующие сведения:
- Зарплата.
- Прочие доходы служащих.
- Выполненные удержания.
Лицевые счета формируются на основании табелей о рабочем времени, нарядов на сдельный труд, приказов о премировании.
Регистры аналитического учёта
Для полноценного ведения аналитического учета необходимо сформировать регистры. Они позволяют собирать информацию обо всех начислениях и проведенных выплатах, подтвержденных первичной документацией. Рассмотрим виды зарплатных регистров:
- Лицевой счет.
- Расчетно-платежная ведомость, созданная для расчета суммы по зарплате.
- Карточка и развернутая ведомость по счету 70.
- Карточка, составленная по форме НДФЛ-1. Формирование ее не обязательно: она создается по желанию бухгалтера.
- Регистр налогового учета. Закон не устанавливает ее форму. Компания может разработать ее согласно своей политике.
Регистры создаются в бумажной и электронной форме. Первые должны быть дополнены официальным штампом предприятия, а также подписями ответственных лиц. Электронная форма снабжается электронной подписью.