Как отразить в учете списание затрат на производство?


Настраиваем метод учета запасов

Корректное закрытие затратных счетов начинается с заполнения учетной политики организации. Напомним, что «учетка» в программе создается ежегодно, а также вместе с ней надо заполнить справочник «Перечень прямых расходов»

.

Первое, что указываем в учетной политике — способ оценки МПЗ. Функционал программы позволяет выбрать между двумя вариантами.

Вариант 1. Метод средней оценки.

В этом случае себестоимость единицы учета запасов считается так: общую себестоимость вида запасов делим на их количество, с учетом остатка на начало периода.

Вариант 2. Метод ФИФО.

Это когда первыми выбывают с учета ТМЦ, поставленные на учет первыми.

Далее есть возможность указать чем занимается организация:

  • Галочка «Выпуск продукции»
    — для организаций, которые занимаются производством.
  • Галочка «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
    — для тех, кто оказывает услуги.

Если речь о торговой компании, которая ничего не производит, галочки не ставим. Это значит, счет 20 в данном случае программа не использует.

Собираем затраты на производство

Прямые

расходы компании, которые можно отнести к конкретному виду продукции, отражаются на счетах 20 и 23.
Косвенные
расходы — те, которые относятся к производству сразу нескольких видов продукции, — на счетах 25 и 26.

Деление не формальное! Из плана счетов программы видим, что счета прямых расходов имеют субконто «Номенклатурная группа»

. Поэтому данные расходы могут быть списаны по конкретной номенклатурной группе напрямую в себестоимость производства.

Счета косвенных расходов не имеют необходимое субконто и, значит, не могут закрываться прямиком в себестоимость конкретного товара.

Как списать недостачу ТМЦ в 1С

После того как в ходе инвентаризации, либо пересчета ТМЦ была выявлена порча товара, либо его недостача на складе, его нужно списать на потери. Чтобы отразить операцию по списанию ТМЦ в программе 1С ERP, используют функцию «Списание недостач товаров».

Для формирования нового документа открываем «Склад и доставка», заходим в подраздел «Излишки, недостачи и порчи товара», выбираем на панели списка вариант «Создать/Списание недостач товаров»

В новом документе нужно заполнить следующую информацию:

  • наименование организации, кому принадлежат списываемые ТМЦ;
  • статья расходов, на которую будут списывать выбранные товарно-материальные ценности;
  • перечень товаров, подлежащих списанию на потери.

Основным полем документа, который отображает регламентированный и управленческий учет, является статья расходов. На уровне статьи расходов происходит настройка всех требуемых правил и условий отображения операций на счетах, типов аналитики, способов распределения и прочих значимых показателей учета.

Закрываем счет 20 по услугам

Если поставили галочку напротив «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»

, надо выбрать, как именно списываются затраты со счета 20.01 при закрытии месяца. Для этого на вкладке появится специальное поле. Возможные варианты смотрите в таблице 1. Обращаем внимание: эта настройка касается только услуг.
Таблица 1. Списание затрат по услугам при закрытии месяца

Способ списанияВ чем заключается
Без учета выручкиВсе затраты, накопленные на счете 20.01, списываются регламентной операцией при закрытии месяца в Дт 90.02.1 «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения»
, независимо от того, была выручка или нет
С учетом всей выручкиЭтот способ — полная противоположность предыдущему. А именно: если по итогам месяца есть выручка по конкретной номенклатурной группе, счет 20.01 закроется. Иначе, если выручки не было, — не закроется.
Если по итогам закрытия месяца надо отразить незавершенное производство по закрытой номенклатурной группе, проведите документ «Инвентаризация НЗП»

. Укажите в нем конкретную номенклатурную группу, которая не должна закрыться на счет себестоимости 90.02.1

С учетом выручки только по производственным услугамУчитывается только та сумма выручки, которую провели документом «Оказание услуг»
. Если провели документ
«Реализация товаров и услуг»
, соответствующую выручку для расчета списания затрат программа проигнорирует

Причины списания ТМЦ

Наиболее часто встречающиеся на практике причины списания:

  • Порча товаров/выявленная недостача. Когда возникает необходимость списания потерянного или испорченного товара, а сумму списания необходимо сделать как вычет с соответствующих материально-ответственных лиц, следует использовать специальную функцию «Списание недостач товаров».
  • Передача ТМЦ внешним контрагентам безвозмездно либо списание их на внутреннее использование (для нужд организации и на производство). Для списания товаров на внутреннее использование применяется конфигурация 1С: Бухгалтерия 3.0, специальный документ «Требование-накладная». Кроме того, к списанию подлежат товары, передаваемые внешним контрагентам (подарки, рекламные материалы со склада и прочее).

Операции по передаче ТМЦ внешним контрагентам раньше оформлялись документами, где сумма продажи ТМЦ равнялась нулю (например, в конфигурации 1С УПП).

  • Списание товарно-материальных ценностей в эксплуатацию. Когда происходит списание ТМЦ, то материалы, переданные в эксплуатацию, снимаются с учета и числятся на забалансовом счете. При этом стоит помнить, что окончательно списать их (либо вернуть обратно на баланс) можно только при составлении соответствующих документов.

Определяем общехозяйственные расходы

Установили галочку «Выпуск продукции»

? Тогда настройте поле
«База распределения косвенных расходов»
. Какую именно базу выбрать для распределения косвенных расходов, подскажет таблица 2.

Также в программе реализована возможность установить особые правила распределения для определенных затрат.

И имейте в виду: с 2022 года применяем единственный метод учета общехозяйственных расходов — метод неполной (сокращенной) производственной себестоимости («директ-костинг»). Метод полной производственной себестоимости («абсорпшен-костинг») больше не применяется, так как с 01.01.2021 заработал ФСБУ 5/2019 «Запасы». То есть раньше можно было относить на фактическую себестоимость готовой продукции управленческие расходы. Теперь такие схемы — под запретом.

Соответственно в программе «1С:Бухгалтерия 8» с 2022 года возможен только один вариант учета общехозяйственных расходов — метод «директ-костинг» (применяется по умолчанию). Переключатель «Общехозяйственные расходы включаются» в форме «Учетная политика» с 2021 г. скрыт.

Счет 26 в бухучете закрывается на счет 90.08.1, если в форме «Учетная политика» установили хотя бы один из флажков — «Выпуск продукции»

или
«Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
. В налоговом учете в этом случае затраты, учтенные на счете 26, всегда относятся к косвенным.
Счет 26 в бухучете закрывается на счет 90.02.1 при условии, что в форме «Учетная политика» сняли оба флажка: «Выпуск продукции»
и
«Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
. Этот вариант — для организаций, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т. п., за исключением торговцев) и которые все затраты учитывают на счете 26.
Таблица 2. База распределения косвенных расходов

Возможная базаКак закрывается счет 25 на счет 20
Объем выпускаЕсли в базе есть документ «Отчет производства за смену»
. Причем мы видим не только стоимость, но и количество выпущенной продукции
Плановая себестоимостьЕсли есть документ «Отчет производства за смену». Причем при данном методе, в отличие от предыдущего, мы видим только сумму выпущенной продукции
Оплата трудаПропорционально заработной плате по статьям затрат в НУ — оплата труда
Материальные затратыПропорционально материальным расходам по статьям затрат в НУ — материальные расходы
ВыручкаДолжна быть выручка, то есть документы реализации или акт об оказании услуг
Прямые затратыБазой выступает оборот по счету 20, без отбора по статьям затрат
Отдельные статьи затратБазой выступает оборот по счету 20, с отбором по указанному списку статей затрат в поле «список статей затрат»
Не распределяетсяНичего не закрывается автоматически. Надо делать закрытие вручную. Способ используют в редких случаях, когда организации не подходит стандартное закрытие, ни один из вышеперечисленных вариантов

Косвенные затраты

Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н), косвенными считаются затраты, которые не могут быть прямо отнесены к конкретной продукции, работе, услуге. При этом организация самостоятельно определяет классификацию затрат на прямые и косвенные, а также порядок распределения косвенных затрат между конкретными видами продукции, работ, услуг (п.п. 23-25 ФСБУ 5/2019).

Таким образом, ФСБУ 5/2019 закрепляет практику, которая применялась и ранее.

Курс в Учебном «Учет по ФСБУ 5/2019 «Запасы» в 1С:Бухгалтерии 8»

Но теперь стандарт (п. 26 ФСБУ 5/2019) не разрешает включать в фактическую себестоимость незавершенного производства (НЗП) и готовой продукции:

  • затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда; потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины);
  • расходы на хранение, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства (например, процесс сушки древесины);
  • управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг).

В соответствии с новыми правилами в «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.89 изменены настройки распределения косвенных затрат, а также порядок закрытия счетов затрат:

  • 20.01 «Основное производство»;
  • 23 «Вспомогательные производства»;
  • 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 28 «Брак в производстве».

Косвенные затраты, которые включаются в стоимость готовой продукции, работ и услуг, можно учитывать на счетах 20.01, 23 и 25.

Что касается счета 26, то теперь в программе он выделен исключительно для управленческих затрат. Например, затрат на приобретение канцелярских товаров, содержание административно-управленческого персонала, услуги связи, информационные и аудиторские услуги, а также другие услуги, которые не включаются в себестоимость НЗП и готовой продукции. И если раньше на счете 26 могли учитываться общехозяйственные затраты, связанные с производственным процессом в целом, то сейчас учет таких затрат рекомендуется перенести на счета 25, 23 или 20.

На счете 28 учитываются потери от брака в производстве.

Напоминаем, что для расчета налога на прибыль затраты разделяются на прямые и косвенные исходя из перечня прямых расходов, заданного организацией в настройках по налогу на прибыль (раздел Главное — Налоги и отчеты — Налог на прибыль — Перечень прямых расходов). Поэтому себестоимость продукции в бухгалтерском и налоговом учете может не совпадать. Это, в свою очередь, может привести к возникновению временных разниц и признанию отложенного налога согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Рассмотрим, как новые возможности программы учитывают изменения законодательства по бухгалтерскому учету и упрощают процесс закрытия счетов затрат.

Секреты перечня прямых расходов

Чтобы программа правильно закрывала счета 20 и 23, верно заполняла Декларацию по налогу на прибыль и корректно считала налог на прибыль, каждый год настраивайте перечень прямых расходов (раздел «Главное»

— Ссылка
«Налоги и отчеты»
— вкладка
«Налог на прибыль»
— синяя ссылка
«Перечень прямых расходов»
).

Чтобы внести запись в перечень, нажмите на кнопку «Создать». В карточке выберите период действия, организацию, вид расходов налогового учета, счет дебета. Для большей детализации укажите статью затрат по бухучету.

Те расходы, которые не включили в перечень, для программы становятся косвенными и при закрытии месяца списываются в налоговом учете на счет 90.08.

Что делать, если счета не закрылись

Бывает, что месяц закрылся хорошо, но при анализе оборотно-сальдовой ведомости мы видим, что счета закрылись не полностью или вовсе не закрылись. Тогда проанализируйте:

  • Проводки в регламентной операции «Закрытие счетов: 20, 23, 25, 26».
    Ваша задача — найти на какой счет закрылись счета 20 и 23. Если на 90.08, то, скорее всего, не хватает записей в перечне прямых расходов — проверьте их.
  • Отчет «Анализ субконто.
    Просмотрите, по какой номенклатурной группе и статье затрат не произошло полное/частичное закрытие счета 20/23 на счет 90.02. Возможные причины: незавершенное производство, недостаток записей в справочнике прямых расходов или отсутствие выручки по номенклатурной группе.

После анализа и изменения документов месяц закройте заново.

Бывает, что программа выдает ошибки с указанием на то, где проблема и как ее устранить. Тогда исправьте ошибки, следуя рекомендациям. После — перезакройте месяц.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]