Рассмотрим в данной статье:
- Порядок действий в программе 1С 8.3 Бухгалтерия по отражению платы по системе “Платон”;
- Автоматический расчет вычета для уменьшения транспортного налога, отражение в налоговой декларации;
- Отражение превышения платы в систему «Платон» над транспортным налогом в расходах по налогу на прибыль;
- Отражение превышения платы в расходах при УСН.
Подробнее смотрите в онлайн-курсе: «Бухгалтерский и налоговый учет в 1С:Бухгалтерия 8 ред. 3 от А до Я»
Принцип действия системы «Платон»
Согласно п. 3 Правил взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы (СВП), под которой понимается совокупность технически и технологически связанных объектов, обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (далее — по автомобильным дорогам).
Система взимания платы обрела название — «Платон». По задумке ее разработчиков это производная от фразы «плата за тонну».
Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с платежами в систему «Платон».
Отражение платы в расходах, учитываемых при расчете единого налога (УСН)
Регистрация платы за проезд по федеральным дорогам в организациях на УСН производится тем же документом, «Отчет оператора системы «Платон». Документ формирует проводки:
- по зачету аванса;
- по отражению в бухгалтерском учете в составе расходов платы за вред, причиняемый федеральным дорогам (п.5,18 ПБУ 10/99):
- для отражения в расходах для целей УСН будут использоваться записи в регистре накопления «Расходы на «Платон»:
Регламентная операция «Расчет транспортного налога» за налоговый (отчетный период) производит расчет транспортного налога и, в случае превышения платы за вред федеральным дорогам над транспортным налогом, отражает сумму превышения в КУДиР:
Если в результате расчета транспортный налог окажется больше, чем плата за проезд по федеральным дорогам, то сумма транспортного налога будет начислена в бухгалтерском учете:
А также будет отражена в налоговом регистре «Расходы при УСН»:
Учет платежей в системе «Платон» при расчете транспортного налога
Чтобы исчислить транспортный налог за грузовик, по которому вносятся платежи в систему «Платон» (в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам грузовиками с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн), надо действовать в следующем порядке:
- исчислить налог за год за грузовик в обычном порядке;
- рассчитать налог, подлежащий уплате, по формуле (п. 2 ст. 362 НК РФ, Письма ФНС от 12.08.2016 № ГД-4-11/[email protected], Минфина от 25.08.2016 № 03-05-06-04/49670, от 11.08.2016 № 03-05-05-04/47021):
Сумма транспортного налога за грузовик к уплате за год
=
Сумма транспортного налога за грузовик, исчисленного за год
—
Плата в систему «Платон», уплаченная за этот грузовик, но не более начисленных сумм
Если результат равен нулю или отрицательный, сумма налога принимается равной нулю.
При этом лизингодатель не может уменьшить транспортный налог за зарегистрированный на него грузовик на плату «Платону», уплаченную за этот грузовик лизингополучателем (Письмо Минфина от 18.07.2016 № 03-05-04-04/41940).
Плата «Платону» уменьшает транспортный налог к уплате только по конкретному грузовику и на сумму налога за другие автомобили не влияет (Письмо Минфина от 11.08.2016 № 03-05-05-04/47021).
Если законом субъекта РФ, в котором зарегистрирован грузовик, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, то авансовые платежи по грузовику вы исчисляете в обычном порядке (без уменьшения на плату «Платону»), но в бюджет не уплачиваете (п. 2 ст. 363 НК РФ, Письмо ФНС от 12.08.2016 № ГД-4-11/[email protected]).
Отражение платы в расходах, учитываемых при расчете налога на прибыль (ОСНО)
Если плата в систему «Платон» окажется больше рассчитанного налога, то сумму превышения можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль (п.п.49 п.1 ст.264, п.48.21 ст.270 НК РФ) или единого налога при УСН, (п.п.37 п.1 ст.346.16 НК РФ).
В программе 1С 8.3 Бухгалтерия отражение суммы превышения платы за вред дорогам в налоговых расходах производит та же Регламентная операция «Расчет транспортного налога». Движения по данному документу:
Для тех, кто применяет ПБУ 18/02, сумма, на которую произведено уменьшение рассчитанного транспортного налога по каждому отдельному ТС грузоподъемностью свыше 12т, отражается в расходах в виде постоянной разницы:
Бухгалтерский учет
Проводки по учету платежей в систему «Платон» будут такие:
Проводка | Операция |
На дату перечисления денег в систему «Платон» | |
Д 76 — К 51 | Перечислены деньги в систему «Платон» |
На последнее число месяца | |
Д 20 (23, 25, 26, 29, 44) — К 76 | В расходах отражена плата, начисленная по грузовикам в системе «Платон» |
Авансовые платежи по транспортному налогу за грузовики, за которые вносится плата в систему «Платон», в бухучете не отражаются, так как организация их платить не должна.
Проводка по начислению транспортного налога по итогам года делается только на сумму налога к уплате:
Проводка | Операция |
Д 20 (23, 25, 26, 29, 44) — К 68 | Начислен транспортный налог за грузовик (в части, превышающей сумму платежей, начисленных в системе «Платон» за этот грузовик за год) |
Порядок действий в 1С по отражению платы по системе “ПЛАТОН”
Итак, рассмотрим порядок действий в программе 1С 8.3 Бухгалтерия по отражению платы по системе “Платон” и автоматического применения ее в качестве вычета для уменьшения транспортного налога.
Шаг 1. Регистрация транспортного средства
В карточку регистрации транспортных средств добавлены сведения о том, что автомобиль зарегистрирован в системе «Платон». На основании этих сведений в налоговой декларации автоматически появится запись о применении вычета на стоимость платы в систему «Платон»:
Шаг 2. Перечисление авансового платежа в счет платы в систему «Платон»
Шаг 3. Регистрация отчета от оператора системы «Платон» за месяц в 1С 8.3
Документ находится в разделе Покупки – журнал Отчеты оператора системы «Платон». Может заполняться автоматически по кнопке Заполнить:
В результате проведения формируются проводки:
- По зачету аванса;
- По отражению в расходах платы за вред, причиняемый федеральным дорогам на основании п.5,18 ПБУ 10/99 (в бухгалтерском учете);
- По формированию расходов на счете 97.21 «Расходы будущих периодов» (в налоговом учете) до тех пор, пока налог (авансовый платеж) не будет посчитан.
В конце налогового (отчетного) периода положительная разница между платой в систему «Платон» и величиной транспортного налога (авансового платежа по нему) может быть учтена в расходах по налогу на прибыль на основании п.49 ст.264 НК РФ:
Также запись о плате заносится в регистр накопления Расходы на «Платон».
Шаг 4. Регламентная операция Расчет транспортного налога
Формируется по окончании каждого налогового (отчетного) периода. Документ производит расчет транспортного налога (авансовых платежей), учитывая сумму налогового вычета, исходя из уплаченного сбора по системе «Платон»:
Движения по регламентному документу Расчет транспортного налога в 1С 8.3:
Справка-расчет транспортного налога в 1С 8.3является результатом регламентной операции «Расчет транспортного налога» и может быть использована в качестве налогового регистра по транспортному налогу.
Форма доступна в разделе Операции – Закрытие месяца и может быть сформирована из регламентной операции Расчет транспортного налога или из списка Справки – расчеты:
Шаг 5. Заполнение декларации по транспортному налогу
Исчисленный налог с учтенным вычетом отражается в декларации по транспортному налогу по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.12.2016 №ММВ-7-21/668:
Нет нужных строк
Основная проблема в том, что отражение платежей по системе «Платон» в декларации по транспортному налогу за 2016 год вообще не предусмотрено. Ни в этом отчете, ни в правилах его заполнения. Он утвержден приказом налоговой службы России от 20 февраля 2012 года № ММВ-7-11/99.
Таким образом, на сегодня форма декларации по транспорту безнадежно устарела. И у тех организаций, которые обязаны раскошеливаться за «Платон» по своим фурам, в действующем пока бланке декларации нет возможности отразить соответствующие вычеты.
Нормативно-правовое регулирование
С 15 ноября 2015 г. движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам указанными транспортными средствами (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ), п. 3 ст. 3, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») , .
Данная плата (в отношении российских перевозчиков) уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет (п. 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
Размер платы, а также порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
В целях реализации данной нормы Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (далее — Постановление Правительства РФ N 504) установлен размер платы, равный 3,73 руб. на один километр пути, который подлежит ежегодной индексации (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ N 504). При этом до 29 февраля 2016 г. включительно к размеру платы применяется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2022 г. включительно — 0,82 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»).
[B=63]Таким образом, размер платы до 29 февраля 2016 г. составляет 1,5293 руб/км, а в период с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2022 г. — 3,06 руб/км (Разъяснение Росавтодора «По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы «Платон»).
Постановлением Правительства РФ N 504 также утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее — Правила).
Взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы, объектом которой является бортовое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (п. п. 2, 3 Правил).
Данное бортовое устройство предоставляется оператором владельцу транспортного средства, предварительно зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, на безвозмездной основе (если владелец не использует стороннее бортовое устройство, соответствующее требованиям Минтранса России) и закрепляется за транспортным средством (п. п. 2, 5, пп. «б» п. 6 Правил). В рассматриваемой ситуации организация использует бортовое устройство, полученное от оператора.
Внесение платы оператору осуществляется до начала движения в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Постановлением Правительства РФ (п. 7 Правил).
При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме (абз. 2 п. 7 Правил).
Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре: перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные владельцем транспортного средства в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов (пп. «а» п. 6 Правил); ведет персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую определенную информацию, в частности маршрут, пройденный транспортным средством с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту, операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств (абз. 1, 2, 5 пп. «в» п. 6 Правил).
Новая форма: есть нужные строки
28 февраля 2022 года начинает действовать приказ ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668, который утвердил абсолютно новую декларацию по транспортному налогу – бумажную форму и электронный вариант отправки.
Формально ее можно применять только с отчета за 2017-й год. Однако это не совсем так. В письме от 29 декабря 2016 года № ПА-4-21/25455 ФНС разъяснила, что новый бланк можно использовать и с отчета за 2016-й год.
Самое главное: вычет за «Платон» в декларации по транспортному налогу присутствует! Новая форма отчета позволит организациям, которые делали в 2016 году взносы по системе «Платон», снизить транспортный налог за минувший год. Скачать новый бланк на нашем сайте можно здесь.
Из принципиальных новаций в бланке декларации на транспортное средство можно отметить следующее:
- платежи в «Платон» в течение 2016 года нужно показать в новой строке 290 Раздела 290 (суммировать по всем большегрузам);
- там же в новой строке 280 – код вычета, который имеют платежи в «Платон». Это – 40200.
Обратите внимание: при расчете налога по строке 300 показатель надо уменьшить на сумму вычета по строке 290.
Как уже было сказано, авансовые платежи по транспортному налогу за большегрузы вносить не нужно. Поэтому по строкам 023, 025 и 027 ставьте – «0».
Также см. «Льготы по транспортному налогу в 2016 году».
Помните: перед тем, как заполнить декларацию по транспортному налогу, «Платон» должен быть документально подтвержден.