Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105
С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется новым НПА — федеральным стандартом «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н. Подробные методические указания о применении этого стандарта разъяснил Минфин.
Ознакомиться с точкой зрения чиновников можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Также, как и раньше, в 2022 — 2022 годах нужно использовать бюджетные планы счетов: единый (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н) и частные (в т.ч. приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н).
Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».
Итак, согласно новому стандарту с 2022 года запасы разделяются на две группы:
1. Собственно материальные запасы:
- материалы;
- готовая продукция и биологическая продукция;
- товары;
- иные матценности.
2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.
Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:
- библиотечные фонды;
- живые организмы, являющиеся источником биологической продукции, рост и восстановление которых управляются и контролируются субъектом учета;
- активы, составляющие культурное наследие;
- финансовые инструменты;
- незавершенное производство, если сформировавшее его учреждение выступает в роли подрядчика.
Для них есть свои ФСБУ.
Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).
Номер разряда счета | ||||
18 | 19–21 | 22 | 23 | 24–26 |
Финансовое обеспечение | Объект учета | Группа объекта учета | Вид объекта учета | Вид поступлений, выбытий объекта учета |
Пример, счет 110532340 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения» | ||||
1 | 105 | 3 | 2 | 340 |
1 — за счет средств бюджета | 105 — материальные запасы | 3 — иное движимое имущество | 2 — продукты питания | 340 — увеличение стоимости |
Для учета НЗП используется счет 109. Незавершенку в данной статье мы рассмативать не будем. Нюансы отражения операций с готовой продукцией и товарами в статье также не рассматриваются.
О том, как бюджетное учреждение учитывает основные средства, читайте в материале «Бюджетный учет основных средств в 2020 — 2022 годах (нюансы)».
Формы первичных документов, в т. ч. по учету материалов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
Что необходимо было изменить в учете материальных запасов с 2020 года
Проверьте, все ли материальные запасы учли на балансе
Ранее материальными запасами признавались три категории объектов: материальные ценности, которые используются в деятельности учреждения, готовая продукция и товары.
Теперь к ним также относятся материальные ценности, предназначенные для обеспечения ими отдельных категорий граждан и организаций: технические средства реабилитации, лекарственные средства, медицинские изделия и др.
Отдельные материальные ценности для обеспечения граждан уже являлись материальными запасами согласно Инструкции N 157н. С другими матценностями была неопределенность, поэтому стандарт допускает наличие расхождений по составу материальных запасов по сравнению с прежними правилами.
Таким образом, учреждениям, которые исполняют полномочия по обеспечению граждан и организаций, нужно проверить порядок учета всех предназначенных для этого материальных ценностей и при необходимости перевести их на баланс.
Проводки отражайте в межотчетном периоде в корреспонденции со счетом 040130000.
Используйте дополнительную аналитику при отражении запасов
В отчетности нужно будет отражать материальные запасы по новой аналитической разбивке. Она предусматривает четыре группы материальных запасов:
— материалы;
— готовая и биологическая продукция;
— товары;
— прочие материальные запасы.
Материалами признаются только такие материальные запасы, которые используются в течение не более чем 12 месяцев либо приобретены для обеспечения отдельных категорий граждан и организаций. Состав продукции и товаров не изменился.
В проектах Минфина сейчас не предусмотрено закрепление отдельного аналитического счета за каждой группой материальных запасов. Исключать действующую аналитику по видам материальных запасов также не планируется.
Чтобы упростить задачу при составлении отчетности, отражайте материальные запасы по собственной аналитической разбивке, которая будет соответствовать новым группам.
Из состава готовой продукции выделена биологическая продукция. Для нее не предполагается вводить особый аналитический счет, поэтому отражайте ее на том же счете 10507. Если для управленческих нужд возникнет необходимость, предусмотрите дополнительный аналитический учет по ней.
Отражайте незавершенное производство по услугам и биологической продукции
По прежним правилам незавершенное производство могло быть только по готовой продукции и работам. По услугам себестоимость регулярно списывалась в счет уменьшения доходов.
Теперь учреждению нужно разработать и начать применять порядок оценки объема незавершенных услуг и доли затрат, которая на них приходится.
Незавершенное производство отражайте не по всем услугам учреждения. Распределите услуги на те, по которым результат передается постоянно при исполнении договора, и на те, по которым он может остаться незавершенным и не переданным заказчику на отчетную дату.
Например, оказание образовательных услуг может фиксироваться ежемесячно. В таком случае непереданного результата на отчетную дату не окажется. А вот по краткосрочной образовательной услуге результат может передаваться единовременно в конце срока действия договора. В этом случае затраты отражаются в составе незавершенного производства до даты начисления доходов от переданного результата.
В стандарте не указан порядок учета незавершенного производства для биологической продукции. Учреждениям-производителям нужно разработать его самостоятельно с учетом отраслевых рекомендаций. Общие правила, предназначенные для готовой продукции, на биологическую продукцию не распространяются, поскольку теперь это разные категории материальных запасов.
Учет поступления материалов
Источниками поступления материалов согласно стандарту являются:
- приобретение;
- получение от иных организаций;
- создание для использования в собственной деятельности;
- изготовление для отчуждения (реализации).
Единицу учета МПЗ учреждение выбирает самостоятельно. Это могут быть (п. 8 ФСБУ «Запасы»):
- номенклатурные (реестровые) единицы;
- партии, однородные (реестровые) группы запасов. В этом случае должен обеспечиваться аналитический учет запасов, порядок ведения которого прописывается в учетной политике.
Если к учету принимаются запасы, которые могут быть использованы более 12 месяцев, учреждение (специальная комиссия) должно определить срок их полезного использования.
Материалы приходуются учреждениями на основании первичных документов по первоначальной стоимости (до вступления в силу нового ФСБУ оценку предписывалось производить по фактической стоимости). Порядок расчета первоначальной стоимости зависит от способа поступления активов и подробно описан в пп. 19-26 ФСБУ «Запасы».
Также учреждениям предписано производить последующую переоценку запасов с созданием резерва. Правила прописаны в пп. 29-33 ФСБУ «Запасы». В некоторых случаях возможно делать реклассификацию запасов, т. е. их перенос в другую группу запасов или даже в иную категорию активов (например, в ОС). Порядок и условия закреплены в п. 27 ФСБУ.
Для отражения поступлений в плане счетов выделены отдельные аналитические счета «Материальные запасы», в разрядах 24–26 которых используется код 340 для каждого вида материалов: 010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340 (см. приказ № 174н).
Основные проводки по поступлению материалов смотрите в таблице ниже, другие транзакции можно найти в п. 34 Инструкции к плану счетов (приказ № 174н).
Проводка | Описание проводки |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов», 020834660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов» | Покупка материалов |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» | Передача материалов от вышестоящего учреждения |
Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340 — 010526340, 010531340 — 010536340, 010538340) Кт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010624340, 010634340) | Самостоятельное производство материалов, покупка по ряду договоров (стоимость материалов, транспортные затраты, консультационные услуги и т. д.) |
Что проверить по техническим уточнениям в правилах учета
Соответствие критериям активов
Запасы отражайте на балансовых счетах только при признании их активами. Если запасы не имеют полезного потенциала и не могут принести экономическую выгоду, комиссия по поступлению и выбытию активов принимает решение о прекращении их использования. Бухгалтер на его основании списывает объект с баланса.
Правила, предусматривающие учет на балансе только запасов-активов, списание с баланса объектов при прекращении их использования, а также отражение таких объектов на забалансовом счете 02, уже были закреплены в Инструкции N 157н.
Срок использования
Если материальные запасы будут находиться в эксплуатации в течение более чем 12 месяцев, комиссия по поступлению и выбытию активов должна определить конкретный срок их полезного использования.
Аналогичную обязанность уже предполагала Инструкция N 157н. Однако прежде не было единого ориентира, для материалов с какой именно продолжительностью использования необходимо установить конкретный срок эксплуатации.
Единицы учета
Запасы отражайте в учете по индивидуальным наименованиям либо группой.
Учетную группу можно создать в том случае, если запасы однородные, то есть сходные по признакам, минимально необходимым для их идентификации в учете. Насколько детальными должны быть сходства, определяйте исходя из потребностей учреждения в контроле сохранности и движения запасов, а также потребностей пользователей отчетности.
Группы запасов можете создавать по партиям, в которых они поступили, или независимо от даты их поступления. Право разрабатывать дополнительные способы группировки теперь не применяется.
Первоначальная стоимость
Проверьте, соответствует ли применяемый вами порядок определения первоначальной стоимости запасов правилам стандарта.
Если приобретаете несколько объектов материальных запасов, распределяйте пропорционально их стоимости любые расходы, связанные с такой покупкой. Ранее подобный порядок был предусмотрен только в отношении затрат на заготовку и доставку.
Авансы в иностранной валюте учитывайте в первоначальной стоимости запасов по курсу на дату оплаты. Такой порядок уже применялся по основным средствам.
Если материальные запасы получили по необменной операции и не можете оценить их рыночную цену, отражайте их в учете по стоимости, которую указала передающая сторона. А если та не сообщит эти сведения, пользуйтесь общим правилом учета материальных запасов в условной оценке.
При обмене запасов на некоммерческих условиях (кроме оплаты деньгами или их эквивалентами) материальные запасы отражайте по данным бухучета о стоимости переданных взамен активов. Аналогичный порядок уже применялся по основным средствам.
В первоначальную стоимость продукции и других материальных запасов, которые изготовило учреждение, не включайте сверхнормативные потери и затраты на хранение вне производственного процесса.
Изменение стоимости и реклассификация
При отчуждении запасов (кроме товаров и готовой продукции) в пользу небюджетной организации переоцените их до справедливой стоимости. Такое правило уже предусмотрено в Инструкции N 157н.
При переводе запасов в другую группу или категорию объектов учета их стоимость не изменяйте, а проводки по выбытию и поступлению отражайте одновременно.
Как списать материальные запасы в бюджетном учреждении: порядок списания
Списание запасов происходит:
- при их их потреблении (использовании) в деятельности учреждения (в том числе при изготовлении иных нефинансовых активов, отчуждении готовой продукции, биологической продукции);
- принятии решения о списании государственного (муниципального) имущества;
- принятии решения больше не использовать объект в качестве запасов и прекращении получения от него экономических выгод;
- передаче другой организации госсектора;
- продаже (дарении), обмене, распространении.
- по иным предусмотренным законом основаниям.
Списание стоимости материальных запасов может происходить двумя способами:
- по стоимости каждой единицы;
- средней стоимости.
Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года.
Прядок выбытия материалов детально прописан в пп. 34-41, а правила их оценки при выбытии — в пп. 42-43 ФСБУ «Запасы».
Опишем на примере, как списать материальные запасы в бюджетном учреждении.
Пример
На складе школы находится 5 метров рулонного ватмана по цене 150 руб. за метр, 7 метров ватмана по цене 177 руб. за метр. Дополнительно в начале месяца было закуплено еще 10 метров ватмана по цене 168 руб. за метр. За месяц использовано 15 метров ватмана. Определим среднюю фактическую стоимость 1 использованного метра ватмана и общую сумму затрат.
Средняя фактическая стоимость 1 метра равна:
(5 × 150 + 7 × 177 + 10 × 168) / (5 + 7 + 10) = 166,8 руб.
Общая сумма затрат на использованный ватман равна:
166,8 × 15 = 2 502 руб.
Для отражения транзакций выбытия также используются отдельные счета аналитического учета счета «Материальные запасы», заканчивающиеся на 440 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих материалов.
Проводка | Описание проводки |
Дт 040120272 «Расходование материальных запасов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960272, 010970272, 010980272, 010990272) Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) | Использование материалов в текущей деятельности или при производстве |
Дт 040110172 «Доходы от операций с активами» Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) | Продажа материалов (кроме готовой продукции и товаров), а также списание из-за непригодности, при недостаче |
Дт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440 — 010526440, 010531440 — 010536440) | Передача материалов от головного учреждения подведомственному |
О том, как ведется учет материалов в коммерческих организациях, читайте в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».
Информация о запасах в отчетности, первое применение ФСБУ «Запасы»
В своей отчетности в части запасов учреждение должно раскрывать информацию (п. 44 ФСБУ «Запасы»):
- об учетной политике, принятой для оценки запасов, включая методы расчета себестоимости;
- общей балансовой стоимости запасов в разрезе групп запасов с разделением на учитываемые по первоначальной, нормативно-плановой и справедливой стоимости;
- сумме запасов, признанных в расходах в отчетном периоде;
- сумме, на которую начислен и уменьшен резерв под снижение стоимости матзапасов;
- балансовой стоимости запасов, заложенных в качестве обеспечения исполнения обязательств.
Применять ФСБУ «Запасы» учреждения должны с 2022 года. При этом (пп. 45-47 ФСБУ «Запасы»):
- Объекты учета, ранее не считавшиеся запасами или числящиеся за балансом, но соответствующие критериям признания таким активом на 01.01.2020, нужно отразить на балансовых счетах по первоначальной стоимости. При необходимости производится реклассификация или переоценка запасов, учтенных до первого применения ФСБУ.
- Финансовый результат, полученный в результате этих операций, отражается на начало отчетного периода в качестве корректировки финансового результата прошлых лет. Результаты такой корректировки раскрываются в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно.
- Информация по поступлениям и выбытиям запасов за годы, предшествующие первому применению стандарта, не пересчитывается.
Учет запасов учреждения: особенности признания (принятия) запасов.
Согласно п. 100 Инструкции № 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету запасов учреждения по фактической стоимости. В то же время п. 13 ФСБУ «Запасы» установлено, что активы, относящиеся к запасам, принимаются к бухгалтерскому учету запасов учреждения по первоначальной стоимости. Имеется ли разница между фактической стоимостью и первоначальной? Давайте посмотрим.
Обратимся к п. 102 инструкции, которым установлено, что фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:
– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); – суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; – таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; – вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; – иные суммы, поименованные в данном пункте.
Из положений п. 19 ФСБУ «Запасы» следует, что первоначальная стоимость материальных запасов, приобретенных в результате обменных операций или созданных субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных вложений, поименованных в данном пункте (схожи с указанными в п. 102 Инструкции № 157н). Таким образом, можно сделать вывод, что понятия «фактическая стоимость» материальных запасов и их «первоначальная стоимость» – схожи. Однако все же здесь Стандарт «Запасы» устанавливает особенности принятия запасов к учету, которые не содержатся в Инструкции № 157н, но которые, безусловно, нужно учитывать. Рассмотрим их кратко.
Учет запасов учреждения.
Обращаем ваше внимание на то, что если государственным контрактом (договором) на поставку (приобретение) материальных запасов учреждению предусмотрена отсрочка платежа на период, превышающий 12 месяцев, то разница между стоимостью при оплате без отсрочки платежа и стоимостью при оплате с ее учетом признается в качестве расходов на уплату процентов, за исключением случаев, когда такие проценты включаются в первоначальную стоимость запасов в соответствии с требованиями, предусмотренными другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 15 ФСБУ «Запасы»).
У субъектов учета, осуществляющих в соответствии с решением о централизации закупочной деятельности, принятым в порядке, установленном законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, функции и полномочия по закупке материальных запасов для нужд других организаций государственного сектора (фактических получателей закупаемых материальных запасов), расходы по доставке до центральных (производственных) складов (баз) и (или) грузополучателей согласно установленной ими учетной политике не включаются в фактически произведенные вложения (первоначальную стоимость) приобретаемых материальных запасов и отражаются в составе расходов, относимых на финансовый результат текущего периода.
Здесь же хотелось бы остановиться на указанных в ФСБУ «Запасы» особенностях определения первоначальной стоимости материальных запасов:
– приобретаемых в результате необменных операций (п. 22); – полученных в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества (п. 23); – полученных субъектом учета от собственника (учредителя) или от иной организации государственного сектора (п. 24).
Так, первоначальной стоимостью материальных запасов, приобретаемых в результате необменной операции, является их справедливая стоимость на дату приобретения, определяемая методом рыночных цен. При его использовании справедливая стоимость материальных запасов рассчитывается на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами, совершенных без отсрочки платежа.
При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, сформированные комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета самостоятельно путем изучения в отношении приобретенных (поступивших) материальных запасов рыночных цен в открытом доступе.
При определении справедливой стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта запасов комиссией по поступлению и выбытию активов субъекта учета используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов запасов.
В случае если материальные запасы, полученные в результате необменной операции, не могут быть оценены по справедливой стоимости, их первоначальная стоимость оценивается на основании данных об их стоимости, предоставленных передающей стороной. В случае если передающая сторона данные о стоимости передаваемых в результате необменной операции материальных запасов по каким-либо причинам не представила, либо невозможно определить справедливую стоимость материальных запасов на дату получения, такие активы отражаются в составе запасов в условной оценке «один объект – 1 руб.».
Если у учреждения остаются материалы в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества, то их первоначальная стоимость определяется на дату принятия к бухгалтерскому учету в порядке, аналогичном предусмотренному п. 10 ФСБУ «Запасы». При этом расходы субъекта учета, связанные с демонтажем (разборкой), ликвидацией (утилизацией) имущества, в результате которых принимаются материалы, а также расходы по их транспортировке, сортировке, иные аналогичные расходы по приведению в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не учитываются при определении первоначальной стоимости материалов.
Материальные запасы, полученные субъектом учета от собственника (учредителя) или от иной организации государственного сектора, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем)), – по стоимости, отраженной в передаточных документах (п. 24 ФСБУ «Запасы»).
Итоги
Ведение бухгалтерского учета в БУ строго регламентировано нормативными актами. С 2022 года оно подчинено новому ФСБУ «Запасы». Перед тем, как начать его применять, нужно проанализировать прежние правила учета и сделать необходимые корректировки.
Источники: Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.