В статье «Как покупателю отразить недопоставку, выявленную после приемки товаров» эксперты 1С рассказывали, как покупателю с помощью Акта о расхождениях (ТОРГ-2) отразить в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 недопоставку товаров, выявленную после приемки. В этой статье рассматривается порядок выставления покупателям в программе электронного ТОРГ-2. Применение электронного документооборота (ЭДО) особенно актуально в текущих условиях распространения коронавирусной инфекции, когда приоритетным становится бесконтактный способ обмена документами с контрагентами — современный, оперативный, безопасный и соответствующий законодательным требованиям.
Заполнение акта о расхождении в 2022 году
Заполнение первой страницы формы ТОРГ-2
В начале документа пишутся сведения о компании, в которую прибыл товар:
- ее полное наименование,
- адрес,
- телефон,
- код ОКПО,
- вид деятельности,
- структурное подразделение, осуществившее приемку груза
- ссылку на документ, послуживший основанием к составлению акта (обычно это приказ или распоряжение директора).
Все вносимые данные должны быть идентичны тем, что прописаны в учредительных бумагах.
Акту нужно присвоить номер и вписать в бланк дату его написания. Строки справа, отведенные для утверждения, заполняет руководитель фирмы.
Далее, в пункте «Место приемки» указывается фактический адрес получения груза, отмечается дата привоза и ссылка на сопроводительные документы (с указанием их наименования, номера, даты создания). Тут же вписывается способ вызова представителя отправителя товара и заполняются строки, посвященные грузоотправителю, производителю, поставщику – везде надо указать соответствующее название предприятия, адрес, контактный телефон.
Если продукция была застрахована, это также нужно отметить, вписав сведения о страхователе.
В следующую часть акта вносятся:
- данные о документах, на основании которых произведена поставка (ссылка на договор, номер счета-фактуры, также при необходимости следует внести номер железнодорожной накладной, ветеринарного свидетельства, коммерческого акта);
- способ доставки (ж/д, водный или воздушный транспорт, автомобиль и т.д.);
- дата отправления;
- некоторые подробности о месте загрузки (склад, пристань, станция, терминал и т.п.).
Ниже идет таблица, в которую нужно вписать точное время отбытия и прибытия, вскрытия, выдачи груза (вплоть до минут). Если в период разгрузки были какие-то паузы, это тоже надо отметить.
Заполнение второй страницы формы ТОРГ-2
Вторая страница формы ТОРГ-2 начинается с внесения сведений о состоянии транспортного средства, а также наличии ярлыков, пломб и пр. маркировок на продукции.
Далее в таблицу вносятся данные о:
- оттисках на грузе,
- количестве занимаемых мест,
- виде упаковки (мешок, ящик, контейнер, паллета и т.п.),
- наименовании товара,
- всё, что касается веса (единица измерения, нетто-брутто).
Если есть какие-то особые дополнительные сведения, их следует вписать в последний столбик. Под таблицей надо указать были ли зафиксированы факты нарушения целостности пломб или ярлыков.
Вторая таблица на этой странице акта касается собственно сведений о расхождении: сначала сюда вносятся показатели из сопроводительных документов, заполненных отправителем, затем те, которые были получены при проверке поступившего груза. В итоге вписывается расхождение (со знаком + или -).
Еще одна таблица содержит детальные сведения о товаре (если наименований несколько, то для каждого из них в ней отводится отдельная строка). Сюда вносятся:
- его название,
- номер места в транспортном средстве,
- единица измерения (прописью и в виде кода),
- артикул (при наличии),
- сорт,
- количество,
- цена (за единицу),
- общая сумма.
Заполнение третьей страницы формы ТОРГ-2
На третьей странице акта указываются следующие сведения.
- Информация об условиях хранения и транспортировки. Сюда можно вписывать любые параметры, способные повлиять на качество товара: температуру, влажность, освещенность, воздухообмен и т.д.
- Состояние упаковки и маркировки в момент внешнего осмотра, а также соответствие проштампованных клише маркировке отправителя.
- Дата вскрытия тары, а также утверждается (или не утверждается) то, что оттиски и пломбы соответствуют состоянию, указанному в грузосопроводительных бумагах.
- Сведения о проверке (выборочная она была или полная) и каким способом проводилась; если проверка носила выборочный характер, то нужно написать основание для ее проведения.
В таблицу на странице три нужно написать данные о тех параметрах груза, которые зафиксированы на момент приемки: сорт, артикул, количество, цена, сумма.
Если был выявлен брак или бой груза, это тоже следует внести.
Затем регистрируются отклонения (недостача или излишки – количество, сумма разницы) и номер паспорта изделия, если таковой имеется.
Заполнение четвертой страницы формы ТОРГ-2
Четвертая страница включает в себя:
- сведения об определении количества товара (каким путем оно проводилось: взвешивание, подсчет и т.п.);
- сведения о месте данной операции;
- использованные в процедуре приборы (их наименование, тип, номер, клеймо);
- вписать характер выявленных расхождений (недовес, перевес, плохое качество, дефекты, бой и т.п.);
- заключение комиссии (обычно тут указывается информация о том, следует ли предъявлять кому-либо претензии и если да, то кому именно).
Последняя часть акта содержит
- сведения о членах комиссии, присутствовавших при его составлении: пишутся их должности и ФИО,
- а также данные о представителе грузоотправителя (его должность, ФИО и ссылка на доверенность).
Если к акту прилагаются какие-то дополнительные подтверждающие документы, то их количество нужно внести в бланк.
Затем все подписывается главным бухгалтером фирмы, и в завершении выносится вердикт руководителя.
Как в 1С сделать возврат товара поставщику
Отправляемся в раздел «Покупки» (метка № 1), кликаем на гиперссылку «Возвраты поставщикам» (метка № 2), чтобы открыть перечень документов.
В открывшемся окне имеется ключевая кнопка «Возврат» (метка № 3), в выпадающем меню выбираем пункт «Покупка, комиссия» (метка № 4). Откроется форма документа для заполнения.
В открывшемся документе следует указать наименование вашей организации (метка № 5), склад (метка № 6), наименование поставщика (№ 7) и реквизиты договора с поставщиком (метка № 8).
Чтобы заполнить табличную часть накладной, следует нажать кнопку «Добавить» (метка № 9). Выбрав номенклатуру (метка № 10), указать:
- количество (метка № 11);
- покупную цену (метка № 12);
- ставку налога на добавленную стоимость (метка № 13) — 20%, 18%, 10% (указываем ту же ставку, что и при поступлении возвращаемого товара).
Не забываем «Записать» и «Провести» (метки 15 и 16). Несмотря на то, что счет учета (метка № 14) будет подставлен автоматом, его надо перепроверить, просмотрев проводки, нажав на кнопку «ДтКт» (метки № 17).
Убедившись в том, что проводки соответствуют нормативным — Дебет 76-2 (метка № 19) Кредит 41-1 (метка № 18), — списываем покупную стоимость без НДС (метка № 20) и начислим начислен НДС (метка № 21) по Дебету 76-02.
Счет 76-02 автоматически подставляется в документ во вкладке «Расчеты» (метка № 22).
Образец заполнения бланка ТОРГ-2
Нельзя сказать, что заполнение данной формы имеет какие-то сложности. Однако практика показывает, из-за большого объема информации здесь часто допускаются ошибки. Форма ТОРГ-2 состоит из четырех страниц, в каждой из которых необходимо указывать определенные данные. Чтобы заполнение было понятным, разберем данный процесс поэтапно. Ниже мы составили небольшую инструкцию, что нужно указать в каждом из листов бланка.
Лист ТОРГ-2 | Что нужно вписать |
Титульный |
|
Второй | Эта часть документа предназначена для сведений о состоянии транспортного средства, привезшего покупку. А также о целостности печатей, ярлыков, маркировок и т.д. Сюда же внесите сведения:
|
Третий | На этой странице подаются данные о том, могли ли внешние условия повлиять на качество или количество товара.
|
Четвертый |
|
Оформляем возврат «на основании»
Удобнее всего оформлять возврат товаров поставщику в «1С 8.3 Бухгалтерия» на основании документа поступления. Чтобы открыть нужный перечень, отправляемся в «Покупки» (метка № 1) — гиперссылка «Поступления (акты, накладные)» (метка № 2).
Выбрав курсором мыши нужное поступление (метка № 3), нажимаем «Создать на основании» (метка № 4), выбираем из выпадающего меню «Возврат товаров поставщику» (метка № 5). Откроется уже заполненная форма.
Документ, созданный на основании, уже заполнен. Проверив, можно скорректировать количество (метка № 6), провести возврат (метка № 7), проверить схему проводок, нажав «ДтКт» (метка № 8).
Реализована корректировка расчетов в 1С: списание по кредиту 41-01 (метка № 9), корректировка расчетов (Дебет 60-01 Кредит 76-02 (метка № 10), начисляется НДС (метка № 11).
Что такое и для чего нужен акт ТОРГ-2
Когда приобретенную продукцию привозят на склад и начинают разгружать, вполне вероятно, что могут возникнуть несоответствия. Они бывают между тем, что заявлено в накладных и реально доставленным грузом. В этом случае работа по передаче покупки на склад притормаживается, и покупатель составляет акт о расхождениях. Он формируется на бланке формы ТОРГ-2, утвержденном постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. Но это если речь идет о внутрироссийских поставках.
На основании указанного документа покупатель предъявляет свои претензии продавцу. Поэтому к правильности процедуры признания несоответствия и к акту нужно отнестись со всей внимательностью.
Последствия в учете НДС у Поставщика
Поставщик:
- выставляет корректировочный СФ на уменьшение;
- отражает вычет НДС в Книге покупок
в периоде корректировки и не позднее 3-х лет с даты корректировки.
Для вычета необходимы документы (договор / соглашение, иной первичный документ).
- возвращаемая из-за недопоставки переплата НЕ аванс в целях НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 169 НК РФ, п. 13 ст. 171 НК РФ, п. 10 ст. 172 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 31.08.2012 N 03-07-15/118).
Как оформить возврат товара нескольким поставкам
Как в 1С отразить возврат товара поставщику при нескольких поступлениях, основываясь на нескольких приходных документах. Прежде всего надо заполнить возврат от одного поступления, после этого, нажав «Заполнить» (метка № 1), выбрать из выпадающего меню «Добавить из поступления» (метка № 2).
Откроется список поставок от данного контрагента. Находим в перечне нужный документ (метка № 3), нажать «Выбрать» (метка № 4) – и товарные позиции из этого документа добавятся в табличную часть. Для добавления товаров из иных документов повторить операцию. При необходимости исправить количество и провести документ.
Еще одна особенность
Составить и подписать электронный акт может только ответственный за принятие ТМЦ сотрудник со стороны покупателя. Такой вариант взаимодействия между контрагентами возможен, если иное не обусловлено договором поставки.
А вот вариант, когда электронный акт подписывает водитель, сопряжен с техническими сложностями. Ведь для этого транспортным компаниям необходимо обеспечить своих сотрудников электронными подписями и средствами для удаленной работы с сервисами ЭДО. Хотя на рынке ЭДО уже сейчас есть бизнес-решения, позволяющие подписывать водителю транспортные документы, используя простую электронную подпись. Но возможен также вариант с исключением водителя из цепочки подписантов акта. Здесь все будет зависеть от условий договора поставки, в рамках которого, как правило, фиксируется порядок работ в случае выявления расхождений.